Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличие труда дошкольников от труда взрослых




Ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей, то есть ребенок не может включиться в общественное производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности, хотя у труда ребенка есть свой результат.

Труд детей носит воспитывающий характер, то есть труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми.

А) В процессе труда у детей формируется привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, настырность, самостоятельность, ответственность и др.

Б) Формирование умения создавать, беречь, ценить красивое (эстетическое воспитание)

В) Стремление к достижению цели ставит дошкольника перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов – происходит умственное развитие.

Г) Труд детей имеет значение и для физического развития, мышечной активности, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка, совершенствуются движения, их координированность, согласованность, производительность.

Близость труда к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление, превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют или, обыгрывают их. И всегда принимают игровые ситуации, связанные с трудом.

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, например, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Несмотря на наличие в труде всех структурных компонентов деятельности, они пока ещё находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Компоненты трудовой деятельности:

- цель

- мотив

- планирование

- процесс трудовой деятельности

- результат.

А) Цель труда.

В младшем возрасте дети не могут самостоятельно ставить цель в труде, так как они ещё не умеют удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия детей носят не целенаправленный, а процессуальный характер (многократное повторение действий, не преследуя определенной задачи). Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не результат.

Постепенно, овладевая по подражанию способам действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце, застегнул пуговицу). Для руководителя, способности ставить цель в труде, важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших все это находится в стадии формирования. Взрослый ставит перед детьми цель и помогает её реализовать.

Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата(например, изготовление игрушек). Ребенок этого возраста может осознавать и отдаленные цели, которые ставит взрослый (например, выращивание урожая). Когда предстоит сложная работа нужно разделить весь процесс труда на короткие отрезки и на каждом таком этапе ставить цель.

Таким образом, особенность – обязательное участие в постановке цели взрослого.

Б). Мотив труда – то, ради чего трудятся.

Мотивы могут быть разные: получить от взрослых положительную оценку, самоутвердится, вступить в общение со взрослыми, принести пользу. Лишь в 5 – 7 лет ребенок может формулировать мотивы.

В). Планирование трудовой деятельности – включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных этапов, так и результата в целом.

В младшем возрасте ребенок вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, забывая об, намечают основные этапы, но не способы исполнения. Не предусматривается контроль и оценка работы. Словесное планирование отстает от практического - ребенок не может составить план работы, но делает последовательно.

Детей нужно учить планировать деятельность, сначала взрослый планирует работу сам, затем привлекает детей к совместному планированию и, наконец, планировать самостоятельно.

Г). Процесс деятельности.

Детей младшего возраста увлекает именно процесс деятельности. Но и старших дошкольников увлекает процесс.

В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитывается настоящая потребность все делать красиво, аккуратно, правильно.

II. Формирование навыков.

Рациональные способы действий – обратить внимание для целенаправленного формирования трудовых навыков.

1. Впервые со способами действия ребенка знакомит взрослый, который по ходу совместной работы показывает, подробно объясняет его.

Каждый раз привлекая к совместной работе 2 – 3 детей воспитатель постепенно формирует у всех единый способ действия.

2. Дальнейшее осмысление и обобщение трудовых действий происходит через коллективное обучение. С этой целью проводят специальные занятия для всех детей одновременно.

Сначала индивидуальная работа, затем итоговое занятие.

Старшие дошкольники могут принимать учебно-познавательную задачу и отличать её от практической, потому на занятии нужно четко выделить для детей обе задачи.

Для того, чтобы выдвигаемые задачи были для детей значимыми, воспитатель показывает, где их можно применять.

Чтобы дети больше упражнялись в технических приемах, воспитатель может организовать мастерскую, привлекает детей к изготовлению раздаточного материала.

Формировать у детей орудийные действия.

1. переключать внимание детей с результатов действия на способ действия, например, производимых движений

2. развивать поэтапный контроль

3. учить сравнивать и различать особенности движений, отличать правильные от неправильных.

Организуется упражнение, не требующее достижение результата, например, чтобы ребенок научился обратить внимание на способ действия – просто забивать гвозди. Забивает гвозди по какой-нибудь геометрической фигуре (обращается внимание на последовательность движения). Чтобы ребенок умел контролировать свои действия, использовать приемы. Воспитатель предлагает ребенку перед работой рассказать о предстоящем движении.

Анализ и оценка движений также помогает закрепить его правильное выполнение.

Таким образом, под влиянием упражнений дети достигают уровня, при котором они могут сравнивать и различать особенности движений, оценивать их качество, устанавливать связи между характером движения и получаемым результатом, стремиться к лучшему результату.

Д). Результат труда.

Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого.

Ребенка старшего возраста интересует достижения практического, материального результата, хотя и оценка взрослого также очень важна.

В 5 – 7 лет у ребенка уже может появиться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 6846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.