Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ноосферный путь развития 1 страница




 

Ноосферное развитие может базироваться только на глубоком осозна­нии мировым сообществом в целом, отдельным народом того, что Человек является частью Природы и должен подчиняться ее законам, а не переде­лывать ее сообразно своему усмотрению, нередко явно несовершенному.

Итогом развития человеческой цивилизации к концу второго тысячеле­тия стал глобальный системный кризис.

В сфере экономики усиливается разбалансированность между ростом общих объемов финансовых средств и производством товарной массы продукции. Углубляется процесс социальной поляризации внутри социаль­ной системы развитых стран. Об этом говорят многочисленные данные в отечественных и зарубежных источниках информации.

Особой остроты достиг в XX в. кризис духовности: "Закон Европы" (О. Шпенглер), девальвация этических норм, "Аномия" (Р. Мертон), разложение моральных ценностей, превращение их в "красивые речевые реакции", "пудру и румяна" (П. Сорокин), маскирующие эгоистическое потребление, непомерные материальные интересы, жажду власти, принци­пы двойной морали, силового давления, "сверхнационализма" (О. Тоффлер).

С особой остротой эта кризисная ситуация проявилась в России в результате очередного передела собственности, тотального обнищания большой части населения. Рыночные реформы сопровождаются распадом не только хозяйственной системы, но и устойчивых социальных связей, утратой духовных ценностей, подавлением активности сознания людей.

Поэтому поиск новой парадигмы для развития всего мира — задача первостепенной значимости, для России в особенности. Народ России, его политическая элита в первую очередь должны осознать простую истину — без сохранения Природы невозможно продолжение Человечества. Уничто­жая ее, мы тем самым уничтожаем свое будущее. Этому преступлению нет оправдания.

"Мать у нас одна, и имя ей — Природа, нет преступления более позорного и караемого более жестоко, чем убийство собственной матери, и нашим наказанием будет мучительная смерть наших детей и внуков", — писал В. Хижняк (Набат. 1991. № 30).

Сегодня неизбежно вхождение планеты Земля в новую эпоху — ноосферную, но прежде всего это необходимо сделать России.

Ей в силу целого ряда исторических и социальных обстоятельств легче сменить мировоззрение и идеологические принципы потребления и безду­ховности на приоритетные — качества жизни, разумного удовлетворения естественных, а не безудержных потребностей.

России необходимо, но и легче сегодня стать на путь ноосферного развития, чем любой другой стране. Во-первых, сама идея ноосферного развития принадлежит российским ученым. Это неслучайно. Веками рос­сийский образ жизни был природосообразным, что определяло образ мыслей народа, интеллигенции, например российских космистов.

Здесь имеются огромные природные ресурсы, которые позволяют со­здать технологии их разумного и рационального использования, маневри­ровать ресурсами, используя информационные, интеллектуальные ресур­сы, постепенно сокращая варварскую эксплуатацию природных запасов России.

Таким образом Россия может перейти на ноосферную доктрину выжи­вания всего человечества, собственного в первую очередь, обеспечить механизм ее запуска, постепенно наращивая технологии сохранения рав­новесия между возможностями биосферы и потребностями населения в удовлетворении жизненных благ.

Постепенно сохранение этого баланса станет основным законом не только России, но и всей цивилизации XXI в.

Для этого необходимо утверждение социальной инноватики и соответ­ствующих современных технологий во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Но поворот к ноосферной цивилизации начнется с коренных изменений в духовной жизни, со становления ноосферного сознания и мышления. Процесс инновирования сознания начался с разработки концепции устойчивого разви­тия, которая восходит к исследованиям элитарных ученых — членов Римского клуба.

В российской науке сформировалось свое понимание ноосферной кон­цепции, разрабатываются инновационные технологии реализации ноосфер­ного пути как в сфере экономики, организации социальной жизни, так и в области инновирования народного образования.

Конструктивная часть концепции разрабатывается с учетом русского космизма, традиционных принципов народной культуры, соборности, кор­поратизма, восходящих к общинному типу отношений и общественного производства.

Особенно следует подчеркнуть, что в российской науке появляются такие биоадекватные технологии (техники, методики, учебники), которые позволяют формировать целостное мышление, гармоническое восприятие мира и единства духовного и материального, человека и природы в космическом пространстве и измерении.

