Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логические упражнения




МЕБЕЛЬ

ТУАЛЕТ

ПОСУДА

Грамматические категории, отрабатываемые в этой теме.

ОБУВЬ

Оборудование: обувь ребенка, логопеда, куклы, картин­ки «Обувь».

Задание. Покажи ботинки. Покажи боты. Покажи калоши. Покажи тапочки. Покажи сапоги. Покажи валенки. Надень бо­тинки. Надень тапочки. Надень валенки. Сними ботинки. Сними тапочки. Сними валенки.

Из словаря темы «Обувь» берется в активный словарь: тапоч­ки, ботинки, сапоги, туфли, валенки.

Проводятся упражнения по дифференциации обуви примени­тельно к времени года, но на этом внимание не фиксируется. Эта тема может быть рекомендована родителям для закрепления.

Я обуваю — она, он обувает. Мы обуваем — они обувают. Я сни­маю — она, он снимает. Мы снимаем — они снимают.

Задания для родителей1.

1 Подобные задания для родителей логопед может дать после отработки каждой темы.

1. Показать, где хранится одежда (шкаф, вешалка, ящик, полка).

2. Что делают с одеждой (одевают кого-то, надевают что-то, снимают, гладят, убирают).

3. У кого какая (большая и маленькая. Одежда детская, взрослая: мамина — дочкина, папина — сына).

4. Сравнить по размеру одежду. У мамы большая.

У Оли маленькая. У мамы больше. У Оли меньше.

У мамы шапка большая.

У Оли шапка маленькая и т. д.

5. Познакомить, где берут одежду (шьют, покупают), побесе­довать, показать ателье, магазин «Одежда».

6. Можно рекомендовать родителям сходить с ребенком в ма­газин «Одежда» и «Обувь».

7. Рассматривая картинки в книге, обратить внимание на одежду, обувь. Предложить детям показать и назвать одежду мальчика и девочки, папы и мамы.

8. Литература для чтения и рассматривания.

1) Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Н. Елисеева. М., 1972, с. 130, «Вот какая мама»; с. 133, «Обновки»; с. 174, «Чьи башмачки».

2) Солнышко. Киев,. 1971, уроки 29, 31, 32, 33, с. 60—72.

3) Русский язык в картинках. Ч. I. М., 1973, с. 22—25.

4) Файнштейн Л. Наш дом. Л., 1974, с. 2, 7.

Оборудование: набор настоящей или игрушечной посуды.

Задания.

1. Покажи кружку. Покажи чайник. Покажи чашку. Покажи нож. Покажи ложку.

2. Вымой чашку. Вымой ложку. Вымой кружку. Вымой ста­кан. Вымой тарелку. Вымой миску.

Могут быть также рекомендованы варианты игр, упражнений, формирующие восприятие речи и помогающие активизации фра­зовой речи.

Существительные: чашка, ложка, тарелка, нож, вилка, каст­рюля, сковородка, чайник.

Глаголы: есть, мыть, варить, жарить.

Что ты хочешь? Дидактический материал: игрушеч­ная посуда (чашка, ложка, нож, кастрюля, тарелка, чайник, ско­вородка).

Ход игры. Дети садятся около стола логопеда. Вызванные (по желанию) называют (или показывают, что они хотят), при этом обязательно надо говорить за логопедом или сказать само­стоятельно: Я хочу (назвать предмет, указав на него) чашку: до­пустим вариант — хочу чашку.

Логопед после каждой формы дает законченный вариант я хо­чу кастрюлю и т. д., покч все предметы не будут разобраны. За­тем логопед обращается к каждому из детей и просит назвать, что он взял. «Саша, что ты взял?» Ответ может быть однослож­ный: «Ложку, чашку, сковородку» и т. д.

Следующий этап. Логопед просит ребенка поставить кастрю­лю на место и назвать действие, которое ребенок совершает. «Что ты делаешь? Что ставишь?»«Ставлю чашку, чайник, сковород­ку» и т. д. «Кладу ложку, нож» и т. д.

В заключение можно вспомнить, у кого какой предмет был. Тот, кто вспомнит свои предметы, получает фишку или тот же предмет, что изображен на картинке. И то и другое остается у ре­бенка на память.


Упражнения на закрепление действий, выполняемых с посу­дой. Детям раздают посуду. Необходимо показать, как ребенок ею будет пользоваться и что будет делать с ней. Дети показыва­ют, как едят ложкой, пьют из чашки, режут ножом.

