Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законотворческий процесс 1 страница




Тема 12

в Республике Беларусь

Л. 12.1.

1. Стадии законотворческого процесса в Республике Беларусь

2. Правила подготовки законопроектов, юридическая техника

 

Основные понятия и определения:

Законотворческий процесс, стадии законотворческого процесса, обязательные стадии, возможные стадии, субъекты законодательной инициативы, чтение законопроекта, юридическая техника, стадии разработки законов, правила юридической техники, требования к законопроекту.

 

1. Наиболее полно содержание всех стадий правотворческого процесса можно проследить на примере процедуры принятия законов. Законотворчество является составной частью правотворчества и в значительной степени обладает всеми признаками, характерными для этого процесса.

Новая редакция Конституции 1994 г., принятая в 1996 г. в связи с введением двухпалатной структуры Парламента значительно усложнила механизм принятия законов РБ. В настоящее время законодательный процесс в РБ включает в себя ряд последовательных стадий, которые могут быть подразделены на обязательные и возможные.

К обязательным стадиям относятся:

· реализация права законодательной инициативы (т.е. внесение законопроекта на рассмотрение Палаты представителей);

· предварительное рассмотрение законопроекта парламентскими комиссиями;

· рассмотрение законопроекта Палатой представителей в первом и втором чтениях;

· принятие Палатой представителей решения по законопроекту;

· рассмотрение и одобрение (отклонение) законопроекта Советом Республики;

· подписание закона Президентом и его обнародование.

Возможными стадиями законодательного процесса выступают:

· преодоление разногласий между ПП и СР в случае отклонения последним законопроекта;

· преодоление Парламентом президентского вето на принятый Парламентом закон или его отдельные части.

 

2. Юридическая техника – это совокупность правил разработки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов.

Условно процесс разработки законопроекта может быть разбит на три последовательных стадии: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная стадия составления законопроекта заключается в выяснении необходимости законодательного регулирования отношений, составляющих предмет предполагаемого законопроекта.

Основная стадия разработки законопроекта заключается в письменном изложении текста законопроекта в соответствии с определенными требованиями.

Можно выделить следующие правила юридической техники (они носят рекомендательный характер, но, тем не менее, являются общепризнанными правилами):

1. Законопроект должен содержать лишь один предмет регулирования, отражаемый, как правило, в наименовании законопроекта.



2. Логическая последовательность изложения текста акта. Вначале требуется изложение норм материального права, затем процессуальных норм; сперва общих, а после – конкретизирующих. Следует избегать ненужных повторений правовых предписаний.

3. Максимальная краткость и компактность изложения нормативного материала. Закон не может предусмотреть все конкретные ситуации, поэтому он не должен носить излишне детализированный характер. В то же время краткость и лаконичность изложения текста не должна приводить к использованию чересчур общих и абстрактных формулировок. Нельзя допускать возможности двойного толкования некоторых статей и норм.

4. Использование специального языка законопроекта, терминов и дефиниций. При разработке законопроекта предпочтительно ориентироваться на тот круг лиц, которые будут использовать данный закон в своей повседневной практике.

Заключительная стадия завершает процесс разработки законопроекта. На данной стадии разработчику необходимо внимательно перепроверить насколько законопроект отвечает всем вышеизложенным требованиям и подготовить все необходимые материалы для внесения законопроекта в Палату Представителей Национального собрания РБ.

 

Контрольные вопросы к теме 12

1.Какие обязательные стадии выделяют в законотворческом процессе?

2. Перечислите возможные стадии законотворческого процесса.

3. Что называется законодательной инициативой?

4. Кто является субъектами законодательной инициативы в Республике Беларусь?

5. Что такое юридическая техника?

6. Какие правила юридической техники существуют?

 

 

Тема 13.

Реализация права

Л. 13.1.

1. Понятие реализации права

2. Формы реализации права

 

Основные понятия и определения:

Реализация права, формы реализации права, субъекты реализации права, соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав, применение права.