Важно отметить, что такой гармонический тип отношений в социокуль-турной сфере основывается на: базовой форме общественной жизни российского народа (общине); первобытном демократизме отношений (народ­ное вече); природосообразном образе жизни и деятельности россиян на протяжении столетий.

Именно на этой фундаментальной основе возможны современные соци­альные инновации — прежде всего появление ноосферного сознания, ноосферной идеологии и утверждение соответствующего им образа жизни, особой цивилизации — ноосферной.

Она имеет глубокие корни в русской народной культуре, в концепциях развития нового уровня: всеединства, корпоратизма, российского космиз­ма, ценностной картины мира и др.

Ясно, что истоки ноосферной идеологии, русского космизма уходят своими корнями в глубинные пласты народной культуры и лежат в основе формирующейся ныне новой парадигмы общественного развития России и всего мира.

В ее основе должны лежать принципы гармонии, и не дисгармонии. Дисгармония ведет к недооценке, игнорированию исторического прошлого, его уроков, что стимулирует крупные ошибки в прогнозировании, введении инновационных изменений, порождает неустойчивость, катастрофичность развития.

В эпоху системного кризиса современной цивилизации нет другого выхода из него, кроме включения творческих разумных начал в современ­ное распознавание и блокирование возникающих все новых, непредсказу­емых угроз человечеству. Необходимо обращение к истокам народной культуры, которые создавали бы условия для перехода к более современ­ной, гармонической эпохе нового синтеза, которая сегодня, наконец, может возникнуть, — или гибель человечества в ближайшем будущем неизбежна. Одна из основных причин надвигающейся катастрофы, как отмечалось в "Повестке дня на XXI в.", принятой конференцией в Рио-де-Жанейро в 1992 г., заключается в структуре производства и потребления, в преступной расточительности небольшой группы развитых стран, богатой части чело­вечества. Социальный эгоизм развитых стран, использующий в этих целях сокращение финансовых и информационных технологий разрушения, встречает все более целенаправленный отпор развивающегося мира, кото­рый не желает быть жертвой такой политики. Ясно, что на пути реализации такой доктрины мир ждут социальные взрывы и катастрофы экологичес­кого и социального типа. В условиях глобализации общественного развития экологические реформы входят в противоречие с интересами транснацио­нальных корпораций, которые препятствуют введению эконалога, разум­ному потреблению сырья по более дорогостоящим расценкам, способным ликвидировать диспаритет цен. Цивилизация, процветающая ценой жизни миллиардов людей, варварского разрушения природы, наращивания раз­рушительных тенденций, закрывает цивилизационные выходы из грозящей катастрофы, исчерпала себя и требует замены. Альтернативой ей становит­ся цивилизация ноосферного развития, которой присущ, как показывает исторический опыт, корпоративный способ хозяйствования. Он подключа­ет миллиарды людей к процессу владения, распоряжения и пользования собственностью, что всегда лежало и будет лежать в основе справедливой социальной организации.

Россия имеет все основания достойно ответить на грозные вызовы времени. Это необходимо ей для защиты национальных интересов и сохранения своей духовной сущности. Защищая свое отечество, Россия дважды за последние два столетия спасла мир от претендентов на мировое господство. Она и сегодня может оказать себе и человечеству неоценимую помощь в переходе к ноосферной цивилизации. Россиянам только необхо­димо вернуть веру в свою страну, в ее будущее. Для этого в России имеются все необходимые предпосылки: высокий научный потенциал; огромные природные ресурсы; нетронутые хозяйственной деятельностью территории; природосообразный образ жизни и соответствующая ему многовековая культура. Поэтому в ноосферном переходе роль богатого культурно, генетически, природно-исторически евразийского этноса России нельзя недооценивать. Российская культура, которая сформировалась с участием всех европейских народов, создавшая в своих недрах учение о ноосфере, может стать первотолчком, запускающим источником становления новой цивилизации для всех землян — ноосферно-корпоративной, для России прежде всего.

Российской академией естественных наук разработана концепция такой доктрины; технологии ее реализации и практического запуска предлагают­ся Академией социальных технологий и местного самоуправления.

