Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтаксические нормы




 

Выбор форм управления.

 

Выбор правильной формы управления едва ли не самое трудное в современной устной и письменной речи. Управлением называется такая разновидность подчинительной связи, при которой зависимое слово выбирает тот или иной падеж по «требованию» грамматически ведущего (главного) слова. Ошибки, связанные с нарушением норм управления, весьма часты и в большинстве своем определяются следующими обстоятельствами:

 

- неразличением смысла близких, но не тождественных слов: «Важно различить друзей от врагов». Неправильный выбор формы управления стал следствием смешения глаголов отличать – различать.

 

- ложной смысловой аналогией (следствие речевой небрежности). Типичные и весьма распространенные ошибки - «отмечал о том», «подчеркивал о том», «объяснял о роли», «остановился о сторонах» - возникают из-за того, что в сознании говорящих глагол «говорить» (говорить о чем) семантически отождествляется с глаголами «отмечать», «подчеркивать», «остановиться», «объяснять». Иногда причиной ошибки может стать целая синонимическая конструкция. Так, распространенная речевая ошибка «уверенность в победу» родилась под влиянием конструкции «вера в победу».

 

Таким образом, чтобы избежать ошибок в форме управления, следует знать лексическое значение слова, различать синонимические варианты слов и синтаксических конструкций, в соответствии с этим осуществлять выбор нормативной падежной формы зависимого слова. В случае затруднения нужно обращаться к справочной литературе.

 

Наиболее распространенные формы управления.

аллергия - на что-л.; альтернатива - чему?; аннотациячего-л.; анфас – наречие, употребляется с глаголом без предлога (рисовать анфас); аэропортв чем? где? (в аэропорту);

бало чем? на чем? (о бале, на балу); беспокоитьсяо ком-л.; благодарякому? чему?;

вераво что-л.; вопрекичему-л.; высказываниепо чему-л.;

директорчего-л.; дисгармонировать - с чем?; дискутироватьо чем?;

жаждачего? (жажда чтения); жалобана кого-л.;

заведующийчем-л.; заплатитьза что? (заплатить за проезд);

 

избегатького? чего?; иммунитетк чему-л.; исходитьиз чего-л.;

 

касатьсякого-л.; контракто чем? на что?; контрольза/над чем? кем?; курироватького-л.;

 

наблюдениеза чем? кем?, над чем? кем?; надзиратьза кем? чем?; нарадоватьсякем? чем?, доп. – на кого? на что?; невериево что?;

 

обижатьсяна кого? что?; обосноватьчто? чем?; обращать вниманиена что-л., на кого-л.; оплатачего? (оплата труда); оплатитьчто? (оплатить проезд); оскорбитьсячем?; отзыво чем? (отзыв о книге); относитьсяк кому-л.; отталкиватьсяот чего-л.; отчитатьсяв чем-л., о чем-л., перед кем-л. (отчитаться в расходах, о работе, перед начальником);

 

памфлетна кого? на что?; панихидапо кому?; платитьза что? (платить за покупки); порицатьза что-л.; портв чем? где? (в порту); постановитьчто-л.; превосходствонад кем-л.; преимуществоперед кем? чем?; пренебрежениекем? (чем?), к кому? чему?; пренебречькем? чем?; преобладатьнад чем?; препятствоватьчему-л.; претендоватьна что?; претензияк кому? чему?; приверженностькому? чему?, к кому? чему?; приемлемыйдля кого? чего?; примерчего? для кого, чего?; приоритетв чем?;

 

разобщенныйс кем? чем?; разочароватьсяв ком? в чем?; рассказатьо чем-л.; реликвиичего?; рецензияна что? (рецензия на сочинение);

 

свойственныйкому-л.; сделать отчето чем-л.; скучать - о ком? по кому?; стимулдля чего? к чему?;

 

талантк чему?; тенденциячего?; тормозитьчто-л.; точка зренияна что-л.; тревожитьсяза кого-л.;

 

уверенностьв чем-л.; уделять вниманиекому-л., чему-л.; удивленчем-л.; удивлятьсячему-л.; указатьна что-л.; уплатитьза что-л. (уплатить за проезд, за покупки); упрекатьв чем-л.;

 

характеристикакого-л.; характерныйдля кого-л.; чутьечего? на что? к чему?

 

 

Употребление предлогов

 

Часто нарушение синтаксических норм связано с неправильным выбором предлога. Нередко не учитывается наличие антонимичных отношений между предлогами в – из,

нас. Вместо правильного сочетания слов «приехал из Москвы» в речи можно встретить «приехал с Москвы».