 

1. Нормы права создаются для того, чтобы их предписаниям следовали все субъекты, которым они адресованы, и тем самым воплощались в жизнь. Юридическая норма существует и отвечает своему предназначению лишь тогда, когда она выполняется, т.е. реализуется на практике в поведении людей – в совершении или несовершении ими юридически значимых поступков.

Реализация правовых норм – это осуществление содержащихся в них предписаний в правомерном поведении субъектов права.

 

2. По различным основаниям выделяют разные формы реализации. По характеру правореализующих действий следует выделить следующие формы реализации права: соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав и применение.

Соблюдение – такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права запретов, т.е. в воздержании их от совершения тех действий, которые запрещены. Если запрет не нарушается, индивиды и их организации не совершают деяний, запрещенных нормой права, то тем самым они эту норму реализуют. Иными словами, норма права в этом случае может быть реализована путем пассивного поведения.

Посредством соблюдения, таким образом, реализуются запрещающие нормы.

Исполнение – это такая форма реализации, при которой субъекты права обязаны активными действиями выполнять требования правовых норм. Норма права в этом случае может быть реализована только путем активного правомерного поведения.

Посредством исполнения реализуются обязывающие нормы.

Использование (осуществление) – такая форма реализации, которая выражается в осуществлении участниками общественных отношений своих прав, закрепленных в законодательстве.

Использование связано с совершением дозволенных действий, которые могут совершать управомоченные субъекты и которые зависят от их желания и воли. Поэтому в форме использования осуществляются управомочивающие (дозволяющие) нормы.

В юридической литературе вполне обоснованно указывается на то, что имеется значительное различие в осуществлении прав гражданами и использовании правомочий государственными органами и должностными лицами. Аксиоматичен тот факт, что использование или неиспользование субъективных прав гражданами является сугубо добровольным делом. По иному обстоит дело с осуществлением правомочий государственными органами и должностными лицами. Здесь осуществление (использование) является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц.

Перечисленные формы тесно взаимодействуют друг с другом и в юридической литературе определяются как формы непосредственной реализации норм права.

Однако в некоторых ситуациях реализация права без государственного вмешательства невозможна. Так, нельзя получить пенсию, поступить на учебу, работу без разрешения компетентного органа, хотя все условия для возникновения прав и обязанностей субъективно существуют. Поэтому особой формой реализации права в таких случаях является правоприменительная деятельность или применение.

 

Контрольные вопросы к теме 13

1. Что такое реализация права?

2. Кто является субъектами реализации права?

3. Какие формы реализации права выделяются?

4. В чем выражается соблюдение?

5. Какие нормы реализуются посредством исполнения?

 

Тема 14.

Правоприменительный процесс:

понятие, стадии

Л. 14.1

1. Применение как особая форма реализации права

2. Стадии правоприменительного процесса

3. Понятие и виды правоприменительных актов

 

Основные понятия и определения:

Правоприменительный процесс, субъекты правоприменительной деятельности, стадии правоприменительного процесса, правоприменительный акт, виды правоприменительный актов.

 

1. Потребность в правоприменении возникает, когда для полного осуществления прав и обязанностей субъектов требуется принятие компетентным государственным или по поручению государства негосударственным органом дополнительного решения.

Отличительными признаками правоприменения являются:

1. Правоприменительную деятельность осуществляют только уполномоченные на то государственные органы, должностные лица.

2. Правоприменительная деятельность имеет государственно-властный характер.

3. Правоприменение – это деятельность в отношении конкретных жизненных случаев и в отношении конкретных субъектов права.

4. Результатом применения права является издание акта правоприменительной деятельности.

5. Правоприменительная деятельность четко регламентирована нормативными актами (установлены специальные процедуры правоприменительной деятельности).

Таким образом, применение – это особая форма реализации права, которая осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами, имеет обязательные для субъектов правоотношений правовые последствия и специальную процедуру своего осуществления.

Стадии правоприменительного процесса

Стадии представляют собой взаимосвязанные и последовательно развивающиеся этапы правоприменительной деятельности.

Первая стадия – установление и анализ фактических обстоятельств дела (юридических фактов). По существу данная стадия сводится к определению места, времени, причинной связи между обстоятельствами совершения деяния и наступившими последствиями.

