Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преподаватель психологии как индивидуальность




Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии

Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от про­фессии психолога-ученого и психолога-практика. Преподаватель должен не толь­ко иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. С этой точки зрения умения, личностные качества и способности преподавателя психо­логии сродни другим преподавательским профессиям.

Чтобы добиться успеха, преподаватель должен в определенной степени об­ладать следующими знаниями, умениями и способностями:

1. Быть разносторонне образованным, эрудированным в различных областях пси­хологических знаний, а также в других науках.

2. Хорошо знать преподаваемый предмет.

3. Уметь самостоятельно подбирать учебный материал.

4. Определять оптимальные средства и эффективные методы обучения.


222 Глава 10. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя психологии


Алексей Николаевич Леонтьев был выдающимся психо­логом, крупным деятелем психологической науки, под руководством которого развивался факультет психоло­гии Московского университета. Кроме того, он вел боль­шую педагогическую работу в качестве профессора. Он читал основной курс «Обшая психология» (череду­ясь с А. Р. Лурией). Долгое время считалось, что никто, кроме них, не может читать этот курс, поскольку он был авторским в полном смысле этого слова, направленным не на информирование о фактах, а прежде всего на фор­мирование у студентов деятельностного подхода к ре­шению всех вопросов психологии. Кажется, только Ю. Б. Гиппенрейтер впервые доказала, что такой курс может прочитать другой про­фессор кафедры, и первая успешно осуществила это (Ждан, 1995, с. 142). Каждую лекиию Алексей Николаевич читал ярко, с большим подъемом и вдохновением, сопровождая изложение выразительными жестами. Его устная речь, как и письменная, не была простой для восприятия. Особенно трудно было понимать его леший студентам младших курсов. Но это не только не отталкивало, а, наоборот, еше больше привлекало слушателей. Аудитория была всегда переполнена; его слушали студенты разных курсов, сотрудники, аспиранты и даже посторонние люди. Лекции были глубоки по содержанию и изящны по форме изложения. Алексей Николаевич отличался артистичностью: обыч­но он обращался к кому-нибудь из аудитории, близко подходил к нему, смотрел своим глубоким сверкающим взглядом, спрашивая время от времени: «Понятно?», после чего весело смеялся и быстро отходил в сторону (Ждан, 1995, с. 142).


5. Уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами.

6. Уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала.

7. Обладать требовательностью к знаниям и умениям студентов.

8. Обладать коммуникативными и организаторскими способностями и педагоги­ческим тактом.

9. Владеть логикой и иметь хороший словарный запас.

 

10. Владеть выразительными средствами общения, ораторскими и артистически­ми способностями.

11. Обладать наблюдательностью и умением понять студента.

12. Быть способным к рефлексии собственной преподавательской деятельности.

Конечно, дефицит определенных умений и качеств не является противопока­занием для преподавательской деятельности. Существуют разные индивидуаль­ные стили преподавания. Например, у одного преподавателя могут быть ярко вы­ражены артистические и ораторские способности, у другого — способность к логич­ному и систематическому изложению учебного материала. Как и в других видах профессиональной психологической работы, в преподавательской деятельности психологу важно учитывать индивидуальные особенности своей личности.

Некоторые из перечисленных выше качеств и умений были рассмотрены в пре­дыдущих главах. Теперь мы более подробно рассмотрим остальные.

Знание предмета. В высших учебных заведениях, особенно на психологических факультетах, традиционно ценится научная компетентность преподавателя и его


10.3. Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии 223

знание предмета. Преподавательские должности рассматриваются как научно-пе­дагогические. Учебный курс обычно преподает старший преподаватель, доцент или профессор, который сам проводит исследования в данной научной области или ведет практическую психологическую работу. Это традиционная практика в универси­тетах многих стран. К сожалению, в России в условиях нынешнего «рыночного образования» многие преподаватели из-за мизерных зарплат вынуждены подра­батывать тем, что читают курсы и спецкурсы, в которых мало разбираются. Им приходится превращаться в «попугаев-шабашников», пересказывающих наспех прочитанные учебники и книги и не успевающих даже вникнуть в те или иные про­блемы (Пряжников, Пряжникова, 2001, с. 286). Снижение научного уровня препо­давания — серьезная проблема высшего психологического образования. Тем не ме­нее психологов-специалистов в своей области студенты по-прежнему уважают как преподавателей. Следует отметить, что педагогические умения и способности так­же значительно повышают эффективность их преподавательской деятельности.

В средних учебных заведениях большее значение придается методическим умениям. Преподавательские должности рассматриваются в первую очередь как педагогические. Как показывает приведенный в предыдущих разделах обзор, пси­хология в школах преподается психологами или преподавателями других дисцип­лин. Конечно, знания психолога отличаются большей глубиной, но дефицит педа­гогических умений порой мешает ему правильно отобрать учебный материал, ясно и доступно объяснить его. Преподаватели других предметов, возможно, не­достаточно глубоко знают психологию, но зато умеют выбрать необходимый ма­териал из имеющихся источников и обучить ему учащихся, сделав процесс обуче­ния увлекательным и доступным. Задача психологов — повысить уровень психо­логической компетентности учителей психологии.

Интеллект. Интеллектуальные качества имеют огромное значение не только для ученого, но и для преподавателя. Умный человек — одна из характеристик, наиболее часто упоминаемых студентами, когда они оценивают уважаемого ими преподавателя. Очень примечательно высказывание В. Н. Дружинина: «Нет успеш­ного психолога без высокого интеллекта» (2001, с. 33). В контексте нашей книги это высказывание могло бы звучать следующим образом: «Без высокого интел­лекта не может быть успешного преподавателя психологии».

Чтобы понятно объяснять учебный материал студентам, преподаватель преж­де всего должен сам ясно понимать его. Именно в отношении преподавателя осо­бенно справедлива крылатая истина: «Кто ясно мыслиттот ясно излагает».

Неясность мысли преподавателя приводит к туманности его речи и, как след­ствие, к непониманию со стороны студентов. Неправильно поступают те препода­ватели, которые пытаются скрыть бедность мысли за наукообразными и красивы­ми формулировками неопределенного содержания.

Артистизм и ораторские умения. От преподавателей часто ждут «интересно­го» и даже «артистического» изложения материала по учебному курсу. Неболь­шой импровизированный опрос нескольких групп студентов-психологов показал, что «самым важным качеством» у преподавателей психологии многие студенты считают «остроумие и веселый нрав». Возможно, это объясняется тем, что боль­шинство студентов-психологов — это девушки... (Пряжников, Пряжникова, 2001, с. 287). Но вот что писал по этому поводу С. И. Гессен: «Ораторское искусство профессора заключается не в легкости и отделанности стиля его речи, но в способно­сти его мыслить во время речи, открывать на лекции новые доказательства и оттенки


224 Глава 10. Профессиональная подготовка и Деятельность преподавателя психологии





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.