При выборе правильного предлога следует учитывать следующее.

 

- Предлог в показывает, что движение направлено внутрь чего-либо (в школу, в сад, в город) или обозначает пребывание внутри (в школе, в саду, в городе). Предлог из обладает противоположным значением: из школы, из сада, из города.

 

- Предлог на указывает, что движение направлено на поверхность (на дерево, на стол), или означает пребывание на поверхности (на палубе, на крыше). Предлог с(со) означает движение с поверхности: с дерева, со стола, с крыши.

Особо нужно отметить употребление предлогов в и на в географических названиях:

а) предлог в употребляется с названиями государств, регионов, краев, областей, городов, сел: в Англии, в деревне Малиновка, в Гомельской области;

б) предлог на употребляется с названиями островов, полуостровов: на Камчатке, на Капри; с названиями улиц, бульваров, проспектов: на улице Маяковского, на бульваре Шевченко, на проспекте Мира (с названиями переулков и проездов употребляется предлог в: в переулке Седова, в проезде Серова);

в) если название горных областей имеет форму единственного числа, то используется предлог на: на Кавказе, на Урале, если форму множественного – предлог в: в Альпах, в Гималаях.

- Не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между конструкциями с предлогами из-за и благодаря.

Предлог благодаря сохраняет свое первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить; поэтому он употребляется для указания причины, имеющей позитивное значение: благодаря помощи товарища, благодаря хорошей подготовке. Синонимичный предлог из-за используется при указании на отрицательную причину: из-за болезни, из-за лености.

 

- Предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам литературного языка употребляются с существительными только в дательном падеже: благодаря деятельности, вопреки распоряжению (не распоряжения), согласно приказу (не приказа(!)), навстречу желанию.

- Предлог по в значении «после» управляет предложным падежом существительного: по получении ответа, по окончании спектакля, школы; в значении причины – дательным: по состоянию здоровья, по распоряжению директора.

 

Варианты грамматической связи между подлежащим и сказуемым

 

К числу распространенных нарушений синтаксических норм, характерных для устной и особенно письменной речи, относятся нарушения грамматической связи между подлежащим и сказуемым. В частности, возникают трудности в выборе формы числа сказуемого, если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (количественное числительное, в том числе и слова «много», «несколько», «немало», + существительное в родительном падеже) или в его состав входят собирательные существительные «большинство», «меньшинство», «множество», «часть» и т.д.. В данных случаях координация форм сказуемого по единственному числу предпочтительна, если:

а) существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленный предмет, а сказуемое указывает на неактивность действия: «На столе было несколько книг», «На полу валялось пять тетрадей»; «Большинство деревьев стояло без листвы» (глаголы со значением «бытие», «наличие», «присутствие», «состояние», как правило, подчеркивают пассивность» действия);

 

б) сказуемое выражено страдательной формой причастия: «Несколько человек было убито, множество солдат ранено»; «Шесть килограммов конфет было отбраковано»;

в) в составе подлежащего есть числительное на «один»: «21 пассажир не прибыл к месту назначения» (выбор формы единственного числа сказуемого обязателен);

 

г) при подлежащем есть уточняющие слова («только», «лишь», «всего»): «На занятиях присутствовало лишь восемь человек» (единственное число сказуемого обязательно);

 

д) подлежащее обозначает пространственно-временные параметры, вес: «Прошло 20 лет», «В сетке было 5 килограммов», «До деревни осталось 5 верст».

 

ж) собирательное существительное не имеет при себе зависимых слов: «Большинство не согласилось с этим предложением»; «Меньшинство проголосовало против».

 

Координация по множественному числу предпочтительна, если:

а) подлежащее обозначает одушевленный предмет, сказуемое указывает на активность действия: «Большинство солдат сражались самоотверженно», «Несколько детей бросились на улицу»;

б) в составе подлежащего есть числительное «два», «три», «четыре»: «Три вечера прошли зря», «Три телефона звонили одновременно»;

 

в) если в составе подлежащего имеются однородные члены: «Множество улиц, переулков, бульваров были уже готовы к встрече весны»;

 

г) если между подлежащим и сказуемым есть придаточное предложение или обособленный оборот: «Большинство писателей, которые прошли фронт, были уже в зрелом возрасте», «Несколько станций, пронесшихся мимо, выглядели вполне нарядно».


КРАТКИЙ ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.