Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этатизм и право




Тема 4

Одной из самых старых теорий происхождения государства является теократическая теория, которая связывает происхождение государства с Богом. Эта теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.

У истоков данной теории стояли Аврелий Августин (Блаженный), Фома Аквинский – христианские философы и богословы, светские ученые XVII – XIX вв.– Клавдий Салмазий, Жозеф де Местр, Фр. Моль. В настоящее время ее развили современные идеологи католической церкви Маристен, Мерсье; идеологи исламской религии и др.

Общий смысл всех теологических теорий сводится к тому, что государство имеет божественное происхождение, оно создано или непосредственно Богом или же людьми по велению Бога. Поэтому необходимо подчиняться существующей государственной власти как проявлению божественной воли. Государство незыблемо, вечно, необходимо смирение перед ним, поскольку оно исходит от Бога. Попытки изменить государственную власть (революции, восстания и т.п.) являются не только государственными преступлениями, но и преступлениями против церкви. Таким образом, большинство теологических теорий обосновывали правомерность существования конкретного государства.

Теологические теории происхождения государства ранее, с позиций атеизма, подвергались безоговорочной и жесткой критике. Эта критика велась и ведется по разным направлениям: несоответствия данной теории историческим фактам, недостаточной аргументированности ее основных суждений, научно не обоснована и т.д. Однако подобного рода критика не достигает своей цели, так как теократическая теория в любых ее формах – это вопрос веры, а не научного знания.

Патриархальная теория рассматривает происхождение государства как естественное развитие первичных форм человеческого общения – семьи, рода. Т.е. государство образовалось из объединившихся семей.

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель.

Само название данной теории (от слова патриарх – праотец, родоначальник) указывает на то, что государство возникло из расширения родового союза, а государственная власть есть не что иное, как развитие и продолжение власти родоначальника, отца семейства, которая переходит сначала во власть родового старейшины, а потом во власть государственную.

По мнению Аристотеля, объединение семей ради потребностей жизни приводит к появлению более совершенного вида общежития – селения. Общество, состоящее из нескольких селений, по мнению Аристотеля, есть вполне завершенное государство, существующее ради достижения благой жизни.

Данная концепция, особенно в изложении Роберта Фильмера, который доказывал, что власть королей берет свое начало непосредственно от Адама, также направлена на признание абсолютной и не контролируемой со стороны населения власти государства. Необходимо беспрекословное подчинение этой власти. Власть главы государства (монарха) – это продолжение власти главы семейства (патриарха), которая была очень значительной. Монарх объявлялся отцом всех своих подданных.

Но патриархальная теория не дает ответа на главный вопрос: в силу каких причин государство приходит на смену семейной, родовой или племенной организации. Исторически семья никогда не существовала изолированно и вне более всеобъемлющей организации, т.е. рода, племени или государства.

Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII – XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись: Гуго Гроций – голландский мыслитель и правовед; Джон Локк, Томас Гоббс – английские философы; Шарль-Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан Жак Руссо – французские философы-просветители; А.Н. Радищев – русский философ и писатель-революционер.

Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой.

Договорная теория относится к числу рационалистических объяснений происхождения государства. Образование государства рассматривается как результат свободной и сознательной воли человека, как некий воображаемый или действительный юридический акт заключения общественного договора. При этом предполагается, что до возникновения государства люди жили в естественном состоянии. Они не только не были подчинены государству, но не составляли общества, не были связаны никакими социальными узами.

Существует множество вариантов договорной теории происхождения государства, иногда значительно расходящихся друг с другом. Рассматривая взгляды различных авторов, целесообразно обратить внимание на следующие моменты.

1. Характеристика догосударственного, «естественного» состояния, в котором находились люди. Различные авторы понимали его по-разному. Известны два противоположных взгляда – это «война всех против всех» (Т. Гоббс) и «золотой век», всеобщее благоденствие (Ж.-Ж. Руссо).

2. Причины, которые обусловили заключение общественного договора и образование государства. В их анализе обращалось внимание на невозможность надлежащего обеспечения своих «естественных» прав (на жизнь, на собственность и т.д.), на невозможность устранить насилие и установить порядок.

3. Понимание самого общественного договора. Здесь имелся в виду обычно не какой-то реально существующий документ, а некое общее согласие, сложившееся естественным образом, в силу которого каждый индивид отчуждал часть своих прав государству и должен был ему повиноваться. Государство, в свою очередь, должно гарантировать каждому надлежащую реализацию оставшихся естественных прав.