После того как дети совершили действия, логопед задает во­просы детям: «Чем едят? В чем варят?» Ребенок должен поднять соответствующий предмет — ложку, нож, кастрюлю и т. д. Затем логопед предлагает назвать предмет и что с его помощью можно делать. Ложка (что будешь делать?). Есть, буду есть. Сковорода (что будешь делать?). Жарить, буду жарить и т. д.

Игры-загадки. Логопед изображает действия без предметов, имитируя еду, питье и т. д. Нужно отгадать: что он делает? — Ест, варит (ставит кастрюлю на плиту) и т. д. Отгадывающий получает фишку или картинку.

Работа по сюжетной картинке (картинка «Посуда»).

Каждому из детей раздают одну и ту же картинку (сюжет­ную). Логопед медленно излагает сюжет изображенного на кар­тинке. Дети по своей картинке поочередно показывают, о чем логопед рассказывает. Например, дети играют (показывают двух девочек). Таня держит куклу. Валя варит обед. Мишка сидит. На столе посуда. На плите кастрюля, сковородка. Затем логопед может задать детям вопросы по данной картинке.

Логические упражнения. Оборудование: кукла, мишка, посуда, стоящая в стороне.

Ход занятия. 1. У тети (логопед) кукла и тарелка. Тетя будет кормить куклу. Что ей нужно, чтобы куклу накормить? (Ложку.)

2. У мишки много хлеба, ему нужен кусочек. Помогите миш­ке взять (сделать, получить) кусочек. Что нужно взять из посу­ды? (Нож.)

3. Вова хочет пить. Что ему нужно взять (дать), чтобы он мог сам пойти за водой? (Чашку.)

4. У Вовы чашка. Из чего можно налить воды? (Из чайника.)

Задания для родителей.

1. Познакомить ребенка, где дома хранится посуда (в шкафу, серванте, столе, в буфете и т. д.).

2. Какая есть посуда? — В которой готовят еду, и та, из ко­торой едят.

3. Рассмотреть в сравнении (ложки большие и маленькие, та­релки большие и маленькие, чайники).

4. Обратить внимание на то, что посуда может биться (бьется).

5. Показать другие действия (моют, вытирают и т. д.).

6. Сходить в магазин «Посуда». Посмотреть, где покупают по­суду.

7. На сюжетной картинке найти предметы посуды.

8. Чтение литературы и рассматривание картинок.

Рекомендуемая для чтения детям литература

1. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Н. Елисеева. М., 1975, с. 64, «Кто скорее допьет»; с. 117, «К Маше пришли гости девоч­ки»; с. 141, «Маша обедает».

2. Русский язык в картинках. Ч. I. M., 1973, с. 18—19, 83.

3. Солнышко. Киев, 1971. Уроки 13, 14, 15, 16, с. 23—24, 26— 29,31,32—34.

4. Файнштейн Л. Наш дом; Он же. Наша улица. Л., 1974.

Оборудование: предметы туалета — мыло, полотенце, зубная щетка, зубной порошок, расческа, ножницы; картинки с предметами туалета.

Задания.

1. Возьми мыло. Вымой лицо. Вымой руки. Возьми полотенце.

2. Вытри лицо. Вытри руки. Возьми зубную щетку. Почисти зубы. Возьми расческу. Причеши волосы.

Задание (проводится в форме игры). Вымой кукле лицо, руки, уши. Возьми полотенце. Вытри кукле лицо, руки, уши.

Первоначально знакомство с предметами туалета проводится в ванной комнате (дома или в детском учреждении, в кабинете логопеда в поликлинике — около раковины). Лучше всего эту тему дать для отработки и закрепления родителям в домашних условиях и воспитателям при проведении соответствующих режимно-гигиенических моментов.

В словарь предлагается взять слова: ванная (комната), кран, вода, мыло, щетка, зубная паста, полотенце, мыть, вытирать, от­крывать, закрывать (кран), чистить, причесываться.

Приблизительные конструкции вопросов, рекомендуемых для отработки.

Аналогично разбирается утренний и вечерний туалет, приче­сывание волос.


 

Закрепление материала можно провести в игровой форме. Ло­гопед задает вопрос детям: «Что мы делаем утром в ванной комнате?» На этом занятии вводится понятие «чистим зубы». Когда дети ответят на вопрос, можно предложить им показать утренний туалет на кукле (показать на кукле последовательность утрен­него туалета).

Следующий этап: помоги мыть руки малышу (друг другу).

