Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На зачёте вопросы в билете будут БЕЗ расшифровок и подсказок!

ВНИМАНИЕ!!!

Учебный год

1. Охарактеризуйте историко-культурный процесс и периодизацию русской литературы, специфику литературы как вида искусства, взаимодействие русской и западноевропейской литературы, самобытность русской литературы.

2. Назовите особенности историко-культурного процесса рубежа XVIII-XIX веков. Дайте определение понятию «романтизм». Перечислите особенности русского романтизма, назовите литературные общества и кружки. Опишите зарождение русской литературной критики, становление реализма в русской литературе.

3. Охарактеризуйте личность поэта А.С. Пушкина, его жизненный и творческий путь, детство и юность. Опишите Петербург и вольнолюбивую лирику поэта. Расскажите о южной ссылке и романтическом периоде творчества. Обобщите Михайловский период творчества поэта: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества. В чём особенность становления реализма в творчестве Пушкина? Какова роль Пушкина в становлении русского литературного языка? Охарактеризуйте период «болдинская осень» в творчестве Пушкина. Расскажите о Пушкине-мыслителе. Опишите творчество А.С. Пушкина в критике и литературоведении. Какова жизнь произведений Пушкина в других видах искусства?

4. Опишите особенности «Чувств добрых» в лирике А.С. Пушкина: мечты о «вольности святой». В чём заключается душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства у поэта? Каковы поиски смысла бытия, внутренней свободы у А.С. Пушкина? Охарактеризуйте отношения человека с Богом (по мнению поэта). В чём особенность осмысления высокого назначения художника, его миссии пророка? Опишите идею преемственности поколений у А.С. Пушкина. Каково осмысление исторических процессов с гуманистических позиций в творчестве А.С. Пушкина? Дайте объяснение нравственному решению проблем человека и его времени.

5. Охарактеризуйте личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова. Опишите темы, мотивы и образы ранней лирики М.Ю. Лермонтова, жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Расскажите о теме одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова, теме поэта и общества. В чём заключается трагизм любовной лирики М.Ю. Лермонтова?

6. Дайте характеристику личности Н.В. Гоголя, его жизненного и творческого пути. Опишите «Петербургские повести» Н.В. Гоголя: проблематика и художественное своеобразие. Каковы особенности сатиры Н.В. Гоголя. В чём заключается значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе?

7. Опишите особенности развития русской литературы во второй половине XIX века ( Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века (И.К. Айвазовский, В.В. Верещагин, В.М. Васнецов. Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков). Мастера русского реалистического пейзажа (И.И. Левитан, В.Д. Поленов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи). Содружество русских композиторов «Могучая кучка» (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.И. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков)

8. Охарактеризуйте Малый театр как «второй Московский университет в России» (М.С. Щепкин как основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей национального русского искусства – Третьяковская галерея в Москве).

9. Назовите особенности литературной критики и журнальной полемики 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Охарактеризуйте газету «Колокол», общественно-политическую и литературную деятельность А.И. Герцена, В.Г. Белинского. В чём заключается развитие реалистических традиций в прозе (И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков и др.). Каковы новые типы героев в русской литературе? Приведите примеры нигилистического и антинигилистического романа (Н.Г. Чернышевский, И.С. Тургенев). Опишите драматургию А.Н. Островского и А.П. Чехова и её сценическое воплощение. Расскажите о поэзии «чистого искусства» и реалистической поэзия.

10. Опишите жизненный и творческий путь А.Н. Островского. В чём заключается социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского? Охарактеризуйте темы «горячего сердца» и «тёмного царства» в творчестве А.Н. Островского. Охарактеризуйте своеобразие драмы «Гроза». В чём заключается творческая история драмы? Каковы жанровое своеобразие и художественные особенности драмы? Охарактеризуйте Калинов и его обитателей (система персонажей). В чём самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы? Какова символика грозы? Охарактеризуйте образ Катерины как воплощение лучших качеств женской натуры. В чём заключается конфликт романтической личности с укладом жизни, лишённой народных нравственных основ? Опишите мотивы искушения, мотив своеволия и свободы в драме. Проанализируйте характеристики Катерины у Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. Какова позиция автора и его идеал? В чём заключается роль персонажей второго ряда в пьесе?

