Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование системы приоритетов научно-технологического развития




Комментарии по отдельным направлениям повышения результативности сектора исследований и разработок

О фондах поддержки науки и инноваций

Содержание законопроекта: определение правового статуса государственных и частных фондов, осуществляющих финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, выбор организационно-правовой формы деятельности фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, утверждение организационно-правовой формы некоммерческой организации – государственного фонда – которая будет содержать в себе как признаки фонда, так и признаки финансируемого собственником учреждения.

Предполагается, что общий типовой порядок проведения конкурсов по отбору проектов для финансирования и распределения средств утверждается Правительством Российской Федерации, а фонды имеют право разрабатывать собственные порядки проведения конкурсов. Законопроектом необходимо закрепить общую норму, которая будет предусматривать возможность установления различного рода льгот (льготные налоговый и таможенный режимы, специальные нормы амортизации имущества, возможность получения кредитов по льготным ставкам в государственных банках и т.д.) для фондов, осуществляющих деятельность по поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Будут установлены общие нормы относительно приобретения прав на результаты научной и научно-технической деятельности, созданные за счет финансирования, полученного из соответствующих фондов. В качестве общего правила должно быть установлено, что права на любые результаты творческой деятельности, созданные за счет или с использованием средств фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, принадлежат исполнителям (грантополучателям).

Приложение №6

Для создание «технологических коридоров», обеспечивающих опережающие темпы развития секторов экономики, в которых уровень развития отечественной науки и технологий достаточен для модернизации данных секторов преимущественно на основе российских разработок и концентрации ресурсов государства, на этих направлениях необходима работа по формированию комплексной системы мониторинга приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, развитию на этой основе методологических подходов и организационных механизмов для своевременного уточнения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития во взаимосвязи со стратегией национального развития, их согласования с приоритетами технологического развития отраслевого и регионального уровня.

«Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» предусматривают формирование и регулярную корректировку приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Эти направления детализируются в рамках Перечня критических технологий Российской Федерации, которые призваны служить основой для принятия решений, обеспечивающих концентрацию государственных ресурсов на важнейших направлениях развития науки, технологий и техники, а также интенсификацию инновационной деятельности и практическую реализацию имеющегося научно-технологического задела.

В рамках существующего подхода предлагается использовать следующие основные понятия.

Приоритетное направление развития науки, технологий и техники Российской Федерации – тематическое направление научно-технологического развития межотраслевого (междисциплинарного) значения, способное внести наибольший вклад в обеспечение безопасности страны, ускорение экономического роста, повышение конкурентоспособности страны за счет развития технологической базы экономики и наукоемких производств;

Критическая технология Российской Федерации – комплекс межотраслевых (междисциплинарных) технологических решений, которые создают предпосылки для дальнейшего развития различных тематических технологических направлений, имеют широкий потенциальный круг инновационных приложений в разных отраслях экономики и вносят в совокупности наибольший вклад в решение важнейших проблем реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий.

Приоритеты технологического развития – приоритеты, которые формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором экономики исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники

Приоритетные направления развития науки, технологий и техникиРоссийской Федерации задают общий вектор научно-технического развития страны и представляют собой те области реального сектора экономики России, в которых применение новых технологий и техники может принести наибольший совокупный эффект. Критические
технологии концентрируют области технологических разработок, которые носят прорывной характер, могут быть использованы в разных отраслях экономики и обладают наибольшим инновационным потенциалом. При этом приоритетные направления фундаментальных исследований формируются непосредственно научным сообществом.

Корректировка Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации направлена на уточнение ориентиров развития российского научно-технического потенциала с учетом глобальных тенденций и среднесрочных приоритетов социально-экономического развития страны. Корректировка должна обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества.

Целью корректировки приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации является создание информационно-аналитической основы для повышения эффективности использования бюджетных средств в области науки и технологий, а также консолидация ресурсов в интересах построения инновационной экономики. Корректировка Приоритетных направлений и Перечня критических технологий нацелена на развитие наиболее перспективных технологических областей, создание условий повышения инновационной активности в реальном секторе экономики России, успешную реализацию стратегических национальных приоритетов – поддержки фундаментальной науки, повышения качества жизни населения, достижения высоких темпов экономического роста, развития образования, культуры, обеспечения обороны и безопасности страны.

