Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства индивидуализации




2.1 Правовое значение средств индивидуализации

Для обозначения производимых товаров, поставляемых на рынок, их производители используют средства индивидуализации (маркетинговые обозначения):

– фирменное наименование;

– товарный знак;

– наименование места происхождения товара;

– указание происхождения товара;

– доменное имя.

За исключением доменного имени, остальные объекты давно используются для обозначения товаров и их производителей, и во многих странах ни являются охраняемыми.

Средства индивидуализации предпринимателей сходны с результатами интеллектуальной деятельности, но к таковым не относятся. Ст. 128 ГК РФ приравнивает их к результатам интеллектуальной деятельности. На них распространяется режим исключительных прав, т.е. только правообладатель (например, предприниматель, зарегистрировавший товарный знак) имеет право использовать зарегистрированный им объект и одновременно запрещать либо разрешать такое использование другим лицам.

 

2.2 Фирменные наименования

 

В действующем законодательстве и международных договорах не дается понятия фирменного наименования. Под фирменным наименованием следует понимать наименование юридического лица, которое позволяет отличать его от других участников гражданского оборота. Также, фирменное наименование, являясь охраняемым объектом интеллектуальной собственности, символизируя собой репутацию предприятия, является его ценным активом. Исключительное право на фирменное наименование может принадлежать юридическому лицу - коммерческой организации и возникает при регистрации юридического лица. Фирменным наименованиям присущи следующие признаки:

1) Критерий творчества не является необходимым в отношении фирменного наименования.

2) Главное назначение фирменного наименования состоит в индивидуализации юридического лица.

3) Фирменное наименование является олицетворением деловой репутации предприятия и тем самым представляет личную и имущественную ценность.

4) Фирменное наименование должно быть постоянным и неизменным, сохраняющим свое название даже при переходе предприятия от одного лица к другому.

5) Название фирмы должно давать правдивую характеристику о ней. Согласно п. 7 Положения о фирме не дозволяется включать в фирму обозначения, способные ввести в заблуждение.

6) Право на фирму, как правило, носит бессрочный характер.

7) Регистрация фирменного наименования может быть осуществлена только в отношении юридического лица – коммерческой организации.

8) Юридическое лицо может обладать лишь одним фирменным наименованием в отличие от других средств индивидуализации предприятий.



Субъектами прав на фирменное наименование могут выступать лишь коммерческие организации. Не могут быть самостоятельными субъектами прав на фирменное наименование структурные подразделения юридических лиц, в частности, филиалы, представительства и т.п. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица могут приобрести право на использование фирменного наименования по договору коммерческой концессии (глава 54 ГК РФ).

 

2.3 Товарные знаки (знаки обслуживания)

Важное значение в предпринимательской деятельности при производстве и продаже товаров, оказании услуг имеют товарные знаки, которые сами могут обладать весьма высокой стоимостью и давать доход при их использовании путем заключения лицензионных договоров. Товарные знаки позволяют отличать однородные товары, а знаки обслуживания соответственно услуги. Для удобства термин товарные знаки используется и в отношении знаков обслуживания.

В соответствии со ст. 1 Закона о товарных знаках товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Товарные знаки могут быть различных видов: словесные, изобразительные, объемные, комбинированные. Например, обертка конфет «Мишка косолапый» включает в себя и словесный и изобразительный элементы. Товарные знаки могут быть зарегистрированы в любом цвете или цветовом сочетании. Для приобретения исключительных прав на товарный знак необходимо его зарегистрировать в Российском Агентстве по патентам и товарным знакам.

Основная функция этих средств индивидуализации заключается в предоставлении ими возможности для каждого участника гражданского оборота назвать себя, свою продукцию, свои услуги собственным оригинальным именем, создать неповторимый имидж.

Товарный знак ассоциируется у потребителей с определенным производителем или лицом, оказывающим услуги. Однако часто бывает, что товары и услуги, маркированные одним товарным знаком, произведены или оказаны на разных предприятиях, а иногда даже в разных странах, поскольку владельцы исключительных прав на товарные знаки имеют право предоставлять разрешение (лицензии) на использование их другим лицам. Именно по этой причине выделяют такую функцию товарного знака как указание на источник происхождения товара или услуги. Выполнение этой функции, заключающейся в необходимости поддержания разными производителями одинакового уровня качества товаров или услуг, обычно подчеркивается законодательством.

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами.

 

2.4 Наименования мест происхождения товаров

 

Наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 1 ст. 30 Закона о товарных знаках). Например, «русский квас», «хохломская роспись», «боржоми», «шведская сталь». Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления. Так, например, потеряли способность указывать на «географическую первоначальность» широко известные в прошлом наименования: «английский пластырь», «полтавская колбаса», «берлинская лазурь» и др.

Использование наименования места происхождения товара связано с размещением этого наименования:

  • на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
  • на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • в глобальной сети, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

 

2.5 Административная и уголовная ответственность за нарушение прав на товарный знак (знак обслуживания) и наименование мест происхождения товара

Кроме гражданско-правовой ответственности законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака и наименования мест происхождения товаров. Так в соответствии со ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.

Различие между административной и уголовной ответственностью за данные правонарушения состоит прежде всего в последствиях. Если указанные деяния причинили крупный ущерб или совершены неоднократно, то наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 180 Уголовного кодекса. В качестве наказания за данное преступление предусматривается штраф в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.

Более жесткое наказание предусматривается за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Такие действия наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Федеральным законом от 17.11.2001 г. № 144-ФЗ предусмотрена ответственность за те же деяния, но совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, которые наказываются штрафом в размере от четырехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до восьми месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

 

Заключение

Таким образом, средства индивидуализации, как знаки, призваны выполнять функции замещения юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, а также информирования об этих объектах. Как маркетинговые инструменты, средства индивидуализации выполняют функцию индивидуализации замещаемых объектов, устанавливая тем самым отличия этих объектов от иных однородных объектов. Являясь правовым инструментом, средство индивидуализации выполняет охранительную функцию. Все обозначенные функции имеют значение, как для правообладателей, так и для потребителей с контрагентами, что демонстрирует важность средств индивидуализации не только для отдельных лиц, но и для общества в целом.

 

 

Список используемой литературы

1. Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности. / Московская финансово-промышленная академия, М., 2004. 308 с.

2. Судариков С. А. Право интеллектуальной собственности: учеб. — М. : ТК Вел- би, Изд-во Проспект, 2008.— 368 с.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.41.46
Генерация страницы за: 0.025 сек.