11. Опишите жизненный путь и творческую биографию И.А. Гончарова. Какова роль В.Г. Белинского в жизни И.А. Гончарова? Проанализируйте роман «Обломов». Какова творческая история романа? В чём заключается своеобразие сюжета и жанра произведения? Опишите проблему русского национального характера в романе? Охарактеризуйте сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Опишите образ Обломова. В чём заключается противоречивость характера Обломова? Расскажите об Обломове как представителе своего времени и вневременном образе. Почему образ Обломова типичен? Проследите эволюцию образа Обломова. Охарактеризуйте Штольца по отношению к Обломову. Каково прошлое и будущее России у И.А. Гончарова? Проследите проблемы любви в романе. Опишите любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Расскажите об оценке романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д.И. Писарева, И. Анненского и др.). Расскажите о роман «Обрыв». Каково отражение смены эпох в обществе и нравах? Охарактеризуйте многообразие типов и характеров в романе. Почему трагична судьба незаурядного человека в романе? Проанализируйте творчество И.А. Гончарова как мастера пейзажа. Опишите тему России в романах И.А. Гончарова.

12. Опишите жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Охарактеризуйте психологизм творчества Тургенева. Проанализируйте тему любви в творчестве И.С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе», их художественное своеобразие). Расскажите о И.С. Тургеневе-романисте, о своеобразии его художественной манеры. Опишите типизацию общественных явлений в романах И.С. Тургенева. Проанализируйте роман «Отцы и дети». В чём заключается смысл названия романа? Каково отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов? Опишите проблематику романа. Каковы особенности композиции романа? Опишите Базарова в системе образов романа. Расскажите о нигилизме Базарова и пародии на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Охарактеризуйте взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Опишите отношения Базарова и Кирсановых, Базарова и Одинцовой. В чём заключается любовная интрига в романе и её роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа? Проанализируйте поведение Базарова и родителей. В чём сущность споров, конфликта «отцов» и «детей». Каково значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания? Рассмотрите авторскую позицию в романе. Охарактеризуйте полемику вокруг романа «Отцы и дети» (Д.И. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

13. Опишите жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского, его эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе «Что делать?». Каковы особенности жанра и композиции романа. Охарактеризуйте утопические идеи в романе Н.Г. Чернышевского. Обозначьте нравственные и идеологические проблемы в романе. В чём значение «женского вопроса» в романе? Проанализируйте образы «новых людей». Раскройте теорию «разумного эгоизма» и образ «особенного человека» Рахметова. В чём заключается противопоставление «новых людей» старому миру? Охарактеризуйте теорию «разумного эгоизма» как философскую основу романа. В чём заключается роль снов Веры Павловны в романе, четвёртый сон как социальная утопия. Каков смысл финала романа?

14. Приведите сведения из биографии Н.С. Лескова. Охарактеризуйте художественный мир писателя. Раскройте образы праведников Н.С. Лескова. Расскажите о творчестве Н.С. Лескова в 1870-е годы (обзор романа «Соборяне»). Проанализируйте повесть «Очарованный странник». Каковы особенности композиции и жанра? Охарактеризуйте образ Ивана Флягина. Раскройте тему трагической судьбы талантливого русского человека? В заключается смысл названия повести? Каковы особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова?

15. Опишите жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина, мировоззрение писателя. В чём заключается жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Каково своеобразие фантастики в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? Проанализируйте иносказательную образность сказок. Опишите гротеск, аллегорию, символику, язык сказок. В чём заключается обобщающий смысл сказок? Опишите замысел, историю создания «История одного города». В чём своеобразие жанра, композиции. Рассмотрите образы градоначальников. Перечислите элементы антиутопии в «Истории одного города». Каковы приёмы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания? Дайте определение понятию «Эзопов язык». Какова роль М.Е. Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы?

16. Приведите сведения из жизни Ф.М. Достоевского. Проанализируйте роман «Преступление и наказание», своеобразие жанра, особенности сюжета. Каково отображение русской действительности в романе? Опишите социальную и нравственно-философскую проблематику романа. В чём социальные и философские основы бунта Раскольникова. Раскройте смысл теории Раскольника. Опишите проблему «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и её опровержение в романе. Каковы тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей? В чём заключается драматичность характера и судьбы Радиона Раскольникова. Проанализируйте сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Раскройте эволюцию идеи «двойничества». В чём заключается страдание и очищение в романе? Почему символично значение образа «вечной Сонечки». Каково своеобразие воплощения авторской позиции в романе? В чём заключается «правда» Раскольникова и «правда» Сони. Опишите Петербург Достоевского. Приведите библейские мотивы в произведении. Опишите споры вокруг романа и его главного героя.