Основными задачами формирования приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации являются:

сбор и анализ материалов федеральных органов исполнительной власти, РАН и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, ведущих научных центров по ключевым направлениям технологического развития, изменению существующих и формированию новых рынков товаров и услуг на основе использования новых технологий;

оценка наиболее вероятных тенденций технологического развития и ожидаемых в связи с этим структурных сдвигов в экономике, социально-экономических и других факторов, влияющих на возможные траектории научно-технического развития;

разработка аналитических документов («паспортов критических технологий»), включающих описание перспективных тенденций в области приложений критических технологий, основных научно-технических результатов, важнейших инновационных продуктов и услуг, которые могут быть получены с использованием критических технологий, их технико-экономических характеристик, начала производства и потенциальных объемов продаж (на выбранный временной горизонт планирования - 10 лет), оценку наличия в стране необходимого научно-технического задела, производственного и кадрового потенциала.

Таким образом, положено начало систематическим работам по долго- и среднесрочному прогнозированию технологического развития и регулярному уточнению национальных приоритетов развития науки, технологий и техники, что позволит концентрировать бюджетные ресурсы на тех технологических направлениях, которые обеспечат максимальный социальный и экономический эффект.

Для отбора критических технологий использовались два основных критерия:

вклад в ускорение роста ВВП, улучшение его структуры и повышение конкурентоспособности российской экономики;

обеспечение национальной безопасности России, включая ее технологическую безопасность.

Таким образом, к числу критических относятся технологии, которые позволяют обеспечить по отдельным группам высокотехнологичных товаров (услуг) повышение конкурентоспособности и рост производства, значительно опережающий средние темпы роста ВВП, создают заделы для широкого спектра инноваций в различных секторах экономики и социальной сферы. Одновременно оценивается значение технологий для обеспечения оборонной и технологической безопасности страны (с точки зрения преодоления возможных ограничений импорта высокотехнологичных продуктов или предотвращения масштабных катастроф техногенного характера).

Работа по формированию и корректировке перечней приоритетных направлений и критических технологий должна осуществляться на регулярной основе с периодичностью не реже, чем один раз в четыре года. При анализе перспектив развития критических технологий принимается временной горизонт планирования в десять лет.

В процессе корректировки приоритетных направлений и критических технологий, разработки предложений по их реализации организуются масштабные экспертные опросы с участием широкого круга экспертов из числа наиболее активно работающих ученых и специалистов реального сектора экономики.

При этом рассматриваются только те продукты, которые за счет высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках и значительных объемов производства смогут внести наибольший вклад в рост ВВП. В Перечень критических технологий Российской Федерации должны входить области, в которых сосредоточен наибольший потенциал глобального технологического развития и которые в наибольшей степени определяют направления формирования новых глобальных рынков.

В соответствии с принципами необходимости концентрации финансовых ресурсов при отборке Перечня критических технологий Российской Федерации целесообразно ограничиваться их минимально необходимым количеством с учетом их межотраслевого (междисциплинарного) предназначения.

Вместе с тем, необходимо, как отмечено в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», организовать на уровне отдельных федеральных органов исполнительной власти работу по формированию приоритетов технологического развития и перечней критических технологий отраслевого уровня. Это позволит, с одной стороны, эффективно использовать потенциал науки, а с другой стороны, избежать дублирования разработок, которые носят межотраслевой характер и должны финансироваться в рамках реализации приоритетов федерального уровня.

Скорректированный перечень критических технологий федерального уровня объективно отражает современные мировые тенденции технологического развития, а также учитывает особенности, присущие нашей стране. В случае успешного развития соответствующих технологий Россия будет сохранять передовые позиции во многих областях науки, технологий и техники. В большинстве заявленных технологических областей в России существуют сложившиеся научные коллективы, проводящие исследования на мировом, а в некоторых случаях – превышающем общемировой уровень. Большинство критических технологий позволяют в сравнительно короткие сроки и при относительно невысоких дополнительных инвестициях обеспечить выпуск инновационных продуктов с большим потенциальным рынком, способствуя тем самым решению задачи удвоения ВВП и одновременно повышая качество экономического роста за счет повышения доли наукоемкой продукции.

Практическая реализация Приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации осуществляется в рамках тематических разделов федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы, а также других федеральных целевых программ, имеющих научно-технологическую составляющую. Федеральная целевая программа «Научно-технологическая база России» на 2007-2012 годы должна обеспечить ускоренное формирование научно-технической базы и реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации, не дублирующих тематику НИОКР иных отраслевых (секторальных) федеральных целевых программ технологического профиля.

Мероприятия федеральных целевых и ведомственных программ должны предусматривать реализацию технологических заделов в виде конкурентоспособной наукоемкой продукции, в том числе за счет активного использования производственного потенциала промышленных предприятий, государственных научных центров, и способствовать реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.