Вопрос 45. Расскажите основные методы и формы управления образовательными системами.
Ведущими методами педагогического управления считаются социально- психологические методы. Они призваны воздействовать не только на разум, но и на чувства личности, создавать условия для ее самореализации или самовыражения, проявления способностей и возможностей.Социально-психологические методы – это методы управления социально-массовыми процессами, базирующиеся на информационном обеспечении. Сюда же относят методы управления коллективами и группами (оценка индивидуальных качеств работников, выработка ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств). Кроме того, выделяют методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами и методы управления индивидуально- личностным поведением. Экономические методы являются методами материальной мотивации, реализующимися в виде материального вознаграждения (заработная плата, премия, гранты) в соответствии с количеством и качеством труда или материальных санкций (начет) за недолжное его выполнение.
Распорядительные методы – это методы прямого централизованного воздействия на управляемый объект. Формы их проявления – приказы, планы, инструкции, распоряжения и т.п. Использование распорядительных форм и методов связано с необходимостью выполнения управленческих задач, поддержанием устойчивости организационных связей в системе управления. Методы педагогического управления широко применяются руководителями учебных заведений, формируют их профессионализм. Следует выделить такие методы воздействия на педагогический коллектив и его органы, как создание общественного мнения, пробуждение общественной активности, укрепление чувства ответственности педагогов за порученное дело. Условия функционирования образовательного учреждения предполагают использование разнообразных форм управления, т.е. способов организации взаимодействия субъекта и объекта, отношений между людьми, их совместной деятельности в управленческом процессе.
Критерии эффективности воспитательной работы заинтересованно обсуждаются учеными десятки лет, но пока не удалось найти более или менее приемлемого решения. Антон Чехов в письме старшему брату Николаю изложил свои критерии воспитанности. "Воспитанные люди, – писал Чехов, – по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. 2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, что не увидишь простым глазом. 3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 4. Они чистоплотны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... 5. Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в других сочувствие. 6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями... Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки... 7. Если они имеют в себе талант, то уважают его... 8. Они воспитывают в себе эстетику..." Думается, что для практической педагогики эти критерии могут служить надежным показателем эффективности воспитания. Однако основным критерием оценки качества личностной и профессиональной подготовки специалиста, надо полагать, является оценка работодателя, родителей, самого выпускника его готовности к полноценному функционированию в трудовом коллективе. И здесь могут выявиться неожиданные и непредвиденные коллизии. Например, отличник, сдававший все сессии досрочно, не умеет работать в команде; специалист, закончивший вуз с красным дипломом, заносчив и высокомерен по отношению к сослуживцам. Многие выпускники, у которых целенаправленно развивали творческий потенциал, отличаются отсутствием дисциплины; другие, вроде бы положительно проявившие себя в учебе, успокаиваются па достигнутом и не стремятся к профессиональному совершенствованию. Мудрые и опытные воспитатели не склонны довольствоваться сиюминутным результатом воспитательной работы, а руководствуются перспективами развития своих подопечных.
Вопрос 48. Раскройте понятие «дефект»; вторичный дефект.
Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие «структура дефекта» ввёл Л.С. Выготский. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект. Первичныйдефект - повреждение биологических систем, которое вызывается биологическими факторами. Вторичный дефект- недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у умственно отсталых). Вторичный дефект не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием). Так же имеется "сложный" дефект
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление