Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гравировка по мозгу




Важный вывод, который можно сделать из исследования неявного обучения, заключается в том, что любые технологии, которые могут ускорять погружение в рынок, представляют огромную выгоду для развития трейдеров.

Эти технологии включают, во-первых, средства моделирования и/или воспроизведения поведения рынка, позволяющие трейдерам изучать рынки даже тогда, когда биржа закрыта. Именно в таком контексте имеет особый смысл моя практика создания флеш-карт исторических данных рынка. Распечатывая лучшие сделки каждого дня и описание поведения маркеров до этих сделок, я создаю ряд обучающих опытов, которые можно повторять в любое время. Это похоже на упражнение Линды Рашке, когда она вывешивает для посетителей своего семинара графики и просит, чтобы они предсказали поведение рынка. Высвечивая один график за другим и давая необходимые комментарии, она ускоряет образование трейдеров, усиливая опыты неявного обучения.

Думаю, что на таких примерах можно научиться очень многому. Когда трейдеры за короткое время видят разнообразные примеры моделей торговли, они приобретают способность к неявному пониманию существенных характеристик рынков, готовых начать движение. Главное здесь – генерировать достаточно много примеров и представлять их с наименьшими промежутками. Как я упоминал ранее, когда я недавно разговаривал с разработчиком веб-сайта Decision Point Карлом Свенлином (www.decisionpoint.com), он проявил внимание к образовательным потребностям трейдеров. Он сказал, что, организовывая графики как по индикаторам (возможность видеть данный индикатор на нескольких рынках), так и по рынкам (возможность видеть несколько индикаторов на одном рынке), сайт дает «легкую возможность быстрого изучения различных перспектив». Одним из моих любимых упражнений на этом сайте является быстрый перебор графиков различных секторных индексов и индикаторов рынка. При этом я стараюсь, насколько можно, расслабить ум, и очень часто у меня появляется чувство понимания общей картины, которое может стать основанием для более глубокого тестирования.

Недавно я начал экспериментировать с компьютерной программой (HiJaack Pro), позволяющей делать копии экранных изображений, которые потом можно использовать как флеш-карты. Дополнительная функция программы собирает эти изображения в «кинофильмы» – их потом можно просматривать в любое время. Эта технология способна значительно увеличить количество опытов неявного обучения, поскольку каждый торговый день может быть записан в виде нескольких мини-фильмов. Преимущество записи данных в движущейся форме состоит в том, что это потенциально делает ученика восприимчивым к разворачиванию моделей и последовательностей, предшествующих торгуемой ситуации на рынке. Проведение опытов с теми же данными и теми же самыми дисплеями, с которыми приходится иметь дело в торговле, может усилить перенос неявного знания на торговлю в реальном времени.

Вторым набором технологий, позволяющих ускорить развитие торгового мастерства, является биологическая обратная связь. Если обучаемый извлекает больше пользы из опытов неявного обучения, когда поддерживает высокий уровень внимания и концентрации, то любые методы, усиливающие внимание, могут реально увеличить эффективность обучения. В настоящее время я экспериментирую с обратной связью, используя температуру лба как косвенный показатель кровотока к предлобной коре мозга. Когнитивист Элхонон Голдберг подчеркивал в своей книге «Управляющий мозг» (The Executive Brain)[9], что эта область в значительной степени ответственна за нашу концентрацию, принятие решений и другие исполнительные функции. Контроль над поведением и способностью обрабатывать новую информацию может быть потенциально усилен за счет активации лобных долей.

Голдберг приводит целый ряд свидетельств, подтверждающих, что тренировка областей мозга способствует их развитию, включая когнитивные упражнения, которые увеличивают функционирование лобных долей и предупреждают ухудшения, связанные со старением. Он предвидит появление гимнастики для ума, способствующей сохранению хорошей когнитивной формы. Вместо того чтобы пытаться развивать определенные умственные процессы, утверждает Голдберг, людям стоит попробовать фактически изменить сам мозг. Интенсивное использование биологической обратной связи для тренировки областей мозга, ответственных за концентрацию, может стать одним из самых многообещающих путей, которыми трейдеры смогут максимизировать свое обучение и развивать мастерство. Возможно, мозг можно будет ускорить настолько, что это позволит значительно сократить обычные 10 лет, необходимые для достижения мастерства.

Возможно ли, чтобы торговые методы, выполняемые добросовестно, могли фактически изменить мозг? Думаю, да. В замечательном энциклопедическом труде «Дзен и мозг» (Zen and the Brain) невропатолог Джеймс Остин описал биохимические и структурные изменения в мозге как функцию медитации дзен. Его всестороннее исследование указывает на глютамат (возбуждающий нейромедиатор аминокислоты) и гамма-аминомасляную кислоту (тормозной медиатор) как ключевые факторы процесса изменения. Интересно, что гамма-аминомасляная кислота создается из глютамата при помощи фермента декарбоксилаза глютаминовой кислоты. Исследование утверждает, что приблизительно 40 % всех нервных клеток производят гамма-аминомасляную кислоту, а 30 % – глютамат. Остин назвал эти медиаторы «инь и янь неврологии», поскольку они в значительной степени контролируют торможение и возбуждение различных моделей реакций. Введение животным гамма-аминомасляной кислоты, например, тормозит их агрессивные и гиперактивные реакции, а сокращение количества гамма-аминомасляной кислоты приводит к повышенной возбудимости. У людей бензодиазепиновые препараты (мягкие транквилизаторы, такие как занакс и валиум) увеличивают передачу гамма-аминомасляной кислоты, уменьшая волнение.