17. Опишите жизненный путь и творческую биографию Л.н. Толстого, духовные искания писателя. Проанализируйте роман-эпопею «Война и мир». В чём заключается жанровое своеобразие романа? Перечислите особенности композиционной структуры романа. Каковы художественные принципы Л.Н. Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». В чём заключается соединение в романе идеи личного и всеобщего. Опишите символическое значение понятий «война» и «мир». Рассмотрите духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Опишите светское общество в изображении Л.Н. Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Охарактеризуйте авторский идеал семьи в романе. Проанализируйте правдивое изображение войны и русских солдат как художественное открытие Л.Н. Толстого. Опишите Бородинскую битву как величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. Раскройте понятие «Дубина народной войны», особенности партизанской войны в романе. Опишите образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. Расскажите о народном полководце Кутузове. Рассмотрите Кутузова и Наполеона в авторской оценке. В чём заключается проблема русского национального характера? Опишите осуждение жестокости войны в романе, развенчание идеи «наполеонизма». Проанализируйте патриотизм в понимании писателя.

18. Проанализируйте «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. Опишите отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Охарактеризуйте войну как явление, противоречащее человеческой природе. Какова сила духа русского народа в представлении Л.Н. Толстого? Каковы настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны»? Опишите контраст между природой и деяниями человека на земле. Охарактеризуйте утверждение духовного начала в человеке. В чём проявляются особенности поэтики Л.Н. Толстого? Раскройте значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л.Н. Толстого. Дайте краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Охарактеризуйте мировое значение творчества Л.Н. Толстого, влияние Л.Н. Толстого на культуру ХХ века.

19. Опишите сведения из биографии А.П. Чехова. Каково своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества? Охарактеризуйте художественное совершенство рассказов А.П. Чехова. В чём заключается новаторство А.П. Чехова? Какова периодизация творчества А.П. Чехова? Охарактеризуйте работу писателя в журналах. Расскажите о Чехове-репортёре. Проанализируйте юмористические рассказы А.П. Чехова. В чём пародийность ранних рассказов? Каково новаторство А.П. Чехова в поисках жанровых форм. Почему появляется новый тип рассказа у А.П. Чехова, его особенности. Перечислите героев рассказов А.П. Чехова. Каковы особенности изображения «маленького человека? в прозе А.П. Чехова?

20. Проанализируйте драматургию А.П. Чехова, комедию «Вишнёвый сад». Раскройте историю создания, жанр, систему персонажей пьесы. В чём сложность и многозначность отношений между персонажами, разрушение дворянских гнёзд в пьесе. Охарактеризуйте сочетание комического и драматического в пьесе «Вишнёвый сад». Каковы лиризм и юмор в пьесе «Вишнёвый сад»? Проанализируйте смысл названия пьесы и особенности символов. Опишите драматургию А.П. Чехова по отношению к Московскому Художественному театру. Охарактеризуйте театр А.П. Чехова как воплощение кризиса современного общества. Какова роль А.П. Чехова в мировой драматургии театра? Охарактеризуйте критику об А.П. Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).

21. Охарактеризуйте п оэзию второй половины XIX века. Проведите о бзор русской поэзии второй половины XIX века. В чём заключается идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Опишите стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века. Опишите жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева. Проанализируйте философскую, общественно-политическую и любовную лирику Ф.И. Тютчева. Каковы художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева. Раскройте жизненный и творческий путь А.А. Фета, его эстетические взгляды и художественные особенности лирики. Охарактеризуйте темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А. Фета.

22. Опишите жизненный и творческий путь А.К. Толстого, его идейно-тематические и художественные особенности лирики. Рассмотрите многожанровость наследия А.К. Толстого. В чём заключается сатирическое мастерство А.К. Толстого?

