Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды речевой деятельности и их особенности




Виды мышления

Виды мышления различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.

1. В генетической психологии выделяются три вида мышления, они же являются этапами его развития:

- наглядно-действенное­ – определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм мышления.

- наглядно-образное – преобразование ситуации в план образа или представления. Подчинено восприятию; не требует манипулирования предметами, но необходима наглядность, образность представления материала. Наглядно-образное мышление – основа интуиции и творчества.

- абстрактно-логическое - познание субъектом существенных закономерностей и ненаблюдаемых взаимосвязей исследуемой реальности с помощью логических (абстрактных) понятий. Данный вид мышления существует только у человека.

2. По типу решаемых задач различают:

- теоретическое мышление – это познание законов и правил; без обращения к опытному изучению действительности. Решение задачи осуществляется с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.

- практическое мышление. Основная его задача – разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска.

3. По функциональному назначению различают:

- творческое мышление направлено на порождение новых идей, свободно от всякой критики, для такого мышления не существует внешних и внутренних запретов.

- критическое мышление – критическая оценка новых идей, не допускает завышенной оценки собственных идей.

4. По целям, средствам познания:

- эмпирическое мышление. Главной задачей его является классификация и упорядочивание познаваемых объектов. Основными чертами эмпирического мышления являются его направленность на внешние свойства и связи познаваемых объектов, формальный характер обобщения этих объектов, рассудочность при оперировании общими представлениями.

- теоретическое мышление. В нем воспроизводится процесс становления целостной системы; всегда изучает предметы и явления с точки зрения их происхождения и развития.

Свойства мышления (по В.П. Шадрикову):

ü Гибкость (подвижность) мыслительных процессов, связанная с изменением аспектов рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, с умением изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям, которые вычленяются в процессе решения и не могут быть учтены с самого начала, проявляющаяся в активном переструктурировании данных, понимании и использовании их относительности.

ü Темп развития мыслительных процессов, определяемый минимальным числом упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

ü Быстрота – скорость протекания мыслительных процессов.

ü Самостоятельность – умение видеть и самостоятельно поставить новый вопрос, а затем решить его своими усилиями.

ü Экономичность определяется числом логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

ü Широта ума – умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

ü Глубина – умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия.

ü Последовательность мысли – умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

ü Критичность – качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений

Развитие мышления в процессе учебной деятельности предполагает формирование умственных действий через перевод предметного действия, выполняемого во внешнем плане, во внутренний план; от выполнения действия совместно с преподавателем к самостоятельному действию ребенка; включение в процесс решения интеллектуальных задач рефлексивного компонента.

Условиями успешного решения творческих задач являются обнаружение и применение новых способов, преодоление стереотипов, умение идти на риск, разнообразие знаний и умений. В целом, процесс формирования умственных действий совершается поэтапно (по П. Я. Гальперину):

1. Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходит ориентация задания.

2. Формирование действия в материальном виде. Действие автоматизируется; делается целесообразным, возможным его перенос на аналогичные задания.

3. Действие формируется в громкой речи. Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их.

4. Этап формирования действий в внешней речи про себя.

5. Формирование действий во внутренней речи.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл — это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника — прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно и в другое время в соответствующей ситуации).

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования нтеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Речь – это психический процесс обобщенного и опосредованного отражения объекта посредством обозначения объекта. Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь.' Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (эк-стериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими, но и грамматическими правилами.

Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Воображение - это процесс, наиболее тесно связанный с мышлением. Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее.

Воображение — это процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Это одно из самых загадочных психических явлений. Науке почти ничего не известно о механизме воображения, его физиологической основе. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала деятельности представить себе ее результат.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Различие их определяется прежде всего активностью человека.

По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и вос­создающим.

Творческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт, чертежей.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Воображение может проявляться в разных формах.

формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечты — отодвинутые во времени желания. От грез мечты отличаются тем, что они связаны с действительностью и в принципе осуществимы. Фактически любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта. Извечная мечта человечества о скорости передвижения воплотилась в целую серию изобретений от колеса до ракеты.

Но воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы.

Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной, выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальной жизни.

Галлюцинации являются фантастическими видениями, не имеющими почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации — это проявления пассивного воображения, при котором человеком воспринимается несуществующий объект.

К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся сновидения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена. Однако известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу разных причин не могут быть удовлетворены в реальности.

Воображение позволяет программировать и перепрограммировать нашу психологическую деятельность. Образы воображения, наиболее часто возникающие в нашем сознании, становятся мотивами поведения, побуждают к действию.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем отличается чувственное и рациональное познание?

2. В чем заключается опосредованность мышления?

3. Опишите мышление как процесс и как деятельность

4. Как соотносятся между собой понятия «речь» и «язык»?

5. Функции речи.

6. Сравните мышление и воображение как способы решения проблемных ситуаций.

&

Литература:

1. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1995

3. Рогов Е.И. Психология человека. – М., 2001

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: М., 1999

6. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

7. Брушлинский А. В. Субъект, мышление, учение, воображение // Избранные психологические труды: В 70 т. М.; Воронеж: МОДЭК, 1996.

8. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2.

9. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М., 2001

10. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.