КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ноосферный путь развития 1 страница
Ноосферное развитие может базироваться только на глубоком осознании мировым сообществом в целом, отдельным народом того, что Человек является частью Природы и должен подчиняться ее законам, а не переделывать ее сообразно своему усмотрению, нередко явно несовершенному. Итогом развития человеческой цивилизации к концу второго тысячелетия стал глобальный системный кризис. В сфере экономики усиливается разбалансированность между ростом общих объемов финансовых средств и производством товарной массы продукции. Углубляется процесс социальной поляризации внутри социальной системы развитых стран. Об этом говорят многочисленные данные в отечественных и зарубежных источниках информации. Особой остроты достиг в XX в. кризис духовности: "Закон Европы" (О. Шпенглер), девальвация этических норм, "Аномия" (Р. Мертон), разложение моральных ценностей, превращение их в "красивые речевые реакции", "пудру и румяна" (П. Сорокин), маскирующие эгоистическое потребление, непомерные материальные интересы, жажду власти, принципы двойной морали, силового давления, "сверхнационализма" (О. Тоффлер). С особой остротой эта кризисная ситуация проявилась в России в результате очередного передела собственности, тотального обнищания большой части населения. Рыночные реформы сопровождаются распадом не только хозяйственной системы, но и устойчивых социальных связей, утратой духовных ценностей, подавлением активности сознания людей. Поэтому поиск новой парадигмы для развития всего мира — задача первостепенной значимости, для России в особенности. Народ России, его политическая элита в первую очередь должны осознать простую истину — без сохранения Природы невозможно продолжение Человечества. Уничтожая ее, мы тем самым уничтожаем свое будущее. Этому преступлению нет оправдания.
"Мать у нас одна, и имя ей — Природа, нет преступления более позорного и караемого более жестоко, чем убийство собственной матери, и нашим наказанием будет мучительная смерть наших детей и внуков", — писал В. Хижняк (Набат. 1991. № 30). Сегодня неизбежно вхождение планеты Земля в новую эпоху — ноосферную, но прежде всего это необходимо сделать России. Ей в силу целого ряда исторических и социальных обстоятельств легче сменить мировоззрение и идеологические принципы потребления и бездуховности на приоритетные — качества жизни, разумного удовлетворения естественных, а не безудержных потребностей. России необходимо, но и легче сегодня стать на путь ноосферного развития, чем любой другой стране. Во-первых, сама идея ноосферного развития принадлежит российским ученым. Это неслучайно. Веками российский образ жизни был природосообразным, что определяло образ мыслей народа, интеллигенции, например российских космистов. Здесь имеются огромные природные ресурсы, которые позволяют создать технологии их разумного и рационального использования, маневрировать ресурсами, используя информационные, интеллектуальные ресурсы, постепенно сокращая варварскую эксплуатацию природных запасов России. Таким образом Россия может перейти на ноосферную доктрину выживания всего человечества, собственного в первую очередь, обеспечить механизм ее запуска, постепенно наращивая технологии сохранения равновесия между возможностями биосферы и потребностями населения в удовлетворении жизненных благ. Постепенно сохранение этого баланса станет основным законом не только России, но и всей цивилизации XXI в. Для этого необходимо утверждение социальной инноватики и соответствующих современных технологий во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Но поворот к ноосферной цивилизации начнется с коренных изменений в духовной жизни, со становления ноосферного сознания и мышления. Процесс инновирования сознания начался с разработки концепции устойчивого развития, которая восходит к исследованиям элитарных ученых — членов Римского клуба.