4. Выводы, которые следуют из возникновения государственности именно договорным путем. Взгляды сторонников рассматриваемой концепции в этом отношении тоже расходятся. Одни утверждали: поскольку государство возникло и до сих пор основано на общественном договоре, государственно-правовые институты должны соответствовать своему изначальному смыслу, в противном случае их необходимо заменить. Противоположную точку зрения высказывал Т. Гоббс. По его мнению, индивиды, заключив однажды общественный договор, утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под верховной власти, которая возводится в абсолют.

Умозрительный характер договорной теории дал основания для всесторонней критики ее основных положений. Указывается, что данная концепция не соответствует историческим фактам. Однако сторонники договорной теории и не пытались основывать ее на исторических фактах. Договор рассматривался не как историческая реальность, а как политический идеал, к которому нужно стремиться, как регулятивная идея, согласно которой нужно оценивать государственную жизнь.

В XIX в. появились новые концепции о происхождении государства и права. Успехи естествознания неожиданно привели к попыткам распространения открываемых закономерностей развития живой природы на процессы развития человеческого общества. Так возникла органическая теория, выдвинутая Г.Спенсером, в соответствии с которой под влиянием различных факторов, общих для всех живой природы, в процессе эволюции общества люди объединяются в единый организм – государство.

Таким образом, государство возникает как результат естественного развития животного мира от низших форм к высшим. Согласно этой теории цепь живых существ, которая идет от простейших организмов к более сложным и доходит, наконец, до человека, не кончается на нем, а развивается дальше. За человеком, или точнее, над человеком существует целый ряд высших организмов. Это – организмы общественные, которые состоят из отдельных людей, как организмы животных и растений из клеток.

Теория насилия возникла в качестве критики рационалистических теорий. Теория насилия опирается прежде всего на исторические факты и ищет причины возникновения государства в материальных условиях жизни общества.

Эта теория выдвигалась различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 – 338 до н.э.) – китайский политик. В более позднюю эпоху ее разрабатывали Е. Дюрринг, Л. Гумплович, К. Каутский.

Наиболее полно и последовательно теория насилия изложена польско-австрийским социологом и государствоведом Гумпловичем (1838 – 1909) в его работах «Раса и государство» и «Общее государственное право». Он считал, что люди появились первоначально в виде отдельных, совершенно обособленных групп. Человечество, по его мнению, с самого начала было разделено на расово-этнические группы, которые постоянно враждуют между собой. В результате порабощения одних общественных групп другими возникает государство. Совместное существование на одной территории двух или более враждебных групп требует установления определенного порядка в форме государственной организации.

Представителями историко-материалистической теории происхождения государства считаются К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. В основу теории положен диалектико-материалистический метод познания государственно-правовой действительности, согласно которому все общественные явления в конечном счете сводятся к материальным условиям жизни общества. Производительные силы и производственные отношения образуют основу общественной жизни, а все остальное – государство, право, политика, культура – это лишь надстройка над экономическим базисом.

Наиболее полно историко-материалистическая теория изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанной им в 1884 году. Суть этой концепции можно схематично изложить так:

- произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);

- возник прибавочный продукт;

- появилась частная собственность;

- в результате произошло имущественное неравенство, возник раскол общества на антагонистические классы;

- появляется публичная власть и создается специальный аппарат принуждения – государство (для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми).

Непосредственная причина образования государства – Раскол общества на классы с непримиримыми интересами.

К наиболее существенным недостаткам историко-материалистической теории относится то, что для данной теории, как и для большинства учений XIX - начала XX века, характерен европоцентристский взгляд на общественное развитие, при котором не принимаются во внимание социальные процессы в глобально мировом масштабе. В своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс практически ничего не говорит о зарождении государственности в странах Древнего Востока.

В философских, политических и юридических науках существуют и другие концепции происхождения государства. Одни из них утратили свое значение, другие не получили достаточно широкого научного признания.

Таким образом, ни одна из рассмотренных теорий не может претендовать на истину в последней инстанции. Причина почти одновременного зарождения государственности в различных районах мира до сих пор остается загадкой истории.

Исторические науки не дают нам ответа на вопрос, как и где зародились ранние государственные образования. Они не позволяют нам судить даже о том, что предшествовало государству – первобытное состояние, родоплеменная организация или какие-то иные политические общности, которые принципиально отличались от государства. Общее учение о государстве не содержит ответа на вопрос, что есть государство по своей исторической сущности. Из множества определений государства рождается и многообразие теорий его происхождения.

 

Контрольные вопросы к теме 3

1. В чем причины множественности теорий происхождения государства?

