Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по написанию проверочной работы

Проверочная работа 1

Путь клиента

Путь клиента

Ф.И ______________________________________________

 


Ф.И ______________________________________________

 

Магистранты выполняют письменную проверочную работу, в которой должен быть проведен практический анализ фрагментов детской речи с точки зрения онтогенеза фразы как основного средства коммуникации.

Лингвистика детской речи самым тесным образом связана с курсом современного русского языка. Задания проверочной работы ориентированы на анализ онтогенеза только одного, высшего, уровня языковой системы – синтаксического. Изменения в фонетической, лексической, грамматической системах, связанные с развитием (в т.ч. и речевым) ребенка-дошкольника можно проследить самостоятельно. Для выполнения заданий проверочной работы рекомендуется повторить раздел синтаксиса русского языка.

Оформление: ставите номер задания, отвечаете на вопросы задания, не переписывая примеры, а указывая их номера

Примеры взяты из Сборника упражнений по детской речи, составленного под руководством С.Н. Цейтлин сотрудниками кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена. В книге представлены подлинные факты из речи разных детей дошкольного возраста. Во многих случаях имена детей и возраст (иногда - с точностью до месяца) указаны, иногда такие указания отсутствуют, но и в этом случае каждое из них извлечено из спонтанной речи ребенка.

 

Задание 1. Анализируя дневниковые записи Лизы, проследите, как происходит становление коммуникативных намерений ребенка.

Напишите: а) Какие коммуникативные намерения можно отметить в поведении ребенка второго года жизни? б) Какие средства дети используют для этого?

1. Ползая по полу, обнаружила, что большой шкаф на веранде не открывается. Сначала посмотрела на дедушку, только что бравшего что-то из шкафа, потом - на бабушку, потом - на маму. Но на этом всё закончилось. Не стала добиваться цели. (09.08)

2. Сегодня Лиза выронила морковку на траву и пыталась её достать. Мама сидела напротив. Лиза хныкала, посматривая и на маму и по сторонам, но явного обращения за помощью не было. (08.23)

3. Долго играла на полу на кухне, где мама варила суп. Потом уползла из кухни, застыла на пороге комнаты, где мама ее обычно кормит грудью, и громко заплакала. Как мама ее ни звала к себе, не шла и продолжала плакать. "Пришлось пойти покормить. Кажется, она действительно меня звала в ту комнату", - отмечает мама. (0.10)

4. Вчера у бабушки: пришла на кухню, зовя за собой бабушку, и потребовала еды: Мамама. (1.00)

5. А, а, а! - при этом показывает на игрушки (в кабинете врача) указательным пальцем, желая взять. (1.00)

6. Похлопывает маму по груди, а если не может достать, - по любой доступной части тела, когда хочет есть. (1.01)

7. Аа (в сопровождении указательного жеста) – при желании получить что-л. (1.01)

8. Приносит горшок – когда просится на горшок (Варя; 1.03)

 

Задание 2. Письменно проанализируйте любые 5 фрагментов, ответив на следующие вопросы.

а) Какие смыслы передают следующие голофразы?

б) Каким высказываниям они функционально эквивалентны?

в) Одинаковы ли приведенные голофразы по отраженному в них когнитивному уровню развития ребенка?

г) Какой компонент высказывания вербализуется в голофразах с точки зрения значимости?

1. А, а (иногда мама, иногда что-то вроде ам-ам) - вокализирует, похлопывая маму по груди, когда хочет есть. (Лиза; 1.00)

2. " Мама " – просит взять на руки. (Лиза; 0.11)

3. Ва-ва - при виде кошки. (Лиза; 0.09)

4. Бати (ботинки) - указывает пальцем на стоящие рядом с кроватью ботинки (Варя; 0.10). Слово "ботинки" (бати) появлялось и как ассоциативная реакция на слова "гулять", "пойдем", "ходить". (Варя; 0.10)

5. Мама произносит в отсутствие мамы, когда вспоминает, что хочет есть. (Лиза; 0.11)

