Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические подходы к оценке инновационной активности и инновационного потенциала вуза




Чистая прибыль растет до тех пор, пока новая товарная продукция конкурентоспособна и пользуется спросом у покупателей.

Однако жизнь свидетельствует, что в условиях рыночной экономике этот счастливый для предпринимателей период продолжается недолго. По следам организации-новатора идут многие другие, тоже стремящиеся обосноваться в новой рыночной нише. Одни из них приобретают лицензию на использование новшества на законных основаниях. Другие – действуют пиратскими методами, применяя разработанную первой организацией технологию или выпуская новый продукт без соблюдения всех предусмотренных законом требований. Третьи вообще дискредитируют нововведения, налаживая подпольный выпуск низкокачественных и более дешевых аналогов под маркой организации-разработчика. Наконец, четвертые – наиболее серьезные конкуренты на рынке – самостоятельно совершенствуют потребительские или технологические характеристики новшества, добиваются на этом пути существенных результатов, находят лазейки в патентном законодательстве и постепенно заполняют своей продукцией все новые пространства рыночной ниши.

Современная рыночная экономика характеризуется преобладанием рынка знаний и информации над рынком материально-вещественных товаров и ресурсов и значительным ростом объема затрат на развитие ее первичного базового сектора, где создаются и распространяются знания. Тип экономики, в которой производство знаний является источником ее роста, в литературе называют экономикой знаний, или инновационной экономикой.

Система образования в целом и высшего профессионального образования в частности является одним из секторов национальной экономики, формирующим повышенный спрос на новые знания и технологии. Поэтому высшие учебные заведения сегодня имеют все возможности для того, чтобы стать центрами инновационной активности региональных экономик и Российской Федерации в целом – ведь вузы в промышленно развитых странах традиционно являются базовыми институциональными элементами для проведения научных исследований и разработок.

Остановимся подробнее на инновационной активности и инновационном потенциале вузов, которые определяют возможность осуществления инновационной деятельности, то есть процесса, который направленного на практическую реализацию результатов научных исследований и разработок.

Необходимо отметить, что смысл инновационной активности как экономической категории состоит в том, чтобы не только оценивать масштабы внедрения новых или улучшающих технологий по хозяйствующим субъектам в целом, но и способствовать отдельным предприятиям, организациям и учреждениям в выборе отбора того или иного направления инновационного развития и формировании на этой основе эффективной инвестиционной политики.

Под инновационной активностью вуза понимается комплексная характеристика интенсивности его инновационной деятельности, основанная на способности к мобилизации инновационного потенциала. То есть инновационная активность вуза отражает интенсивность использования инновационного потенциала, который выражается через ресурсную и результативную составляющие.

Для оценки инновационной активности любой организации (и вуза, в частности) можно применять три методических подхода: формальный, ресурсно-затратный и результатный.

Формальный подход позволяет разделить все вузы на две группы: инновационно активные и инновационно неактивные. Принадлежность к категории инновационно активных определяется по факту выполнения работ, относимых к инновационной деятельности (новые образовательные технологии, новые экономические механизмы в сфере образования, новые методы и приемы преподавания и обучения, новые организационные структуры и институциональные формы в области образования). Следовательно, вузам необходимо идентифицировать все виды деятельности, которые будут классифицированы как инновационные.

Ресурсно-затратный подход основан на определении стоимости ресурсов, которые вуз использует на всех стадиях инновационного процесса. Для реализации данного подхода необходимо определить виды деятельности, классифицируемые как инновационные; виды ресурсов и затрат, которые будут учтены при оценке.

Результатный подход основан на идентификации возможных эффектов экономических, научно-технических, социальных, экологических, которые получил или получит вуз от осуществления инновационной деятельности, и их стоимостной оценке.

Считаем возможным при оценке инновационной активности вуза на основе результатного подхода использовать экономические эффекты экономии затрат и вклада в рыночную стоимость бизнеса.

Эффекты экономии затрат – это экономия затрат на производство и реализа-цию продукции (услуг) за анализируемый период как результат технико-технологических инноваций.

Инновационные эффекты в виде вклада в рыночную стоимость бизнеса отражают вклад неидентифицируемых элементов интеллектуального капитала – гудвилл, который является результатом организационно-управленческих и социальных инноваций.

Под воздействием инноваций происходят изменения в составе как материальных, так и нематериальных активов вуза. Материальные активы изменяются за счет обновления основных производственных фондов, за счет сдвигов в структуре активов в результате оказания новой образовательной услуги или выпуска новой продук-ции (наукоемкие технологии, информационные технологии, научно-учебно-методические разработки, научные проекты и пр.). Оценка вклада материальных ак-тивов в рыночную стоимость бизнеса может быть осуществлена различными методами. Вместе с тем, допуская, что вуз-новатор не собирается прекращать свою деятельность в обозримой перспективе и что инновации осуществляются в целях повышения его конкурентоспособности, считаем наиболее приемлемым метод дисконти-рования денежных потоков. В ситуации, когда рыночные перспективы внедрения инновации еще туманны (начальные стадии реализации инновационного проекта), альтернативой является метод накопления активов.

Кроме того, имущество вуза может прирастать на величину нематериальных активов, классифицируемых как объекты интеллектуальной собственности, если вуз оформил свои исключительные права на них. Известно, что для целей отражения результатов инновационной деятельности в бухгалтерском учете используется расчет стоимости объекта методом суммирования фактических затрат. Вместе с тем бухгалтерская оценка этих активов и их вклад в рыночную стоимость вуза могут существенно различаться. Обладание ими увеличивает рыночную стоимость совокупных активов только в том случае, если они приносят (или принесут в будущем) экономические выгоды. Поэтому основным подходом к установлению стоимости исключительных прав считается доходный подход. Метод сравнительных продаж и методы затратного подхода могут использоваться лишь в качестве дополнения.

Преимуществом доходного подхода является возможность его применения как при оценке уже используемых нематериальных активов, так и при оценке вновь возникших в результате инновационной деятельности прав. Кроме того, учитывается экономический срок службы нематериальных активов, который может быть сущест-венно короче юридического.

Предлагаемая методика оценки инновационной активности вуза позволяет поэтапно углублять оценку объекта исследования.

Этап 1. Применение формального подхода к оценке инновационной активности. На данном этапе выявляется принадлежность вуза к категории инновационно активных и анализируется видовая структура его инновационной деятельности.

Этап 2. Применение ресурсно-затратного подхода к оценке инновационной деятельности вуза путем расчета следующих критериев:
– доля профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников с учеными степенями, занятых инновационной деятельностью, в среднесписочной численности;
– доля стоимости основных фондов, эксплуатируемых в процессе инновационной деятельности, в средней стоимости основных фондов вуза;
– удельный вес инновационных затрат в выручке от реализации образовательных услуг;
– инновационные затраты в расчете на одного работающего в вузе.
Этот этап дает характеристику ресурсной составляющей инновационного потенциала и позволяет оценить инновационную активность вузов, еще не получивших явных экономических выгод от инновационной деятельности.

Этап 3. Применение результатного подхода к оценке инновационной актив-ности. В зависимости от вида внедряемых инноваций может быть осуществлена стоимостная оценка таких эффектов инновационной деятельности как экономия за-трат и вклад в рыночную стоимость бизнеса.

Если целью исследования является сравнительный анализ нескольких вузов по критерию инновационной активности, то в методику может быть введен дополнительный, 4-й этап: комплексная оценка инновационной активности.
Существуют различные методы комплексной оценки. Предлагаем для оценки инновационной активности вуза использовать графический метод, когда интеграль-ный показатель определяется как площадь многоугольника, число вершин которого соответствует числу принимаемых в расчет частных характеристик.

Обозначим xi – частные характеристики инновационной активности, i = 1,…, n; ai – пронормированные значения частных характеристик, где в качестве базы для сопоставления берутся эталонные значения, соответствующие наибольшему значе-нию среди рассматриваемых вузов либо установленные экспертным путем:

(9)

Изменение пронормированных значений ai происходит в диапазоне [0… 1]. Единица соответствует высокому уровню инновационной активности, нуль характеризует вуз как неактивный. На основе пронормированных значений строится лепестковая диаграмма, которая является аналогом графика в полярной системе координат и отображает распределение значений относительно начала координат. Пример такой диаграммы, основанной на частных характеристиках (их состав показан ниже в таблице), представлен на рис. 3.20.


Рис. 3.20 Графический метод построения интегрального показателя
Площадь образовавшегося многоугольника отражает уровень текущей инновационной активности вуза. Итоговая формула для определения интегрального показателя инновационной активности имеет вид:

(10)

Графическая интерпретация интегрального показателя способствует лучшему восприятию разнородных характеристик, определяющих интенсивность инновационной деятельности вуза и его специфику. Имея аналогичные данные по конкурирующим вузам, можно проводить сравнительный пространственный анализ, выявляя изменения за несколько смежных периодов, и давать оценку динамике их инновационной активности.

Любое изменение в организации связано с выявлением проблем ее развития и формированием видения будущего, что невозможно без оценки имеющегося потенциала.

Термин «потенциал» (от латинского слова potential – сила) применительно к современному пониманию данный термин означает возможности, наличные силы, запасы, средства, которые могут быть использованы. Стало быть, инновационный потенциал вуза представляет собой ресурсы всех видов, которые могут быть использованы для осуществления инновационной деятельности.

Вуз является инновационно-ориентированным элементом национальной инновационной системы. Это обусловлено характером его продукции, поскольку он создает новшества во всех сферах своей деятельности. В сфере образования вуз готовит новых специалистов для различных отраслей национальной экономики; в научном секторе разрабатывает и создает научно-техническую продукцию для ее использования в общественном производстве. Таким образом, с точки зрения теории, вуз должен обладать значительным инновационным потенциалом, иначе он не смо-жет полноценно выполнять свои функции.

Инновационный потенциал вуза может быть оценен как значительный при условии, что вся продукция, им производимая, востребована потребителями. Чем меньше уровень востребованности, тем ниже уровень инновационного развития. Научно-техническая продукция произведенная, но не востребованная, не изменяет фактических размеров инновационного потенциала хозяйствующего субъекта. Это в полной мере можно отнести и к выпускникам вуза.

Методика оценки инновационного потенциала вуза основана на выделении инновационной составляющей во всех сферах его деятельности.

Оценку инновационного потенциала вуза проводят с целью определения достаточности у него финансово-экономических ресурсов для обеспечения не только инновационной, но и текущей деятельности. А это в свою очередь связано с формированием основного и оборотного капитала, привлечением собственного и заемного капитала. В практике финансового анализа такая задача решается в процессе оценки обеспеченности запасов различными источниками их формирования (собственными оборотными средствами, долгосрочными и краткосрочными кредитами).

Оценка инновационного потенциала вуза в первую очередь связана с анализом его финансовой устойчивости к инновационному развитию.

Обобщающая оценка инновационного потенциала вуза является комплексной и многоуровневой, она должна основываться на показателях, отражающих специфику вуза, его деятельности.

Считаем возможным для оценки инновационного потенциала вуза использовать систему обобщающих показателей, приведенных в форме заявки вуза, утвержденной распоряжением Минобрнауки России от 15.03.06 г. № Р-5 «Об утверждении объявления о проведении конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы»:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.