Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренние карты и кляксы




Чернильный тест Роршаха является одним из наиболее уважаемых инструментов в психологическом тестировании. Это набор из 10 карточек, на которые нанесены сложные чернильные пятна. Некоторые карточки цветные; другие – черно-белые. Единственное задание для участника теста: он должен рассказывать о том, что видит на карточках. Иногда лишь часть карточки похожа на что-то, в другой раз вся карточка напоминает какой-то предмет, человека или животное. Это немного походит на разглядывание облаков. Правильных или неправильных ответов нет; цель состоит в том, чтобы просто позволить людям использовать свое воображение.

Данный тест считается проекционным, потому что люди склонны проецировать себя в свои ощущения. То, что люди видят, особенно в неоднозначных ситуациях, отражает содержание и структуру их мыслей. Кляксы Роршаха преднамеренно делаются неопределенными, чтобы заставить людей больше проецировать себя в ответы. Тест эффективен, потому что немногие знают, что именно ищет психолог. В чернильном тесте трудно скрыть свои истинные чувства и индивидуальность.

Искушенный экзаменатор может извлечь из этих ответов немало информации. Во-первых, психолог обратит внимание на содержание ответов: что видит человек? Преобладают ли люди в воспринимаемых им образах или люди в ответах отсутствуют? Это может немало сказать о социальных склонностях тестируемого. Какие эмоциональные темы вложены в ответы? Может быть, там много образов насилия и конфликтов или, наоборот, ответы отражают гармонию? И сколько вообще ответов? Очень беспокойные люди часто выдают море ответов, сосредоточиваясь на мелких подробностях. Угнетенные люди, неспособные реагировать на внешний мир, могут увидеть в пятнах очень немногое.

Тягостно слушать ответы, которые дает человек, в детстве подвергшийся эмоциональному, сексуальному или физическому насилию. Тематическое содержание ответов почти всегда включает повреждения: сломанные предметы, изувеченные тела и т. д. Ответы также отражают сильный гнев, выплескивающийся в таких образах, как извергающиеся вулканы, окровавленные ножи и расчлененные тела. Человек видит то, что является отражением его травмирующего жизненного опыта.

Во-вторых, психолог многое узнает о людях по тому, как они воспринимают карточки. Суть увиденного становится менее важной, чем форма восприятия. Люди с серьезными психическими заболеваниями, способные терять контакт с действительностью из-за галлюцинаций или бреда, обычно дают крайне идиосинкразические и не слишком связанные с самим пятном ответы на тест Роршаха. Психологи используют для этого термин уровень формы. Низкий уровень формы говорит о том, что ответ нельзя объяснить контурами самого пятна. Примером может служить продолговатая тонкая красная область пятна, которая, по словам испытуемого, напоминает заходящее солнце, потому что она красная. В данном случае человек оказывается настолько чувствителен к красному цвету, что игнорирует различие в форме.

Цвет в тесте Роршаха показывает эмоции. Если в ряде ответов широко используются цвета, это говорит об активной эмоциональной жизни. Отсутствие цвета в ряде ответов может означать, что человек скрывает свой эмоциональный опыт. Когда тест Роршаха проводится опытным клиницистом, такие индикаторы, как цвет, могут объединяться с другими элементами теста, такими как уровень формы, с целью получить более полное представление о человеке. Например, человек, который воспринимал тонкую красную область пятна как заходящее солнце, может быть очень отзывчивым на цвет (эмоционально реактивным). Это происходит, однако, за счет уровня формы (точности восприятия). Такой человек склонен к неправильному восприятию ситуаций в реальной жизни, когда находится в состоянии эмоционального возбуждения – состоянии, которое известно и трейдерам!

Более того, я подозреваю, что многие трейдеры могли бы узнать немало полезного о своих внутренних картах и их построении, пройдя чернильный тест. Обратите внимание на закономерности, которые я наблюдал у людей, проходивших тест Роршаха.

• Человек точно воспринимает одну часть пятна, но затем пытается подогнать под этот образ все пятно, внося при этом значительные искажения. Например, часть пятна может быть похожей на ухо. Тогда человек, указывая на область, похожую на ухо, говорит, что все пятно – это голова. Но хотя «ухо» и демонстрирует хороший уровень формы, пятно целиком может на голову совсем не походить. Подобное встречается и у трейдеров, когда они сосредоточиваются на одном или двух элементах данных и на этой основе придумывают прогноз всего рынка.

• Некоторые отвечают на тест очень вдумчиво, тщательно исследуя каждую деталь, прежде чем дать ответ. Нередко, уже ответив, заново изучают пятно, меняя ответ каждый раз. Может пройти немало минут, прежде чем они смогут достичь того единственного ответа, которого будут придерживаться. Такие люди, часто очень беспокойные, сталкиваются с подобными трудностями и при принятии торговых решений.

