Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологический ущерб. Элементы дополнительных расходов из-за загрязнения окружающей среды




Понятие и виды природных объектов, находящихся под особой охраной. Правовой режим государственных природных заповедников, заказников, национальных парков и памятников природы. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

Природный объект - это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природным объектом могут выступать земля, атмосферный воздух, недра, река, озеро, участок леса, животное и т.п.

 

Категории особо охраняемых природных территорий С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Государственные природные заповедники - это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образ­цы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности.

Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает соответствующее По­ложение о ней.

Являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения.

Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает широкий ряд мер. В частности, в этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства Правительством РФ создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования. На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам. Такие задачи определяются положением о заповеднике.

В принципе запрещается нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

- сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

- поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

- предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

- осуществление экологического мониторинга;

- выполнение научно-исследовательских задач;

- ведение эколого-просветительской работы;

- осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона "Об особо охраняемых природных территориях").

Особую разновидность государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Государственные природные заказники - это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Государственные природные заказники предназначены для сохранения одних природных объектов или воспроизводства природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других. При этом территории, на которых расположены заказники, могут не изыматься у собственников, владельцев и пользователей земельных участков в отличие от территорий заповедников и национальных парков. Вместе с тем указанные субъекты прав на земельные участки, находящиеся в границах заказников, обязаны соблюдать установленный на их территории режим особой ох­раны и несут за его нарушение предусмотренную законом ответственность.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в соответствии с которым выделяются следующие виды заказников:

- комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов);

- биологические (зоологические и ботанические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и жи­вотных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

- палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;

- гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и эколо­гических систем;

- геологические, предназначенные для сохранения объектов и комплексов неживой природы.

Правовой режим государственных природных заказников характеризуется тем, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказни­ка или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.

Для обеспечения функционирования заказников создаются их администрации.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Задачи Национальных парков:

1) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

2) сохранение историко-культурных объектов;

3) экологическое просвещение населения;

4) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

5) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

6) осуществление экологического мониторинга;

7) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

На территориях национальных парков устанавливается различный режим особой охраны с учетом их особенностей.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.

Задачи природных парков:

1) сохранение природной среды, природных ландшафтов;

2) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

3) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Природно—заповедный фонд образован государственными природными заповедниками, в которые входят государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко—культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и другое ценное значение.

 

Категории и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ):

 

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

 

2) национальные парки;

 

3) природные парки;

 

4) государственные природные заказники;

 

5) памятники природы;

 

6) дендрологические парки и ботанические сады;

 

7) лечебно—оздоровительные местности и курорты. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается разд. 10 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

 

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затра там на их восстановление.

 

Согласно ст. 262 УК РФ нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается:

 

1) штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

 

2) лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

 

3) исправительными работами на срок до 2 лет.

 

Общественная опасность нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении значительного ущерба казанным территориям и объектам.

 

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий – это общественно опасные деяния: уничтожение, повреждение или иная порча путем сожжения, затопления, вырубки, загрязнения данной территории, незаконное пользование природных ресурсов и иное негативное воздействие, несанкционированное посещение, создание фактора беспокойства птиц и зверей.

 

Для применения к деянию ст. 262 К РФ необходимы:

 

1) установление связи между общественно опасным деянием и последствием в виде значительного ущерба особо охраняемой природной территории;

 

2) доказательство вины субъекта преступления в форме умысла или неосторожности;

 

3) достижение субъектом преступления 16–летнего возраста и признание его вменяемым.

 

10. Экономическая оценка природных ресурсов и эффективность природоохранной деятельности. Индивидуальная оценка ресурсов.

Важным направлением экологических исследований является оценка качества окружающей среды. Оценка качества окружающей среды осуществляется дифференцированно по разным направлениям: качество воздушного бассейна, водного бассейна, почвенного слоя, продуктов питания и др. Для оценки используют нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов, в основе обоснования которых лежит общий принцип: естественная адаптационная возможность организма. Для повышения эффективности природоохранной деятельности используют различные механизмы экономической оценки природных ресурсов. В настоящее время в экономической науке получили развитие нижеследующие основные подходы социально-экономической оценки природных ресурсов для их отражения в структуре национального богатства. Затратный подход. В соответствии с ним оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование. На этом принципе основано, например, установление платы за забор воды промышленными предприятиями. Основным недостатком рассматриваемого подхода для целей его использования при оценке национального богатства страны является то, что природный ресурс более высокого качества, расположенный на более удобной для освоения территории, получит меньшую стоимость, в то время как его потребительская стоимость будет выше, чем ресурса более низкого качества. Таким образом, данный подход менее применим для стимулирования рационального природопользования. Указанный подход основывается на определении общей совокупности всех элементов затрат живого и овеществленного труда (непосредственно трудовых затрат, средств производства и иных составляющих) на освоение, разведку, вовлечение в хозяйственный оборот, количественное воспроизводство и качественное возобновление, а также на охрану и защиту различных видов природных ресурсов. Исчисление такого рода затрат может производиться при этом в ценах как на какой-либо исходный момент (по величине и структуре издержек), так и в существующих ценах на момент проведения расчетов. Результативный подход. Согласно этому подходу экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Другими словами, стоимость ресурса определяется денежным выражением стоимости первичной продукции, получаемой от эксплуатации природного ресурса, либо разницей между полученным доходом и текущими затратами. Такой подход также имеет много недостатков. Во-первых, не для любого природного ресурса можно определить стоимость первичной продукции. К примеру, сырая нефть, добытая из скважины, имеет вполне определенную товарную стоимость, в то время как определение дохода от воды в первичном продукте представляет сложную проблему, если это не товарная (минеральная) вода, используемая для непосредственного потребления (как питье). Во-вторых, доход от использования ресурса может быть как прямым, так и косвенным, который очень сложно оценить. Это относится, в частности, к использованию природных объектов в рекреационных целях, к климатическим ресурсам территории и т.д. В-третьих, при таком подходе не учитывается фактор времени. Неиспользуемый ресурс, не имеющий в соответствии с данным подходом стоимости, может быть востребован и даже стать дефицитным в процессе освоения территории и развития новых технологий и производств. Затратно-ресурсный подход. При этом подходе при определении стоимости природного ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования. Данная концепция имеет то достоинство, что социально- экономическая оценка природного ресурса, полученная таким способом, будет выше, чем в предыдущих случаях, что стимулирует рациональное природопользование. Однако ему присущи недостатки первых двух подходов. Воспроизводственный подход. Данный подход является сравнительно новым, поскольку связан с обострением экологической обстановки в стране. Суть его состоит в следующем. Совокупность возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов на определенной территории и состояние окружающей среды, приближенное к естественному уровню, рассматриваются как некий стандарт, отправной уровень. Использование какого-либо природного ресурса должно подразумевать его восстановление в прежнем качестве (для возобновляемых ресурсов) и количестве, либо (для невозобновляемых) компенсацию с учетом неухудшения качества окружающей среды на данной территории. Стоимость природного ресурса будет в данном случае определяться как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства (или компенсации потерь) ресурса на определенной территории. Однако подобный подход предполагает потенциальную дефицитность природных ресурсов и во многих случаях может привести к завышенным оценкам. Принимая во внимание тот факт, что в ряде регионов резервы экстенсивного использования природных ресурсов практически исчерпаны, а состояние окружающей среды близко к критическому, именно подобный подход представляется наиболее актуальным и целесообразным. Следует отметить, что с точки зрения обеспечения экологически устойчивого развития воспроизводственный подход представляется наиболее приемлемым, однако из-за высоких компенсационных затрат сфера его применения ограничивается (применительно к задачам сохранения биоразнообразия), в основном, редкими и исчезающими видами и особо охраняемыми территориями. Оценки, проводимые методом восстановительной стоимости, наиболее приемлемы в условиях отсутствия данных о рыночных ценах на биологические объекты

Стоимостная оценка природного ресурса может базироваться на двух показателях:

- затратах на его подготовку к использованию и использование (Ц1) - затратный подход;

- стоимостном показателе, отражающем потребительскую полезность ресурса, его качество, дефицитность, мировые цены на аналогичные ресурсы (Ц2), т.е. использовать один из рассмотренных выше подходов.

