Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. 1. Цементно-песчаный грунт




VI МОЗАИКА

V.15. ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ СМЕСЬЮ ВОДОРАСТВОРИМОЙ ЭПОКСИДНОЙ СМОЛЫ (ДЭГ-1 ИЛИ ТЭГ-17) С РАСТВОРОМ ПОЛИАМИДНОЙ СМОЛЫ № 89 (72. С. 78—79)

V.14. ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВОДОРАСТВОРИМОЙ ЭПОКСИДНОЙ СМОЛОЙ — ДЭГ-1, ТЭГ-1 и ТЭГ-17 (72. С. 49—50)

 

Белый цемент (марка 150—200) или портландцемент (марка 400).................................................. 1,0

Песок (речной)......................................................... 3,0

Пигменты (щелочестойкие)...................... 0,01—0,5

Водорастворимые эпоксидные смолы (ДЭГ-1, ТЭГ-1 и ТЭГ-17).................................... 0,012—0,025

Полиэтиленполиамин (отвердитель).............. 0,003

Вода (до рабочей консистенции)............... 1,0—1,5

 

В водорастворимую смолу (ДЭГ-1, ТЭГ-1, ТЭГ-17) ввести полиэтиленполиамин, тщательно перемешав композицию, растворить ее в воде в соотношении 1:10. На полученном растворе замешать сухую смесь-колер, приготовленную и проверенную на цвет и тон по методике, описанной в V.3. Затем раствор-колер водой затворения (раствор смолы с отвердителем в воде) довести до рабочей консистенции. Расход смолы на модификацию 1 м3 и на одно десятилитровое ведро раствора такой же, как в V.13.

Хорошие результаты дает и модификация растворов смесью смол ДЭГ-1 и ТЭГ-17 с раствором смолы № 89. Кроме того, что из данной композиции смол выпадает токсичный отвердитель полиэтиленполиамин (его роль здесь выполняют аминные группы смолы № 89), уменьшенное количество полимеров в данном растворе значительно удешевляет его, так как экономятся очень дорогие и дефицитные материалы.

 

 

Портландцемент (марка 400)................................ 1,0

Песок речной............................................................ 3,0

Пигменты (щелочестойкие)...................... 0,01—0,5

Смесь смол (40% смолы ДЭГ-1 или ТЭГ-17 в смеси с 60% 33%-ного раствора смолы № 89)................................................................... 0,006—0,007

Вода (до рабочей консистенции)............... 1,0—1,5

 

40% смолы ДЭГ-1 или ТЭГ-17 смешать с 60% 33%-ного раствора смолы № 89. Полученную смесь смол развести в воде затворения в соотношении 1:10 и на этом растворе затворить сухую смесь-колер, приготовленную и опробованную на цвет и тон по методике, описанной в V.3. Затем раствор-колер довести водой затворения до рабочей консистенции.

На 1 м3 цементно-песчаного раствора требуется 1,8 дм3 (1,8 л) смеси смол, на одно десятилитровое ведро (10 дм3) 0,018 дм3 (18 мл) смеси смол.

Водорастворимые смолы, особенно эпоксидные, очень дефицитны и дороги, но если учесть те средства, которые затрачиваются на создание крупных работ в стенописи, если учесть их значение и роль в монументальной пропаганде, то, видимо, следует признать разумным дополнительные расходы на смолы с целью создания работ долговечных, работ, способных нести многие годы в массы агитационно-пропагандистский заряд.

Оптимальными показателями насыщенности цвета и долговечности обладают произведения стенописи в технике сграффито, выполненные из цементно-песчаных растворов на основе цветных клинкерных цементов с модификацией их полимерными добавками, о которых речь шла в настоящем разделе.


 

Мозаика — один из древнейших видов облицовки и декоративной отделки архитектуры, один из древнейших материалов изобразительного искусства. Мозаика сегодня живет, развивается и совершенствуется как по художественной выразительности и современному звучанию, так и по линии создания лучших составов грунтов (оснований набора) и разработок наиболее целесообразных технологических процессов ведения работ.

В настоящее время в нашей стране мозаикой выполняется подавляющее число произведений стенописи в архитектуре. И сегодня художественные возможности этой техники не исчерпаны, поиски ее художественного и технологического совершенствования продолжаются.