В российской науке сформировалось свое понимание ноосферной концепции, разрабатываются инновационные технологии реализации ноосферного пути как в сфере экономики, организации социальной жизни, так и в области инновирования народного образования. Конструктивная часть концепции разрабатывается с учетом русского космизма, традиционных принципов народной культуры, соборности, корпоратизма, восходящих к общинному типу отношений и общественного производства. Особенно следует подчеркнуть, что в российской науке появляются такие биоадекватные технологии (техники, методики, учебники), которые позволяют формировать целостное мышление, гармоническое восприятие мира и единства духовного и материального, человека и природы в космическом пространстве и измерении. Важно отметить, что такой гармонический тип отношений в социокуль-турной сфере основывается на: базовой форме общественной жизни российского народа (общине); первобытном демократизме отношений (народное вече); природосообразном образе жизни и деятельности россиян на протяжении столетий. Именно на этой фундаментальной основе возможны современные социальные инновации — прежде всего появление ноосферного сознания, ноосферной идеологии и утверждение соответствующего им образа жизни, особой цивилизации — ноосферной. Она имеет глубокие корни в русской народной культуре, в концепциях развития нового уровня: всеединства, корпоратизма, российского космизма, ценностной картины мира и др. Ясно, что истоки ноосферной идеологии, русского космизма уходят своими корнями в глубинные пласты народной культуры и лежат в основе формирующейся ныне новой парадигмы общественного развития России и всего мира. В ее основе должны лежать принципы гармонии, и не дисгармонии. Дисгармония ведет к недооценке, игнорированию исторического прошлого, его уроков, что стимулирует крупные ошибки в прогнозировании, введении инновационных изменений, порождает неустойчивость, катастрофичность развития.
В эпоху системного кризиса современной цивилизации нет другого выхода из него, кроме включения творческих разумных начал в современное распознавание и блокирование возникающих все новых, непредсказуемых угроз человечеству. Необходимо обращение к истокам народной культуры, которые создавали бы условия для перехода к более современной, гармонической эпохе нового синтеза, которая сегодня, наконец, может возникнуть, — или гибель человечества в ближайшем будущем неизбежна. Одна из основных причин надвигающейся катастрофы, как отмечалось в "Повестке дня на XXI в.", принятой конференцией в Рио-де-Жанейро в 1992 г., заключается в структуре производства и потребления, в преступной расточительности небольшой группы развитых стран, богатой части человечества. Социальный эгоизм развитых стран, использующий в этих целях сокращение финансовых и информационных технологий разрушения, встречает все более целенаправленный отпор развивающегося мира, который не желает быть жертвой такой политики. Ясно, что на пути реализации такой доктрины мир ждут социальные взрывы и катастрофы экологического и социального типа. В условиях глобализации общественного развития экологические реформы входят в противоречие с интересами транснациональных корпораций, которые препятствуют введению эконалога, разумному потреблению сырья по более дорогостоящим расценкам, способным ликвидировать диспаритет цен. Цивилизация, процветающая ценой жизни миллиардов людей, варварского разрушения природы, наращивания разрушительных тенденций, закрывает цивилизационные выходы из грозящей катастрофы, исчерпала себя и требует замены. Альтернативой ей становится цивилизация ноосферного развития, которой присущ, как показывает исторический опыт, корпоративный способ хозяйствования. Он подключает миллиарды людей к процессу владения, распоряжения и пользования собственностью, что всегда лежало и будет лежать в основе справедливой социальной организации.
Россия имеет все основания достойно ответить на грозные вызовы времени. Это необходимо ей для защиты национальных интересов и сохранения своей духовной сущности. Защищая свое отечество, Россия дважды за последние два столетия спасла мир от претендентов на мировое господство. Она и сегодня может оказать себе и человечеству неоценимую помощь в переходе к ноосферной цивилизации. Россиянам только необходимо вернуть веру в свою страну, в ее будущее. Для этого в России имеются все необходимые предпосылки: высокий научный потенциал; огромные природные ресурсы; нетронутые хозяйственной деятельностью территории; природосообразный образ жизни и соответствующая ему многовековая культура. Поэтому в ноосферном переходе роль богатого культурно, генетически, природно-исторически евразийского этноса России нельзя недооценивать. Российская культура, которая сформировалась с участием всех европейских народов, создавшая в своих недрах учение о ноосфере, может стать первотолчком, запускающим источником становления новой цивилизации для всех землян — ноосферно-корпоративной, для России прежде всего. Российской академией естественных наук разработана концепция такой доктрины; технологии ее реализации и практического запуска предлагаются Академией социальных технологий и местного самоуправления. Сегодня ноосферные проекты и технологии пробивают себе дорогу, несмотря на инновационный консерватизм в обществе и в субъектах власти. Поэтому задача формирования ноосферной и корпоративной культуры, ноосферного и корпоративного мировоззрения — одна из центральных в области социальной инноватики, которая призвана создать новую генерацию управленцев, способных ответить на вызовы XXI в. Решение этих задач невозможно без инновирования местных сообществ, где проживает большая часть людей. Каждое местное сообщество независимо от его природно-географического и иного расположения обеспечивает себя необходимой энергией, водой, продуктами питания, словом, теми жизненными силами, которые способны обеспечить достойный образ жизни своим гражданам. Сегодня каждый дом, семья экологически, информационно связаны с любым культурным и административным центром Земли, от энергии этих миров во многом будет зависеть этнокультурное развитие страны и всего человечества.
