Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущий вид деятельности и новообразования младенческого возраста




Тема 3.3. Психическое развитие в младенчестве

Период младенчества длится от рождения до 1 года, начинаясь так называемым «кризисом новорожденности» и заканчиваясь кризисом 1 года.

Кризис новорожденности (0 – 2 месяца)

Социальная ситуация развития новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без помощи взрослого. Таким образом, младенец максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

в младенчестве

 

Основное новообразование периода новорожденнности – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Это первый момент. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:

- общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

- использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;

- обильные вокализации во время общения с матерью;

- реакция улыбки.

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Замечено, что комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка, но и общается и играет с ним.

Психическое развитие в младенчестве представляет собой реализацию видовых возможностей ребенка на основе природных задатков и генетической программы и поэтому носит естественный характер. В это время чрезвычайно важное значение имеет среда, активное и в разнообразных формах участие взрослых не только в физическом, но и психическом развитии ребенка (создание обогащенной физической и речевой среды, эмоциональное общение, помощь в развитии двигательных структур – акта хватания и локомоций, - создание проблемных ситуаций и т.д.).

Ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Долгое время младенца рассматривали как аморфное, пассивное существо, развивающееся благодаря одностороннему влиянию со стороны взрослых людей. С современной точки зрения младенцев рассматривают как активных, от рождения организованных, направленных на взаимодействие с наиболее близкими людьми и развивающихся в процессе этого взаимодействия, творчески участвующих в процессе своего становления. Младенец обладает врожденными способностями установления социально-эмоциональных отношений. Приобретаемый опыт взаимодействия с другими людьми преобразует существующее к моменту рождения состояние внутренней организованности младенца. Младенец с первых дней жизни способен различать универсальные эмоциональные выражения лица взрослого (счастья, печали, удивления и т.п.) и имитировать некоторые действия своего взрослого партнера по взаимодействию. При этом положительные выражения лица различаются младенцем лучше, чем отрицательные или нейтральные, положительные выражения у них наблюдаются чаще, чем отрицательные. Общаясь с близким взрослым, к 12 месяцам ребенок стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Новообразованиями возраста являются: 1) складывание структуры предметного действия, т.е. ребенок овладевает произвольными действиями с предметами; 2) складывание структуры речевого действия. К году ребенок произносит первые слова, складывается автономная речь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 7269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.