Вторая стадия – установление юридической основы дела, т.е. это выбор и анализ юридической нормы, на основании которой должен рассматриваться данный случай (правовая квалификация).

Этот этап (стадия) включает в себя:

- нахождение нормы, подлежащей применению;

- проверка правильности текста нормы

- проверка подлинности нормы, ее действие в пространстве, во времени и по кругу лиц;

- отраслевую принадлежность нормы;

- системные связи данной нормы с другими.

В процессе установления (отыскания) правовой нормы правоприменитель может столкнуться с пробелами в праве, т.е. отсутствием необходимой нормы. В этом случае в рамках, допускаемых законодательством, он использует приемы аналогии, т.е. способы преодоления указанных пробелов. Особенностям применения аналогии посвящен отдельный вопрос.

Третья стадия – толкование правовой нормы заключается в отыскании ее точного смысла, содержания. Только на основе верно понятого смысла нормы может быть правильно разрешено дело.

Четвертая стадия – принятие решения по делу издание акта правоприменения является, по сути, ключевой стадией. Именно в этой деятельности и проявляется применение как форма реализации права. Все предшествующие стадии нацелены на обеспечение принятия всесторонне обоснованного решения.

Закрепление принятого по делу решения осуществляется в форме специальных юридических актов – актов применения права.

Некоторые авторы включают в эту стадию еще исполнение и контроль за исполнением вынесенных решений.

 

Но не следует думать, что формы реализации (соблюдение, исполнение, использование, применение) существуют в строгой изоляции друг от друга. Скорее наоборот – они предполагают совместное существование. В частности, при применении права нередко видны моменты и соблюдения, и исполнения, и использования.

 

3. В правоприменительных актах закрепляются, оформляются решения, принятые в процессе применения права.

Акт применения права – это индивидуально определенное решение компетентного органа или должностного лица, выраженное в официальной форме, по конкретному юридическому делу.

Признаки актов правоприменительной деятельности:

1. Не содержат норму права (издаются на основе уже существующих норм права и служат для их исполнения);

2. Обращены к конкретно указанным лицам, т.е. персонифицированы;

3. Рассчитаны на однократное применение

4. Издаются уполномоченными на то органами;

5. Имеют точно установленную правовую форму;

6. Реализация этих актов обеспечена государственным принуждением.

Виды правоприменительных актов

Правоприменительные акты весьма разнообразны и поэтому могут быть классифицированы по различным основаниям:

* По субъекту принятия различают правоприменительные акты

- органов законодательной власти;

- исполнительной власти;

- судебной власти;

- контрольно-надзорных органов;

- органов местного управления и самоуправления;

- общественных организаций и др.

*По способу принятия:

- принятые коллегиально

- принятые единолично

* По форме акта:

- письменные (приговор, постановление)

- устные (устное замечание участнику дорожного движения за незначительное нарушение правил; удаление свидетелей из зала суда и т.п.)

* По значению:

- основные (приговор) и вспомогательные (определение суда о назначении экспертизы, частные определения).

 

Контрольные вопросы к теме 14

1. Почему применение права называется особой формой реализации права?

2. Каковы характерные признаки правоприменительной деятельности?

3. Что понимается под стадиями правоприменения? Какие стадии выделяются?

4. В чем отличие правоприменительного и нормативно-правового акта?

5. Какие виды правоприменительных актов выделяют?

 

 

Тема 15.

Толкование права

Л. 15.1

1. Понятие толкования

2. Способы толкования

3. Виды толкования правовых норм

3. Пробелы права. Аналогия права, аналогия закона

 

Основные понятия и определения:

Толкование правовых норм, уяснение, разъяснение, способы толкования, грамматическое толкование, логическое толкование, систематическое толкование, специально-юридическое толкование, виды толкования, официальное толкование, аутентическое толкование, легальное толкование, неофициальное толкование, доктринальное толкование, профессиональное толкование, обыденное толкование, нормативное толкование, казуальное толкование, буквальное толкование, расширительное толкование, ограничительное толкование, пробелы в праве, аналогия закона, аналогия права.

