Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема консьюмеризма – ее возникновение и сущностные черты

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема консьюмеризма в ее философском и культурологическом аспектах. Обозначены причины возникновения общества потребления, как социального явления, а также выявлены сущностные противоречия идеи потребления в современном мире.

Ключевые слова: Консьюмеризм, общество потребления, глобализация, потребление, социальная идентификация, реклама, потребление как миф, образ, социальные отношения, общество, потребность.

 

В основе современного общества лежат рыночные экономические отношения, которые, в свою очередь определяют поведение людей как потребителей. Ни для кого не секрет, что, начиная с середины 20 века, потребление отдельным человеком и всем обществом в целом благ современной цивилизации только возрастает. Таким образом, мы можем охарактеризовать современное общество как общество потребления.

Проблема консьюмеризма затрагивает не только экономический институт общества, но влияет также и на культурное наследие человечества. Многие современные философы и общественные деятели с разных сторон обсуждают проблему потребления[1], однако на сегодняшний день этот вопрос все еще остается дискуссионным.

Актуальность причин и следствий консьюмеризма в условиях современного общества не вызывает сомнений: каждый день каждый из нас потребляет множество продуктов производства современных транснациональных корпораций и компаний. Едва ли можно представить современного человека без потребления благ, предоставляемых развитой цивилизацией, будь то продукты питания, дизайнерские вещи, продукты ежедневного обихода или роскоши, а также разнообразные услуги, предоставляемые компаниями в той или иной отрасли.

В данной статье мы рассмотрим сущностный аспект консюмеризма и проиллюстрируем его глубокое культурологическое влияние на современное общество, а также проследим связь общества потребления с набирающим обороты процессом глобализации. Чем в сущности является консьюмеризм, каковы причины его возникновения и каковы следствия таких всеобъемлющих темпов потребления в обществе. Человек владеет вещами или вещи владеют человеком?

Данная проблема не является новой для философии и общественных наук. О сущности и последствиях консьюмеризма говорили такие известные философы, как Ж. Бодрийяр[2], Ульрих Бек[3], Зигмунд Бауман[4], И. Ильин[5] и многие другие.

Потребление сегодня не сводится к простому удовлетворению материальных потребностей. Еще в XX веке потребление предметов первой необходимости отделялось от потребления предметов роскоши и излишеств. В конце XIX – начале XX века отмечалась тенденция к «потреблению напоказ», а материальные блага рассматривались как идентификация статуса и личности потребителя[6].

Темпы потребления неуклонно растут. Только за последние полвека количество ежегодно потребляемой продукции увеличилось в 5 раз. Можно резонно решить, что для создания комфортных условий существования, а также для того, чтобы показать собственный статус и престиж в обществе, нам понадобилось увеличить количество ежегодно потребляемых продуктов производства. Однако, это не совсем так. Следует задаться вопросом: что в сущности мы потребляем и что заставляет нас потреблять все больше и больше?

Один из самых известных философов, рассуждавших о проблеме консьюмеризма Ж. Бодрийяр утверждал, что в сущности мы потребляем не сами материальные блага и услуги, а тот образ, который они нам транслируют. Именно «образ себя», который мы должны получить, обладая тем или иным продуктом, заставляет нас потреблять все больше и больше. На сегодняшний день потребление – это прежде всего способ выражения личности потребителя и его самоидентификации через материальную вещь. Материальные блага в таком обществе вместе с тем определяют и отношения между людьми. Как заметил Ж. Бодрийяр, потребляется «идея отношения через серию вещей, которая ее проявляет»[7]. Таким образом, материальные предметы сегодня, такие как одежда, бумажник, часы, мобильный телефон, машина и многое другое стали сегодня социальными знаками, идентифицирующими престиж, статус и положение человека в обществе.