• Другие очень импульсивны в своих ответах. Как только им показывают карточку, дают определение увиденному, часто думая только о цвете пятна и демонстрируя посредственный уровень формы. Естественно ожидать, что такая импульсивность может также приводить к посредственным, основанным на эмоциях торговым решениям.

• Люди могут давать точные ответы, наполненные позитивным содержанием, когда область пятна воспринимается как предмет. Однако когда пятно воспринимается как человек, точность уменьшается и появляется множество более неприятных тем. Подобные ситуации могут наблюдаться у трейдеров, которые преуспевают на рынках и очень плохо умеют общаться с людьми. Среди прошедших тест Роршаха – и трейдеров – встречаются и такие, кто демонстрирует противоположную поведенческую модель.

• Люди активные склонны видеть предметы, животных и людей в движении, поэтому в их ответах много места занимает описание движения. В ответах более интеллектуальных людей движения меньше, а больше сложного взаимодействия деталей. Подобные различия встречаются и между стилями торговли; некоторые трейдеры больше полагаются на чтение новостей и опыт работы в зале биржи, а другие – на построение и тестирование сложных систем.

Конечно, ничего волшебного в кляксах Роршаха нет. В тесте с таким же успехом можно было бы использовать облака в небе или фотографии из журналов. Собственно говоря, есть даже тест, получивший название тематической апперцепции (TAT), который также действует как проекционный инструмент. Он состоит из ряда фотографий людей в неоднозначных ситуациях. Испытуемого просят рассказать историю, связанную с ситуацией, изображенной на карточке. На одной карточке показан мальчик, серьезно смотрящий на скрипку. Когда я впервые проходил ТАТ, то рассказал о мальчике, мечтавшем стать всемирно известным скрипачом. Другие люди сочиняли другие истории, в которых, например, мальчик был угнетен, потому что у него сломалась скрипка, или был расстроен, потому что не умел играть на скрипке. Темы достижений, потерь и неудач лишь отражают жизненный опыт, который люди склонны проецировать на такие картины.

Трудно вообразить стимул более неоднозначный, чем рынки. Всякий график рынка является тестом Роршаха, побуждающим наблюдателей проецировать их надежды и страхи и находить в восходящих и нисходящих движениях тренды, модели и смыслы. Рынки особенно интересны для психолога, потому что представляют собой групповое проведение проекционного теста: вы можете видеть, как разные люди воспринимают модели в одной и той же ситуации. Как и в случае с Роршахом или ТАТ, то, что видят люди и как они это видят, является отражением самого наблюдателя в не меньшей степени, чем рынка. Взгляд на финансовые СМИ с такой точки зрения приводит к интересному выводу. То, на чем сосредоточиваются комментаторы и трейдеры, является функцией их психических карт, способной лишь иногда отразить консенсус рынка.

Конечно, полезно знать, на какого именно мудреца обращать внимание при изучении психической карты торговой публики. Я обычно ищу рыночных комментаторов, которые пиарят себя не меньше, чем дают информации о состоянии рынка. Всякий раз, когда вижу информационный бюллетень или колонку, полную слов «я» да «мы», понимаю, что автор инвестировал в свои прогнозы немало самомнения.

Как правило, такие прогнозы сильно искажаются личными потребностями и эмоциональным обликом автора. К слову сказать, Лорел Кеннер и Виктор Нидерхоффер провели исследование фирм, проявлявших высокомерие в своих корпоративных коммуникациях, и нашли, что их результаты были ниже среднерыночных. (Особенно ярким примером является драматическое банкротство Enron в 2002 г.) На языке теста Роршаха такие авторы и компании склонны к неправильному восприятию своих рынков, принимая действительность в слишком «цветном» виде, которому не хватает хорошего уровня формы. Их высокомерие является важным обратным индикатором, и консенсус среди множества таких авторов или фирм (вспомните безрассудный бум вокруг доткомов) очень часто многое означает.

Одним из моих любимых проекционных индикаторов рынка является категория авторов, испытывающих потребность напоминать читателям о том, какие замечательные прогнозы они делали недавно. Это особенно важно, если авторы эти склонны также замалчивать свои не столь успешные рекомендации. Именно тогда, когда они, раздуваясь от гордости, испытывают потребность возвысить себя, их суждение особенно склонно к искажениям. Они становятся похожими на страдающего манией пациента – грандиозно мыслящего и импульсивно дающего ответы на карточки Роршаха, пропуская при этом существенные детали.

