Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

То, что ребенок заболел, можно определить по его внезапному и частому плачу




Если в рецепте лекарственного жира особо не указана используемая жидкость, для вымачивания и смешивания лекарственных средств следует использовать воду. Там, где особо не указывается количество составляющих лекарство ингредиентов, их следует класть в равном количестве. В тех рецептах, где особо не упоминается форма лекарственного средства, это средство следует готовить в виде пасты. Там, где особо не упоминается часть используемого растения, следует использовать корни; подобным же образом поступают в тех случаях, когда необходимо использовать не слишком распространенное лекарственное средство (используют только корни трав).

В зависимости от близости (сочетания с веществами, схожими по воздействию) или противостояния (сочетания с веществами противоположными по воздействию), от времени применения, времени приготовления состава и от графика (способа назначения) лекарства, даже принятые в небольшом количестве могут оказать очень сильное воздействие, а лекарства, принятые в большом количестве, могут оказать очень слабое воздействие.

Следует выкопать корни, глубоко сидящие, гладкие, не слишком разросшиеся в стороны. С них следует снять кору, выбросив сердцевину (этих корней); затем кору следует высушить и хранить.

7-8. Затем, в надлежащее время, при болезнях, порожденных ватой, порошок из этой коры смешивают с небольшим количеством нагара и саиндхава и принимают, используя в качестве сопровождающего напитка какую-либо кислую жидкость. При болезнях, порожденных питтой, его принимают смешанным с гхи, сахаром и мёдом, используя в качестве сопровождающего напитка молоко, сок дракша, икшу, кашмарья, лекарственные средства групп сладкого вкуса (см. 10 главу сутрастханы) или сок (отвар) вара. При болезни, порожденной капхой, его смешивают с порошком панчакола, используя в качестве сопровождающего напитка пилу, коровью мочу, кислую кашу или другие подобные средства, ослабляющие капху.

9. К леха (конфитюру), приготовленному из пасты и лекарственного отвара триврита и сахара, добавляют мёд и триджата. После того, как он остынет, его применяют как очищающее и стимулирующее сердечное средство.

10-11. Аджагандха, тавакшири, видари, шаркара и триврит, измельченные в порошок и принятые с мёдом и гхи, легко вызывают послабление при саннипата джвара (лихорадке, порожденной увеличением всех дош одновременно), скованности частей тела, жажде и ощущении жжения.

12. Части сахарного тростника расщепляют и внутрь тростника помещают порошок триврит; затем ломтики тростника связывают вместе и приготавливают методом путапака (скрепленные ломтики обертывают в листья, покрывают глиной, высушивают, на несколько минут помещают в горящий уголь и извлекают из него после того, как они раскалятся докрасна). После остывания глиняную корку следует удалить, а приготовленный таким образом тростник следует пережевывать.

13-14. К равному количеству нили, бхринга (твак) и эла добавляют равное им трем количество триврита, к ним добавляют равное им всем количество сахара и измельчают в порошок. Этот порошок, добавив к нему фруктовый сок, мёд и (ячменную) муку, превращают в тарпана (питательный напиток). Этот состав является не приносящим вреда слабительным средством при болезнях, порожденных ватой, питтой и капхой, а также подходящим для тех, у кого ослаблена пищеварительная деятельность и кто слаб по своей конституции.

15-16. Равное количество семян виданга, вара, явашука (ячменные колосья) и кана и половина (от их общего количества) триврита, измельченное в порошок и принимаемое с мёдом и гхи или с пальмовым сахаром-сырцом (недоваренной патокой) предотвращает вздутия живота, увеличение живота вследствие заболевания селезенки, кашель, халимака (зрелую стадию желтухи), потерю вкуса или аппетита и множество других болезней, вызванных капхой – ватой.

