Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие отечественной психологии




Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная (отлат. cognitio— познание) психология, которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Джером Сеймур Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзек), психология личности (Дж. Келли).

Основатель генетической психологии Жан Пиаже исследовал развитие психики в онтогенезе (индивидуальном развитии). Он впервые изучил качественные особенности детского мышления. Психика ребенка развивается благодаря процессам внутренней трансформации совершаемых им внешних действий (интериоризации).

Э. Фромм представляется как основатель экзистенциальной психологии (от лат.existentia- существование). Акцентирует свое внимание на проблеме жизни и смерти, проблемах общения, любви и одиночества, поиска смысла существования.

Сознательную.

Предсознательную

Бессознательную,

Основные психологические школы в зарубежной психологии.

В первой половине 20 века в Европе и США формируется ряд самостоятельных школ, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий. В Европе это были фрейдизм, Вюрцбургская школа и гештальтпсихология, в США – бихевиоризм и школа Курта Левина.

Фрейдизм. Основатель школы австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Свой метод и учение З.Фрейд назвал психоанализом. Он выступил против отождествления личности только с ее сознанием, считая, что психическая жизнь человека имеет различные уровни.

В структуре личности З.Фрейд выделил три сферы:

Бихевиоризм (от англ.behaviour- поведение) признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание было исключено из сферы бихевиористской психологии т.к. оно не поддается наблюдению. Основателем бихевиоризма были Джон Уотсон (1878-1958. Была разработана экспериментальная методика, основанная на контроле внешних воздействий и реакций организма на эти воздействия. Сложное поведение человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций в ответ на воздействие внешней среды. Формула бихевиоризма сводилась «стимул - реакция».

В середине ХХ века формируется школа необихевиоризма, одним из лидеров которой был Эдуард Чейс Толмен (1886-1959). Он ввел понятие внутренних переменных, таких как мотив, цель, построение и проверка гипотез. Толмен выделил познавательный компонент научения, считая, что поведенческая реакция – это не отдельные действия, а совокупные, целостные механизмы поведения.

Психоанализ. Глубинная психология. В 30-60 годах ХХ века швейцарский психиатр и психолог Карл Юнг (1875-1961) основал аналитическую (глубинную) психологию. Он, опираясь на психоанализ З. Фрейда, разработал учение о двух видах бессознательного – личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые, травмированные впечатления) формируются в жизни индивида.

Другим направлением психоанализа стало учение Альфреда Адлера (1870-1937) – австрийского психолога, создателя индивидуальной психологии. Суть концепции сводится к единству внутренней психической организации личности, связанной со стремлением ее к успеху, самореализации, социальной идентификации. Свои внутренние дефекты личность компенсирует через гиперкомпенсацию. Это формирует «комплекс неполноценности».

В 30-х годах ХХ века на основе фрейдизма возникает неофрейдизм. Видным представителем этого направления является Эрих Фромм. Сущность человека двойственна. Существование человека в социуме – это бесконечная цепь проблем. Человек постоянно находится в состоянии решения этих проблем, в ситуации выбора. Человек не может жить спокойно, лишь повторяя поведение других людей, он должен жить сам.

Гештальтпсихология (от нем.gestalt– форма, структура) новая психологическая школа, возникшая в 1912 году в Германии, представителями которой были Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер, Курт Кофка. Ими было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты, структуры), которые являются первичными по отношению к ощущениям. Психические образы не есть комплекс ощущений. Сознание активно – оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на некоторые изначально имеющиеся структуры – гештальты.

В теории регуляции человеческого поведения большую роль сыграла теория «поля» Курта Левина (1890-1947). Исследуя проблему групповой динамики, он использовал физическое понятие «поле», ввел понятие «психологическое пространство». Жизненное пространство индивида Левин рассматривал как некое целостное поле, внутри которого возникают и взаимодействуют психологические силы – стремления, уровни притязаний, лидерство, конфликты. Одни районы поля притягивают индивида, другие отталкивают, т.е. имеют положительную и отрицательную валентность. Эти силы формируют мотивационное поведение индивида. Им была разработана экспериментальная методика для исследования величины, направленности и точек приложения этих сил. Поведение личности он связал с процессами групповой динамики. Им были исследованы психологические проблемы лидерства и межличностных конфликтов.

В 1950-е годы Эрик Берн разработал новое направление в психологии трансакционный анализ. Важнейшая часть трансакционного анализа – это выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (отец хочет видеть сына ученым вопреки его желаниям).

I этап - 40-60-е годы XIХ в_ т. е. период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и науч­ной программы. В силу логики развития (расцвет позитивизма и естественных наук) и благодаря сложившейся в России социаль­ной ситуации (проведение комплексных реформ) в этот период из двух предложенных программ (К. Д. Кавелина и И. М. Сеченова) была выбрана программа построения психологии как естественнонаучной дисциплины, предложенная Сеченовым.

II этап - Идеологический кризис в российском обществе в конце XIX в. ознаменовал новый важный период в развитии отечественной психологии, связанный с переосмыслением ее методологии. Это привело к возникновению принципиально нового подхода, ориентированного на духовную философию, идеи В. Соловьева и его последователей одновременно (хотя и не так интенсивно) развивалась и объективная (естественно-научная) психология, возникали экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вундта в Лейпциге.

III этап - зарождение советской, марксистской психологии, появившейся в 20-30-х годах. В многочисленных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время, нашло отражение стремление построить новую психологию, направленную на решение важнейших социальных задач советского общества.

IV этап - Вторая половина XX в. ознаменовалась возрождением школ, запрещенных в 30-е годы (школы Бехтерева, Выготского), активным поиском новых путей развития, новыми исследованиями и открытиями в разных областях психологии, прежде всего в когнитивной и возрастной. Возобновляются и связи с зарубежной психологией. Многие отечественные исследования, мало известные за рубежом (нейропсихологические работы А. Р. Лурии, понятие о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского), получают широкое распространение в мировой психологии, дополняются новыми материалами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.