Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликты и способы их разрешения




(опасность дорожных конфликтов, динамический и статический аспекты, агрессивность, конкурентность, Недисциплинированность, конфликтогены, тактика в конфликте, как избежать конфликт, виды конфликтов, глазомер, прогнозирование)

Развитие мирового автомобилестроения, увеличение числа автомобилей на дорогах является причиной многих проблем, в том числе социально-психологических. Рост интенсивности дорожного движения ведет к повышению тесноты взаимодействия его участников. Естественным следствием тесноты служит конфликтность: кроме физических столкновений, имеют место напряженные ситуации между участниками дорожного движения, состоящие в обостренном эмоционально-информационном обмене с последствиями, тяжесть которых иногда превышает столкновение машин. И то и другое суть конфликта.

Опасность дорожных конфликтов очевидна, – они существенно снижают качество дорожного движения, становятся причиной ДТП и часто сами являются происшествием. Немало дорожных конфликтов содержит в себе криминальную составляющую; многие имеют юридическое продолжение. Повышенной конфликтностью дорожного движения пользуются антисоциальные элементы, провоцируя столкновения и принуждая водителей расплачиваться за мнимый ущерб, нанесенный изощренно подставленному автомобилю или пешеходу.

Конфликты – явление неизбежное, но борьба с ними, их предупреждение и смягчение необходимы, поскольку они несут с собой упадок культуры, снижение безопасности и эффективности автомобильных поездок и перевозок.

Дорожные конфликты – это порождение дорожного движения, которое представляет собой взаимодействие его участников, способ существования специфической общности людей – пользователей дорог. Эта общность мало структурирована и разделена на категории водителей различных транспортных средств (автомобилистов, мотоциклистов), велосипедистов и пешеходов. Структура дорожного сообщества имеет динамический и статический аспекты.

Динамический аспект представлен кратковременными группировками участников движения – транспортными потоками.

Статическая структураавтомобильной общности воспроизводит структуру и культуру взрослой и более богатой части общества в целом, включающей мужчин и женщин, статусное распределение людей, обусловленное престижностью автомобиля. Отношения внутри дорожного сообщества отражают его дифференциацию и выстраиваются по законам межгруппового взаимодействия, например, водители не особенно любят пешеходов, а пешеходы – водителей. Отношения среди автомобилистов недостаточно партнерские и демократические.

Агрессивность– это преднамеренное повышение риска столкновений, мотивированное нетерпением, раздражением, враждебностью или стремлением сэкономить время. Агрессивные водители значительно превышают установленную скорость, выполняют несколько рискованных маневров одновременно, лихорадочно перестраиваются из одной полосы в другую, вплотную приближаются к впереди идущей машине или обгоняют по обочине. Согласно многочисленным данным, количество агрессивных водителей относительно постоянно и составляет около 6%.



Конкурентность, свойственная значительной части водителей, имеет две формы: «межличностную» и «один против всех».

Недисциплинированность водителя или пешехода ведет к конфликтам, поскольку нарушение порядка ущемляет права других участников дорожного движения и угрожает их безопасности.

Ключевым фактором предрасположенности к конфликтам выступает низкий уровень коммуникативной компетентности водителя, его нежелание и неумение согласовывать свои действия с другими водителями и пешеходами, непонимание дорожного движения как социальной системы.

К числу конфликтогеновотносятся также физические дорожно-ситуативные факторы: перегруженность дорог транспортными средствами и пешеходами, низкое качество дорог, их аварийное состояние.

Учитывая многообразие ситуаций и разнопорядковость конфликтных предпосылок, целесообразно разделить всю их совокупность на ряд категорий. Во-первых, относительно стабильные факторы, которые связаны с личностными особенностями участников дорожного движения и психологией дорожного сообщества. Во-вторых, ситуативные факторы, которые порождаются психическим состоянием людей во время движения, а также качеством дороги, ее оборудованием в отношении безопасности. В-третьих, способы провоцирования конфликта, то есть конкретные действия, которые непосредственно порождают конфликт, или переводят незначительное недоразумение в острую коммуникативную форму.

Дорожный конфликт как предмет социально-психологического исследования представляет собой комплекс специфических свойств, которые соотносятся с теоретическими положениями социальной психологии и доступны для ее методов: речь идет о конфликтных поведенческих проявлениях и соответствующих социально-психологических механизмах. Подобный подход ограничивает конфликт специфическими коммуникативными ситуациями, которые характерны для дорожного движения, исключая те трудные ситуации, которые лишены элемента взаимодействия между участниками дорожного движения.

Дорожный конфликт происходит между незнакомыми людьми, нередко являясь межгрупповым. Он носит аффектоподобный характер и часто не приводит к какой-либо интеграции конфликтующих сторон, не находит своего разрешения, быстротечен и ограничивает возможность вмешательства третьей стороны. Отмечаются две основные разновидности дорожного конфликта: агрессивная и конкурентная.

Сохраняйте спокойствие. Это лучшая тактика в конфликте на дороге.

По случайности слегка зацепить чужую машину может каждый. Но если в цивилизованных странах водители просто обмениваются телефонами своих страховых компаний и едут дальше, то у нас на помятое крыло или разбитую фару автовладелец зачастую реагирует дикой бранью и угрозами в адрес обидчика. Как вести себя в подобных ситуациях?

Выразить свои эмоции парой-другой крепких слов - вполне естественно для пострадавшего в ДТП. Но не делайте угрожающих движений и не отвечайте руганью на ругань. Скажите себе: "Стоп!" Глубоко вдохните и медленно выдохните. Посчитайте в уме до десяти.