23. Проанализируйте жизненный и творческий пусть Н.А. Некрасова. Какова гражданская позиция поэта. В чём своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А. Некрасова 1840-1850-х и 1860-1870-х годов? Каково жанровое своеобразие лирики Н.А. Некрасова. Опишите любовную лирика Н.А. Некрасова. Проанализируйте поэму «Кому на Руси жить хорошо». Каков замысел поэмы, жанр, композиция, сюжет, нравственная проблематика, авторская позиция, многообразие крестьянских типов. Проанализируйте проблему счастья в поэме. Раскройте сатирические портреты в поэме. Охарактеризуйте языковое и стилистическое своеобразие произведений Н.А. Некрасова.

24. Перечислите о собенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века. Охарактеризуйте «се ребряный век» как культурно-историческую эпоху. Опишите идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Проанализируйте расцвет русской религиозно-философской мысли в этот период. В чём заключается кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии? Опишите основные тенденции развития прозы. Охарактеризуйте реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. В чём заключается стилевая дифференциация реализма (Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, И.С. Шмелев). Опишите дискуссию о кризисе реализма на рубеже веков. Охарактеризуйте обращение к малым эпическим формам. Раскройте модернизм как реакцию на кризис реализма. Расскажите о журналах сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»).

25. Перечислите сведения из биографии И.А. Бунина. Охарактеризуйте лирику И.А. Бунина. В чём своеобразие поэтического мира И.А. Бунина? Раскройте философичность лирики И.А. Бунина. Опишите поэтизацию родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Охарактеризуйте тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И.А. Бунина. Каковы особенности поэтики И.А. Бунина? Опишите прозу И.А. Бунина. Расскажите о «живописи словом» как характерной особенности стиля И.А. Бунина. Опишите судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А. Бунина. В чём заключается русский национальный характер в изображении И.А. Бунина. Приведите общую характеристику цикла рассказов «Тёмные аллеи». Проанализируйте тему любви в творчестве И.А. Бунина, её новизну в сравнении с классической традицией. Рассмотрите реалистическое и символическое в прозе и поэзии.

26. Расскажите сведения из биографии А.И. Куприна. Проанализируйте повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Опишите воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А.И. Куприна. Каковы традиции романтизма и их влияние на творчество А.И. Куприна. В чём заключается трагизм любви в творчестве А.И. Куприна. Опишите тему «естественного человека» в творчестве А.И. Куприна (повесть «Олеся»). Раскройте поэтическое изображение природы, богатства духовного мира героев. Каковы нравственные и социальные проблемы в рассказах А.И. Куприна. В чём проявляется осуждение пороков современного общества? Проанализируйте любовь как великую и вечную духовную ценность. Опишите трагическую историю любви «маленького человека». Охарактеризуйте столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А.И. Куприна о любви. Раскройте образ русского офицера в литературной традиции («Поединок»). Опишите армию как модель русского общества рубежа XIX-XX веков. В чём особенность изображения офицерской среды, строевой и казарменной жизни солдат, личных отношений между людьми. Назовите особенности освещения проблемы личности как «нравственного воскресенья» героя. Рассмотрите ситуацию дуэли: преломление традиции как отражение времени. Назовите социальные и нравственные проблемы в повести. Каковы традиции психологизма Л.Н. Толстого в творчестве А.И. Куприна?

27. Дайте обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX - начала XX века. (Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузьмин, Габдулла Тукай и др. Общая характеристика творчества) Раскройте проблему традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Проанализируйте формы её разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Охарактеризуйте серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Перечислите литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений). Назовите поэтов, творивших вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.

28. Охарактеризуйте истоки русского символизма. В чём проявилось влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Каковы философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. Опишите понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Проанализируйте конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». В чём выражалась музыкальность стиха? Рассмотрите творчество «старших символистов» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволистов» (А. Белый, А.А. Блок). Каковы философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом?

29. Каковы истоки акмеизма? Проанализируйте программу акмеизма в статье Н.С. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм». Рассмотрите утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

30. Проанализируйте сведения из биографии Н.С. Гумилёва. Охарактеризуйте героизацию действительности в поэзии Н.С. Гумилёва, романтическую традицию в его лирике. Каково своеобразие лирических символов? Опишите экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Н.С. Гумилёва.

