Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Эстетическая концепция Оскара Уайльда

в романе «Портрет Дориана Грея»

 

Задания

1. Охарактеризуйте персонажи романа, опираясь на положения эстетической системы О. Уайльда (см. тезисное их изложение ниже).

Определите идейное значение образов Бэзила Холлуорда и Сибиллы Вейн.

Подумайте над идейной и композиционной ролью образа лорда Генри.

 

Эссе «Критик как художник»

§ Художественное творчество всегда личностно.

§ Душа творчества – в суггестии, тайне, сокрытом идеале.

§ Критик, романтический художник – полновластный властелин в мире, который творит он сам, по своему субъективному произволу.

§ Вечное и всеобщее приходит в мир через субъективность и индивидуальность художника, поэтому «искусство достаточно для нас во всем».

§ Все результаты творчества (персонажи, какие-то образы и др.) – это только настроения, переживаемые их создателями.

§ Тайна художественности заключается в умении облечь переживание в эстетическую форму, упорядочивающую хаос реального бытия.

§ Истинная трагедия художника заключается в том, что он осуществляет свой идеал слишком полно. В этом случае осуществленный идеал лишается чуда и тайны, поэтому в искусстве важно умение «ограничить себя», не открывая высшего секрета.

§ Творчество «самой своей незавершенностью» обретает завершенность в Красоте.

§ Всякое искусство аморально, потому что тому, кто созерцает прекрасное, не нужны рамки. Эстетика выше этики.

§ Святые и безгрешные таковы не потому, что аскетически сдерживают себя, а потому, что не могут нанести урона душе в своих полностью свободных поступках.

 

Эссе «Упадок лжи»

§ «Жизнь подражает Искусству куда более, нежели Искусство подражает Жизни». Искусство берет из Жизни «сырой материал» и пересоздает его, придавая форму. Художник безразличен к фактам, он творит свой мир. Искусство же предоставляет Жизни целый ряд форм, в которые она может отлиться, наполнив их своей витальной энергией.

§ Все скверное в Искусстве обязано попытками вернуться к Жизни и Природе, мысля их в качестве идеала. Когда это произошло, началась эпоха «упадка лжи».

§ Ложь – это вымысел, прекрасный плод воображения, придуманная эстетическая форма.

§ Искусство выражает только себя.

 

2. Как раскрывается в романе тема искусства и тема красоты. Попробуйте сформулировать точку зрения Оскара Уал(ь)да. Авторская позиция в романе. Особенности ее идейного звучания.

3. Установите проблематику романа.

4. Подумайте, в чем сущность трагедии Дориана Грея.

5. Определите особенности поэтики романа:

а) декоративный стиль и его функции;

б) фантастический элемент;

в) литературные и мифологические аллюзии;

г) парадокс, виды парадокса, его роль в романе.

6. Выберите самую поразившую Вас фразу (процитируйте ее), попробуйте пояснить ее смысл или значение в романе.

 

 

Тема. Неоромантизм и английская литература начала XX века

I. Неоромантизм: определение, основные черты.

II. Творчество Д. Конрада. Характеристика метода.

1. Влияние философии А. Шопенгауэра на мировоззрение и творчество Д. Конрада.

2. Образы Марлоу и Курца.

3. Социальная и философская проблематика повести «Сердце Тьмы». Концепция мира и человека.

4. Семантика названия.

5. Художественные особенности повести: а) инверсия времени; б) прием «точки зрения»; в) символические образы (корабль, город, тьма, река, туман, лес); г) мифологические образы (Мойры / Парки, Стикс, мир мертвых); д) аллюзии к «Божественной комедии» Данте Алигьери.

III. Новеллы Редьярда Киплинга «Ворота Ста Печалей» и «Они».

1. Своеобразие пространственно-временной структуры.

2. Образ рассказчика.

3. Система образов.

4. Особенности стиля и языка.

5. Стилистика романтизма и натурализма. Притчевое начало. Функции гротеска.

 

 

Тема. Роман Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»

I. Жизненный и творческий путь Томаса Гарди (1840–1928) (др. перев. Томас Харди).

II. Анализ романа «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (1891).

1. Особенности композиции, сюжетного развития. Роль авторских отступлений.

2. Жанровое своеобразие.

3. Особенности конфликта.

4. Тематика и проблематика.

5. Система образов.

Вопросы и задания

1. Почему роман начинается с эпизода, в котором священник сообщает отцу Тэсс о благородном происхождении ее семьи?

2. Найдите портретное описание Тэсс, помещенное в начале романа. Что автор подчеркивает в описании ее внешности?

3. Обратитесь к авторским отступлениям (ФАЗА 1). Когда в слове автора появляются обличительные интонации? Что такое красота Тэсс, по мнению автора? Раскройте авторское отношение к Провидению, религиозным вопросам. В чем заключается своеобразие философия истории Т. Гарди? Подумайте, играет ли Судьба и Провидение, на взгляд автора, какую-либо роль в судьбе человека?

4. Почему Тэсс соглашается служить у д’Эрбервиллей? Кто, на ваш взгляд, виноват в ее «падении»? Происходят ли, по вашему мнению, внутренние изменения с Тэсс после «падения»?

5. Как Тэсс относится к религиозным заповедям, церкви, Богу? Как к Тэсс относятся окружающие люди? Как Тэсс воспринимает окружающий мир природы? Почему она сама крестит своего ребенка, и как это соотносится с ее верой в Бога?

6. В какой семье вырос и воспитывался Энджел? Почему он не стал священником? Как Энджел относится к церкви, религии, Богу? Раскройте размышления Энджела о природе и культуре. Какой путь становления и развития проходит герой?

7. Что в Тэсс привлекло Энджела? Как развивались их отношения? Почему Тэсс не сразу рассказала Энджелу о своем «падении»? В какой момент она решает открыться любимому человеку?

8. Почему Энджел не может простить Тэсс ее «падения»? Что означает эпизод о «похоронах» Тэсс Энджелом? Как вы думаете, является ли закономерной новая встреча Тэсс с Алеком д’Эрбервиллем? Что явилось причиной убийства Тэсс Алека д’Эрбервилля?

9. В чем, по вашему мнению, заключается смысл эпизода «жертвоприношения» Тэсс богу солнца? Как вы понимаете фразу: «Правосудие» свершилось и «Глава бессмертных» закончил игру свою с Тэсс»?

10. Как в романе нагнетается трагическое мироощущение?

11. Раскройте связь произведения с романом воспитания, «викторианским романом». Найдите романтические черты в тексте романа. Как проявляется связь романа с эстетикой натурализма?

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обработка мебели и приборов | Ключ к нашему счастью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.