6. Авб! - о собаке, изображенной на чашке. (Лиза; 1.00)

7. Мама - всегда говорит, находясь у бабушки и услышав стук двери (дома же никогда на звук открываемой двери так не реагирует). (Лиза; 1.00)

8. А-а - утром, пописав в горшок. (Лиза; 1.00)

9. Ки - о картинке, на которой изображен слоник. (Лиза; 1.00)

10. Ки - обо всём интересном, например, увидела у мамы на шее красивые бусы: ки. (Лиза; 1.00)

11. Бай-бай - взрослый ложится на диван. (Варя; 1.03)

12. Зайка - кладет зайца на стол. (Варя; 1.04)

13. Ап - глядит на маму и произносит, когда хочет пососать молочка. (Лиза; 1.01)

14. Мама! - радостно закричала, когда была у бабушки и пришел её брат Алеша, - и при звуке звонка, и при виде брата. (Лиза; 0.11)

15. Яблоко! - просит дать. (Варя; 1.02)

 

Задание 3. Обычно выделяют четыре основных функции голофраз: (1) привлечение внимания взрослого, (2) сообщение о чем-то увиденном и услышанном (констатация), (3) проверка гипотезы о номинации предмета, (4) запрос о чем-нибудь. Письменно разграничьте в приводимом ниже языковом материале основные функции голофраз.

1. Мама - так часто привлекает внимание мамы к чему-нибудь. (Лиза; 0.11)

2. Авб! - об изображении собаки на мячике (Лиза; 1.00)

3. Папа - произносит, когда папа в комнате. Когда его нет, ни слова, ни даже лепета «папа» нет. Произносит чаще всего в ответ на просьбу "Скажи "папа". (Лиза; 0.09)

4. Ава – о коричневом плюшевом медведе, сидящем на полу. (Лиза; 0.09)

5. Киса (кошка) - въезжает во двор, где видела кошку. (Варя; 1.03)

6. Папа? - если не видит папу на привычном месте. (Варя; 1.04)

7. Олень, коза, ослик, лошадка - различает изображения оленя, козы, осла, лошади. (Варя; 1.04)

 

Задание 4. Семантические роли опорных компонентов голофраз могут быть различны. Они могут служить обращением при просьбе или требовании ребенка о чем-то, называть объект требования, действие субъекта или неодушевленного предмета, объект или адресат действия, а также самого субъекта действия. Письменно определите семантические роли приведенных ниже голофраз.

1. - Пака (палка) - Что, хочешь палку? - мама дает карандаш, лежащий на полке. (Варя; 0.11)

2. Пукака (пуговица) - зацепилась пуговицей. (Варя; 1.03)

3. Котика (кофточка) - кофточка спустилась вниз. (Варя; 1.03)

4. Ёка (ёлка) - попала ёлочная иголка в ботинок. (Варя; 1.03)

5. Нока (нога) - нога застряла. (Варя; 1.03)

6. Газета – говорит рядом с почтовыми ящиками - она много раз видела, как оттуда достают газеты. (Варя; 1.04)

7. Гасётик (горшочек) - просится на горшок. (Варя; 1.03)

 

Задание 5. В речи детей в ранний период особенно много побуждений дать тот или иной предмет. Письменно проанализируйте разные способы, используемые детьми, для выражения этого коммуникативного намерения ("Дать/дай" с указанием на предмет, наименование предмета, другие способы).