31. Опишите манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Проанализируйте поэта как миссионера «нового искусства». Раскройте декларацию о разрыве с традицией, об абсолютизации «самовитого» слова, приоритете формы над содержанием, вторжении грубой лексики в поэтический язык, неологизме, эпатаже. Расскажите о звуковых и графических экспериментах футуристов. Назовите группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В.В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б.Л. Пастернак).

32. Охарактеризуйте особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Проанализируйте продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н.А. Клюева, С.А. Есенина. Опишите сведения из биографии Н.А. Клюева. Опишите крестьянскую тематику, изображение труда и быта деревни, тему родины, неприятие городской цивилизации. Каково выражение национального русского самосознания у Н.А. Клюева? Религиозные мотивы в стихах С.А. Есенина.

33. Приведите сведения из биографии М. Горького, расскажите о М. Горьком как раннем образце социалистического реализма. Какова правда жизни в рассказах М. Горького. Охарактеризуйте типы персонажей в романтических рассказах писателя. Раскройте тематику и проблематику романтического творчества М. Горького. Проанализируйте поэтизацию гордых и сильных людей. Какова авторская позиция и способ её воплощения? Проанализируйте пьесу «На дне». Каково изображение правды жизни в пьесе и её философский смысл. Перечислите героев пьесы. Опишите спор о назначении человека. Какова авторская позиция и способы её выражения? В чём новаторство Горького-драматурга? Охарактеризуйте творчество М. Горького и МХАТ. КаковГорький-романист?

34. Опишите природу социальных противоречий в изображении поэта А.А. Блока. Тема исторического прошлого в лирике А.А. Блока. Опишите тему родины, тревоги за судьбу России в лирике А.А. Блока. Проанализируйте поэму «Двенадцать». В чём сложность восприятия А. Блоком социального характера революции. Каковы сюжет поэмы и её герои? В чём заключается борьба миров? Опишите изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Каковы композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы?

35. Раскройте противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Охарактеризуйте литературный процесс 1920-х годов. Опишите деятельность литературных группировок и журналов (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др). Какова политика партии в области литературы в 1920-е годы? Опишите особенности темы России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.). Проанализируйте эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). В чём проявляется единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница», и др.)? Охарактеризуйте разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны.

36. Приведите сведения из биографии В.В. Маяковского. Какова поэтическая новизна его ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Опишите тему несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Каковы проблемы духовной жизни в творчестве поэта. Опишите характер и личность автора в стихах о любви. Охарактеризуйте сатиру В. Маяковского, обличение мещанства и «новообращённых». Каковы особенности темы поэта и поэзии? В чём новаторство поэзии В. Маяковского? Охарактеризуйте образ поэта-гражданина у В. Маяковского.

37. Расскажите биографию С.А. Есенина. Охарактеризуйте поэтизацию русской природы, русской деревни. Каково развитие темы родины как выражение любви к России у С.А. Есенина? Опишите художественное своеобразие творчества С. Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

38. Приведите основные сведения из биографии А.А. Фадеева. Проанализируйте роман «Разгром». Опишите гуманистическую направленность романа. Раскройте темы долга и преданности идее в романе. Опишите проблему человека и революции. Охарактеризуйте новаторский характер романа. Раскройте психологическую глубину изображения характеров. В чём проявилась революционная романтика в романе? Проанализируйте полемику вокруг романа.

39. Перечислите особенности развития литературы 1930-начала 1940-х годов. Охарактеризуйте с тановление новой культуры в 1930-е годы, поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Расскажите о Первом съезде советских писателей и его значении. Опишите социалистический реализм как новый художественный метод. Определите противоречия в его развитии и воплощении. Опишите отражение индустриализации и коллективизации в литературе; поэтизации социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина. Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. Проанализируйте историческую тему в литературе (в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина). Раскройте сатирическое обличие нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, В. Булгаков). Охарактеризуйте развитие драматургии в 1930-е годы.

40. Охарактеризуйте идейно-тематические особенности поэзии М.И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Каковы художественные особенности поэзии М.И. Цветаевой? Опишите фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике М. Цветаевой. В чём заключается своеобразие поэтического стиля М. Цветаевой?

41. Опишите идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э. Мандельштама. Охарактеризуйте противостояние поэта «веку-волкодаву», поиски духовных опор в искусстве и природе. В чём заключается теория поэтического слова О. Мандельштама?