17-20. По одному карша виданга, пиппали мула, трипхала, дханья, читрака, марича, индраява, аджаджи, пиппали, хастипиппали, дипьяка и панча лавана (пяти солей) измельчают в порошок. К нему добавляют по восемь пала тила тайла и порошка триврит, три прастха сока дхатрипхала и половину тула гуда (патоки или пальмового сахара-сырца). Все это приготавливают на маленьком огне (до состояния джема). Его следует принимать в предписанной дозе, не соблюдая каких-либо особых режимов (диеты или деятельности). Этот состав лечит проказу, геморрой, диабет, увеличение живота, свищ прямой кишки, заболевания 12-перстной кишки и малокровие, а также является пумсавана (средством, способствующим рождению детей мужского пола). Этот кальянака гуда подходит в любое время года.

21-23. Вьоша, триврит, семена кутаджа, амбхода, кримингха, амалака и триврит, положенные в равном количестве и смешанные с равным своему общему объему, измельчают в порошок и, при помощи мёда, скатывают в пилюли. Этот состав лучше всего подходит при дизурии, лихорадке, рвоте, кашле, туберкулезе, головокружении, истощении, ощущении жжения, малокровии, слабом пищеварении и различных видах отравлений. Этот состав, известный как авипаттикара йога, идеален для пациентов с заболеваниями, вызванными питтой.

24. Триврит, семена кутаджа, пиппали и вишвабхешаджа, смешанные с мёдом и соком дракша, являются подходящими слабительными средствами во время варша (сезона дождей).

25. Триврит, дуралабха, муста, шаркара, идучья, чандана, яштьяхва и сатала, принимаемые вместе с соком дракша, особенно подходят в осенний период.

26. Триврит, читрака, патха, аджаджи, сарала, вача и сварнакшири, истолченные все вместе в порошок и принятые с теплой водой, особенно подходят во время хеманта (холодного времени года).

27-28. Триврит с равным количеством шаркара является (идеальным) слабительным средством во время гришмакала (летнего периода).

Триврит, траянти, хапуша, сатала, катурохини и сварнакшири измельчают в порошок и настаивают в течение трех дней. Этот состав подходит для применения в любое время года и удаляет мала (доши) у тех, кто был должным образом пропитан маслом (применением олеотерапии).

29. Шьяма, триврит, дураламбха, хастипиппали, ватсака, нилини, катука, муста и шрештха измельчают в порошок и принимают с гхи и теплой водой. Этот состав подходит даже тем, кто сух (не подвергался масляной терапии), и благотворен в любое время года.

Так заканчивается шьяматриврит калпа.

Раджаврикша калпа

30-31. При таких болезнях, как лихорадка, сердечные заболевания, подагра, восходящее движение ваты и подобные нарушения, лучше всего подходит раджаврикша, поскольку он мягок (не слишком силен), сладок (на вкус) и прохладен (по воздействию). Благодаря своему мягкому воздействию и безвредности чатурангула (раджаврикша) особенно показан детям, пожилым людям, тем, у кого повреждена грудь (легкие), кто истощен и слаб по своей конституции.

32-33. Во время плодоносного сезона зрелые, полноценные и тяжелые плоды (раджаврикша) собирают и в течение семи дней запекают в песке. Затем их извлекают, отделяют сердцевину (костный мозг) и хранят в чистом сосуде (до тех пор, пока они не понадобятся).

34-36. Пациентам, страдающим от ощущения жжения и восходящего движения ваты, а также детям в возрасте от четырех до двенадцати лет следует принимать его вместе с соком дракша.

Можно назначать раствор чатурангула (раджаврикша) вместе с творожной водой (сывороткой), пивной накипью и соком дхатрипхала (каждым в отдельности), или пастой триврит и саувирака (перебродившей водой, в которой промывали рис).

37. Костный мозг плода помещают в отвар данти, смешанный со старой патокой или пальмовым сахаром-сырцом и затем, в течение месяца или двух недель, позволяют ему подвергаться процессу брожения. Такой перебродивший отвар можно принимать в качестве питья.

Так заканчивается раджаврикша калпа.