Приложение 5 Словарь управленческих терминов АДАПТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -технологии, обеспечиваю щие воспроизводство процессов включения личности в группы, коллективы, в новые условия — социальной среды, деятельности, отношений. А.т. характеризуются согласованием желаемого субъектом с его возможностями и с реальностью социальной среды, тенденциями их развития. Основные процедуры технологии адаптации. Процедура первая: цели совместной деятельности субъектов данной технологии. Операции: диагностика интересов и потребностей субъектов; выявление и анализ степени совпадения и различий; прогноз совместимости действий (среда — экономическая, социальная, правовая, психологическая, материально-техническая и др.); временной интервал; степень устойчивости; влияние последствий совместных действий на интересы и потребности субъектов. Процедура вторая: разработка программы совместных действий. Операции: характер социальных действий, нормативы (тенденции) сближения социальных характеристик; направления, показатели изменения среды совместной деятельности; определение объема затрат субъектов. Процедура третья: организация адаптационного процесса. Операции: самоорганизация и управление; диагностика процесса, анализ эффективности процесса адаптации, коррекция. АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ -способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. А.у.т. основаны на полномочиях, праве руководителя, авторитете власти субъекта управления отдавать распоряжения, на принципе обязательного и точного их выполнения подчиненными. А.у.т. находят свое выражение в конкретных решениях, принятие которых управленческим органом, руководителем предполагает вместе с осуществлением ими своей правовой функции глубокие знания, полное, достоверное представление о состоянии объекта, понимание последствий принимаемых решений и отдаваемых распоряжений, обеспечение взаимодействия людей и одновременно самореализация их сущностных сил. ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -рациональные способы решения общечеловеческих проблем, связанные с оценкой не только внутренних, но и мировых тенденций развития, комплексной оценкой ситуации. Они отличаются высокой наукоемкостью, прогнозированием конечного результата и получают приоритетное значение в период обновления социальных систем. Особое значение в механизме выработки и реализации глобальных технологий имеет вопрос о сбалансированности инновационных и стабилизационных технологий. В переходные периоды, когда особенно необходимы подобные технологии, поспешный отказ от традиционных не позволяет подготовить механизм прорыва. Реализация глобальных технологий модернизации предполагает выделение ряда этапов: 1. Инвентаризация, оценка имеющихся социальных ресурсов с целью их сохранения, обогащения, оптимизации, а не разрушения. Здесь активно используются технологии оценки социально-экономической, политической и духовно-культурной ситуации (технология социальной диагностики). 2. Выявление возможных вариантов социального развития и прогнозов на будущее, вероятных моделей и пакетов отечественных и мировых технологий их реализации. 3. Подготовка общественного сознания (технологии социально-психологической поддержки населения) для восприятия инноваций, смены системы ценностных ориентации, выдвижение лидеров-новаторов, несущих в себе элементы будущего, "возмутителей спокойствия", способных перевести требования завтрашнего дня на язык реальностей сегодняшней действительности. ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - сложный и динамичный процесс перевода теоретических концепций по воспроизводству социальных качеств, характеристик, явлений, отношений на язык практических действий. Он состоит из следующих операций: профессиональной подготовки исполнителей; организации их работы (в соответствии с объемом, определенным технологическим регламентом СТ); координации различных субъектов (отдельных исполнителей или групп); оказания научно-методической помощи специалистам; контроля деятельности субъектов внедрения СТ; социальной диагностики его результатов; анализа процесса технологизации; корректировки целей (при необходимости); организации информационного обслуживания процесса внедрения и др. Факторы, влияющие на внедрение СТ: Объективные: 1. Степень экономической, социальной самостоятельности организации. 2. Уровень наукоемкости используемых технологий. 3. Степень стабильности процессов. 4. Эффективность использования потенциалов организации — технического, технологического, организационного, экономического, социального, духовного. Субъективные: 1. Интересы и потребности субъектов социальной деятельности — их характер, степень удовлетворения. 2. Социальный потенциал личности: уровень его использования в конкретных условиях жизнедеятельности. 