Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Привести свой мир в порядок и найти новые пути выхода




 

Вследствие травмы был разрушен наш мир. Наше доверие к природе и технике подорвалось. Доверчивые люди становятся недоверчивыми, особенно если травма была причинена другими лицами, и тем более, если это произошло намеренно. Добродушные люди становятся мизантропами. Жизнерадостная личность превращается в боязливую и уединённо живущую. Тот, кто доверял друзьям и коллегам, становится человеком, который пребывает в страхе, если у него все и всё не находятся под контролем. Человек с планами на будущее становится скептиком, думающим только лишь о своей безопасности. Мирная и добрая личность превращается в существо, которое постоянно «выходит из себя», даже по незначительному поводу. Великодушный, толерантный человек становится «мстителем», замышляющим только возмездие.

Это лишь некоторые из душевных и в конечном итоге характерных изменений, которые возможно оставляет после себя травма. У многих к этому присоединяются тяжкие телесные повреждения, которые медленно поддаются излечению. В этом случае нам ещё труднее преодолеть душевное потрясение и найти собственный выход после травмы.

Если наш мир разрушен, мы можем попытаться сконструировать его по-новому и иначе. Произведения искусств являются с доисторического времени средством преодоления травмы у людей. Художественное произведение выражает наше внутреннее переживание, а в современном искусстве не только красоту и гармонию, но и разрушение, агрессию и опустошение. Именно изображение опустошения позволяет нам искать новые пути его преодоления. Так художники, не указывающие в своём произведении на «решение», на «добро», «позитив», побуждают наблюдателя к размышлению и творческому поиску выхода. Человеческий дух не живёт лишь одной красотой и гармонией. Творческий потенциал духа проявляется и в его разрушении.

Об этом знали мудрые люди во все времена и выражали это разными способами. Одним из примеров служат шаманы, которых можно назвать «травматерапевтами» первобытных народов в разных регионах мира, например, в Сибири. В танце они входят в состояние экстаза, т. е. «растворения», которое напоминает психотическое заболевание. В этом состоянии внутренне шаман отправляется в путешествие по аду. По возвращении из него он способен не только соединять свои «разделённые части тела», но и располагает высоким духовным здоровьем и мудростью, усиленным его экстремальным опытом. Согласно общей точке зрения шаманы обладают после «инициации» (путешествия по аду) особыми целебными силами. Теперь они могут сопровождать других людей по «смертельной зоне» их экстремального потрясения и неуверенности, и помочь им «по-новому собраться» и вести новую, и даже более наполненную смыслом жизнь. Философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель описал поэтическими словами это «умирай и будь», составляющую человеческий дух, это хождение через «смертельную зону» души: «Смерть … это держать самое страшное и мёртвое, то, что требует самую большую силу. Бессильная красота ненавидит разум, потому что он требует от неё то, что она не в силах ему дать. Жизнь духа – это не жизнь, что боится смерти и сохраняет лишь опустошение, а жизнь, что её терпит и в себе содержит. Он выигрывает свою правду, находя самого себя при абсолютном разрушении».

В этих строках говорится о том, что человеческий дух – иное выражение для нашей естественной силы к самоизлечению – оправдывает себя именно в «абсолютной раздвоённости», как, например, при травме. В таких крайних ситуациях нам помогают не ровный оптимизм и знахарство, а наша способность находить самого себя в тяжёлом сотрясении нашего внутреннего мира. Дух и природа рассматриваются иногда как противоположность, или более того несовместимо. Человеческий дух по Гегелю – это осознавшая саму себя природа. Наша человеческая природа осознаёт саму себя, т. е. становится «само-осознанной». И наоборот, самоосознание может попаданием в природу найти потерянные основы и преодолеть своё потрясение.

Это обратное сознание собственной природы может преодолеть травму, как оно проделывает это в книге при помощи многих упражнений. В то же время оно ведёт к неожиданным, «диалектическим» решениям», берущим своё начало в нашей естественной целебной силе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.