Тилвака калпа

38-40. Собирают внешнюю кору корней тилвака, удаляя их внутреннюю оболочку, высушивают на солнце, толкут в мелкий порошок (и разделяют на три части). Две части этого порошка вымачивают в отваре самого родхра (тилвака) и процеживают. Третью часть (тилвака) снова вымачивают или настаивают в отваре того же самого (тилвака); затем эту часть вновь вымачивают в отваре дашамула, высушивают и хранят наготове. В качестве слабительного средства его принимают в количестве одного панитала (карша) вместе с масту (сывороткой), коровьей уриной, пивной накипью, соком кола или дхатрипхала.

41. Леха (конфитюр), приготовленный с отваром и пастой тилвака с добавлением сахара и смешанный с гхи, является лучшим слабительным составом.

Так заканчивается тилвака калпа.

Судха калпа

42-46. Судха быстро разбивает скопление дош, но действует чрезмерно сильно и вызывает много осложнений и недомоганий. Поэтому не следует назначать её людям со слабым кишечником, детям, старикам, ослабленным пациентам и пациентам с хроническими заболеваниями. Это средство следует использовать при вздутии живота, увеличении живота, искусственном отравлении, заболеваниях кожи, сахарном диабете, малокровии, душивиша (слабом отравлении), опухании (водянке) и расстройствах разума, порожденных (усилившимися) дошами.

Лучше всего использовать ту разновидность судха, у которой много острых шипов, и чей возраст не превышает двух или трех лет. Растение следует надрезать ножом, лучше в конце шишира (холодного сезона) и нацедить млечный сок. Затем его следует смешать с равным количеством отвара из лекарственных средств билвади панчамула (по отдельности) или бхарнги, приготовить над горящим углем и скатать в пилюли. Этот состав следует принимать вместе с масту (сывороткой), коровьей уриной, сура (пивом) и другими подобными средствами.

47-48. Девять лекарственных средств, начиная с триврит (триврит, шьяма, арагвадха, тилвака, снухи, шанкхини, саптала, данти и драванти), вара (трипхала), сварнакшири и сатала в течение семи дней вымачивают в млечном соке снука, а затем принимают вместе с гхи. Подобным же образом можно принимать вьоша, уттама, кумбха, никумбха и агни (измельченными в порошок и вымоченными в млечном соке снука), запивая сиропом пальмового сахара или патоки.

Так заканчивается судха калпа.

49-50. Не слишком сухие плоды шанкхини собирают и очищают от кожуры. Затем собирают (и хранят готовыми к использованию) корни саптала. Оба средства очень сильно расширяют (тканевые каналы), и поэтому их следует использовать при болезнях, порожденных капхой, увеличении живота, отравлении, водянке и т.п. При болезнях сердца, порожденных вата - капхой, а также при вздутии живота следует использовать пасту из этих средств в количестве одного акша, запивая мадира (вином).

Так заканчивается шанкхини-саптала калпа

51-56. Напоминающие бивень слона корни данти и драванти, – твердые и плотные, медные и голубые по цвету, обладающие свойством глубокого проникновения и горячие по воздействию, - действуют стремительно и приводят к быстрому очищению каналов. Их следует обмазать мёдом и (пастой) пиппали, обернуть травой дарбха, покрыть глиной, высушить и поместить внутрь груды горящих углей. Когда из них начнет выходить пар, их следует извлечь, снять покрывающие их корочки и высушить на неярком солнце или над слабым огнем. От этого корни теряют свою способность вызывать расширение каналов. Затем следует их принимать вместе с масту (сывороткой), такра (пахтой), соком пилу или асава (перебродившим раствором). Лекарственный гхи, приготовленный с пастой и лекарственным отваром (корней данти и драванти) и отваром дашамула лечит висарпа (герпес), абсцессы, аладжи (разновидность кожных заболеваний), какша (опухоли или воспаления подмышечных желез) и ощущение жжения. Лекарственное масло, приготовленное с корнями данти и драванти лечит вздутие живота, диабет, геморрой, запор и ухудшение капхи и марута (ваты). Махаснеха (смесь жирных веществ), приготовленная с этими средствами, лечит недомогания, вызванные затруднением выхода фекалий, семени и газов, а также увеличением анилы (ваты).