42. Проанализируйте поиски положительного героя в творчестве А. Платонова, единство нравственного и эстетического. Охарактеризуйте труд как основу нравственности человека. Каковы принципы создания характеров у А. Платонова? Каковы социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова)? Назовите традиции русской сатиры в творчестве писателя.

43. Приведите сведения из биографии И. Бабеля. Каковы проблематика и особенности поэтики прозы И. Бабеля. Проанализируйте сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах И. Бабеля.

44. Дайте краткий обзор жизни и творчества М. Булгакова. Проанализируйте роман «Белая гвардия», судьбы людей в годы Гражданской войны. Каково изображение войны и офицеров белой гвардии в романе? Каково отношение автора к героям романа. Охарактеризуйте честь как лейтмотив произведения. Опишите тему «дома» как основы миропорядка. Перечислите женские образы на страницах романа. Охарактеризуйте сценическую жизнь пьесы «Дни Турбиных». Проанализируйте роман «Мастер и Маргарита». Каково своеобразие жанра? Опишите многоплановость романа, систему образов. Проанализируйте ершалаимские главы, Москву 1930-х годов в романе. Раскройте тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Проанализируйте образы Воланда и его окружения, фантастическое и реалистическое в романе. Рассмотрите любовь и судьбу Мастера. Каковы традиции русской литературы (творчество Н.В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. В чём своеобразие писательской манеры?

45. Опишите тему русской истории в творчестве А.Н. Толстого. Проанализируйте роман «Пётр Первый» как художественную историю России XVIII века. Опишите единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Проанализируйте образ Петра - проблемы личности и её роль в судьбе страны. Каков народ в романе? Опишите пафос борьбы за могущество и величие России. В чём художественное своеобразие романа? Расскажите об экранизации произведения?

46. Охарактеризуйте мир и человека в рассказах М. Шолохова. Раскройте глубину реалистических обобщений. В чём заключается трагический пафос «Донских рассказов».? Опишите поэтику раннего творчества М. Шолохова.

47. Проанализируйте роман-эпопею «Тихий Дон» М. Шолохова о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. В чём своеобразие жанра? Каковы особенности композиции. Опишите столкновение старого и нового мира в романе. Проанализируйте мастерство психологического анализа автора. В чём заключается патриотизм и гуманизм романа. Проанализируйте образ Григория Мелехова. В чём заключается трагедия человека из народа в поворотный момент истории, её смысл и значение. Опишите женские судьбы, любовь на страницах романа. Расскажите о многоплановости повествования. Каковы традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. В чём заключается своеобразие художественной манеры писателя?

48. Опишите о собенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Назовите д еятелей литературы и искусства на защите Отечества. Расскажите о живописи А. Дейнеки и А. Пластова, музыке Д. Шостаковича и песнях военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.), кинематограф героической эпохи. Каков лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, А. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.)? Охарактеризуйте публицистику военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой).

49. Охарактеризуйте реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Проанализируйте повести и романы Б. Горбатого, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Расскажите о произведениях первых послевоенных лет. Опишите проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.

50. Охарактеризуйте раннюю лирику А. Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Какова тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа? Опишите личную и общественную темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет А. Ахматовой. Проанализируйте темы любви к родной земле, Родине, России, пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Назовите особенности тем любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Проанализируйте поэму «Реквием». Опишите исторический масштаб и трагизм поэмы. В чём выразился трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы? Каково своеобразие лирики А. Ахматовой?

51. Перечислите основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака. Какова связь человека и природы в лирике поэта? Опишите эволюцию поэтического стиля. Назовите формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б.Л. Пастернака. Охарактеризуйте любовь и поэзию, жизнь и смерть в философской концепции поэта. Проанализируйте роман «Доктор Живаго». Расскажите об истории создания и публикации романа. Каково жанровое своеобразие и художественные особенности романа. Раскройте тему интеллигенции и революции и её решение в романе Б.Л. Пастернака. Каковы особенности композиции романа «Доктор Живаго». Опишите систему образов романа. Проанализируйте образ Юрия Живаго. Опишите тему творческой личности, её судьбы. Расскажите о теме любви как организующего начала в жизни человека. Обобщите образ Лары как носительницы основных жизненных начал. Какова символика романа, сквозные мотивы и образы? Какова роль поэтического цикла в структуре романа?