Очевидно, что реальная стоимостная оценка ресурса Ц должна отвечать условию: Ц1< Ц< Ц2.

Наиболее важна оценка ресурса, если он приобретается собственником или принимается на баланс как капитал.

Оценка земли.

Для такой оценки используется выражение: V = I/R,

где V - стоимость оцениваемого объекта;

I - чистый операционный доход, приносимый оцениваемым объектом;

R - коэффициент капитализации.

Коэффициент капитализации включает две составляющие:

- доход на капитал (может быть равен процентной ставке);

- возврат капитала.

Оценка леса.

Лесные ресурсы оцениваются как затраты на ведение и воспроизводство лесного хозяйства. Сумма этих затрат в расчете на 1м3древесины называется лесной таксой.

Имеются нормативные значения лесной таксы для различных видов лесов и древесины.

Оценка древесины.

Отличается от оценки леса тем, что включает затраты на подготовку к использованию и заготовку древесины.

Оценка воды.

Зависит от ее дефицитности. В условиях недостатка воды ее оценка базируется на принципах рентных платежей. Следует учитывать затраты на доставку, подготовку и очистку воды при ее использовании.

Оценка полезных ископаемых.

Возможно несколько подходов. Простейший - это определение всех затрат на добычу всей массы полезных ископаемых данного месторождения. Второй возможный способ - оценка по дифференциальной ренте.