Как правило, я достигаю успеха, торгуя против рекомендаций таких эмоциональных гуру. Их карты рынка искажены потребностью в признании, а эмоциональность их коммуникаций является мерой степени вероятного искажения. Вспоминаю одного гуру, упорно поддерживавшего акции роста Nasdaq во время серьезного падения рынка в первые годы нового тысячелетия. После каждого отскока рынка он высказывал свое мнение в особенно резкой манере, как если бы пытался уговорить рынок подняться еще выше или убедить других людей (или самого себя) в своей правоте. Эти скрипучие коммуникации неизменно появлялись в течение нескольких дней после очередного максимума рынка, позволяя сделать значительные деньги каждому, кто торговал с кушетки.

Однако с точки зрения ценности в роли проекционного теста немногое может превзойти онлайновые доски объявлений, где люди делятся своими взглядами на рынок. Публикующим здесь свои мнения нет нужды поддерживать образ профессионала. Эти мнения отражают спонтанные реакции на неопределенность рынка, в которые люди проецируют свои самые искренние страхи, восторги, сожаления и надежды. Я иногда ищу посты, размещенные на форуме в необычное время, например очень поздно вечером или очень рано утром. Человек, выплескивающий свои эмоции в 3.00 утра, явно пребывает в отчаянии; присутствие на форуме многих таких индивидов служит хорошим индикатором эмоциональной нестабильности на рынке. Ряд обнадеживающих ночных публикаций о технологических акциях в начале 2001 г. – посреди их исторического снижения – поразил меня любопытными изъянами в уровне формы. Это был один из фрагментов информации, подсказавшей мне, что снижение должно пойти далее.

Иногда я публикую на каком-нибудь популярном форуме свой анализ рынка, просто чтобы посмотреть на реакцию читателей. Обычно излагаю свое видение рынка, условия, при которых мог бы открыть длинную или короткую позицию, и текущие предпочтения, основанные на моих наблюдениях. Иногда получаю положительные ответы, в которых читатели делятся собственными исследованиями; иногда ответов нет. Иногда, однако, моя публикация задевает чье-то самолюбие, и я получаю ядовитые и эмоционально окрашенные ответы. Как-то раз, когда я указал, что склоняюсь к короткой игре на излете ралли, несколько трейдеров осыпали меня оскорбительными комментариями. Один даже обвинил меня в том, что, играя на короткой стороне, я подрываю экономику! Будь это случайный ответ от какого-то психа, я не принял бы его во внимание. Но то, что сразу несколько человек независимо друг от друга почувствовали в моем анализе достаточную для себя угрозу, чтобы напасть на меня лично, дало мне полезную информацию. Им нужно было, чтобы рынок шел вверх. Если бы они чувствовали себя уверенно со своей бычьей позицией, им не потребовалось бы нападать.

Два дня спустя рынок действительно повысился. Затем резко развернулся и устремился вниз к новым минимумам, вызвав паническую распродажу. Думаю, что люди, опубликовавшие на форуме свои злобные нападки, знали, что рынок был уязвим. Это, однако, противоречило их существующим позициям, создавая психологический диссонанс. Пытаясь опровергнуть мою торговую стратегию, они стремились уменьшить этот диссонанс. Их карты больше не соответствовали реалиям рынка, и их эмоциональные коммуникации были лучшим тому доказательством.

В то время, когда я пишу эти строки, самой агрессивной психической картой, которую я наблюдаю среди долгосрочных участников рынка, является настойчивость, с какой они утверждают, что упавшие акции роста компаний с большой капитализацией – многие из них очень далеко опустились от своих максимумов – вернутся к своей прежней славе и спасут свои пенсионные планы. Любой намек на то, что для этих акций лучшие дни миновали и что рост перешел в другие сегменты и направления рынка, встречается яростными возражениями. Однажды мне даже показалось, что один мужчина средних лет собирается физически напасть на меня, когда я просто спросил, как более молодые инвесторы смогут удерживать рыночную стоимость этих акций выше исторических норм, когда все больше людей, родившихся во время демографического взрыва, будут обналичивать свои бумаги в связи с отходом от дел.

Его ответ не отличался от того, что я наблюдаю на сеансах психотерапии, когда задеваю больное место и указываю на некую угрозу пациенту. Здесь важно не само разногласие, а потребность отбросить факты до их оценки. Лучшими прогнозами рынка являются те, справедливость которых люди на каком-то уровне признают, но не могут согласовать со своими переводчиками. Трейдер, чей портфель оказывается на грани уничтожения, сначала испытывает отрицание и гнев и только позднее – страх и чувство поражения. Фазы отрицания и гнева могут стать временем замечательных сделок, открываемых против позиций таких эмоционально возбужденных держателей акций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.