Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая характеристика основных видов деятельности




Общепсихологическая теория деятельности.

А. Н. Леонтьев разработал общепсихологическую теорию деятельности, ввел в психологию категорию ведущей деятельности, на основе которой в то время содержательно характеризовался каждый возрастной период, определялось его место и роль в общем ходе психического развития человека. А. Н. Леонтьев осуществил исследование игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.

Основные положения:

- рассмотрение деятельности в качестве предмета психологии

- выделение структуры деятельности

- выделение важного качества деятельности – пластичности – уподобляемости свойствам и отношениям объектов внешнего мира

- деятельность предметна и субъективна

- признание предметной деятельности исходной формой других видов деятельности

Основные принципы:

пр-п предметности – деятельность всегда имеет свой предмет

пр-п активности – положение об активности психического отражения, определяющего деятельность

пр-п неадаптивной природы предметной деятельности отражает специфическую характеристику человеческой деятельности - внутреннее действует через внешнее и преобразует само себя

пр-п интериоризации и эктериоризации

пр-п анализа деятельности по единицам

пр-п опосредованности

пр-п зависимости психического отражения

Структура деятельности: Отдельная деятельность – определяется мотивом (мотив – предмет, на который направлена деятельность, предмет потребности) Действие – процесс, напр. на реализацию цели - опр. целью (представление о результате деятельности) Операция – способ выполнения действия – определяется условиями достижения опр. Целей. Выполнение задач осуществл. с помощью действий и операций.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.

2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.



3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

 

14. Категория сознания в психологии: понятие, структура.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Функции сознания:

1. отражательная,

2. порождающая (творчески-креативная),

3. регулятивно-оценочная,

4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.

15. Сознание и бессознательное.

Сознание - совокупность чувственных и умственных образов, для которых в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание того, что явилось переживающим эти образы. Основой сознания является восприятие. Человек воспринимает мир посредством слуха, зрения и др. чувств. Восприятие - развернутый во времени процесс. Когда этот процесс сворачивается в образ, мы отождествляем его с объективной реальностью - это и есть восприятие. Процесс формирования образа - это процесс выделения себя из окружающего мира. Имея образ, человек различает себя в мире. Выделение своего "Я" из природы, его противопоставление природе - начало сознания.

Самосознание - это процесс, когда "Я" обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире.

Бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе в этом отчета, автоматически. Бессознательными могут быть и телесные движения, и работа памяти, воображение. Проблеме бессознательности уделяется большое внимание в современной идеалистической философии и психологии (Фрейд). По мнению Фрейда сознание находится в непримиримой противоположности бессознательности, которая не просто неосознанное или незамечаемое, но нечто, чего человек боится и стыдится. Это - вместилище извечных агрессивных наклонностей, животных влечений человека. В обществе эти эгоистические, антиобщественные наклонности не преодолеваются, а загоняются "в глубь сознания", продолжают существовать в качестве запретных.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 55; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.146.47.178
Генерация страницы за: 0.092 сек.