52. Охарактеризуйте о собенности развития литературы 1950-1980-х годов. Опишите о бщественно-культурную обстановку в стране во второй половине ХХ века. В чём выразился кризис нормативной эстетики соцреализма? Охарактеризуйте литературу периода «оттепели». Расскажите о журналах «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Охарактеризуйте реалистическую литературу и возрождение модернистской и авангардистской тенденций в литературе. Опишите многонациональность советской литературы.

53. Охарактеризуйте т ворчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы (о сновные направления и течения художественной прозы, тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков) (В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина).

54. Проанализируйте новое осмысление проблемы человека на войне, исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации, роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. Каково изображение жизни советской деревни.

55. Расскажите об исторической теме в советской литературе. Каково разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти. Охарактеризуйте автобиографическую литературу.

56. Охарактеризуйте публицистическую направленность художественных произведений 1980-х годов, обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Расскажите о журналах этого времени, их позиции («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.). Опишите развитие жанра фантастики.

57. Проанализируйте т ворчество поэтов в 1950-1980-е годы. (р азвитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра). Расскажите о лирике поэтов-фронтовиков. Охарактеризуйте творчество авторов, развивающих жанр авторской песни. Назовите литературные объединения и направления в поэзии 1950-1980-х годов. (Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. Поэзия Р. Гамзатова: функции приёма параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова. Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского – по выбору).

58. Охарактеризуйте особенности драматургии 1950-1960-х годов (Жанры и жанровые разновидности драматургии. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А. Володина, Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. Драматургия А. Арбузова. Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова. «Поствампиловская драма»).

59. Дайте обзор творчества А.Т. Твардовского. Назовите особенности поэтического мира. Охарактеризуйте автобиографизм поэзии Твардовского. Проанализируйте образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Проанализируйте поэму «По праву памяти» как произведение лиро-эпического жанра. В чём драматизм и исповедальность поэмы. Обобщите образ отца как композиционный центр поэмы. Охарактеризуйте поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Опишите темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». Расскажите о А.Т. Твардовском как о главном редакторе журнала «Новый мир».

60. Охарактеризуйте жизнь и творчества А.И. Солженицына. Назовите сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матрёнин двор». Каково отражение конфликтов истории в судьбах героев? Обобщите характеры героев как способ выражения авторской позиции. В чём заключается новый подход к изображению прошлого? Проанализируйте проблему ответственности поколений. Опишите мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Назовите литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрёны. Охарактеризуйте «легендарную прозу» А. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Опишите публицистику А.И. Солженицына.

61. Дайте обзор жизни и творчества А. Вампилова. Какова нравственная проблематика пьес А. Вампилова. Назовите особенности прозы А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын»). Охарактеризуйте своеобразие драмы «Утиная охота». Какова композиция драмы. Проанализируйте характер главного героя. Обобщите систему персонажей, особенности художественного конфликта. Проанализируйте пьесу «Провинциальные анекдоты». Каковы гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты»? Проанализируйте утверждение добра, любви и милосердия как главный пафос драматургии А. Вампилова.

62. Охарактеризуйте р усское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны эмиграции). Опишите особенности п ервой волны эмиграции русских писателей. Назовите характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х годов. Проанализируйте творчество И. Шмелёва, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Расскажите о второй волне эмиграции русских писателей. Проанализируйте осмысление опыта сталинских репрессий и Великов Отечественной войны в литературе. Рассмотрите творчество диссидентского движения в СССР (Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова).

63. Проанализируйте о собенности развития литературы конца 1980-20о0-х годов. Какова общественно-культурная ситуация в России конца ХХ – начала XXI века? Опишите смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Охарактеризуйте всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х годов. Дайте определения «задержанной» и «возращённой» литературы.

64. Охарактеризуйте развитие рок-поэзии и драматургии постперестроечного времени.

Например,

 

7. Принципы кибернетики, применяемые в экологии.

18. Свойства живого вещества.

133. Международные неправительственные организации, специализирующиеся на проблемах охраны окружающей среды.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачёту | Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине. И номера вопросов из списка не будут совпадать с номерами вопросов в билетах!
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.