Так заканчивается дантидраванти калпа.

57. Для того, чтобы вызвать послабление (при назначении слабительной терапии) следует главным образом использовать эти девять (лекарственных средств), начиная с триврита.

58-60. Харитаки можно использовать точно таким же способом, как и триврит. Восемь пала гуда (пальмового сахара), двадцать (частей) патхья (харитаки), по одному пала данти и читрака, по одному карша пиппали и триврита, измельчают в порошок, приготавливают вместе и скатывают в десять таблеток. Следует один раз в десять дней принимать одну такую таблетку, запивая теплой водой. Таким путем следует принять все десять таблеток. Такой режим, не требующий каких-либо дополнительных лечебных мер, лечит все заболевания; особенно благотворен он при заболеваниях 12-перстной кишки, малокровии, зуде, высыпаниях на коже и геморрое.

Так заканчивается харитаки калпа.

62. Слабительные составы следует назначать вместе с порошком твак, кесара, амратака, дадима, эла или ситопала, макшика, матулунга или мадья, которые приносят пациенту удовольствие.

Так заканчивается глава, называемая виречана калпа, вторая глава Калпасиддхистханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, авторомкоторой является Шримад Вагбхата, сын Вайдьяпати Симхагупты.

 

Глава 6. Дравьякалпа (природа медицинских рецептов)

Теперь мы изложим главу дравья калпа – природа медицинских рецептов,– так сказал Атрея и остальные мудрецы.

1-2. Идеальные лекарственные вещества (травы) для приготовления лекарств – те, что выросли в пустынной местности, в регионах с умеренным климатом, на ровных местах, выросшие в хорошей почве, чистые, выросшие вдали от мест захоронений, у буддийских монастырей (или близ большого дерева), у дорог, в ущельях, близ муравейников, в мягкой глине, поблизости от источника воды, который расположен справа, в местности, покрытой травой куша и рохиша, на невспаханной земле и не в тени больших деревьев.

Идеальны для приготовления лекарств те травы, что наделены хорошим цветом, вкусом и другими свойствами, те травы, что не потревожены насекомыми, не опалены лесным пожаром, не осквернены никаким другим способом и не подвержены никаким патологиям. Благоприятнытравы, которые в должное время года были насыщены всеми бхута (пятью основными элементами), тенью, солнечным светом, водой и т.п., широко разросшиеся, с корнями, устремленными в северном направлении.

5-7. (Мудрому врачу следует собирать все эти травы, произнося следующий гимн: “Вы, благотворные травы, своею мощью и великолепием умерьте страдания Махендры, Рамы, Кришны, брахманов и коров и даруйте им благополучие”).

Затем, совершив благоприятные обряды, исполнив свои ум и сердце преданностью, будучи чистым (одеждой, разумом и т.п.), воздержавшись (предыдущим вечером) от принятия пищи, врачу следует, в надлежащий сезон, собрать наполненные соком (свежие, в зеленом состоянии) травы, растущие в благоприятных местах. Если это невозможно, следует собирать такие травы, возраст которых не превышает года, за исключением гуда (пальмового сахара), гхрита (гхи), кшаудра (мёда), дханья (кустумбуру), кришна (пиппали) и виданга. Коровье молоко, навоз и мочу следует собирать только от молодой и здоровой коровы; ткани (кровь, мышцы, жир и т.п.), перья, копыта, рога и т.п. следует собирать только у тех животных и птиц, которые молоды и полны сил.

8. За исключением соли, источником кашайя (рецепта) являются (лекарственные вещества) пяти вкусов. Раса (свежий сок), калка (паста), шрита (лекарственный отвар), шита (холодный раствор), пханта (горячий раствор) – таковы пять разновидностей кашайя (рецептов, лекарственных составов), каждый из которых в превосходящем порядке сильнее предыдущего.