1. Варя: Бака. Мама: Что, Варя; дать тебе банку? (Мама протягивает банку с мазью, Варя недовольна, скулит, показывает рукой на полку, мама дотрагивается до бутылочки, стоящей там же, Варя издает восторженный вопль, машет руками, открывает рот). (Варя; 0.11)

2. Япату! (лопату) и жест в ту сторону, где стоит лопата. (Варя; 1.02)

3. Варя стоит в манеже и недовольным голосом покрикивает: Дать, дать. Мать спрашивает, чего ей дать, что она хочет, Варя говорит с небольшой паузой, интонация незавершенности: Дать... патоцика (платочек). (Варя; 1.02)

4. Бука... пить (бутылка... пить) - просит дать пить из бутылочки. (Варя; 1.01)

5. Абыка нада (яблоко надо). (Варя; 1.04)

6. Ещё хлебка. (Варя; 1.04)

7. Титотик дать (цветочек дать). (Варя; 1.04)

8. Книга дам (хочу взять книгу). (Варя; 1.05)

9. Каока, пазятита, каоку (коробка, пожалуйста, коробку). (Варя; 1.05)

11. Чашку, дай чашку. (Женя; 1.11)

12. Дай катинатьку (Аня; 1.11) - просит разрезные картинки, которые хранятся в ящике стола.

 

Задание 6. С помощью двусловных высказываний дети описывают небольшой круг стандартных ситуаций: местоположение предмета или лица, указание на его принадлежность или качество, отрицание чего-либо или просьба дать что-то, а также описание некоторой ситуации, имеющей место в настоящем или связанной с тем, что происходит в настоящий момент.

Сгруппируйте следующие двусловные высказывания с точки зрения их коммуникативной роли. Письменно охарактеризуйте ситуации, которые отражены в этих двусловных высказываниях. Опишите компоненты, входящие в данные двусловные высказывания, с точки зрения морфологического оформления (маркировки) и семантической роли. Отметьте случаи использования в качестве одного из элементов ономатопей (слов, образованных звукоподражанием), а также "замороженных" форм. Обратите внимание на порядок слов в двусловных высказываниях.

1. Пака ба (палка бах). (Варя; 0.11)

2. Ба сика (бах шишка). (Варя; 1.00)

3. Аинька пить (Варенька пить). (Варя; 1.05)

4. Пить кисеи (пить киселик) - просит дать кисель. (Варя; 1.05)

5. Мама, ка ме, ука (мама, ко мне, рука) - зовет на помощь, когда ей неудобно держать за руку. (Варя; 1.00)

6. Кайготики нимать (колготки снимать) - просит снять с неё. (Варя; 1.05)

8. Акить, акить кукака, акить (открыть, открыть куколка, открыть) - просит открыть матрешку. (Варя; 1.04)

9. Ника Пататуха (книга про Муху-Цокотуху) - хочет, чтобы ей прочитали книгу, в которой есть стихотворение про Муху-Цокотуху. (Варя; 1.04)

10. Мама..., ка ме (мама..., ко мне) - просит взять ее на руки. (Варя; 1.04)

11. Кусь... кася (кушать каша) - при виде тарелки с едой. (Варя; 1.01)

12. Кукака!... дай! (Куколка!... дай). (Варя; 1.01)

13. Папа хаёси (папа хороший). (Варя; 1.04)

14. Папа а`бака (папа с собака) - папа ушел с собакой. (Варя; 1.04)

15. Мама тут (Варя; 1.04)

16. Папа яботу (папа на работу) - ушёл. (Варя 1.04)

17. Тосики `Агеинька (трусики Ангелика) - о трусиках куклы. (Варя; 1.05)

18. Папа ди (папа, иди). (Женя; 1.08)

19. Исё мака (ещё молока) - за обедом. (Женя; 1.09)

20. Тяпи пецьку (топи печку). (Женя; 1.09)

21. Бобо пацик (пальчик больно). (Женя; 1.09)

22. Мацик а-а (мальчик хочет на горшок) - о себе. (Женя; 1.09)

23. Мацик ба-ба (мальчик спит или хочет спать) - о себе. (Женя; 1.09)

24. Паська малинька (черепашка маленькая) – об игрушке, лежащей на диване рядом. (Аня; 1.11)

25. Аень агами (олень с рогами). (Варя; 1.04)

26. Ука оть (рука вот). (Варя; 1.05)

27. Питека кусотик (печенья кусочек). (Варя; 1.04)

28. Тютотик там (цветочек там). (Варя 1.05)

 

Задание 7. Одна из самых распространенных ситуаций – выражение принадлежности. Напишите, как меняются используемые ребенком средства выражения принадлежности на протяжении одного года.