3. Степень включенности личности в систему заинтересованности в конечных результатах. Освоение технологий, основанных на новейших достижениях науки и техники (программирования, моделирования, электронно-вычислительной техники; методов диагностики и контроля за процессами и т.д.), требует высокого уровня знаний, соблюдения ряда условий: 1. Любая технология имеет свои главные, ключевые операции, реализации которых и будет предопределять успех в целом. 2. Активность ядра организации. 3. Умение преодолевать и разрешать возникшие в ходе реализации технологических операций конфликты (например, нежелание должностных лиц изменить свой стиль управления, познать новый смысл работы с персоналом, следующий из внутренней потребности технологизации социальных процессов). 4. Учет нравственных особенностей СТ: они не должны превращаться ни в манипулирование людьми, ни в своеобразное "прокрустово ложе". 5. Сочетание рационального и ситуационных подходов. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ -одна из разновидностей СТ, которая изучает, инновирует механизм расселения. Расселение — распределение поселений на территории и размещение людей в границах поселения. Для Д.т. принципиально важно, что расселение обусловлено развитием производительных сил, т.е. развертыванием отношений в системе общество-природа, и характером общественных отношений, т.е. сущностью связей и отношений в системе общество-природа. Расселение становится категорией социологии управления вследствие трех причин: во-первых, к определенному историческому рубежу оно носит социально-дифференцированный характер, во-вторых, факторы социально-экономического характера обусловливают функционирование расселения как общности территориально-локализованных поселений; в-третьих, соединение людей и окружающих условий их жизни, т.е. проживание в тех или других поселениях, становится предпосылкой для их спецификаций в социальной общности особенного рода и тем самым для превращения в объект социологии управления его части — социальных технологий. ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -инноваци онная деятельность, в результате которой создаются и материализуются нововведения общества, инициативы, вызывающие качественные изменения в разных сферах жизни, рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов. И.с.т. выступают прежде всего как важный элемент и результат человеческого творчества, направленного на улучшение механизма, повышение эффективности и качества труда, общественного производства, устойчивого социально-экономического развития страны. И.с.т. бывают радикальные и модификационные. Особое значение И.с.т. приобретают в кризисные, переходные периоды, когда практически полностью меняются технологии социальных процессов и возникает острая потребность в усовершенствовании управления, обновлении экономической, политической и духовной сфер общественной жизни, в их инновировании. МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК - метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов. Широко применяется в теории и практике социальных технологий для уточнения социальной проблемы, выбора приоритетов технологизации пространства, коррекции технологического воздействия. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - включает теоретические, методические и процедурные аспекты деятельности объектов. Теоретический - связан с определением цели, объекта технологизации; выявлением сущности и принципов воспроизводства социальных процессов; раскрытием роли формализации социальных явлений, состояний, диалектики их познания, управления ими; анализом влияния социальных норм и нормативов на объективность СТ и их эффективность; исследованием СТ как объекта и субъекта самоуправления; познанием сущности и функций отражения социальных явлений в формах практической деятельности и др. Методический — выбор методов, средств и получения информации, ее обработки, анализа, принципов трансформации информации в конкретные выводы и рекомендации в ходе разработки и использования СТ. Процедурный — организация практической деятельности по разработке СТ. МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (разновидность СТ) — направлен на улучшение процесса общения и обмена социальной информацией, который носит целенаправленный характер. М.д.с.к. подразделяются по характеру воздействия на сознание, волю и интересы людей. М.д.с.к. как специфический механизм достижения социального общения с исторической точки зрения есть объективный процесс культуронаследия, с точки зрения актуальности — трансляций информации внутри данного социума. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ — система организации профессионального обучения, основанная на активном использовании достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемого, его свойств и характеристик. При использовании П.