Сегодня ноосферные проекты и технологии пробивают себе дорогу, несмотря на инновационный консерватизм в обществе и в субъектах власти. Поэтому задача формирования ноосферной и корпоративной культуры, ноосферного и корпоративного мировоззрения — одна из центральных в области социальной инноватики, которая призвана создать новую генера­цию управленцев, способных ответить на вызовы XXI в. Решение этих задач невозможно без инновирования местных сообществ, где проживает большая часть людей. Каждое местное сообщество независимо от его природно-географического и иного расположения обеспечивает себя необ­ходимой энергией, водой, продуктами питания, словом, теми жизненными силами, которые способны обеспечить достойный образ жизни своим гражданам. Сегодня каждый дом, семья экологически, информационно связаны с любым культурным и административным центром Земли, от энергии этих миров во многом будет зависеть этнокультурное развитие страны и всего человечества.

 

Приложение 5

Словарь управленческих терминов

АДАПТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -технологии, обеспечиваю щие воспроизводство процессов включения личности в группы, коллекти­вы, в новые условия — социальной среды, деятельности, отношений. А.т. характеризуются согласованием желаемого субъектом с его возможностями и с реальностью социальной среды, тенденциями их развития. Основные процедуры технологии адаптации. Процедура первая: цели совместной деятельности субъектов данной технологии. Операции: диагностика инте­ресов и потребностей субъектов; выявление и анализ степени совпадения и различий; прогноз совместимости действий (среда — экономическая, социальная, правовая, психологическая, материально-техническая и др.); временной интервал; степень устойчивости; влияние последствий совмест­ных действий на интересы и потребности субъектов. Процедура вторая: разработка программы совместных действий. Операции: характер социаль­ных действий, нормативы (тенденции) сближения социальных характерис­тик; направления, показатели изменения среды совместной деятельности; определение объема затрат субъектов. Процедура третья: организация адаптационного процесса. Операции: самоорганизация и управление; диа­гностика процесса, анализ эффективности процесса адаптации, коррекция.

АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ -способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управ­ляемый объект. А.у.т. основаны на полномочиях, праве руководителя, авторитете власти субъекта управления отдавать распоряжения, на прин­ципе обязательного и точного их выполнения подчиненными. А.у.т. нахо­дят свое выражение в конкретных решениях, принятие которых управлен­ческим органом, руководителем предполагает вместе с осуществлением ими своей правовой функции глубокие знания, полное, достоверное представ­ление о состоянии объекта, понимание последствий принимаемых решений и отдаваемых распоряжений, обеспечение взаимодействия людей и одно­временно самореализация их сущностных сил.

ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -рациональные способы решения общечеловеческих проблем, связанные с оценкой не только внутренних, но и мировых тенденций развития, комплексной оценкой ситуа­ции. Они отличаются высокой наукоемкостью, прогнозированием конечного результата и получают приоритетное значение в период обновления социаль­ных систем. Особое значение в механизме выработки и реализации глобаль­ных технологий имеет вопрос о сбалансированности инновационных и стаби­лизационных технологий. В переходные периоды, когда особенно необходимы подобные технологии, поспешный отказ от традиционных не позволяет подготовить механизм прорыва. Реализация глобальных технологий модер­низации предполагает выделение ряда этапов:

1. Инвентаризация, оценка имеющихся социальных ресурсов с целью их сохранения, обогащения, оптимизации, а не разрушения. Здесь активно используются технологии оценки социально-экономической, политической и духовно-культурной ситуации (технология социальной диагностики).

2. Выявление возможных вариантов социального развития и прогнозов на будущее, вероятных моделей и пакетов отечественных и мировых технологий их реализации.

3. Подготовка общественного сознания (технологии социально-психо­логической поддержки населения) для восприятия инноваций, смены сис­темы ценностных ориентации, выдвижение лидеров-новаторов, несущих в себе элементы будущего, "возмутителей спокойствия", способных перевес­ти требования завтрашнего дня на язык реальностей сегодняшней действи­тельности.

ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - сложный и динамичный процесс перевода теоретических концепций по воспроизводству социальных качеств, характеристик, явлений, отношений на язык практи­ческих действий. Он состоит из следующих операций: профессиональной подготовки исполнителей; организации их работы (в соответствии с объ­емом, определенным технологическим регламентом СТ); координации раз­личных субъектов (отдельных исполнителей или групп); оказания научно-методической помощи специалистам; контроля деятельности субъектов внедрения СТ; социальной диагностики его результатов; анализа процесса технологизации; корректировки целей (при необходимости); организации информационного обслуживания процесса внедрения и др.

Факторы, влияющие на внедрение СТ:

Объективные:

1. Степень экономической, социальной самостоятельности организации.

2. Уровень наукоемкости используемых технологий.

3. Степень стабильности процессов.

4. Эффективность использования потенциалов организации — техни­ческого, технологического, организационного, экономического, социально­го, духовного.

Субъективные:

1. Интересы и потребности субъектов социальной деятельности — их характер, степень удовлетворения.

2. Социальный потенциал личности: уровень его использования в конкретных условиях жизнедеятельности.

3. Степень включенности личности в систему заинтересованности в конечных результатах.

Освоение технологий, основанных на новейших достижениях науки и техники (программирования, моделирования, электронно-вычислительной техники; методов диагностики и контроля за процессами и т.д.), требует высокого уровня знаний, соблюдения ряда условий: 1. Любая технология имеет свои главные, ключевые операции, реализации которых и будет предопределять успех в целом. 2. Активность ядра организации. 3. Умение преодолевать и разрешать возникшие в ходе реализации технологических операций конфликты (например, нежелание должностных лиц изменить свой стиль управления, познать новый смысл работы с персоналом, сле­дующий из внутренней потребности технологизации социальных процес­сов). 4. Учет нравственных особенностей СТ: они не должны превращать­ся ни в манипулирование людьми, ни в своеобразное "прокрустово ложе". 5. Сочетание рационального и ситуационных подходов.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ -одна из разновидностей СТ, которая изучает, инновирует механизм расселения. Расселение — распределение поселений на территории и размещение людей в границах поселения. Для Д.т. принципиально важно, что расселение обусловлено развитием производительных сил, т.е. развертыванием отношений в систе­ме общество-природа, и характером общественных отношений, т.е. сущ­ностью связей и отношений в системе общество-природа. Расселение становится категорией социологии управления вследствие трех причин: во-первых, к определенному историческому рубежу оно носит социально-дифференцированный характер, во-вторых, факторы социально-экономи­ческого характера обусловливают функционирование расселения как об­щности территориально-локализованных поселений; в-третьих, соединение людей и окружающих условий их жизни, т.е. проживание в тех или других поселениях, становится предпосылкой для их спецификаций в социальной общности особенного рода и тем самым для превращения в объект социо­логии управления его части — социальных технологий.

ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -инноваци онная деятельность, в результате которой создаются и материализуются нововведения общества, инициативы, вызывающие качественные измене­ния в разных сферах жизни, рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов. И.с.т. выступают прежде всего как важный элемент и результат человеческого творчества, направленного на улучшение механизма, повышение эффективности и качества труда, обще­ственного производства, устойчивого социально-экономического развития страны. И.с.т. бывают радикальные и модификационные. Особое значение И.с.т. приобретают в кризисные, переходные периоды, когда практически полностью меняются технологии социальных процессов и возникает острая потребность в усовершенствовании управления, обновлении экономичес­кой, политической и духовной сфер общественной жизни, в их инновировании.

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК - метод прогнозирования, осно­ванный на достижении согласия группой экспертов. Широко применяется в теории и практике социальных технологий для уточнения социальной проблемы, выбора приоритетов технологизации пространства, коррекции технологического воздействия.

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - включает теоретические, методические и процедурные аспекты деятельнос­ти объектов. Теоретический - связан с определением цели, объекта технологизации; выявлением сущности и принципов воспроизводства со­циальных процессов; раскрытием роли формализации социальных явле­ний, состояний, диалектики их познания, управления ими; анализом влияния социальных норм и нормативов на объективность СТ и их эффек­тивность; исследованием СТ как объекта и субъекта самоуправления; познанием сущности и функций отражения социальных явлений в формах практической деятельности и др. Методический — выбор методов, средств и получения информации, ее обработки, анализа, принципов трансформа­ции информации в конкретные выводы и рекомендации в ходе разработки и использования СТ. Процедурный — организация практической деятель­ности по разработке СТ.

МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (разновидность СТ) — направлен на улучшение процесса общения и обмена социальной информацией, который носит целенаправленный харак­тер. М.д.с.к. подразделяются по характеру воздействия на сознание, волю и интересы людей. М.д.с.к. как специфический механизм достижения социального общения с исторической точки зрения есть объективный процесс культуронаследия, с точки зрения актуальности — трансляций информации внутри данного социума.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ — система организации профессионального обучения, осно­ванная на активном использовании достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемого, его свойств и характеристик. При использовании П.т.п.о. следует руководствоваться следующими принципа­ми: 1. Принципом личностного подхода. Его сущность состоит во вклю­чении обучаемых в ситуации, где они могут проявить и реализовать себя как личности. 2. Принципом конкретизации системы действий, состоящим в детальном описании действий, использовании алгоритмов умственной и практической деятельности по достижению целей технологизации. 3. Прин­ципом функционального назначения, благодаря которому достигается оптимальность и экономичность действий педагога с целью получения ожидаемого результата.

Условиями построения оптимальных педагогических технологий явля­ются: прогнозирование процесса обучения с учетом его цели; срока; категории обучаемых; содержания обучения; конструирования самого учеб­ного процесса на основе теории и практики; принципах его организации; использования нормативной базы оценки деятельности преподавателей и обучаемых. При классификации технологий следует различать информа­ционные, игровые, модульные.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -на­правлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. И.с.т. — это не простая сумма индивидуальных интеллектов, а целостная система их информаци­онного взаимодействия. При этом информационные связи понимаются как передача и получение знаний.

Возникает проблема системного взаимодействия, которая имеет значи­тельно больший эффект, чем сумма индивидуальных интеллектов. А для этого нужна всесторонняя рационализация социально-политических и ду­ховных отношений, обеспечение компьютерной грамотности, развития культуры всех членов общества и творческих начинаний. Теоретическую базу такой рационализации составляет социальная когнитология — наука, изучающая принципы и механизмы социального (коллективного) творче­ства, их превращения в движущую силу прогресса. Социальная когнито­логия дополняет личную когнитологию, изучающую закономерности инди­видуального творчества.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -способ оптимизации информационного процесса, система его воспроизводства. Их разработка и внедрение осуществляются на основе применения методов как социального моделирования, проектирования, так и современных вычис­лительных средств сбора, анализа и хранения социальной информации.

И.с.т. — способы сообщений сведений об окружающем нас мире, отношениях между людьми, о развитии социальных процессов, условиях жизнедеятельности, общественном положении индивидов и социальных групп, основными характеристиками которых являются количество, цен­ность, содержание, правдивость, адекватность, вероятность, точность, опе­ративность, надежность, наукоемкость.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ -вид СТ, которая трактуется, во-первых, для обозначения реального процесса развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни. Во-вторых, как наука, изучающая этот процесс во всей его конкретности и разнообразии. В понимании истории как реального процесса прежде всего отображается сущность исторического развития, его закономерности, соот­ношения разных сфер и элементов общественной жизни. Прогресс истории как науки происходит при условии решения ряда гносеологических и методологических вопросов о специфике исторического познания, о мето­дологических особенностях истории и ее взаимоотношениях с другими общественными науками. Историческая наука является одним из элементов самосознания человеческого общества, частью общественного сознания. История как реальный процесс и история как наука развиваются как две неразрывные составляющие одной и той же эволюции, само историческое знание является универсальной технологией по отношению к изучаемому прошлому опыту и одним из оснований для прогнозирования будущего.

КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ -институт контроля за выполнением операций и процедур конкретных СТ. Позволяет выявить фактическое их состояние. К.т.к. содержит основные показатели социального состояния на каждой операции процесса технологизации. Это позво­ляет использовать К.т.к. как инструмент в процессе диагностики, коррек­ции состояния социальных процессов, явлений, отношений. К.т.к. разра­батывается одновременно с СТ.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ -распреде-ление их по видам, уровням, сферам применения. Наиболее часто встре­чаются и используются технологии поиска стратегии управления, социаль­ного моделирования и прогнозирования; информационные внедренческие, обучающие инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач они могут быть частными и универсальными. Особое место в оптимизации социального управления принадлежит универсальным тех­нологиям стратегии управления, инновационной деятельности и техноло­гизации прошлого опыта, разработка и внедрение которых в наибольшей мере связаны с активизацией интеллектуальной, теоретической деятельнос­ти и не требуют детальной технологизации, без чего никакое решение частных задач невозможно, более того, лишается смысла.

НАУКОЕМКОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ -определяет ся качеством современных научных данных (технических и гуманитар­ных), используемых в процессе разработки и внедрения социальных технологий. Низкий уровень наукоемкое™ в операциях, процессах приво­дит: к подрыву технологизации социальных процессов; СТ оказывается нежизнеспособной; усложняет процесс управления, так как в нем усилива­ются элементы стихийности; возрастает взаимное отчуждение работника, ставшего жертвой такого уровня управления. СТ являются эффективными при последовательном наращивании их наукоемкости. Сегодня от 20 до 80% уже известных разработок в области социологии, социальной психо­логии, физиологии и психологии труда, производственной педагогики, служебной этики остаются пока нереализованными.

Одной из причин такого состояния является отсутствие специалистов — социальных технологов, которые потребляют наукоемкие разработки и пере­водят их на язык практики социального управления. Решить эту проблему можно не только за счет наращивания темпов подготовки новых специалистов, но и создания научно-методической базы для самообразования тех, кто непосредственно участвует в управлении специалистов, работающих в усло­виях аренды, кооперации, подряда, акционерных объединений.

ОБЪЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ - выступают как социальные от­ношения, социальные процессы, так и система инструментальных техни­ческих средств. Технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной степени мерой развития человека. Технология выступает в виде стандартов, запретов, правил, норм, а также апробиро­ванных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятель­ности, позволяющих достигнуть заданных результатов.

По мере расширения прикладных функций научного знания появляется возможность технологизировать те виды деятельности, которые прежде были этому недоступны. Поэтому в последнее время получили распростра­нение такие термины, как "технология управления", "технология общения" и др. Объектом технологизации могут стать самые разные сферы челове­ческой деятельности, в том числе межличностные отношения. Через призму технологизации можно рассмотреть всю совокупность используемых обще­ством средств эффективного функционирования от высших органов власти до специфических социальных институтов.

Технолог — это импресарио и интерпретатор знаний, в которые ему надо вложить свой ум, опыт, умение и навыки. Он апеллирует и к предметной сфере своей науки, и к широкому практическому опыту, к уже достигнутому уровню технологии, к квалификации других специалистов, тех, кто, как ожидается, будет использовать созданную им технологию.

Критерии эффективности разработанной технологии — простота (она не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции), гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке), надеж­ность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма), экономичность (технология может быть эффективной, но неэкономичной), удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология окажется бесполезной, если она неудобна для людей, которым придется с ней работать).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -как объект О.т. чаще всего появляется тогда, когда достижение совместных целей становится возможным только через гармонизацию разных целей или же когда дости­жение индивидуальных целей становится возможным только через выдви­жение и достижение совместных целей. В первом случае организовываются трудовые организации (предприятия и учреждения), во втором — возни­кают общественные (союзные) организации. Таким образом, определяю­щей приметой О.т. является цель. О.т. выступает как целевая общность. Именно коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и управление.

О.т. возникла как инструмент решения общественных заданий, средст­во достижения цели. С этой точки зрения на первый план выходят организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонажа и др. Организация утверждается как челове­ческая общность, специфическая социальная среда. С этой позиции орга­низация имеет вид совокупности социальных групп, статусов, норм, отно­шений лидерства, сплоченности, конфликтности. Организация объективи­руется как безличностная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа в этом значении выступает социальная транспортность, построенная на началах взаимодействия с внешней средой. Главная проблема здесь — равновесие, самоуправление, разделение труда, руководство. Все эти свойства имеют относительную самостоятельность, т.е. между ними нет резких границ, и технологический аспект в том смысле, что могут быть сами разделены на этапы, операции, процедуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.