 

1. Под толкованием зачастую понимается любой познавательный процесс, направленный на объяснение явлений природы или общественных явлений.

Толкование права представляет собой комплексное явление. Его можно представить в виде двух взаимосвязанных процессов. Можно выделить два аспекта толкования:

1. Толкование представляет собой процесс уяснения смысла и содержания юридической нормы и объяснение ее для себя.

2. Толкование представляет собой процесс разъяснения смысла и содержания нормы права и объяснение ее для других. Это деятельность определенных органов и лиц, имеющая самостоятельное значение.

Исходя из этого, можно дать следующее определение толкованию: толкование – это деятельность по уяснению и разъяснению смысла, вложенного в норму права правотворческим органом, для ее правильного применения.

Из этого определения видна и цель толкования, а именно – правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку.

Нередко возникает вопрос о причинах необходимости толкования юридических норм. Иногда считают, что оно связано лишь с просчетами, допущенными законодателем в формулировках текстов законов, их неудачностью, неточностью, нечеткостью и т.п. Это не совсем так, хотя и эту причину не следует сбрасывать со счетов. Толкование имеет место на всех стадиях правового регулирования: в ходе правотворчество, систематизации законодательства, при разных формах его реализации.

Существует два подхода к толкованию – статический и динамический. При статическом подходе интерпретатор максимально стремится сохранить стабильность права, а при динамическом – приблизить его к реальной жизни.

 

2. Под способом толкования понимают совокупность приемов и средств анализа юридических норм. Иными словами – это те средства, которые используются для установления содержания норм права.

Юридическая наука не достигла единства взглядов на количество способов толкования норм права и на их содержание. Среди способов называют языковой, (или грамматический), исторический (или историко-политический), систематический, логический, телеологический (целевой), специально-юридический, функциональный. Отдельные авторы считают, что вышеперечисленные способы по существу, так или иначе, сводятся к трем способам толкования, таким как грамматический, систематический и исторический.

Среди всех существующих способов толкования грамматический прием уяснения правовой нормы является первичным, так как норма права существует только в языковой форме, конструируется в виде грамматических предложений.

Грамматический способ толкования основывается на знании языка, на котором сформулированы нормы права, на использовании правил синтаксиса, морфологии, на выявлении значения отдельных слов и терминов, употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания.

При определении значения терминов и слов следует учитывать многозначность слов и выражений. В том числе внимание должна привлечь и форма глаголов и причастий: совершенная или несовершенная. Дело в том, что совершенная форма употребляется, когда законодатель связывает наступление юридических последствий не только с фактом совершения определенных действий, но и с фактом наступления определенного результата.

В тех же случаях, когда законодатель использует несовершенную форму глагола или причастия, юридические последствия не связываются с каким-то обязательно наступившим результатом, в данном случае достаточно самих действий определенного рода.

При грамматическом толковании особенно актуально разграничение соединительных и разделительных союзов (и (или). В зависимости от использованных союзов гипотеза, диспозиция или санкция могут быть простыми, сложными или альтернативными.

Важность знаков препинания можно показать на известном примере: «Казнить (,) нельзя (,) помиловать», где от положения запятой роковым образом меняется смысл решения.

Юридической наукой выработан ряд правил языкового (грамматического) толкования. Вот некоторые из них:

1. Словам и выражениям закона следует придавать то значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если нет оснований для иной их интерпретации. В международном праве это правило называется «золотым правилом толкования».

2. Если законодатель с помощью легальной дефиниции или иным путем определил значение термина, то именно в этом смысле и следует его употреблять.

3. Значение термина, установленное законодателем для данной отрасли права, нельзя без достаточных оснований распространять на другие отрасли права.

4. Если в законе не определено значение термина, то следует ему придавать тот смысл, в котором он употребляется в юридической науке и практике.

5. Идентичным формулировкам одного и того же закона нельзя придавать разное значение, если это не следует из самого закона.

6. Нельзя придавать без достаточных оснований разным терминам одно значение.