9-10. Сок, извлеченный из свежего (зеленого) растения, хорошо протертый и отжатый через ткань, называется свараса (свежим или натуральным соком). Калка (паста) это вещество, приготовленное с какой-либо жидкостью, чурна (порошок) – вещество, приготавливаемое без какой-либо жидкости, шрита (или куатха) - это лекарственный отвар (прокипяченный с какой-либо жидкостью), шита (холодный раствор) – вещество, вымоченное или настоянное в какой-либо жидкости в течение ночи (и затем процеженное), пханта (горячий раствор) – это лекарственное средство, растворенное в какой-либо теплой жидкости, размешанное, процеженное сквозь ткань и использованное сразу же после приготовления.

11-12. Дозу этих (составов или лекарственных форм) определяют в соответствии со (свойственной) болезни силой и т.п. По словам муни (Чараки): “Ни для отдельного средства, ни для состава не существует определенной или устойчивой дозы; они зависят от болезни, природы пищеварительного тракта пациента, его силы и возраста, от (характера) местности и времени года (сезона)”.

13-14. Средней предписанной дозой свараса (свежего сока) считают количество в четыре пала; средней дозой песья (пасты) считается один карша, вымоченный в трех пала жидкости. Куатха готовят в одном пала лекарственного средства, кипятят в половине прастха жидкости и доводят отвар до четверти первоначального объема; шита готовят с одним пала лекарственного средства, вымоченного в шести пала жидкости. Следующий из них (пханта) готовят с одним пала лекарственного средства и четырьмя пала жидкости.

15. Если для снеха пака (рецепта лекарственного гхи или растительного масла) особо не упомянуто количество (каждого компонента), количество составляющих его калка (пасты), снеха (гхи, растительного масла и т.д.) и драва (жидкостей - отваров) должно последовательно увеличиваться в четыре раза по отношению к предыдущему.

Комментарий: В рецептуре гхи или растительного масла количество калка (пасты), снеха (жира) и драва (отвара) должно соответственно составлять одну, четыре и восемь частей.

16. Шаунака говорит: если при приготовлении лекарственного жира необходимо использовать чистую воду, отвар или свежий сок и пасту из лекарственных средств, их количество должно составлять соответственно одну, четыре, шесть и восемь частей.

Комментарий: Количество пасты должно составлять одну часть, чистой воды должно быть четыре части, количество отвара должно составлять шесть частей, и свежий сок должен составлять восемь частей.

Если (при приготовлении лекарственного жира) нужно использовать более пяти жидкостей, их количество должно быть равным количеству жира.

17-18. Правильно приготовленная паста не должна прилипать к пальцам. Правильно приготовленный жир, при выливании на огонь, не издает никакого треска и придает огню хороший цвет и т.п. При проявлении таких признаков его (лекарственный жир) следует быстро удалить (из очага). (В стадии надлежащего приготовления) пузыри в лекарственном гхи исчезают; в случае приготовления лекарственного растительного масла пузыри начинают появляться.

Комментарий: Описанные выше способы проверки фаз приготовления лекарственных жиров можно объяснить следующим образом. Небольшое количество пасты из лекарственных средств извлекают из кипящей жидкости и скатывают между большим и указательным пальцами; если она не прилипает к пальцам, она приготовлена правильно. Когда лекарственный жир выливают на огонь, он ярко горит, не издавая никакого шума. Когда на кипящем гхи пузыри исчезают, а на кипящем растительном масле появляются в большом количестве, они считаются правильно приготовленными, и их следует удалить с очага.

Признаки правильного приготовления леха (конфитюра, джема) таковы: он принимает нитевидную форму, тонет в воде и становится либо подвижным, либо неподвижным.

Комментарий: Нитевидная форма и свойство тонуть в воде – это признаки всех конфитюров; некоторые конфитюры сохраняют свойство быть подвижными (тянуться подобно гелю), а некоторые теряют эту способность (становясь твердыми).