1. На вопросы "Чей?.., Чья?.., Чье?.. Чьи?..", отвечает: Мамин/а/, папин/а/, бататин/а/, дидин/а/, про свои вещи только: Варенька. (Варя; 1.05)

2. Люка моя - показывая на свою руку. Но когда я после, протягивая свою руку, спросил: "Чья рука?", он тоже ответил: Мая. (Женя; 1.10)

3. Мами цяська (чашка). Люби цяська, баби цяська, сяся танкан (Сашин стакан). (Женя; 1.11)

4. Кукли ляпа - куклы шляпа (Женя; 2.0) - нашел шляпу куклы и сказал с удовольствием.

5. Эт Малюсьни писно (это Марусино письмо). (Женя; 2.01)

6. Ленин папа пицинил (починил). (Женя; 2.03)

7. Тангина мама. - так он назвал хозяйку собачонки Танго. (Женя; 2.03)

8. Мама Витиньки прасла. (Женя; 2.03)

9. Я на кравати сизу твой (я на кровати сижу твоей). (Женя; 2.05)

 

Задание 8. На этапе многословных высказываний расширяется репертуар синтаксических компонентов: появляются все более сложные в семантическом плане синтаксемы, отражающие уровень когнитивного развития ребенка. Напишите, какие синтаксические компоненты (члены предложения) присутствуют в каждом из высказываний ребенка?

1. Патотик наситить (платочек нос чистить) - дать платочек, чтобы вытереть нос. (Варя; 1.04)

2. Матеть, нимать, котика дать (смотреть, снимать, кофточка дать) - сними кофточку и дай мне её посмотреть. (Варя; 1.04)

3. Нику дать, ника дать, тизёи (книгу дать, книга дать, тязёлый) - хочу взять книгу, но не могу достать, её трудно вынуть из шкафа. (Варя; 1.04)

4. Коняка нельзя, пластинка нельзя - нельзя рисовать карандашом на пластинке. (Варя; 1.05)

5. Нига титать, бе титать (книга читать, бе читать) - просит взять книгу со стихотворением про барашка и прочитать его. (Варя; 1.05)

6. Ваинька ходит пазонтикам (Варенька ходит под зонтиком) - держит над головой кусок коры. (Варя; 1.08)

7. Ма'ма тя'м ни'ська цита'ть (мама там книжку читает). (Женя; 1.09)

8. Ма'ма ма'ся купа'ть (мама пошла покупать масло). (Женя; 1.09)

9. Ма'ма сёська (мама щётка) - т.е. метёт. (Женя; 1.10)

10. Ся'ся купи'ля даля' (Саша купил дрова). (Женя; 1.10)

11. Да'й галянду' писа'ть (дай карандаш писать). (Женя; 1.11)

12. Дай ля'па Се'нiцька (дай шляпу Женечке) - смотрит на свою шапку. (Женя;1.11)

13. Де'нь калёси. Ма'цик пруа' беля'цця хо'циць. (Надень галоши! Мальчик тпруа собираться хочет.) (Женя; 2.00)

14. До'ссик пляйде'т ко'ля (дождик пройдет скоро) - смотрит в окно на идущий дождь. (Женя; 2.00)

15. На лю'льцы дя'дю ви'дю (на улице дядю вижу). (Женя; 2.00)

16. Па'па, иди' ка мне' ку'сить ка'ську (папа, иди ко мне кушать кашку). (Женя; 2.00)

17. Ма'ма, ляси'сь суда', кася'й Лю'нiцьку (мама, ложись сюда, рассказывай про Рунечку). (Женя; 2.00)

