Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика возраста




Вопросы для повторения

 

1. Укажите основное направление развития детей от 1 года до 5 лет.

2. На конкретных примерах покажите роль игры в психическом разви­тии ребенка.

3. Каковы основные особенности развития мышления и речи в дошколь­ном возрасте?

4. Какова роль труда в формировании познавательных способностей и личности в дошкольном возрасте?

5. Что характеризует готовность семилетнего ребенка к учению в школе?

 

Практические задания

 

1. Понаблюдайте за игрой дошкольников и проследите, как она влияет на эмоционально-волевые и характерологические проявления детей.

2. Попытайтесь выявить некоторые особенности восприятия, памяти и воображения дошкольников в процессе рисования, лепки, игры и других за­нятий.

3. Попробуйте изучить 1 —2 самых старших дошкольников и решить, насколько они объективно и субъективно готовы к предстоящему учению в школе.

Глава XIX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

Особенности физического развития. Младшим школьным воз­растом считается возраст детей примерно от 7 до 10—11 лет, чтосоответствует годам обучения в начальных классах общеобразова­тельной школы.

Это возраст относительно спокойного, и равномерного физичес­кого развития. Увеличение роста и веса, мышечной силы и вы­носливости, жизненнойемкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Сердечные мышцы хорошо снабжаются кро­вью, поэтому сердце достаточно выносливо, головной мозг тоже получает достаточное кровоснабжение, что является необходимым условием его работоспособности. В крови заметно увеличивается количество белых кровяных телец, повышающих сопротивляе­мость организма заболеваниям: возраст от 8 до 10 лет отличается самым низким процентом заболеваемости за все время от рожде­ниядо наступления взрослости.

Костная система младшего школьника находится в стадии формирования — окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено, в костной системе много хрящевой ткани. Все это необходимо принимать во внимание и постоянно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также еще не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников.

Происходит функциональное совершенствование мозга — раз­вивается аналитико-синтетическая функция коры; заметно разви­вается вторая сигнальная система, но при этом первая сигналь­ная система в младшем школьном возрасте еще сохраняет свое относительное преобладание. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения ста­новится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает про­цесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбу­димы и импульсивны. Они испытывают большую потребность п движениях, которую необходимо по возможности удовлетворять, разрешать побегать и порезвиться на переменах, на прогулке после уроков.

В итоге можно сделать вывод о том, что уровень физического развитиямладшего школьника вполне допускает ежедневные систематические учебные занятия в школе и дома ине вызывает переутомления, перенапряжения.

Психологическая перестройка, связанная с поступлением в школу. Поступление вшколу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его со­циальное положение, положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью первоклассника отныне становится уче­ние, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобре­тать знания. Учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, волевых усилий со стороны ребен­ка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 10 лет. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умение подчинять личные желания общим устремлениям, взаим­ную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответствен­ность, высокий уровень организованности и дисциплины. Усвое­ния моральных норм и правил поведения требуют и учитель, и вся организация школьной жизни, и деятельность школьника в коллективе.

Усвоениезнаний в начальной школе требует от младшего школьника сравнительно высокого уровня развития наблюдатель­ности, произвольного запоминания, организованного внимания, умения анализировать, обобщать, рассуждать. И с первых же дней обучения возникает основное противоречие как движущая сила развития в младшем школьном возрасте — противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, учитель, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развития ребенка, уровнем развития его познавательных процессов, качеств личности. Требования эти нарастают и усложняются с каждым днем, и наличный уровень психического развития непрерывно «подтягивается» до уровня требований.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.