Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы обучения психологии




Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе

Практика студентов по психологии

Практика студентов является важной составной частью основных образователь­ных программ высшего профессионального образования. Объемы практики опре­деляются соответствующими государственными образовательными стандартами. Положение о практике разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно на основе соответствующих документов и рекомендаций Министерства образования и Учебно-методического объединения с учетом специфики подготовки специали­стов (Рекомендации по организации практики..., 2001).

Основными видами практики студентов являются: учебная, производственная и преддипломная.

Учебная практика может включать несколько этапов. Например, это может быть ознакомительная практика в организациях и учреждениях, практика по по­лучению первичных профессиональных умений. Перечень учебных практик по основной образовательной программе определяется вузом.

Производственная практика включает в себя, как правило, следующие этапы: практика по профилю специальности (исполнительская и т. п.), научно-исследо­вательская, научно-педагогическая практики.

Преддипломная практика как часть основной образовательной программы яв­ляется завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентом программ теоретического и практического обучения (Рекомендации по организа­ции практики..., 2001).

Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях высшего учебного заведения, а также в организациях. Производственная и преддипломная практики студентов проводятся, как правило, в организациях.

При наличии в организациях вакантных должностей студенты могут зачис­ляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. Сту­денты, заключившие контракт с будущими работодателями, производственную и преддипломную практики проходят, как правило, в этих организациях (Рекомен­дации по организации практики..., 2001, с. 79).

Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению соответствующих кафедр на основе аттестации могут быть зачтены учебная и производственная практики. Преддипломную практику они проходят в установленном порядке. Продолжительность рабочего дня студентов при прохо­ждении практики в организациях устанавливается в соответствии с КЗоТ РФ (см. Рекомендации по организации практики..., 2001, с. 80).

Содержание практики строится на основе рабочей программы практики и ин­дивидуальных заданий студентам. Практика как вид учебной деятельности по пси­хологии типична для образовательных программ, направленных на подготовку психологов. В то же время отдельные психологические задания могут даваться сту­дентам других образовательных программ в рамках их профессиональных практик.

Практика как важнейшая часть образовательной и профессиональной подго­товки психологов включает различные виды практики: учебную, педагогическую, производственную, научно-исследовательскую и квалификационную. Они пред­полагают достижение следующих целей:

♦ освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и со­вместной деятельности, сотрудничать с коллегами;


140 Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии

♦ закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;

♦ обучение навыкам решения практических задач;

♦ формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;

♦ знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля.

Студентам-психологам на практику могут даваться задания, направленные на:

♦ первоначальное знакомство с организацией и видами деятельности психолога;

♦ освоение определенных научно-исследовательских умений;

♦ освоение психодиагностических умений;

♦ освоение консультационных умений;

♦ освоение умений психопрофилактической работы;

♦ освоение умений психологического просвещения и обучения психологии;

♦ сбор эмпирических данных в рамках подготовки курсовой или дипломной работ.

Уже накоплен и обобщается опыт успешного проведения практик для студен­тов-психологов (Батурин, Молочкова, 1998).

Психологические задания могут даваться также студентам других образова­тельных программ в рамках их учебных и производственных практик. В этом слу­чае одной из задач практики является формирование психологических умений, профессионально значимых для данной категории студентов. Для студентов педа­гогических специальностей это могут быть задания по:

♦ психологическому изучению и составлению психолого-педагогической харак­теристики учащегося;

♦ психологическому изучению и составлению психолого-педагогической харак­теристики классного коллектива;

♦ психологическому анализу урока;

♦ психологическому анализу внеклассного занятия.

Для руководства практикой назначается руководитель (руководители) прак­тики от вуза и от организации, где она проходит. Руководителями учебной, произ­водственной и преддипломной практик от учебного заведения назначаются, как правило, преподаватели выпускающих кафедр. В тех случаях, когда учебная прак­тика является продолжением изучения определенных дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр. Для прохождения практики руково­дители практики от вуза устанавливают связь с руководителями практики от ор­ганизации, составляют рабочую программу проведения практики, разрабатывают тематику индивидуальных заданий, оказывают методическую помощь студентам в выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов, оценивают ре­зультаты выполнения практикантами программы практики (подробнее см. Реко­мендации по организации практики..., 2001).