7. Недопустимо толкование, при котором отдельные слова закона трактовались бы как лишние.

8. Значение сложных выражений следует устанавливать в соответствии с синтаксическими правилами языка, на котором сформулирована интерпретируемая норма.

9. При толковании текста закона, изложенного не на языке первоисточника, целесообразно обращаться к тексту первоисточника.

 

Систематическое толкование предполагает уяснение смысла юридической нормы путем сопоставления ее с другими нормами.

В ходе систематического толкования, прежде всего, определяется место нормы в системе права, в отрасли права, в институте права. Далее устанавливаются нормы, логически связанные с толкуемой (отсылочные и бланкетные). Знания об их содержании используются для уточнения смысла толкуемой нормы.

При систематическом толковании важен учет наиболее типичных, функциональных связей норм права, оказывающих влияние на смысл толкуемой нормы. К числу таких связей относят:

1. Связь толкуемой нормы с нормой, тем или иным способом раскрывающей смысл термина, который использован в толкуемой норме;

2. Связи общих и специальных норм. Специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы, делают изъятие из нее. При наличии специальной нормы общая норма не применяется.

3. Связи отсылочных статей. Из самой отсылочной статьи видно, что норма в ней сформулирована не полностью. Чтобы уяснить норму, содержащуюся в отсылочной статье, необходимо привлечь ту статью, к которой делается отсылка.

4. Связи близких по содержанию одновидовых норм, не находящихся в соотношении общей и специальной нормы. В этом случае используется метод сравнения, сопоставления двух близких по содержанию норм, что позволяет с большей четкостью разграничить их, выявить у каждой из них признаки, по которым они различаются.

Логическое толкование – это толкование, которое основывается на законах и правилах формальной логики.

В результате таких операций общее, абстрактное содержание правовой нормы приобретает более конкретный, развернутый характер, приближенный к конкретным жизненным ситуациям.

При логическом способе толкования применяются различные логические приемы: логическое преобразование, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда и др.

Исторический (историко-политический) способ изучает правовые нормы в историческом аспекте, исходя из условий и обстоятельств их возникновения.

Историческое толкование – понимание смысла нормы права через анализ породивших эту норму общественных отношений.

При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, обстановке, причинах и поводах, вызвавших принятие толкуемого акта, для определения целей и задач, которые преследовал законодатель, издавая его.

Специально-юридическое толкование представляет собой уяснение нормы права через анализ специальных юридических терминов и правил законодательной техники.

Этот способ толкования незаменим не только для правильного понимания специальных терминов (траст, аренда, комитент), но и для определения оценочных понятий, например, тяжкие последствия, особо крупный размер.

Некоторые авторы в качестве самостоятельного способа толкования выдвигают телеологическое толкование закона. Оно направлено на установление целей его издания: непосредственных, отдельных, конечных.

В заключении хотелось бы отметить, что толкование в принципе не может опираться на какой-то единственный способ. Для более точного толкования и приближения к истине одного способа всегда недостаточно.

 

3. Виды толкования правовых норм. Любое лицо или орган имеет возможность разъяснить закон или иной нормативный акт, но юридические последствия такого разъяснения бывают различными. Поэтому одним из критериев классификации толкования.

* Поэтому в зависимости от субъекта выделяют официальное и неофициальное толкование.

Под официальным толкованием понимают разъяснение смысла юридической нормы специально уполномоченным субъектом, имеющее обязательное значение для лиц, применяющих право.

Неофициальное толкование может осуществляться любым субъектом правовых отношений, его результаты не имеют обязательного значения, но могут использоваться в качестве рекомендаций.

Официальное толкование подразделяется в свою очередь на аутентическое (аутентичное, авторское), и легальное (делегированное).

Аутентическое толкование – это официальное разъяснение, исходящее от органа, установившего данную правовую норму.

Аутентическое толкование осуществляется теми же органами, которые издают нормативный правовой акт. Специального разрешения (полномочия) на аутентическое толкование не требуется, оно вытекает из правотворческого полномочия органа.