Остин отметил, что если излишний глютамат нервных клеток вызывает чрезмерную активацию рецепторов соседней (постсинаптической) клетки, то эта клетка погибает. Перепроизводство глютамата больше всего влияет на участки, ответственные за создание стресс-активируемых пептидов, которые служат посыльными к гипоталамусу и мозжечковой миндалине. Остин предположил, что «повторяющиеся, глубоко экстраординарные состояния сознания» могут «гравировать» мозг, выборочно разрушая нервные клетки, включая участвующие в «дисфункциональном, чрезмерно эмоциональном поведении» (с. 656). Кроме того, глютаматные рецепторы в нервных клетках изменяют возбудимость соседних клеток, улучшая память и выполнение задач у животных.

Голдберг ссылается на проведенное в России исследование, в котором было найдено, что L-глютаминовая кислота, натриевая соль которой и является глютаматом, улучшает функции, выполняемые лобными долями мозга, включая способность понимать суть вещей и ориентацию во времени. Человек, практикующий дзен, может таким образом создавать характерные изменения в собственной индивидуальности, как выжигая негативные эмоциональные модели реакции, так и выборочно расширяя когнитивные способности.

Помимо медитации существует ряд других методов, таких как гипноз, которые также могут усиливать внимание и концентрацию и тем самым помогать неявному изучению моделей рынка. Я убежден, основываясь на моих личных экспериментах с музыкой Филипа Гласса, светозвуковой машиной и биологической обратной связью, что лучшие гимнастические упражнения для ума заключаются в культивировании и поддержке его экстраординарных состояний. Ускорение обучения может зависеть от состояния ученика не в меньшей степени, чем от организации представляемого материала. В настоящее время я экспериментирую с биологической обратной связью не только для того, чтобы оставаться в зоне, но также и для исследования зон различной глубины и интенсивности. Моя цель состоит в том, чтобы определить, может ли пребывание в этих зонах во время торговли улучшить в конечном счете обучение и результаты.

В качестве рабочей гипотезы я полагаю, что повторяющиеся интенсивные занятия умственной гимнастикой изменяют баланс обработки информации между полушариями головного мозга. Каттинг связывает различные психопатологии с относительно повышенной активацией одного полушария и подавлением другого. Тревога и депрессия наиболее очевидно связаны с активацией правого полушария; шизофрения и другие умственные расстройства больше тяготеют к левому полушарию. Каждое полушарие играет уникальную и незаменимую роль в познании. Как отметили В. С. Рамачандран и Сандра Блейксли, работа левого полушария состоит в том, чтобы создавать системы или модели убеждений и вписывать новые события в данные системы. Это «переводчик», открытый Майклом Газзанигой и Джозефом Леду. Правое полушарие реагирует на отклонения в опыте, которые противоречат существующим моделям. По этой причине Рамачандран и Блейксли именуют правое полушарие «адвокатом дьявола».

Трейдеры очевидно нуждаются в способности формировать умственные модели рынка (левое полушарие) и быстро пересматривать их, когда возникают аномалии (правое полушарие). Это требует особого набора когнитивных навыков – способности тонко чувствовать происходящее, строить разумные психические карты (торговые планы) и гибко изменять эти карты в зависимости от событий. Те же навыки отличают специалистов в других областях – от шахматистов и психотерапевтов до летчиков-истребителей. Меня не удивило бы, если бы тщательное изучение истоков мастерства в этих областях привело бы к лучшему пониманию характеристик, необходимых для развития первоклассных трейдеров.

И наоборот, можно многое узнать о проблемах в трейдинге, изучая людей, у которых эти способности отсутствуют. Позвольте предложить вашему вниманию синдром трейдера А., который олицетворяет трейдеров, испытывающих трудности с созданием и изменением планов. Этот синдром характеризуется:

невниманием – трейдер не может сохранять внимание и демонстрирует повышенную отвлекаемость и низкую бдительность по отношению к задаче;

растормаживанием поведения – трейдер склонен проявлять импульсивность, реагируя на задачи быстро и неточно;

недостаточно управляемым поведением – трейдер не может соблюдать правила и требования, связанные с задачей.

Теперь рассмотрим противоположную ситуацию – синдром трейдера B. Он характеризуется:

сверхбдительностью – трейдер жестко фиксируется на ограниченном наборе раздражителей, не видя леса за деревьями;

торможением поведения – трейдер склонен слишком много анализировать, а когда приходит время действовать, его словно парализует;

негибкостью – трейдер чрезмерно сосредоточивается на правилах и требованиях задачи, теряя гибкость реакции.

Синдром трейдера A. взят из диагностических критериев Рассела Баркли для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Синдром В. является описанием тревожного расстройства. Крайности этих «синдромов» охватывают большинство проблем, стоящих перед трейдерами. Выполняя упражнения умственной гимнастики, которые усиливают функционирование лобных долей – исполнительных центров, можно найти путь между этими крайностями. Данный путь лучше определить словами гибкое внимание. Это состояние, знакомое тем, кто занимается медитацией или биологической обратной связью.

Голдберг приводит множество свидетельств, опровергающих представление, что взрослый мозг теряет свою пластичность. Он отмечает, что взрослые крысы, помещенные в среду, обогащенную колесами и игрушками, развивают на 15 % больше нервных клеток, чем нестимулируемые мыши. А что, если трейдеры смогут создать свои собственные раздражители, ускоряющие связанные с развитием изменения, на которые при обычных обстоятельствах требуется более 10 лет обучения? Это поистине один из самых захватывающих передовых рубежей в психологии трейдинга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.