2. Кто является основоположником теологической теории происхождения государства?

3. В чем суть патриархальной теории происхождения государства? Каковы ее основные недостатки?

4. Кто является представителями договорной теории происхождения государства?

5. В чем различие между положениями отдельных авторов договорной теории происхождения государства?

6. Какими фактами обосновывается теория насилия?

7. Каким образом произошло государство с точки зрения историко-материалистической теории происхождения государства?

 

Л. 4.1.

1. Понятие и признаки государства

2. Сущность государства

3. Функции государства

Л. 4.2.

4. Понятие и элементы формы государства

5. Форма правления

Л. 4.3.

6.Форма государственного устройства

7. Политический режим

 

Основные понятия и определения:

Государство, признаки государства, территория, население, государственная власть, публичная власть, государственное управление, суверенитет, государственный суверенитет, народный суверенитет, национальный суверенитет, налоги, сущность государства, функции государства, экономическая функция государства, политическая функция, социальная функция, идеологическая функция государства, форма государства, форма правления, монархия, республика, форма государственного устройства, унитарное государство, административно-территориальные единицы, федеративное государство, конфедерация, политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитарный политический режим.

 

1. Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К этому вопросу постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства – с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.

Определить общее понятие государства, которое отражало все без исключения его признаки и свойства, характерные для всех исторических периодов невозможно. Это связано с тем, что разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на различных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.

При определении понятия государства важно учитывать не только субъективные обстоятельства, неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и объективные обстоятельства. Кроме того, как верно подметил известный австрийский юрист Г. Кельзен, «трудности в определении понятия государство усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления».

Существует несколько подходов к определению государства. Среди них можно выделить социологическую концепцию, легистский подход и философские концепции государства, которые представляют собой определение идеального государства

С точки зрения социологической концепции государство представляет собой не столько стоящую над обществом совокупность различных учреждений, не столько особый слой людей, осуществляющий управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех членов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политических процессов и отношений. Т.е. государство – это специфическая форма организации жизни общества. Иной формы организации, кроме государственной, человеческое общество, находящееся на определенном уровне развития, не знает. Социологическое понимание государства имеет следующие отправные положения:

- государство это фактические социальные отношения властвования, не зависящие от их сущности, это наиболее действенная организация власти у населения, проживающего на данной территории;

- государство первично, оно предшествует закону, а законы, которое оно издает вторичны;

- закон – это то, чего желает государственная власть, которая может быть регламентирована законом.

Следующий блок – это легистская (законническая) концепция государства. В этой концепции феномен государства отождествляется с содержанием законов о публичной и политической власти.

Легистское или законническое понятие государства определяет государство через призму законов о государственной власти. Само государство это то, что предписывают законы о распределении властей, о юридической ответственности, выборах и других институтах государственной власти.

Третью группу определений составляют философские определения государства, которые представляют собой попытку дать определение идеального государства.

Например, И.А.Ильин определяет государство так: «Государство по своей основной идее есть духовный союз людей, обладающих зрелым правосознанием и властно утверждающим естественно право в братском, солидарном сотрудничестве». При этом он подчеркивает, что исторически известные государства не попадают под это определение, что противоречие между идеей государства и ее исторически воплощением разрешается по мере постепенного воспитания правосознания народа.

Признаками государства принято считать те черты, которые отличают государство от иных организаций или догосударственных образований.

Можно выделить следующие признаки государства: территорию, население, наличие особой публичной власти, суверенитет, налоги и сборы.

Остановимся более подробно на каждом из этих признаков.

1. Территория государства – это пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. К территории относятся земля и ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной поверхностью, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов, действующие под флагом данного государства.

2. Население- это совокупность граждан (подданных), проживающих на территории данного государства.

3. Наличие публичной власти. Она, как правило, состоит из аппарата управления и аппарата принуждения.

Власть – это отношение господства и подчинения.

От других видов властвования государственную власть отличает свойство публичности

Признак публичности в теории государства и права означает, что государственная власть является не частной, как это имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной, т.е. действующей от имени общества. Публичной она называется потому что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Свойство публичности означает, что государственная власть, все ее органы должны действовать открыто, за исключением отдельных специальных органов государства. Степень открытости государственной власти может быть различной.

Под государственной властью понимается определенная система господства и подчинения между людьми, способ управления людьми, фактор организованности и порядка в обществе. Суть государственной власти состоит в реальной возможности и способности властвующих подчинять своей воли граждан.

4. Одним из важнейших признаков государства является суверенитет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.