Легальное толкование представляет собой официальное разъяснение содержания нормы, исходящее от компетентного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу предоставленных ему специальных полномочий или отдельного поручения вышестоящих органов правомочен осуществлять эту деятельность.

Наиболее показательными видами легального толкования являются руководящие разъяснения высших судебных органов, даваемые в связи с обобщением судебной практики. В РБ разъяснения такого рода, исходящие, например, от Верховного Суда, даются в форме постановлений Пленума этой высшей судебной инстанции.

Официальное толкование, как аутентическое, так и легальное может быть казуальным или нормативным.

Нормативное толкование предназначается для общего руководства, относится к неограниченному числу случаев и распространяет свое действие на значительный круг субъектов.

Нормативное толкование законов дается обычно в постановлениях Пленумов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда РБ по определенной категории дел. Постановления Пленумов высших судебных инстанций основываются на анализе и оценках правоприменительной практики нижестоящих судов.

Казуальное толкование сводится к толкованию правовой нормы применительно к конкретному случаю, дается компетентным органом по поводу решения конкретного дела. Данное толкование характеризуется однократным использованием и имеет индивидуальное значение. Казуальное толкование применяется там, где определенный орган, применяющий норму права, считает необходимым разъяснить эту норму в связи с рассматриваемым фактом.

Особенностью казуального толкования является то, что оно обязательно только для лиц, в отношении которых оно дается. Казуальное толкование нельзя распространять на другие аналогичные случаи, хотя при решении других дел оно может являться образцом, примером, помогает раскрыть смысл юридической нормы, но не играет роли общего категорического разъяснения.

Разъяснения смысла законов и других нормативных актов могут давать не только определенные компетентные органы, но и общественные организации, научные учреждения, ученые, юристы-практики, и, наконец, обычные граждане.

В связи с этим выделяют и неофициальное толкование. Сила и значение толкования в этом случае зависит от личного авторитета интерпретатора. В рамках неофициального толкования выделяют доктринальное, профессиональное и обыденное толкование.

Доктринальное толкование осуществляется учеными юристами в монографиях, статьях, комментариях к закону и т.д.

Профессиональное толкование исходит от лиц, обладающих юридическими познаниями (судей, адвокатов, юрисконсультов).

Обыденное толкование дается лицами, не обладающими юридическим образованием, т.е. любыми участниками правоотношений в обыденной жизни.

Несмотря на то, что неофициальное толкование не является обязательным при применении норм права, и на него нельзя ссылаться при рассмотрении конкретных дел, но вместе с тем этот вид толкования оказывает большое влияние на формирование правосознания в обществе и на правотворческий процесс.

 

* Следующим видом толкования является толкование норм права по объему.

По объему толкование может быть буквальным, распространительным и ограниченным.

При буквальном (адекватном) толковании действительный смысл правовой нормы соответствует ее содержанию, выраженному в текстуальной форме. В данном случае для уяснения смысла, вложенного законодателем в норму права, достаточно простого прочтения ее текста.

В некоторых случаях действительное содержание правовой нормы не совпадает с ее текстуальным выражением, словесной формулировкой.

В данном случае речь идет о распространительном или ограничительном толковании.

При распространительном (расширительном) толковании действительный смысл правовой нормы оказывается шире, чем ее текстуальное выражение. Перечень случаев, требующих расширительного толкования, обычно сопровождаются использованием выражений «и другие», «и прочие», «и так далее».

При ограничительном толковании действительный смысл правовой нормы уже ее текстуального выражения. Ограничительное толкование может осуществляться на основе норм Общей части той или иной отрасли права. Речь идет о тех нормах права Общей части, которые содержат в себе общие положения, относящиеся ко всем или большинству норм Особенной части.

Ограничительное или расширительное толкование возможно только, когда есть реальное несоответствие между содержанием правовой нормы и ее текстуальным выражением, когда такое несоответствие можно доказать.

 

4. При рассмотрении конкретных юридических дел может оказаться, что в законодательстве отсутствуют нормы, которые рассчитаны на регулирование соответствующего отношения. Такая ситуация именуется в теории пробелами в праве.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 31; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.81.185.16
Генерация страницы за: 0.103 сек.