Сроки проведения практики устанавливаются высшим учебным заведением в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком. Сроки зави-


6.9. Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе 141

сят и от теоретической подготовленности студентов. Учебная и производственная практики могут проводиться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением (там же, с. 80).

Форма и вид отчетности (дневник, отчет и т. п.) студентов о прохождении практики, форма промежуточного и итогового контроля прохождения практики определяются высшим учебным заведением с учетом требований Государствен­ного образовательного стандарта. Оценка по практике или зачет приравнива­ются к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитываются при подве­дении итогов общей успеваемости студентов.

Внеклассная работа по психологии может носить как учебный, так и внеучебный характер. Она может быть направлена на расширение знаний в области научной и практической психологии, а также являться психологическим сопровождением личностного развития учащихся и студентов.

Целью внеклассной работы учебного характера является расширение и углубле­ние знаний школьников по определенным областям психологических знаний, кото­рым не уделяется достаточного внимания в рамках учебного курса психологии.

Внеклассная работа осуществляется в индивидуальной, групповой или массо­вой форме. Индивидуальная работа — это работа с отдельными учащимися (сту­дентами) с целью руководства их самостоятельным психологическим образовани­ем или научными занятиями. Проводится обычно в виде индивидуальных учебных консультаций. Главное их достоинство заключается в том, что студенты и учащиеся получают возможность неформального делового общения с преподавателем.

Групповая работа — это систематическая работа, проводимая с небольшим по­стоянным коллективом учащихся (студентов), направленная на углубление их знаний и практических умений. Проводится обычно в форме кружков (Самарин, 1950; Агафонов, 1949), творческих научных групп, молодежных секций психоло­гических обществ. Такая работа подразумевает гибкие организационные формы, дает возможность варьировать содержание занятий и осуществлять индивидуаль­ный подход к учащимся (студентам). Содержание занятий кружка может быть об­разовательным или учебно-исследовательским.

Темами изучения психологических кружков образовательного характера мо­гут стать, например, «Психология личности», «Психология межличностных отно­шений», «Психология общения», «Таинственные явления психики», «Психоло­гия животных» или какие-то более частные и более проблемные вопросы. При организации кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что эта работа не является дублированием классных занятий.

Для кружка исследовательского типа руководитель выбирает увлекательную тему и, разрабатывая ее, строит работу таким образом, что учащиеся, сталкиваясь с цепочкой трудностей, проблем и решая их (теоретически или практически), осу­ществляют творческую деятельность.


142 Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии

Занятия кружка проводятся один или два раза в неделю и продолжаются 45 минут (для старшеклассников и студентов целесообразно организовывать еже­недельные двухчасовые занятия). Количество членов каждого кружка не должно превышать 12-15 человек. Практическая работа организуется в творческих груп­пах по 2-3 человека. Значительная часть времени на занятиях посвящается инди­видуальной работе учащихся, меньшая — выступлениям преподавателя или уча­щихся.

К организационной работе кружка следует привлекать самих учащихся и сту­дентов: необходимо выбрать старосту или председателя, его заместителей, секре­таря и т. д. На занятиях желательно создавать атмосферу свободного обмена мне­ниями и активной дискуссии. Можно сделать посещение кружка открытым.

В вузах групповая внеаудиторная работа чаще связана с научно-исследователь­ской деятельностью. Под научным руководством преподавателя работают творче­ские проблемные группы, которые разрабатывают актуальные исследовательские темы. Традиционными формами организации научной студенческой жизни явля­ются студенческие научные общества, молодежные секции психологических об­ществ, которые проводят ежегодные студенческие научные конференции.