Гораздо эффективнее можно погасить конфликт, поняв мотивы агрессивного поведения оппонента и, исходя их этого, построив собственную тактику. Возможно, авария для него просто стала поводом, чтобы выплеснуть накопившиеся усталость и раздражение. Это можно почувствовать по монологу, как правило, больше направленному на себя самого: "Еду, никого не трогаю, и на тебе!", "Да что же это такое - только вчера из ремонта, и опять!" А к вам относятся риторические вопросы: "Ты что, не смотришь, куда рулишь?", "Ну кто же из левого ряда направо поворачивает?" и т.п.

В этом случае лучше всего дать человеку выговориться, всячески демонстрируя понимание и сопереживание: "Конечно, я бы и сам на вашем месте расстроился", "Вижу, вас все достали. Меня тоже. Поэтому, наверно, от дороги и отвлекся". Таким образом, вы превращаетесь для него из врага в единомышленника. В результате, не находя "подпитки" в виде ваших возражений, злость у оппонента быстро уляжется, а появится, не исключено, чувство вины за свою первоначальную грубость. И вполне возможно, что в конечном счете проблему компенсации ущерба удастся решить с минимальными для вас финансовыми потерями.

 

Нередко агрессия применяется как довольно эффективный (особенно в отношении людей робких и деликатных) способ выжать из виновника ДТП завышенную сумму на ремонт. Это наверняка проявится в угрозах противника, адресованных не так вам лично, как вашему кошельку. Смысл речи будет состоять приблизительно в том, что вам, мол, лучше сразу заплатить столько, сколько он требует, потому что в в техцентре все равно насчитают больше. Не исключены также намеки на его "друзей", которые так или иначе заставят вас расплатиться.

Опять-таки не грубите в ответ, но и не идите у него на поводу. Он хочет уладить дело без вмешательства "гаишников"? Бога ради, но тогда пусть называет реальную, а не заоблачную цену. А вам спешить некуда. Постарайтесь выразить свою позицию корректно, но достаточно твердо. Угрозы принимайте иронически. Порой, чтобы охладить пыл противника, достаточно саркастической улыбки. Неплохой прием - вежливая просьба повторить или пояснить сказанное. Не "а ну повтори, гад, что ты сказал!", а "простите, ваше обещание зарыть меня в асфальт - не помните, ваше обещание зарыть меня в асфальт - не помните, на какую статью Уголовного кодекса это тянет?"

Кроме того, нелишне дать понять, что за вами тоже стоит некая сила. Очень хорошо помогает в таких ситуациях мобильный телефон. Особенно если извлечь его из кармана в разгар кровожадного монолога оппонента и спокойно отойти на пару шагов или вообще сесть в свою машину, чтобы "позвонить". А затем так же спокойно вернуться: "Извините, я отвлекся. На чем мы остановились?". Все это сбивает темп конфликта, делает его односторонним (вы выступаете лишь в роли зрителя) и лишает противника уверенности в себе.

Наконец, причины ДТП не всегда бывают абсолютно ясными, и зачастую второй участник происшествия тоже не без греха. В такой ситуации скандал призван отвлечь внимание от его собственных действий перед столкновением и возложить вину только на вас. Это тоже можно определить по характеру нападок. Противник, скорее всего, опять -таки будет настаивать на решении вопроса до приезда сотрудников ГИБДД, но компенсацию с вас запросит в разумных пределах, а то и ниже.

Имейте в виду эти нюансы. Если оппонент так суетится, то, может, он и сам не прав? Возможно, имеет смысл как раз подождать официального разбирательства?.. А уж если вы изначально уверены, что вина была обоюдная, тогда нелишне ответить на вызов и постараться перехватить инициативу. Дескать, "разбежаться" можно, но никто никому не платит, поскольку оба хороши. Такой вариант не устраивает? Тогда хватит нервничать - подождем "гаишников". Высказывать это следует непреклонно, но в тактичной форме, не опускаясь до уровня противника. При этом не позволяйте себе выпадов личного характера, не унижайте его достоинство и не загоняйте в угол - оставьте оппоненту возможность отпустить, сохранив при этом лицо. Ведь ваша цель - разрядить конфликт, а не усугубить его.

Сохраняя спокойствие и не вступая в конфликты, вы можете избежать неприятных последствий. Для этого рекомендуется следующее:

· На дороге всегда ведите себя вежливо.

· По возможности старайтесь держаться подальше от агрессивного водителя.

· Не нарушайте дистанцию, не соревнуйтесь с едущей впереди машиной - это может привести к конфликту.

· Не реагируйте на угрожающие жесты, которые могут быть неправильно поняты.

· Не смотрите в глаза разъяренному водителю.

· Не останавливайтесь, чтобы "разобраться" с другим водителем.

 

Если вы попали в конфликт на дороге, НИКОГДА:

· Никогда не опускайте окно автомобиля.

· Не выходите из автомобиля и не поддавайтесь на провокации, даже если другой водитель вышел из машины и направляется к вам.

 

Как сгладить конфликт на дороге:

· Принесите извинения, показав искреннее сожаление и раскаяние. Как вариант – возите с собой в салоне табличку Извините. В таком случае вероятность того что вас простят и уедут дальше возрастает.

· Если водитель все же выходит к вам с разъяренным выражением лица, то успокойтесь, примите смиренный вид. Будьте готовы вызвать милицию. Ни в коем случае не выходите из машины и не опускайте стекло, заблокируйте предварительно все двери. Ни в коем случае не показывайте свое раздражение или готовность к насилию.

· После того как водитель выговорится, он обязательно уедет. В таком случае подождите пару минут, и возвращайтесь к движению.

 

Если вас кто-то подрезал или напоганил на дороге, то: сделайте несколько глубоких вдохов. Если гнев не прошел, остановите машину на обочине и подождите, пока не успокоитесь.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 36; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.91.86
Генерация страницы за: 0.092 сек.