18. Пайду' галёт сиса'с. Капа'ть бу'ду. Лива'ть вади'цьку. (Пойду на огород сейчас. Копать буду. Поливать водичку.) (Женя; 2.00)

19. Пасла' по'гли мко'м (пошел в погреб за молоком). (Женя; 2.00)

20. Лёсицьку, лёсицьку! Ку'сиць бу'ду лёсицькъм. (Ложечку, ложечку! Кушать буду ложечкой.) (Женя; 2.01)

21. Ма'льцик бу'дит купа'цца лецьки. Ма'льцик бу'дет сиде'ть писке'. Ма'льцик бу'дит ми'ть билё. (Мальчик будет купаться в речке. Мальчик будет сидеть в песке. Мальчик будет мыть белье.) (Женя; 2.01)

22. Ма'льцик пайдёт ле'цьку купа'цца. (Женя; 2.01)

23. До'ззикъм маци'ла каля'ску (дождиком намочило коляску). (Женя; 2.01)

24. Пайдём гурца'ми (пойдем за огурцами). (Женя; 2.02)

 

Задание 9. Сложное предложение. Напишите, какие союзы используются детьми в более раннем возрасте, а какие – в более позднем?

1. Папа спит, Пепичек спит, картинка спит. (Варя; 1.05)

2. Сегодня утром сказал целую речь, правда, из однообразных выражений, именно: Ма'цик ба'ба, па'па' ба'ба', Лена' пруа', Тёся пруа', ки'ська пруа'. Всё это тоном перечисления (баба - бай-бай, спит). (Женя; 1.09)

3. Сложное предложение из главного и придаточного. Уди – люхлю (свиньи) там. (Женя; 2.02)

4.. Плясёл до'ззик, пайдём гуля'ть; наде'нь сибле'ты, а то' макро' (прошёл дождик, пойдем гулять, надень штиблеты, а то мокро). (Женя; 2.03)

5. Ни на'да блю'дзика: та'м мы'ска сиди'т... там мы'ска сиди'т и укусит (не надо блюдечка: там мышка сидит... там мышка сидит и укусит.) (Женя; 2.03)

6. Та'м не'т Клидо'ни, пътаму'ста ана' хара'ит Клидо'на (там нет Гвидона, потому что он хворает Гвидон). (Женя; 2.03)

7. Я унесла' ви'лку, карто'ски е'сьть. Ана' сва'рится, бу'ду е'сьть. (Я унёс вилку, картошку есть. Она сварится, буду есть.) (Женя; 2.03)

8. Пътаму'штъ пайду' Си'ми О'лiцьку каця'ть (потому что пойду к Симе Олечку качать). (Женя; 2.04)

9. Ни хади' к ласа'тки пабли'зъ, а то ана' уку'сит (не ходи к лошадке поближе, а то она укусит) - смотрел сейчас в окно и видел стоящую там лошадь. (Женя; 2.05)

10. «Когда я буду побольше, тогда я буду заклеивать» - Вера заклеивает окна, а он стоит рядом на стуле и серьезно говорит. (Женя; 2.05)

 

Задание 10. Первые высказывания ребенка, имеющие двучленную структуру, чаще всего реализуют базовую синтаксическую модель "субъект действия - предикат" (подлежащее – сказуемое). В дальнейшем эта базовая структура предложения расширяется за счет появления объекта действия (второстепенного члена), который вначале не имеет нормативного графического оформления (может отсутствовать необходимое падежное окончание и предлог). Среди объектных значений семантика объекта эмоционального отношения усваивается одной из последних. Следующим за объектом действия, как правило, появляется адресат действия. Затем усваиваются место, средство, цель действия и т.д.

Письменно расположите предложения в порядке появления в их структуре актантов, учитывая форму их выражения:

1) люблю маму; 2) дай вода; 3) пойду папе; 4) поговорить насчёт велосипеда; 5) рисуй картинку; 6) стучать молотком; 7) гулять около дома; 8) ляля бух.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Социальная экология – наука о глобальных проблемах современности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.