Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие стиля педагогической деятельности




Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль учителя. Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех фак­торов: а) индивидуально-психологических особенностей субъек­та этой деятельности — учителя (преподавателя), включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особен­ности; б) особенностей самой деятельности и в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.). В пе­дагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в кон­кретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти факторы соотносятся также: а) с характером взаимодействия; б) с характером организации де­ятельности; в) с предметно-профессиональной компетентностью учителя; г) с характером общения.

Стиль педагогической деятельности возникает там, где у учителя есть свобода самовыражения. Педагог, видя многооб­разие способов выполнения профессиональной деятельности, может ограничиться каким-то одним, который и составит его стиль деятельности. Зона неопределенности субъективна и на­ходится там, где один учитель видит множество педагогичес­ких решений, другой видит только одно. Склонность к боль­шой частоте воздействий, суетливость в работе нередко связана с дезориентировкой в объекте воздействий либо с неумением применить знания психологии отдельных людей к выработке индивидуальной системы воздействий.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности -характерная для данного учителя система навыков, методов, приемов, способов решения задач в процессе работы. Комплекс индивидуальных особенностей педагога может лишь частично удовлетворять профессиональным требованиям. Поэтому учи­тель, сознательно или стихийно мобилизуя свои профессио­нальные качества, в то же время компенсирует или как-то пре­одолевает те качества, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается индивидуальный стиль деятель­ности - неповторимый вариант типичных для данного педагога приемов работы в типичных для него условиях.

Так, в ситуациях с повышенными требованиями к темпу и ритму деятельности педагог с подвижным типом нервной сис­темы успешно решает задачи за счет использования своей рас­торопности, способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому. В тех же объективных услови­ях учитель инертного типа пользуется совсем иными средства­ми. Он может избавить себя от необходимости быстро реагиро­вать на сигналы за счет предусмотрительности, повышенного внимания к профилактическим мероприятиям. В процессе пе­дагогической деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе. Он заблаговре­менно вырабатывает профессиональные заготовки, усиливаю­щие его слабые места, поэтому даже в ситуации цейтнота он сохраняет равновесие и уверенность.

Исследователи определяют различные функции стиля: инст­рументальную; компенсаторную (помогает индивидуальности наиболее эффек­тивно приспособиться к требованиям среды); системообразующую (связан с определенной направленностью и системой ценностей личности); и интегративную (представляет собой проявление целостности, индиви­дуальности, индивидуализированность мышления основана на личностных особенностях профессионального мастерства субъекта педагогического труда) (Е.А. Климов, В.С. Мерлин и др.). Индивидуальный стиль деятельности, по Е.А. Кли­мову, имеет определенную структуру, в ядро которой входят ин­дивидуально-психологические особенности, которые либо содей­ствуют, либо противодействуют успешности деятельности.

Индивидуальный стиль учителя как система его деятельно­сти, ее функций и иерархического строения может быть оха­рактеризован следующим образом:

Содержательные характеристики:

1) преимущественная ориентация учителя:

а) на процесс обучения,

б) на процесс и результаты обучения,

в) на результаты обучения;

2) адекват­ность - неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;

3) оперативность - консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;

4) рефлексив­ность - интуитивность.

Динамические характеристики:

1) гибкость - традици­онность;

2) импульсивность - осторожность;

3) устойчивость - неустойчивость по отношению к меняющейся ситуации;

4) стабильно эмоционально-положительное отношение к учащимся - неустойчивое эмоциональное отношение;

5) наличие личностной тревожности - отсутствие личностной тревожно­сти;

6) в неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя - направленность на обстоятельства - направленность на других.

Результативные характеристики:

1) однородность - неод­нородность уровня знаний учащихся;

2) стабильность - неус­тойчивость у учащихся навыков учения;

3) высокий - средний - низкий уровень интереса к изучаемому предмету.

Эффективным индивидуальным стилем педагогической дея­тельности является такой стиль, с помощью которого учитель постоянно находит оптимальные сочетания в способе стимуля­ции, переориентации и мобилизации учащихся, гибко разре­шая педагогическую ситуацию в достижении конечных учебных и воспитательных целей. Определенный алгоритм этих сочетаний в организации и регуляции делового поведения пе­дагогов и характеризует тот или иной индивидуальный стиль.

Для того чтобы реализовать условия педагогической дея­тельности в ее средства, учителю необходимо владеть гибким индивидуальным стилем. Важным компонентом гибкости яв­ляется когнитивный стиль как стабильные индивидуально-пси­хологические способы приема и переработки информации. Он характеризуется «острым» глазом и умом педагога. Когнитив­ный стиль включает в себя: а) видение завуалированного в вы­полняемой деятельности, в том числе и латентных признаков конкретной ситуации; б) видение впрок (заметить то, что сегодня не востребовано, но может пригодиться завтра, после­завтра); в) видение перспективы (выявление ростков нового, позитивного, т.е. того, на что можно опереться в своих педаго­гических решениях).

В целом это означает умение выстраивать стратегию перс­пективы, в ходе стремления к которой одно цепляется за другое, в результате время начинает работать на достижение намеченного результата. Тогда педагогу «удается поймать сис­тему за хвост»: создается сценарий, предопределяющий пове­дение учащегося: рефлексивное управление состоит в создании внешних педагогических условий, которые становятся внутрен­ними условиями, регулирующими активность (поведенческую, деятельностную) учащегося.

Хорошие учителя должны быть не анонимными, безлики­ми, а обладать собственными манерами и персональным отно­шением к обучению и воспитанию. Если педагог не смог выра­ботать индивидуальный стиль в своей профессиональной деятельности, то он не сможет занять авторскую позицию в об­разовательном процессе и пространстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.