Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа над техникой письма




Основная задача начального этапа обучения – заложить основы техники письма (т.е. сформировать каллиграфческие, графические и орфографические навыки) через ознакомление учащихся с написанием букв, тренировку написания, усвоение орфорграфии слов, отработанных устно, написание предложений, содержащих усвоенное. Для овладения письменной речью учащимся необходимо овладеть техникой письма.

Техника письма включает в себя:

а) обучение графике;

б) обучение каллиграфии;

в) обучение орфографии.

Обучение графике связано с решением двух задач:

1) овладение звуко – буквенными соответствиями;

2) установление связей между различными функциональными вариантами каждой буквы.

Графика– это совокупность письменных средств, система условных знаком – графем, принятых для изображения звуков речи (фонем) данного языка. Изучаемые в школе языки (английский, немецкий, французский) пользуются латинской графикой. Графика существует в двух вариантах: печатном (в английском только печатном) и рукописном. Каждый из них имеет прописные и строчные буквы. Таким образом, каждая графема представлена четырьмя вариантами.

Сравнение английских и немецких графем с русскими позволяет выделить 3 группы:

· буквы, написание которых идентично написанию букв родного языка (А, О о, М, В);

· буквы частично совпадающие по написанию (D d, T t, N n, g и т.д.)

· буквы, отличающиеся по написанию полностью (W w, S s, R r и т.д.). Особыми трудностями обладают буквы Ff, Jj, Ll, Ww, Rr, Vv, Gg.

К основным трудностям английской графики относятся:

· буквы, тождественные по написанию, но передающие иные звуки (p, m);

· отсутствие количественных несоответствий между звуком и буквой (k - ck);

· наличие букв – синонимов, передающих один звук (k – c, k, q);

· существование полисемии букв (s – s, z); отсутствие звучания у некоторых букв (h)

К упражнениям в графике относятся:

· звукодиктанты;

· букводиктанты;

· группировка букв;

· восстановление буквы по элементу, списывание и др.

На этапе обучения технике письма во втором классе необходимо обратить самое пристальное внимание на развитие кисти руки, координацию движений, глазомер, не упуская из виду, что аналогичная работа проводится на уроках русского языка, математики, рисования.

В комплексе упражнений по развитию графических навыков особое место занимает работа над теми явлениями (буквами, буквосочетаниями), которые отсутствуют в родном языке обучаемых или элементы которых совпадают с элементами букв в родном языке. В остальных случаях имеет место перенос навыков письма, сформированных на базе родного языка. Знакомя учащихся с написанием буквы, учитель должен показать на доске, как она пишется, или использовать специальное пособие, где подробно показано стрелками и точками, обозначающими, в какой последовательности и в каком направлении должна двигаться рука, чтобы образ буквы получился правильным. Необходимо отметить, что учащиеся должны овладеть полупечатно – полурукописным шрифтом, поскольку введение рукописного шрифта помешает формированию графемно – фонемных соответствий.



Обучение графике тесным образом связано с обучением каллиграфии. При обучении графике учитель указывает, какие элементы следует написать сначала, а какие затем. Для этого авторы рекомендуют такие упражнения, как:

1.1. Напиши буквы в воздухе.

1.2. Напиши буквы по строчке (написание сходных букв).

1.3. Спиши прописи и печатный текст.

1.4. Напиши буквосочетания (ch, ck, sch).

1.5. Напиши слово.

1.6. Напиши (спиши) предложения.

Наибольшую сложность в овладении техникой письма представляет обучение орфографии. Это обуславливается расхождением графического и звукового образов слов. Особенно много трудностей имеется в графике английского языка (70 % слов). Орфорграфическая система может основываться на трех основных принципах:

А) фонетическом (буква соответствует звуку);

В) грамматическом (морфологическом), написание определяется правилами грамматики, независимо от фонетических отклонений в озвучивании одной и той же буквы;

С) историческом (традиционном). Ведущими являются первые два принципа.

