Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 5. Итоги развития психологических идей в античном обществе




Часть 4. Христианская философия

АВГУСТИН Аврелий (Блаженный) (354 – 450) – философ, влиятельный проповедник и политик католической церкви.

Учение Плотина оказало влияние на Августина, творчество которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Августин – основоположник христианской философии, вводит положение: «Я мыслю, следовательно, я есть», из которого выводится тезис о достоверности нашего существования. Августин погружается во внутреннюю жизнь, говорит о глубине и богатстве сознания: «Люди отправляются в странствования, чтобы насладиться высотами и морскими волнами; они восхищаются широким потоком рек и звездными путями, себя же самих они забывают и не останавливаются в удивлении перед собственной внутренней жизнью».

Августиновский призыв: «Превзойди самого себя!» становится лейтмотивом его концепции самопознания. Но, погружаясь в себя, человек должен преодолеть все индивидуальное, относящееся к его личной неповторимости и выйти к абсолютной «трансцендентной» истине.

Августин придал трактовке души особый характер, считая ее орудием, которое правит телом, и утверждал, что ее основу образует воля (а не разум). Тем самым, он стал инициатором учения, названного волюнтаризмом (от лат. «волюнтас» – воля). Он различал две воли: плотскую и духовную. Деятельность плотской воли распространяется лишь на утилитарную деятельность в эмпирическом мире, она – причина греховных, морально порочных действий. Другая – духовная – воля устремлена на жизнь в духе. «И две мои воли… одна плотская, другая духовная боролись во мне, и в этом раздоре разрывалась душа моя». Для Августина воля становится решающим ядром человеческого существа; в основе своей все роды деятельности чувств и мышление - суть волевые акты. Знание, по Августину, не приобретается душой, а извлекается из самой себя благодаря направленности воли на реализацию внутренних сил.

Меняется представление о путяхсовершенствования души: не воспитание (как это было у Аристотеля и Платона), но покаяние, аскеза, отречение от всего земного и т.п. способствуют нравственному возвышению.

Таким образом, решая теологические, а не психологические задачи, Августин, тем не менее, развернул всю систему аргументов, которая на века стала путеводной нитью для интроспективной психологии.

 

Мир культуры создал три «органа» постижения человека и его души: религию, искусство и науку. Религия строится на мифе, искусство – на художественном образе, наука – на организуемом и контролируемом логической мыслью опыте. Люди античной эпохи в своих исследованиях опирались на представления о характере и поведении богов, на образы героев их эпоса и трагедий и рассматривали все это сквозь «магический кристалл» рационального объяснения природы вещей, земных и небесных. Из этих семян росло разветвленное дерево психологии как науки.

О ценности науки судят по ее открытиям. На первый взгляд, летопись открытий, которыми может гордиться античная психология, не слишком богата. Одним из первых стало открытие Алкмеона, считавшего, что органом души является головной мозг. Если отвлечься от исторического контекста, это выглядит невеликой мудростью. Однако даже через 200 лет после этого Аристотель признавал мозг своего рода «холодильником» для крови, а душу с ее способностью воспринимать мир и мыслить помещал в сердце.

Большое значение имела деятельность античных медиков. Учение о темпераментах пришло в научную психологию из медицинских школ Гиппократа и Галена.

Не меньшее значение имели политическая, юридическая, педагогическая практика. Изучение приемов убеждения, внушения, победы в словесном поединке, ставшее главной заботой софистов, превратило в объект экспериментирования грамматический строй речи. В практике общения Сократ открыл его изначальный диалогизм, Платон – внутреннюю речь как интериоризированный диалог. Ему же принадлежит столь близкая сердцу современного психотерапевта модель личности как динамической системы мотивов, разрывающих ее в неизбывном конфликте.

Открытие многих психологических феноменов связано с именем Аристотеля, это – механизм ассоциаций, открытие образов памяти и воображения и многие другие.

Были выявлены проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Каким образом интегрируются в нем телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное и многое другое.

Ведущие проблемы, которые изучали психологи античности:

- движущие силы и механизмы психического развития;

- регуляция поведения человека

- качественные отличия его психики от психики других живых существ

- особенности процесса познания.

 

К.Маркс: «Греки навсегда останутся нашими учителями благодаря той грандиозной объективной наивности, выставляющей каждый предмет, так сказать, без покровов, в чистом свете его природы…».

 

Таким образом, в психологии античности, т.е. в психологии, которая развивалась учеными Древней Греции и Рима, можно условно выделить три этапа
- зарождение и становление психологии (VII - IV вв. до н.э.),

- период классической греческий науки (III - II вв. до н.э.)

- период эллинизма (II в. до н.э. – III - IV вв. н.э.)

Окончился этот период в III - IV вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.