В качестве внеклассной работы могут также рекомендоваться занятия, ориен­тированные на личные проблемы школьников: диспуты, вечера вопросов и отве­тов, уроки психологии личностно-ориентированного типа. Главная их особен­ность заключается в том, что они нацелены прежде всего на психологическую по­мощь школьникам в решении их личностных проблем, на психологическое сопро­вождение их личностного развития. Как отмечалось в предыдущих разделах, задача обучения теоретическим психологическим знаниям в данном случае не ставится. Основной задачей таких занятий является формирование практических психоло­гических умений и личностное развитие учащихся. Содержание и виды деятель­ности в значительной степени ориентированы на интересы учащихся, стадию пси­хического развития, на которой они в данный момент находятся, а также ситуа­цию, которая складывается в группе на данный момент. Используются практиче­ские методы обучения: обсуждение, практические упражнения и игры. Психологи­ческие тренинги — одна из распространенных форм проведения таких внеклассных занятий. Методика их проведения довольно подробно описывается в многочис­ленных пособиях и руководствах по практической психологии.

Массовая работа — это эпизодическая работа в рамках большой аудитории. Может проводиться в форме лекций, бесед, вечеров и конференций, конкурсов, олимпиад, экскурсий. Главной целью таких мероприятий является привлечение интереса учащихся и студентов к психологическим знаниям, стимулирование их к более глубокому и всестороннему изучению психологии.

Особый интерес представляют лекции и беседы, на которые приглашаются для выступления авторитетные специалисты, работающие в определенной области науки или практической психологии.

Вечер, как всякое массовое мероприятие, требует четкой организации. Цель вечера — раскрыть в строгой последовательности и интересной форме целую те­му. Поэтому порядок выступлений должен быть хорошо продуман, а сами выступ­ления должны быть краткими и четкими. Если этого не сделать, то вечер может за­тянуться и вместо пробуждения интереса вызовет обратную реакцию: он может показаться скучным. Продолжительность вечера не должна превышать 1,5-2 ча-


6.9. Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе 143

сов. Если вечер будет недолгим, но очень интересным, то следующего вечера уча­щиеся будут ждать с нетерпением. Методика подготовки и форма проведения ве­чера могут быть различными в зависимости от темы и поставленной цели. Чаще всего они организуются в традиционной форме чередующихся сообщений уча­щихся с широким использованием демонстрационных психологических опытов и экспериментов.

Конференции обычно проводятся как итог определенной учебно-исследова­тельской работы группы учащихся или студентов. Главное их отличие от вече­ров — более серьезная психологическая тематика. В вузах традиционно организу­ются студенческие научные конференции, на которых студенты докладывают о результатах своей научной работы. Типичной формой их проведения являются устные выступления студентов, которые они делают на соответствующих секци­ях. На выступление обычно отводится 10-15 минут, после чего докладчику зада­ются вопросы. Традиционными методическими проблемами проведения таких конференций являются:

♦ недостаточная возможность для обсуждения доклада и диалога с выступаю­щим (в силу дефицита времени);

♦ чрезмерная длительность научного заседания в целом.

Для решения этих проблем может быть создано несколько тематических сек­ций, что приведет к сокращению количества выступающих в рамках каждой из них. Интересным вариантом проведения таких конференций может быть также организация преимущественно стендовых сообщений. В этом случае информаци­онная функция конференции выполняется более эффективно (чтение текста со­общения занимает меньше времени). Акцент работы научной конференции сме­щается на интерактивное общение и обсуждение результатов и проблем.

Важной формой внеаудиторной учебной работы может быть участие студен­тов в работе научных и практических психологических конференций «взрослых» психологов. Они получают возможность приобщиться к профессиональной жиз­ни мира научной и практической психологии, слушая выступления опытных пси­хологов или выступая на молодежных секциях.

Интерес учащихся и студентов обычно вызывают конкурсы и вечера-турниры в силу их соревновательного характера. В школах и вузах проводятся психологи­ческие игры «Что? Где? Когда?», КВН. Студенты участвуют в них с большим энту­зиазмом. Такой вечер проводится обычно в форме соревнований двух-трех команд. Он является одновременно соревнованием, игрой и веселым представлением. Ко­манды обычно включают 10-12 человек. В ходе вечера участники команд сорев­нуются в ответах на вопросы, в постановке психологических опытов, разыгрывании инсценировок и ролевых игр, выполнении психологических заданий. В определен­ные конкурсы могут быть включены и болельщики команд. Программа такого ве­чера должна быть хорошо продумана, чтобы предложенные вопросы и задания не носили беспорядочного, случайного характера, а были связаны единым сценарием. Основой принцип отбора материала — его содержательность. Успех вечера в не­малой степени зависит от оформления помещения, в котором он проходит. Нужно стремиться сделать его ярким и интересным. Яркие плакаты с высказываниями психологов, газеты, стенды, хорошо оформленная сцена — все это важные атрибуты


144 Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии

оформления помещения, где проходит вечер. Необходимо подвести итоги вечера, наградить победителей, выпустить газету с освещением итогов вечера.