Вопросы (логопеда, воспитателей, позднее и детей друг к другу) Ответы детей с помощью логопеда
I. Куда мы вошли, что это? 2. Что мы будем делать? 3. Что ты (Лена, Оля и т. д.) будешь мыть? 4. Что нужно тебе для мытья? 5. Покажи, как будешь мыть руки, лицо, нос и т. д.     Что ты делаешь? В ванную. Ванна. Умываться, мыться. Руки, лицо, нос, уши (перечисляется то, что в данный момент будет мыться). Вода, мыло. Вызванные дети показывают, как они вы­полняют последовательные действия: за­сучивают рукава, открывают кран, берут мыло, моют руки: 1. Я открываю кран. Он (она) открывает кран. 2. Я беру мыло. Он (она) берет мыло. 3. Я мылю руки. Он (она) мылит руки. 4. Мы моем руки. 5. Я беру полотенце (он, она). 6. Я вытираю руки (лицо). Он, (она) выти­рает руки, лицо. Они вытирают. Мы вымыли.

Логические упражнения. 1. Мы пришли в ванную, открыли 'Воду. Сумеем мы вымыть руки? Что нам еще нужно? (Мыло.)

2. Мы пришли в ванную, взяли мыло, приготовили полотенце. Что нам нужно, чтобы вымыться? (Вода.)

3. Мы вымыли руки. Чем мы должны их вытирать? Что нам Нужно? (Полотенце.)

4. Детям раздают картинки, на которых изображены: кран, врыло. Нужно узнать, что еще нужно: а) полотенце; б) мыло, полотенце. Что еще нужно? (Вода.); в) открытый кран, полотен­це. Что еще нужно? (Мыло.)

Задания для родителей.

1. Постоянно в ванной комнате повторять действия, которые производятся с предметами туалета.

2. Рассматривание картинок из книги Л. Файнштейн «Наш дом» (ванная). Л., 1974.

3. Солнышко. Киев, 1971, с. 52, 57, уроки 26, 27.

4. Русский язык в картинках. Ч. II. М., 1974.

5. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Н. Елисеева. М., 1975, 214, «Почему кот моется после еды».

6. Твоя книга. Сост. Л. Елисеева. М., 1976.

7. Е. И. Тихеева. Игры и занятия малых детей. М., 1965.

8. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева. М., 1975.

 

Оборудование: мебель в кабинете и картинки «Мебель».

Задания.

1. Покажи стол. Покажи зеркало. Покажи диван. Покажи стул. Покажи шкаф. Покажи кровать.

2. Сядь на стул. Сядь на диван. Ляг на кровать. Иди к шкафу. Иди к столу. Иди к зеркалу.

3. Возьми из шкафа мяч. Возьми из шкафа куклу. Положи мяч на стол. Положи куклу на стул.

Закреплением этой темы может служить игра в лото. Она про­водится так же, как и игра в лото по теме «Игрушки».

В этой теме целесообразно провести сравнение мебели по кар­тинкам по следующим заданиям:

1. Возьми ту мебель (на картинках), которая стоит у нас в комнате.

2. Дай мне (логопеду, воспитателю) картинку с мебелью, ко­торая стоит дома, в комнате.

3. Найди на картинке и покажи, какая нарисована мебель.

4. Логопед дает картинки: а) стол, стул, буфет, шкаф; б) кро­вать, диван, кресло — и просит назвать все это одним словом.


 

При рассматривании сюжетных картинок уточняется, где сто­ит мебель (в доме, в комнате), затем назначение мебели (стул нужен, чтобы сидеть) и т. д.

Можно задать детям вопросы:

На чем еще можно сидеть? (На кресле, на диване, на табу­ретке.) На чем спят? (На кровати.)

При отработке этой темы целесообразно упомянуть, что ме­бель сделана из дерева, а затем провести сравнение по величине.

В доме есть стол большой и стол маленький, стул большой и стул маленький; по назначению: шкаф для одежды, для книг.

Реши задачу: Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?

Мама выгладила всю одежду, белье и хочет убрать. Куда она уберет одежду?

Оля маленькая. У нее маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?

Задания для родителей и воспитателей.

1. Дома еще раз закрепить, где какая мебель, ее назначение.

2. Сходить в мебельный магазин, посмотреть, где покупают мебель, отметить, что в магазине много мебели.

3. Провести сравнение (стул большой — маленький), найти сходство и различие (сходство: у всех столов много ножек, одна крышка; различия: крышки разной формы) и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.