т.п.о. следует руководствоваться следующими принципами: 1. Принципом личностного подхода. Его сущность состоит во включении обучаемых в ситуации, где они могут проявить и реализовать себя как личности. 2. Принципом конкретизации системы действий, состоящим в детальном описании действий, использовании алгоритмов умственной и практической деятельности по достижению целей технологизации. 3. Принципом функционального назначения, благодаря которому достигается оптимальность и экономичность действий педагога с целью получения ожидаемого результата. Условиями построения оптимальных педагогических технологий являются: прогнозирование процесса обучения с учетом его цели; срока; категории обучаемых; содержания обучения; конструирования самого учебного процесса на основе теории и практики; принципах его организации; использования нормативной базы оценки деятельности преподавателей и обучаемых. При классификации технологий следует различать информационные, игровые, модульные. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. И.с.т. — это не простая сумма индивидуальных интеллектов, а целостная система их информационного взаимодействия. При этом информационные связи понимаются как передача и получение знаний. Возникает проблема системного взаимодействия, которая имеет значительно больший эффект, чем сумма индивидуальных интеллектов. А для этого нужна всесторонняя рационализация социально-политических и духовных отношений, обеспечение компьютерной грамотности, развития культуры всех членов общества и творческих начинаний. Теоретическую базу такой рационализации составляет социальная когнитология — наука, изучающая принципы и механизмы социального (коллективного) творчества, их превращения в движущую силу прогресса. Социальная когнитология дополняет личную когнитологию, изучающую закономерности индивидуального творчества. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -способ оптимизации информационного процесса, система его воспроизводства. Их разработка и внедрение осуществляются на основе применения методов как социального моделирования, проектирования, так и современных вычислительных средств сбора, анализа и хранения социальной информации. И.с.т. — способы сообщений сведений об окружающем нас мире, отношениях между людьми, о развитии социальных процессов, условиях жизнедеятельности, общественном положении индивидов и социальных групп, основными характеристиками которых являются количество, ценность, содержание, правдивость, адекватность, вероятность, точность, оперативность, надежность, наукоемкость. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ -вид СТ, которая трактуется, во-первых, для обозначения реального процесса развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни. Во-вторых, как наука, изучающая этот процесс во всей его конкретности и разнообразии. В понимании истории как реального процесса прежде всего отображается сущность исторического развития, его закономерности, соотношения разных сфер и элементов общественной жизни. Прогресс истории как науки происходит при условии решения ряда гносеологических и методологических вопросов о специфике исторического познания, о методологических особенностях истории и ее взаимоотношениях с другими общественными науками. Историческая наука является одним из элементов самосознания человеческого общества, частью общественного сознания. История как реальный процесс и история как наука развиваются как две неразрывные составляющие одной и той же эволюции, само историческое знание является универсальной технологией по отношению к изучаемому прошлому опыту и одним из оснований для прогнозирования будущего. КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ -институт контроля за выполнением операций и процедур конкретных СТ. Позволяет выявить фактическое их состояние. К.т.к. содержит основные показатели социального состояния на каждой операции процесса технологизации. Это позволяет использовать К.т.к. как инструмент в процессе диагностики, коррекции состояния социальных процессов, явлений, отношений. К.т.к. разрабатывается одновременно с СТ. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ -распреде-ление их по видам, уровням, сферам применения. Наиболее часто встречаются и используются технологии поиска стратегии управления, социального моделирования и прогнозирования; информационные внедренческие, обучающие инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач они могут быть частными и универсальными. Особое место в оптимизации социального управления принадлежит универсальным технологиям стратегии управления, инновационной деятельности и технологизации прошлого опыта, разработка и внедрение которых в наибольшей мере связаны с активизацией интеллектуальной, теоретической деятельности и не требуют детальной технологизации, без чего никакое решение частных задач невозможно, более того, лишается смысла. НАУКОЕМКОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ -определяет ся качеством современных научных данных (технических и гуманитарных), используемых в процессе разработки и внедрения социальных технологий. Низкий уровень наукоемкое™ в операциях, процессах приводит: к подрыву технологизации социальных процессов; СТ оказывается нежизнеспособной; усложняет процесс управления, так как в нем усиливаются элементы стихийности; возрастает взаимное отчуждение работника, ставшего жертвой такого уровня управления. СТ являются эффективными при последовательном наращивании их наукоемкости. Сегодня от 20 до 80% уже известных разработок в области социологии, социальной психологии, физиологии и психологии труда, производственной педагогики, служебной этики остаются пока нереализованными. Одной из причин такого состояния является отсутствие специалистов — социальных технологов, которые потребляют наукоемкие разработки и переводят их на язык практики социального управления. Решить эту проблему можно не только за счет наращивания темпов подготовки новых специалистов, но и создания научно-методической базы для самообразования тех, кто непосредственно участвует в управлении специалистов, работающих в условиях аренды, кооперации, подряда, акционерных объединений. ОБЪЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ - выступают как социальные отношения, социальные процессы, так и система инструментальных технических средств. Технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной степени мерой развития человека. Технология выступает в виде стандартов, запретов, правил, норм, а также апробированных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов. По мере расширения прикладных функций научного знания появляется возможность технологизировать те виды деятельности, которые прежде были этому недоступны. Поэтому в последнее время получили распространение такие термины, как "технология управления", "технология общения" и др. Объектом технологизации могут стать самые разные сферы человеческой деятельности, в том числе межличностные отношения. Через призму технологизации можно рассмотреть всю совокупность используемых обществом средств эффективного функционирования от высших органов власти до специфических социальных институтов. Технолог — это импресарио и интерпретатор знаний, в которые ему надо вложить свой ум, опыт, умение и навыки. Он апеллирует и к предметной сфере своей науки, и к широкому практическому опыту, к уже достигнутому уровню технологии, к квалификации других специалистов, тех, кто, как ожидается, будет использовать созданную им технологию. Критерии эффективности разработанной технологии — простота (она не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции), гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке), надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма), экономичность (технология может быть эффективной, но неэкономичной), удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология окажется бесполезной, если она неудобна для людей, которым придется с ней работать). ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -как объект О.т. чаще всего появляется тогда, когда достижение совместных целей становится возможным только через гармонизацию разных целей или же когда достижение индивидуальных целей становится возможным только через выдвижение и достижение совместных целей. В первом случае организовываются трудовые организации (предприятия и учреждения), во втором — возникают общественные (союзные) организации. Таким образом, определяющей приметой О.т. является цель. О.т. выступает как целевая общность. Именно коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и управление. О.т. возникла как инструмент решения общественных заданий, средство достижения цели. С этой точки зрения на первый план выходят организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонажа и др. Организация утверждается как человеческая общность, специфическая социальная среда. С этой позиции организация имеет вид совокупности социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности, конфликтности. Организация объективируется как безличностная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа в этом значении выступает социальная транспортность, построенная на началах взаимодействия с внешней средой. Главная проблема здесь — равновесие, самоуправление, разделение труда, руководство. Все эти свойства имеют относительную самостоятельность, т.е. между ними нет резких границ, и технологический аспект в том смысле, что могут быть сами разделены на этапы, операции, процедуры.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |