Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль поведения – контроль мышления – контроль эмоций




Каждый компонент оказывает огромное влияние на остальные. При изменении всех трех компонентов человек переживает коренные изменения. Фестингер выводит основной принцип: «Если ты изменяешь поведение человека, его мысли и чувства изменяются для того, чтобы уменьшить возникший диссонанс». Происходит это потому, что человек лишь в некоторой степени способен выдерживать разлад составляющих его личность элементов. В культах же этот диссонанс создается для того, чтобы эксплуатировать и контролировать людей.

Стивен Хассен, автор книги «В борьбе против контроля сознания в деструктивных культах», добавляет к списку Фестингера четвертый компонент: контроль информации. Контролируя информацию, поступающую к человеку, вы можете контролировать и ограничивать его способность мыслить самостоятельно.

Индивид стремится:

  • К внутреннему соответствию. Его мнения и установки (политические, социальные и многие другие) имеют тенденцию группироваться во внутренне последовательные единства. Можно обнаружить исключения. Например, человек считает, что негры ничем не хуже белых, но не желает, чтобы они жили по соседству с ним. Когда обнаруживается несоответствие, оно может оказаться довольно резким.
  • К соответствию между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает. Например, ребенок, который знает, что его будут строго наказывать за некоторые поступки, не будет их совершать или, по крайней мере, постарается не быть пойманным в момент их совершения. Или тот, кто верит, что высшее образование это «стоящая вещь», будет побуждать своего ребенка поступать в университет. Наше внимание привлекает то, что является исключением из последовательного в целом поведения. Например, человек может знать, что курение вредно, и, тем не менее, продолжать курить.

Обычно человек делает попытки логически обосновать несоответствие. Он может думать:

a) Курение доставляет ему такое удовольствие, что это стоит того.

b) Вероятность ухудшения здоровья не столь велика, как думают некоторые

c) Возможно, когда он бросит курить, он прибавит в весе, что тоже плохо.

Но людям не всегда удается оправдать или объяснить такое несоответствие. Тогда оно продолжает существовать. При этом человек испытывает психологический дискомфорт.

Фестингер выдвигает следующие положения.

  • Существование диссонанса, являясь психологически дискомфортным, заставляет человека пытаться уменьшить диссонанс и добиться консонанса.
  • Когда существует диссонанс, человек активно избегает ситуаций и информации, которые ведут к возрастанию диссонанса.

Способы уменьшения или устранения диссонанса (на примере курящего человека).

  1. Человек может изменить свою когницию о своем поведении, изменив свои действия, а именно, он может бросить курить. Тогда его когниция по поводу того, что он делает, будет консонантна с его знанием того, что курение вредно для здоровья.
  2. Человек может изменить свое «знание» о последствиях курения. Он может прийти к мнению, что курение не имеет каких-либо пагубных последствий, или он может приобрести «знания» о благоприятных последствиях курения, так что вредные аспекты станут менее заметными.

 

Нейро-лингвистическое программирование - с овременное направление постэриксоновской психотерапии. Разрабатывалось с 1975 года американцами Ричардом Бендлером (р. 1950) и Джоном Гриндером (р. 1940) и их последователями (Джудит Делозье, Лесли Кэмирон, Энн Энтус и др.). Р.Бэндлер специализировался по математике и вычислительной технике, а также изучал бихевиоризм и гештальттерапию. Д.Гриндер занимался лингвистикой, изучал работы Наума Хомского.

Базируется на ряде источников.

  1. На изучении и анализе практики М.Эриксона (эриксоновский гипноз), В. Сатир (семейная психотерапия), Ф.Перлза (Гештальттерапия) и др.
  2. На современных данных о межполушарной асимметрии.
  3. На трансформационной грамматике Н.Хомского, выделяющей глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения.
  4. На исследованиях кибернетики, стирающих границы между искусственным и естественным интеллектом.

Базисные постулаты.

  1. Человеческий организм и мозг подобны компьютеру, имеющему набор программ. Помимо генетического программирования, формирование «программ» стереотипов поведения и жизнедеятельности в целом осуществляется путем закрепления внушений значимых лиц, самопрограммирования и стрессовых переживаний, сопровождающихся трансовыми состояниями сознания.
  2. Большая часть программы не осознается и не предъявляется в речи, но отражена в глубинных речевых структурах. Подготовленный наблюдатель может «считывать» важную информацию, задавая целенаправленно сформулированные вопросы и ориентируясь на специфические языковые структуры и индивидуальные невербальные проявления в ответе человека.
  3. Все поведенческие стереотипы (симптомы) имели в прошлом и, вероятно, имеют в настоящем адаптивные функции. Но возможно «перепрограммирование» человека на новые, более адаптивные стереотипы.
  4. НЛП акцентирует внимание на подстройке к пациенту и эффективных технологиях взаимодействия с ним. Разработаны специфические методы диагностики и коррекции. При диагностике выявляются речевые искажения метамодели, ведущие репрезентативные системы переработки информации и т.д. Коррекционные техники преимущественно базируются на трансовых состояниях пациента.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.