Орфография – написание или система правил использования письменных знаков. Если графика допускает несколько вариантов передачи звука или звукосочетания, то в орфографии употребляется только одно написание для передачи слова с определенным звуком, которое признается правильным, все остальные варианты ошибочны.

При обучении орфографии широко используется списывание. В учебниках имеются памятки для списывания. В памятке указывается, как ученик должен списывать (прочитать предложение, понять его смысл; посмотреть и запомнить написанное предложение; отвлечься от предложения и мысленно представить его себе; написать предложение по памяти, диктуя себе по слогам; сверить написанное предложение с напечатанным; если обнаружена ошибка, необходимо ее исправить и написать предложение заново).

Следует учить учащихся запоминать буквенный состав слова и писать его по памяти, при списывании словосочетаний и предложений учить отходить от пословного списывания к блочному, поскольку списывание блоками развивает память, способствует усвоению словосочетаний, ведет к быстрому узнаванию их при чтении и нахождению в памяти при высказывании. Формированию у учащихся указанных навыков способствуют все упражнения (прежде всего лексико - грамматические), выполняемые письменно.

Для обучения орфорграфии могут быть использованы такие упражнения, как:

· выписывание слов на определенное правило;

· заполнение пропусков в словах;

· списывание слов с подчеркиванием орфограмм и их комментирование;

· подчеркивание сложной орфограммы, выделение ее цветом, шрифтом;

· группировка слов по общей орфограмме;

· конструирование слов из букв, слогов;

· орфографические игры (кроссворды, загадки);

· восстановление слова;

· звуко – буквенный и слоговой анализ (прежде всего в случаях расхождения графического и звукового образа слов);

· рифмовка слов: light – bright – fight;

· различные виды диктантов.

По своей природе диктанты являются комплексными упражнениями, т.к. они ставят своим обязательным условием не только владение рядом письменных навыков, но и понимание связной устной речи. По форме проведения диктанты делятся на:

· самодиктант (написать столько-то слов на такую-то орфограмму по памяти);

· зрительный диктант (учащиеся видят написанное на доске, читают про себя и вслух, запись стирается, учащиеся пишут по памяти);

· зрительно - слуховой диктант (учащиеся читают текст, анализируют орфограммы, закрывают учебники и пишут под диктовку учителя);

· слуховой диктант (под диктовку учителя с предварительным снятием трудностей);

· слуховой объяснительный диктант (под диктовку учителя с проследующим анализом сложных явлений);

· контрольный диктант.

 

Что касается целей и содержания обучения иноязычной письменной речи в начальной школе, то тут письмо выступает в качестве средства обучения ИЯ и вводится с первых уроков с целью формирования у детей навыков написания элементов букв, отдельных слов и фраз, усвоенных в устной речи, ведения словаря, письменного выполнения лексических и грамматических упражнений.

Письмо используется в начальных классах школы преимущественно на репродуктивном уровне: при оформлении поздравительной открытки, написании короткого письма с опорой на образец, рассказ о своей семье, своем друге, любимом животном с опорой на материал, усвоенный в устной речи, и на прочитанные тексты аналогичной тематики.

На всех этапах обучения необходимо уделять большое внимание обучению приемам рациональной и экономной записи, помогающей лучше осознавать усваиваемое, прочнее его запомнить.

При подготовке устного высказывания следует учить использовать план, схему, тезисы, которые помогают организовать свои мысли, глубже раскрыть тему, сделать сообщение логичным и последовательным. Характер записи в процессе чтения зависит от вида чтения и коммуникативной задачи. Учащихся следует учить составлять и записывать планы различного вида (вопросы, тезисы, развернутый, краткий), предложения, отражающие главную мысль абзаца/ текста, несущие новую информацию, объясняющие какое – либо явление, записывать краткое содержание прочитанного/ услышанного в виде ассоциограммы, структурного дерева, spider – gram, mind – map и т.п.

 

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 72; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.166.242.76
Генерация страницы за: 0.108 сек.