Древние римляне называли эту технику opus musivum — значит «сложенный из кусочков». В русский язык этот термин пришел из итальянского или французского языков, в которых он звучал как «mazaico» (ит.) и «mozaique» (фр.) [142]

Древнейший памятник мозаики, дошедший до нас,— остатки орнаментального декора облицовки стен и полуколонн древнешумерского храма в городе Ур (IV тысячелетие до н. э.), выполненного из обожженных глиняных клиньев, основания которых были покрыты цветными глинами.

Мозаики из камней-голышей (морская галька) в открытых двориках домов делали древние греки (V век до н. э.). Мастера эпохи эллинизма и древнеримские (IV век до н. э.— IV век н. э.) выкладывали мозаикой в основном из природных цветных (часто полудрагоценных) камней уже целые орнаментальные композиции и сюжетные вставки на полах и стенах дворцов и терм. В те времена довольно широкое использование в мозаиках находила и смальта (глушеное цветное стекло) — основной материал набора мозаик в последующие века и в наше время. Однако следует заметить, что цветное глушеное стекло знали еще древние египтяне (3200— 1200 гг. до н. э.), которые окрашивали его окислами металлов при варке и использовали для инкрустаций мебели и других предметов быта.

Небывалый расцвет переживает мозаика в Византии (IV—XV вв.), где смальтой выкладывают огромные площади, украшают мозаикой интерьеры храмов от пола до купола, создают целые ансамбли из сложных многофигурных композиций, вставок, орнаментов, как, например, в церквах Сан Витале в Равенне (547), Успения в Никее (1065— 1067), Кахрие Джами в Константинополе (1316—1321) и других (ил. 54).

На землю Древней Руси мозаика пришла в X веке и в течение двух столетий ею украшали основные помещения храмов, например в церквах Святой Софии (1043—1046) и Архангела Михаила (1108—1113) в Киеве. В XVIII веке в России мозаику возродил М. В. Ломоносов, разработавший самостоятельно рецептуру варки смальты и построивший фабрику для ее изготовления, создавший из этого материала известную картину «Полтавская битва» (ил. 55 —57).

Большие работы по созданию мозаик в смальте велись во второй половине XIX — начале XX века в Исаакиевском соборе в Петербурге, велись непрерывно в течение 66 лет. За это время был создан ансамбль картин и орнаментов, отличающийся высоким мастерством.

В последней трети XIX века крупные работы в мозаике были выполнены в ряде городов России: в Москве (храм Христа Спасителя), в Новгороде, Костроме, Чернигове и других.

Дальнейшее развитие мозаика получила уже в советское время при создании станций московского метрополитена в работах таких мастеров, как П. Д. Корин (мозаика кольцевой станции «Комсомольская»), А. А. Дейнека (мозаики станции «Маяковская» и «Новокузнецкая»), и других. Охотно и много работают в этой технике и современные художники-монументалисты (ил. 58—60).

Многовековую сохранность мозаикам обеспечили материалы, из которых они создавались. Именно это их качество в сочетании с декоративностью, яркостью тонов, мерцанием поверхностей набора и заставляли обращаться к этой технике, не взирая на относительную трудоемкость, как приготовления материала, так и выполнения самих работ (набора), не взирая на высокие затраты. Естественный камень, керамика (клинья, плитки, кубики и т. д.) и смальта — материалы действительно вечные, которым не страшны почти любые атмосферные воздействия, они сохраняются, не изменяя цвета и тона в течение веков, иногда тысячелетий. Слабым местом мозаик во все времена были их основания — грунты, в которые производился набор. Именно они более всего подвержены разрушениям от различного рода атмосферных воздействий — влаги, ветра, прямых солнечных лучей и т. д. В силу чего гибли и гибнут по сей день произведения искусства — памятники культуры, безвозвратно уходят в небытие свидетели и носители духа прошлых эпох и поколений, гибнут плоды многих лет их вдохновенного труда. И для предотвращения этого, во имя многовекового долголетия мозаик человеческая мысль неустанно и не менее напряженно, чем она работала над вопросами творческими, искала и находила (на уровне возможностей своего времени) соответствующие грунты мозаик, обеспечивающие это долголетие, искала и находила соответствующие приемы и методы ведения работ, исходя из свойств используемых материалов.

Древнешумерские мозаики в городе Ур набраны в глиняный (саманный) грунт, в известковые и известково-масляные грунты набирались мозаики в Древней Греции и Древнем Риме, цемяночно-масляными грунтами для создания мозаик пользовались мастера Византии. Для набора мозаик на стенах храмов и дворцов византийцы применяли известковые грунты. Подобными же грунтами-левкасами пользовались и древнерусские мозаичисты.