19-21. Пака (обработка или приготовление) бывает трех родов или степеней: манда (слабое, мягкое), чиккана (приготовленное вполовину силы, среднее) и кхарачиккана (очень сильное). При манда вещество по своим (признакам) подобно пасте; при чиккана оно становится похожим на мадана (пчелиный воск); при кхарачиккана оно становится тусклым, черным и не принимает нитевидной формы. После этих трех стадий приготовления наступает дагдха (чрезмерное приготовление, пережигание, обугливание); использование такого вещества не приведет к желаемой цели. Если лекарственный жир приготовлен неправильно, он приводит к ослаблению пищеварительного огня. Мридупака (слабую обработку) следует использовать для введения лекарства через нос, кхара пака (сильную обработку) – для умащения или массажа тела, а чиккана пака (умеренное приготовление) – для питья и терапии методом клизмы.

22. Шана, панитала, мушти, кудава, прастха, адхака, дрона и ваха – эти меры превосходят каждую предшествующую в четыре раза, в последовательном порядке.

Влажные лекарственные средства (травы в свежем, зеленом состоянии) следует класть в состав во вдвое большем количестве, чем в сухом состоянии. Это же относится и к жидкостям, начиная с кудава и т.п. (их следует использовать во вдвое большем количестве, чем это упомянуто в рецепте).

25-28. Шесть вамси составляют один маричи, шесть маричи составляют один саршапа, восемь саршапа составляют один тандула; два (тандула) составляют один дханьямаша или ява; четыре (дханьямаша) составляют один андика, машака или шана.

Два шана составляют один ватака, кола, бадара или дранкшана; два ватака составляют один акша, пичу, панитала, суварна, кавала, граха, карша, бадала падака, тиндука, паниманика, шукти, аштамика или пич у, - все эти слова используют для обозначения одного и того же. Два пичу составляют один шукти, пала, пракунча, билва, мушти, амра или чатуртхика; два пала составляют один прасрата; два анджали составляют один маника, адхака, бхаджана, камса, дрона, кумбха, гхата или армана; сто пала составляют один тула; двадцать (тула) составляют один бхара.

29. Травы обычно собирают в горах Химават и Виндхья. Те, что собраны в первом месте (горах Химават) являются саумья (холодными, охлаждающими, слабыми по воздействию) и благотворными для здоровья, в то время как травы, собранные в другом месте (горах Виндхья), являются агнейя (горячими, огненными и сильными по воздействию).

Так заканчивается глава, называемая дравья калпа, шестая глава Калпасиддхистханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Вайдьяпати Симхагупты.

 

 

Глава 2. Баламайя пратишедха (лечение детских болезней)

Теперь мы изложим главу Баламайя пратишедха,- лечение детских болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы.

1. Считают, что дети, в зависимости от принимаемой ими пищи делятся на три категории: кшира вартана (питающихся только молоком), аннавартина (питающихся твердой пищей) и убхайя вартана (питающихся и жидкой, и твердой пищей).

Здоровье детей всецело зависит от этих продуктов (молока и твердой пищи): дети здоровы, если пища полноценна (не испорчена), тогда как при приеме испорченной пищи у детей развиваются болезни.

2-4. Полноценным (не испорченным) считается такое грудное молоко, которое (будучи случайно смешанным с водой) становится однородным и не проявляет признаков присутствия дош.

Молоко, подвергшееся вредоносному воздействию ваты, вылитое в воду, становится вязким, пенистым, сухим (не маслянистым) и вызывает затруднение выведения фекалий и урины. Если молоко подверглось вредоносному влиянию питты, оно становится горячим, кислым, острым, проявляет желтоватые линии на воде и вызывает ощущение жжения (в пищеварительном тракте ребенка). Молоко, испорченное капхой, - солоноватое, густое, тонущее в воде и вязкое. Если молоко подверглось одновременному вредоносному воздействию двух или трех дош, оно проявляет свойства этих двух или трех дош.

При употреблении такого, обладающего признаками присутствия всех трех дош, молока возникают болезни, порожденные соответствующей дошей (или дошами).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.