Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Горнопромышленный техногенез. Виды воздействия на окружающую среду




Факторы риска

Многие факторы риска оказывают сходные воздействия неспе­цифического характера на все сенсорные системы. Неспецифиче­ское воздействие - это воздействие прежде всего на центральные структуры мозга сенсорных систем. Специфическое воздействие - это непосредственное влияние на саму сенсорную систему. Оно свя­зано с особенностями деятельности периферических систем данно­го сенсорного аппарата.

Среди неспецифических факторов риска наиболее распростра­ненными являются злоупотребление алкоголем, курение, гипокине­зия, стресс, нарушение питания.

Разнообразие и сложность функций, выполняемых глазом чело­века, коррелируют со сложностью его строения, и сама эта слож­ность создает основу для высокой функциональной ранимости орга­на зрения.

В пренатальном периоде фактором риска в развитии глаза явля­ются воздействие на плод различных токсичных физических и хи­мических веществ, поступающих в организма матери, и инфекци­онные процессы, происходящие в ее организме. Они могут задер­живать обратное развитие сосудов вокруг хрусталика или в стекловидном теле, что нарушает оптику глаза. При этом наруша­ется развитие сосудистой оболочки глаза, сетчатки, что может при­вести к неполному развитию цветового зрения или его отсутствию (ахроматопия).

Наиболее уязвимыми структурами глаза являются роговица и хрусталик. Эта уязвимость обусловлена как особенностями строе­ния этих структур (отсутствие кровоснабжения), так и влиянием внешней среды: соприкосновением с агрессивными факторами хи­мической и физической природы (загрязнение воздуха, электромаг­нитное излучение). На снижение функциональных возможностей роговицы и хрусталика влияют и происходящие в них возрастные изменения. Так, изменение белкового состава хрусталика вызывает снижение его эластичности и прозрачности, а следовательно, ост­роты зрения.

Для другой сенсорной системы - слуховой наиболее существен­ным фактором риска являются сильные звуковые раздражения.

Непрерывный или периодически повторяющийся шум снижает способность к концентрации внимания, обучению, вызывает нару­шение ночного сна. У женщин, живущих вблизи шумных центров (аэропорт, железнодорожный вокзал) чаще, чем у неподвергающихся шумовому воздействию, рождаются дети с дефектами тела, низким весом.

Шумное производство вызывает необратимое снижение слухо­вых функций; бытовые приборы, радио, телевидение, настроенные на сигнал больший, чем достаточный для его восприятия, также нарушают слуховые функции. Сильные звуки монотонного харак­тера приводят к нарушению регуляции центральной нервной систе­мой работы внутренних органов.

Безопасным для слуховой системы является шум в 20-30 дБ. В городах уровень шума, как правило, превышает 85 дБ. У 30% мо­лодежи, постоянно слушающей «агрессивную» музыку высокой громкости, слух снижается и становится примерно таким, как у 85-летних стариков. Звук интенсивностью 130 дБ вызывает болевые ощущения и, несомненно, снижает остроту слуха.

Алкоголь пагубно воздействует практически на все сенсорные системы. Его воздействие на зрительный анализатор снижает чув­ствительность сетчатки к восприятию цветных изображений, осо­бенно зеленого и красного цветов. Одновременно имеют место на­рушения оценки расстояния между предметами, особенно движу­щимися, нарушается возможность зрительной экстраполяции. Из-за нарушения содружественности в движении глаз у пьяного человека двоится изображение предметов и лиц.

Алкоголь сказывается на состоянии центральной цветовосприни-мающей части сетчатки, у злоупотребляющих спиртным часто наблюдаются дистрофии элементов сетчатки, зрительного нерва.