Одной из интересных форм внеклассной работы по психологии является пси­хологическая олимпиада школьников. Она организуется и проводится Россий­ским психологическим обществом с 1998 г. Ежегодно проводятся городские, рай­онные, областные, краевые и республиканские олимпиады, победители и призеры которых получают право участвовать в Российской психологической олимпиаде. В качестве заданий на этой олимпиаде может предлагаться защита творческих ра­бот, психологический анализ текста, разгадывание психологических кроссвордов, а также другие задания. Безусловно, такая олимпиада дает школьникам хорошую возможность для продуктивного общения по психологической тематике, повыша­ет активность учащихся, интересующихся психологией.

Традиционно проводятся экскурсии в музеи, на природу или на предприятия. Поскольку психологические музеи пока встречаются редко, а доступ к месту рабо­ты психологов и психологическому процессу (научному исследованию или прак­тической психологической работе) часто ограничен, то экскурсии не являются распространенной формой внеклассной работы.

Контрольные вопросы

1. Какими документами регламентируется организация учебного процесса в вузе?

2. Какие формы обучения существуют в высших учебных заведениях?

3. Перечислите основные виды учебных занятий в вузе.

4. Охарактеризуете специфику задач, на решение которых направлены разные виды учебных занятий.

5. Какие три основных вида учебной работы существуют в средних учебных заве­дениях?

6. В чем заключаются основные функции лекции как вида учебных занятий?

7. Охарактеризуйте основные методические аспекты подготовки и проведения лекции.

8. В чем заключаются основные функции семинара как вида учебных занятий?

9. Охарактеризуйте основные методические аспекты семинарского занятия ре­продуктивного и продуктивного типа.

 

10. В чем заключается подготовка преподавателя к проведению семинара?

11. В чем заключается подготовка студента к семинару?

12. В чем заключаются особенности семинарского занятия репродуктивного и про­дуктивного типа?

13. Перечислите основные функции лабораторных работ и практических занятий по психологии.

14. Какие типичные задания могут даваться на лабораторных и практических за­нятиях по психологии?

15. По какому плану обычно проводится практическое занятие?

16. В чем особенность проведения лабораторных работ и практических занятий репродуктивного, частично-поискового и поискового характера?


Контрольные вопросы 145

17. В чем заключаются особенности разных форм организации работы студентов на практических занятиях?

18. Назовите основные характеристики урока как формы учебных занятий.

19. В чем состоит типичная дидактическая структура урока?

20. В чем заключаются особенности разных типов уроков?

21. В чем заключается подготовка преподавателя к уроку психологии?

22. Что должен включать в себя конспект урока?

23. Охарактеризуйте разные формы организаций учебной работы на уроке.

24. Назовите цели самостоятельной учебной деятельности по психологии.

25. Перечислите типичные виды самостоятельной работы по психологии.

26. Какие виды заданий могут использоваться для освоения студентами умений чтения учебной и научной литературы?

27. Каким умениям необходимо обучать студентов при конспектировании перво­источников?

28. В чем может заключаться подготовка студентов к лекциям, семинарам и прак­тическим занятиям?

29. В чем может заключаться домашняя работа по психологии, выполняемая школьниками?

30. Охарактеризуйте эффективные способы подготовки студентов к экзаменам.

31. Какие умения должен освоить студент при выполнении реферативной учеб­ной и научно-исследовательской работы?

32. Какие умения должен освоить студент при выполнении эмпирической научно-исследовательской работы?

33. Какие умения должен освоить студент при подготовке разработки в области практической психологии?

34. В чем особенность целей практики как вида учебной работы студента?

35. Какие типы заданий по психологии могут даваться студентам?

36. Какие виды внеклассной и внеаудиторной работы по психологии могут прово­диться в средних и высших учебных заведениях?


Глава 7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.