Однако, проблема консьюмеризма не сводится лишь к тому, что вещи оказываются социальными маркерами. Основной отличительной чертой общества потребления является то, что не конечный продукт потребления – вещь, услуга, социальный статус или престиж – становятся целью, а сам процесс потребления того или иного продукта. Покупая ту или иную вещь в магазине, человек не ощущает удовлетворения или счастья, наоборот, он стремится купить еще, еще и еще. Бодрийяр отмечает, что главным двигателем такого отношения к потребительству оказывается доминирование рекламы[8]. В современном обществе реклама имеет разнообразные способы проявления: средства массовой информации, интернет, рекламные щиты на улицах, – все это кишит различными образами и призывными лозунгами. Таким образом, какие цели преследует реклама? На наш взгляд, та или иная реклама не преследует цель продать конкретный товар или услугу, она лишь иллюстрирует тот образ, который получит потребитель после приобретения. Несомненно, стоит отметить, что транслируемый средствами массовой информации образ зачастую не соответствует действительности. Потребитель после приобретения продукта или услуги разочаровывается. Желаемый идеальный образ оказывается недостижимым. Таким образом, можно сказать, что реклама продает человеку миф о том, что, приобретя тот или иной продукт, он не только удовлетворит свою потребность, но и сформирует у окружающих людей образ успешного и счастливого. Транслируемый рекламой образ почти всегда оказывается лишь мифом, «вкусной» картинкой для привлечения потенциального клиента.

Еще одним немаловажным аспектом, влияющим на общество потребления, является процесс глобализации. Именно благодаря глобализации мы можем беспрепятственно общаться с людьми, находящимися за сотни и тысячи километров от нас, узнавать новости и передовые тренды. Однако, что касается консъюмеризма, то пространство потребления также не знает территориальных границ. Сегодня мы можем приобрести машину немецкой или японской марки, находясь в России; множество западных тенденций в потреблении, например, «фастфуд», стало неотъемлемой частью российской и зарубежной действительности, хотя изначально это был только американский феномен. Известный философ Ульрих Бек в своей книге «Что такое глобализация?»[9] рассуждает о последствиях размывания территориальных границ для консьюмеризма.

Автор утверждает, что темпы процесса потребления и разнообразие продуктов только увеличиваются благодаря глобализации. Однако, вместе с тем, падает качество продукта, а также упраздняются критерии, по которым мы можем идентифицировать тот или иной продукт и оценить его качество[10]. Так, например, машины марки Мерседес изначально выпускались исключительно на немецких заводах. Сама марка была залогом высокого качества сборки и надежности автомобиля. Сегодня же мы можем наблюдать филиалы марки Мерседес по всему миру. Пойдя в автосалон Мерседес в России, мы можем купить, казалось бы, точно такой же автомобиль Мерседес, как в Германии. Однако остается вопросом, может ли российская сборка выступать гарантом качества продукта.

Вывод: Консьюмеризм – одно из массовых явлений современного общества, затрагивающий многие его пласты: социальный, экономический, культурный. Мы живем в эпоху массовой гонки за престижем и статусом в обществе, которые выражаются посредством потребляемых нами продуктов, а последствия всего этого нам только еще придется испытать.

 

 


[1] Например, Ж. Бодрийяр, И. Ильин, З. Бауман

[2] Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Культурная революция, Республика, 2006; Бодрийяр, Ж. Система вещей. — М.: Рудомино, 1999

[3] Бек, У. Что такое глобализация?. М.: Прогресс-Традиция, 2001

[4] Бауман, З. Будущего не существует// Огонек, 2011; Бауман, З. Глобализация: последствия для человека и общества, М.: Весь мир, 2004

[5] Ильин, И. А. Путь духовного обновления / / Ильин И. А. Собр. соч. В 10 т. Т. 3. — М.: «Русская книга», 1993.

[6] См. Например: А. Маршалл, Т. Веблен

[7] Ж. Бодрийяр, Общество потребления. Его мифы и структуры, С. 202

[8] Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака. – М.: Академический Проект, 2007., С. 37

[9] У. Бек. Что такое глобализация?. М.: Прогресс-Традиция, 2001

[10] У. Бек. Что такое глобализация?, С. 46 – 62.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Художественный и ручной труд | Сроки приёма заявлений и документов, конкурсного отбора и зачисления на обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.