Экологический ущерб — это изменение полезности окружающей среды вследствие ее загрязнения. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением количественных и качественных показателей, характеризующих состояние окружающей среды, и складывается следующим образом: ·дополнительные затраты общества в связи с различными изменениями в окружающей среде; ·затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние; ·дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов. Для оценки ущерба, нанесенного окружающей среде, используются такие базовые показатели, как затраты на снижение загрязнений; затраты на восстановление окружающей среды; рыночная цена; дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды; затраты на компенсацию риска для здоровья людей. Ущерб от загрязнения окружающей среды сказывается на населении, объектах жилищно-коммунального и хозяйственного комплекса, сельскохозяйственных угодьях, водных и лесных ресурсах. Для каждого объекта влияния анализируются и учитываются элементы дополнительных расходов. Дополнительные расходы, связанные с воздействием загрязнения на окружающую среду, характеризуются следующим образом: ·для населения они включают медицинское обслуживание, оплату лечебных отпусков, компенсацию невыходов на работу, страхование жизни людей, транспортные расходы по доставке в опасные зоны; ·для жилищно-коммунального хозяйства — ремонт и содержание зданий, уборку территорий, износ рабочей одежды, содержание зеленых насаждений, износ транспорта, ремонт и содержание металлоконструкций; ·для сельскохозяйственных угодий — потери потенциально возможного урожая, транспортные расходы по доставке урожая; ·для водного хозяйства — потери потенциально возможного вылова рыбы, обеспечение населения водой; ·для лесных ресурсов — потери продуктивности леса или древесины, ягод, травы, грибов, и др., тушение пожаров и пр. Экологический ущерб можно определять по детализированным элементам воздействия и укрупненно по сферам воздействия. Детализированный расчет базируется на данных объекта-аналога, фактических статистических материалах, экспертных оценках. При укрупненном расчете выделяется три группы сфер влияния — атмосфера, вода, земля, по которым имеются государственные и отраслевые укрупненные оценки удельного ущерба. Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие- загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именно в этом заключается принцип экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым охрана окружающей среды может стать экономически выгодной. Прямой экологический ущерб связан с ущербом природной среде: -разрушение почвенного покрова; -повреждение растительного покрова и животного мира; -загрязнение водоемов; -загрязнение атмосферы. Косвенный экологический ущерб формируется за счет следующих факторов: -нарушение климатического баланса; -гибель и уменьшение численности зверей и птиц; -ухудшение качественных характеристик природных ресурсов. Анализ последовательности событий и ущерба при аварии или ЧС показывает, что чем подробнее рассматриваются факторы ущерба и их зависимости, тем сложнее оценка косвенного ущерба. Поэтому в качестве оценки косвенного ущерба могут использоваться экспертные оценки в долях от прямого ущерба, без детализации и анализа отдельных составляющих. Переход от натуральных ущербов к экономическим эквивалентам на сегодняшний день представляет весьма сложную задачу, поскольку нормативные показатели платы за причиненный ущерб зачастую отсутствуют. Как показывает практика, приводимые статистические данные о потерях отражают лишь прямые потери (стоимость основных фондов, продуктов производства). Подобное положение характерно не только для нашей страны. Так, по расчетам американских исследователей, прямые потери при аварии на атомной станции Тримайл Айленд оценивается немногим более 1 миллиарда долларов. В то же время совокупные издержки по АЭС составили 130 млрд. долл.: -увеличение сроков сооружения АЭС с 9 до 13 лет – 55 млрд. долл.; -установка новых систем контроля, безопасности и переподготовка персонала на всех АЭС – 38 млрд. долл.; -модернизация реакторов – 11 млрд. долл.; -прочие расходы, включая компенсационные выплаты – 26 млрд. долл.. Было установлено, что в нефтегазовой промышленности прямые потери (ущерб имуществу, потеря рабочих дней) находятся в соотношении 1:30 с реальными расходами от потерь. Это обстоятельство во многом определяет изменение стратегии поведения в отношении вопросов безопасности для большинства предприятий, работающих в нефтегазовом комплексе. Состояние среды существования характеризуется параметрами состояния атмосферы, воды, земли, растительного и животного мира, запасами в недрах. Существование человечества пока невозможно без изменения состояния среды, поэтому при реализации своей деятельности человек постоянно должен оценивать масштаб совершаемых изменений, их целесообразность, достигаемое улучшение культурного, научно-технического и демографического потенциалов, а также бытового обеспечения. Воздействие на окружающую среду – это неизбежное следствие существования и деятельности человека. Проблема экологического загрязнения состоит не в том, чтобы исключить это воздействие, а в том, чтобы экологическое воздействие учитывалось при оценке действий человека. Плата за воздействие на окружающую среду – это в конечном счете перекладываемые на людей дополнительные затраты. Экологический ущерб складывается из следующих затрат: -дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде; -затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние; -дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов. Для оценки ущерба окружающей среде используют следующие базовые величины: -затраты на снижение загрязнений; -затраты на восстановление окружающей среды; -рыночная цена; -дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды; -затраты на компенсацию риска для здоровья людей; -затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества. Ущерб обществу от загрязнения окружающей среды проявляется на деятельности отдельных объектов, оказывающихся под его воздействием: -население; -объекты жилищно-коммунального и промышленного хозяйства; -сельскохозяйственные угодья; -водные ресурсы; -лесные ресурсы. Для каждого объекта влияния анализируются и учитываются элементы дополнительных расходов. Экологический ущерб можно определять по детализированным элементам дополнительных расходов и укрупнению по сферам воздействия. Детализированный учет потерь базируется на данных объекта-аналога, фактических статистических материалах и экспертных оценках. Примеры формул для расчета ущерба по элементам дополнительных расходов приведены ниже. Объекты влияния Элементы дополнительных расходов Население Медицинское обслуживание, оплата лечебных отпусков,компенсация невыходов на работу, страхование жизни людей, транспортные расходы по доставке в опасные зоны. Жилищно-коммунальное хозяйство Ремонт и содержание зданий, уборка территории, износ рабочей одежды, содержание зеленых насаждений, износ транспорта, ремонт и содержание металлоконструкций. Сельскохозяйственные угодья Потери (потенциально возможного) урожая, транспортные расходы по доставке урожая. Вода Потери (потенциально возможного) вылова рыбы, обеспечение населения водой. Лесные ресурсы Потери продуктивности леса (древесина, ягоды, трава, грибы и т.п.) тушение пожаров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.