Цементно-песчаный грунт для набора мозаики. В конце XIX века был изобретен цемент и появились цементно-масляные грунты, в дальнейшем их вытеснили из практики грунты цементно-песчаные, которые используются при наборах мозаик и в настоящее время благодаря несложности их приготовления и весьма значительной прочности (ил. 63).

 

 

Портландцемент (марка 400)................................ 1,0

Песок.......................................................................... 2,0

Вода (до рабочей консистенции)............... 1,0—1,2

 

Замешать сухую смесь цемента с песком и довести водой до рабочей консистенции.

Придать эластичность раствору (чтобы в него лучше входил материал набора) можно, добавив глины 0,3—0,4 от объема воды. Практически это делается так: глину разводят водой до консистенции жидкой сметаны и на этом растворе замешивают сухую смесь цемента с песком. Присутствие глины в грунте, кроме того, еще несколько задерживает образование цементного камня, что позволяет большее время вести набор мозаики[143].

Цементно-песчаные грунты мозаик, модифицированные полимерными добавками. Конечно, и сейчас, пользуясь известной по литературе рецептурой, можно приготовить и известково-цемяночные, и цемяночно-масляные, и цементно-масляные, и другие грунты для мозаики. Но не следует их фетишизировать, надо знать не только их достоинства, но и их недостатки. Надо знать, почему современная практика отказалась от них и что она предложила взамен их, какими материалами она располагает сегодня, почему остановила свой выбор именно на них и как она ими пользуется. Особенно надо знать современные материалы, способные улучшить долговечность традиционных грунтов, дать им возможность служить там, где без модификаций им приходится трудно. Это тем более необходимо, поскольку современные мозаики, как правило, находятся в условиях, весьма далеких от музейных и опыт, накопленный в промышленности и особенно в строительстве по созданию высокопрочных и долговечных грунтов для облицовок из различных материалов (камень, керамика и т. д.), может иметь все основания для использования его и при наборе мозаик. В современном строительстве в настоящее время применяется значительный ассортимент цементно-песчаных и бетонных растворов, модифицированных полимерными материалами, придающими им повышенную эластичность, вязкость и адгезию как к основаниям, так и к материалам облицовки, а главное, придающие им по высыхании высокие показатели атмосферо-, водо-, морозостойкости, стойкости к агрессивным средам и т. д., то есть придающие грунтам облицовок качества, значительно превышающие такие же показатели у грунтов традиционных, немодифицированных[144].

При производстве отделочных работ ныне широко применяются различного рода мастики и пасты на основе синтетических полимерных связующих, обладающих клеящей способностью, во много раз большей, чем традиционные мастики и пасты. Кроме того, они значительно более просты в приготовлении, более удобны в работе, стабильно сохраняют присущие им свойства как в рабочем состоянии, так и по высыхании. В силу этого отпала, например, необходимость в значительной толщине слоев цементно-песчаных растворов при облицовке керамической плиткой, а, следовательно, и при наборе мозаик из нее. Почти отпала необходимость в глубоком вдавливании материала набора в грунт (на 3/4высоты набора), не столь существен теперь и размер модуля, так как модифицированные растворы и пасты с их хорошей вязкостью и адгезией успешно удерживают значительные куски мраморной, керамической и другой облицовки, которые к тому же этими грунтами могут быть и просто приклеены к основанию. Так цементно-песчаный раствор, модифицированный поливинилацетатной дисперсией или дивинилстирольным латексом, обладает высокой пластичностью и прекрасной адгезией, позволяющими при использовании его в дело, наносить минимальный слой грунта (раствора), который по высыхании дает сцепление керамических и стеклянных плиток с основанием, превышающее сцепление на обычном известково-песчаном растворе почти в 10 раз. Кроме того, раствор, модифицированный полимером, дает сцепление стабильное во времени (72. С. 159). Применение новых материалов (мастик и паст) в отделочных работах позволило значительно упростить, сделать целесообразнее, рентабельнее и, следовательно, удешевить весь процесс ведения работ, а главное, повысить доброкачественность и долговечность отделки зданий.

Большие художественные и технологические возможности при создании мозаик открывает использование современных материалов — растворов, паст и мастик, как модифицированных традиционных, так и современных, на основе синтетических полимеров, их дисперсий и эмульсий.

Модификация цементно-песчаных растворов (одного из видов традиционных грунтов мозаик) поливинилацетатной дисперсией (ПВАД) или дивинилстирольным латексом СКС-65ГП придает им качества, речь о которых шла выше.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.