Если алкоголем постоянно злоупотребляет беременная женщи­на, у плода замедляется развитие рецепторной системы кожи, в ре­зультате новорожденный не имеет достаточно зрелых рецепций - тактильной, болевой, температурной и др. Это, в свою очередь, обус­ловливает несовершенство связей рецепторов кожи со спинальными и стволовыми структурами нервной системы. Отсутствие адек­ватной стимуляции центральных отделов мозга замедляет их созре­вание. Помимо этого, отставание созревания центральных структур мозга обусловлено и прямым влиянием алкоголя на сосуды мозга, синаптические процессы подкорковых и корковых нейронов. В це­лом все это затрудняет межанализаторное взаимодействие. Частый прием алкоголя женщиной в процессе беременности приводит к за­держке развития у новорожденного сосательного рефлекса, а раз­вившись, он длительно сохраняется, причем на раздражение не толь­ко околоротовой области, но и других участков поверхности голо­вы и шеи. Точно так же - более длительно, чем в норме - у младенца сохраняются хватательный рефлекс, рефлекс Бабинского, реципрокный коленный рефлекс конечности, на которую раз­дражение не наносилось. Все эти данные свидетельствуют о задержке развития тормозных процессов в центральной нервной системе у детей, родившихся от женщин, злоупотреблявших алкоголем.

Алкоголизм матери замедляет созревание вкусового анализато­ра у плода. В результате ребенок хуже сверстников распознает вку­совые раздражители, для возникновения вкусовой реакции ему тре­буется большее время и большая сила стимуляции.

У взрослых людей при длительном употреблении алкоголя сни­жается вкусовая чувствительность, нарушается дифференцирование вкусовых раздражений, что увеличивает потребность в использова­нии пищи с большими добавками острых приправ.

Хроническое употребление алкоголя может за счет действия па­ров спирта разрушать рецептирующую систему обоняния, а при ее сохранности, раздражая слизистую, вызывает ее пролиферацию, в результате чего затрудняется восприятие запахов.

Слуховая система под воздействием злоупотребления алкоголем тоже страдает: снижается костная проводимость среднего уха, ухуд­шается активность рецепторного аппарата внутреннего уха, генерализованность реакций человека на звуковые сигналы. Пос­леднее обусловлено тем, что нарушается пространственный анализ источника раздражения и его интенсивности, а также ориентация на него. Вследствие этого у лиц, страдающих алкоголизмом, удли­няется время слухомоторной реакции, время распознавания сигна­ла, снижается способность различать звуки по тембру и высоте.

Существенное влияние на сенсорные системы оказывает таба­кокуре-ние. В частности, никотин снижает вкусовую, обонятельную рецепцию, затрудняет рефлекторное сокоотделение в желудке. Ост­рота зрения у курящих табак снижается во время курения. У них же быстрее развивается зрительное утомление. Распознавание образов у курильщиков с большим стажем замедленно и требует длитель­ной фиксации взгляда на объекте.

Гипокинезия является неспецифическим фактором в изменении функционирования сенсорных систем. В каждой из них она увели­чивает пороги чувствительности, снижает лабильность перехода к оптимуму реагирования.

 

 

Вопросы для повторения и самоконтроля:

1. Перечислите органы чувств, дайте каждому из них функциональ­ную характеристику.

2. Расскажите о строении оболочек глазного яблока.

3. Назовите структуры, относящиеся к прозрачным средам глаза. Какое назначение имеет каждая из этих сред?

4. Перечислите органы, которые относятся к вспомогательным аппа­ратам глаза. Какие функции выполняет каждый из вспомогательных ор­ганов глаза?

5. Расскажите о строении и функциях аккомодационного аппарата глаза.

6. Опишите проводящий путь зрительного анализатора, от рецепто­ров, воспринимающих свет, до коры большого мозга.

7. Расскажите об адаптации глаза к свету и о цветовом зрении.

Вопросы для повторения и самоконтроля:

1. Опишите барабанную полость, находящиеся в ней органы. Назови­те стенки барабанной полости.

2. Перечислите анатомические образования, относящиеся к внутрен­нему уху.

3. Расскажите, какие структуры внутреннего уха и каким образом воспринимают статические и динамические изменения положения тела.

4. Опишите строение улитки, ее лестниц и улиткового протока.

5. Расскажите о расположении и назначении перилимфы и эндолим-фы.

6. По каким проводящим путям и к каким подкорковым и корко­вым центрам поступают нервные импульсы от вестибулярных и слу­ховых рецепторов внутреннего уха?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.