Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические игры на формирование понятий много и один




Много

1. У логопеда пустой стаканчик для карандашей. Каждому ребенку-логопед раздает по одному карандашу, потом объясняет, что это стаканчик для карандашей и сейчас он пуст. Затем про­сит положить каждого свой карандаш в стаканчик. Когда все карандаши положили, логопед спрашивает: «Сколько было ка­рандашей в стаканчике?» — «Не было ни одного». — «Каждый положил свой карандаш. Сколько стало?» — «Много».

2. Логопед раздает по одной кукле, показывая пустую маши­ну. Просит всех кукол посадить вместе: «Сколько их стало?» — «Много!»

3. У всех по одной книге. Книги складывают стопкой. Полу­чается много.

4. У всех по одному солдатику. Всех солдатиков выстраивают, получается много.

Один

1. После того как отработано понятие много, логопед берег один предмет и предлагает детям взять столько же, т. е. один. При этом логопед проговаривает: «Вова взял один кубик. Саша взял один кубик. Слава взял один кубик. Толя взял один кубик», выделяя интонационно количество.

2. На материале (рыбок, машин, солдатиков) логопед пред­лагает ребенку выбрать только один предмет. И опять логопед проговаривает: «Саша взял одну рыбку. Вова взял одного сол­датика. Толя взял одну машинку?.

3. Логопед предлагает детям взять один предмет и сказать, сколько взял.

Дети подходят, берут по одной машине и на вопрос логопе­да: «Сколько машин ты взял?» отвечают: «Одну». — «Сколько мя­чей ты взял?» — «Один».

4. Логопед предлагает' кому-то из детей раздать по одному кубику и просит его повторить: «Сколько кубиков ты дал Вове? Оле?» Ребенок должен ответить: «Один».

5. Материал разный (кубики, машины, домики, елочки и т.д.) „ Логопед предлагает детям взять любой предмет, но только один.

После того как взяли игрушки, логопед задает вопросы:

«Что ты взял? Что у тебя? Какая у тебя игрушка? Сколько у тебя машин? кукол? кубиков? и т. д. Что у твоего соседа? Ка­кие предметы у твоего соседа? Сколько предметов у твоего сосе­да} (Одна машина, одна елочка и т. д.)», т. е. проводится обыч­ная работа по активизации речи и формированию высказывания.

Особенно большое место уделяется формированию знаний о величине предметов.

При формировании понятия величина детей знакомят с поня­тиями длина, ширина, высота, длинный, высокий, широкий и ко­роткий, узкий, низкий.

Начинается формирование представлений о величине с поня­тий большой и маленький на одних и тех же предметах. Закре­пление проводится в течение трех-четырех занятий.

Вначале среди больших предметов выделяется маленький,, затем вводятся предметы разного цвета, но цель остается одна — выделение величины маленький. Затем проводится занятие по дифференциации большоймаленький.

Отработка понятий большоймаленький начинается с форми­рования понятия большой.

1. Логопед приглашает детей помериться с ней ростом. При этом каждый раз повторяет, что она большая, уточняет это поня­тие: «Кто большой?»«Тетя».«Кто маленький?»«Я».

2. Следующее занятие можно проводить с предметами. Бе­рут стулья большой и маленький; мячи большой и маленький;, грибы большой и маленький; куклы большую и маленькую. Ло­гопед предлагает детям задание выбрать из этих предметов большой. Когда дети усвоят понятия большоймаленький, мож­но перейти к формированию понятий длинныйкороткий (мож­но использовать ленточные полоски бумаги, карандаши, пред­меты...). Формированию этого понятия должно быть уделено не менее трех-четырех занятий. Вначале за образцы берут резко контрастные предметы по признаку, который отрабатывается. В отработке просматривается принцип: 1) предметы одинаковые (ленточки одного цвета, длины, ширины); 2) предметы разные по цвету, размеру.

 

Ширина, длина предметов сравниваются путем наложения и приложения. Логопед (воспитатель, родители) учит детей этому сравнению. Здесь же вводятся вопросы со словами длинныйкороткий, узкий - широкий.

Наложение предметов одинаковой длины и ширины проводят много позже. Знания закрепляются в играх.

1. Кто скорее соберет одинаковые колечки, шарики, машины, рыбки, ленточки. Понятие одинаковый объясняют: одинаковые предметы имеют один цвет, один размер.

2. Найти мячи, как у товарища.

3. Найти такой же кубик и т. д.

Закрепление этого материала можно проводить на занятиях по рисованию и лепке (рисование дорожек, ленточек — длинных, коротких, одинаковых, лепка столбиков, морковок разной длины и толщины).

Длительный период продолжается работа по определению сходства и различия путем наложения (овладение этим приемом подводит к анализу и сравнению—;разные и в чем разница).


Задание для родителей.

1. Учить детей в окружающем (дома, на улице и т. д.) нахо­дить предметы большие и маленькие, длинные и короткие, высо­кие и низкие.

2. Закреплять названия основных цветов (красный, желтыйу синий, зеленый, коричневый, черный) на окружающих предметах.

3. Упражнять в нахождении предметов или деталей круглых,, квадратных, треугольных (круг, квадрат, треугольник, шар).

4. Продолжать учить определять и составлять предложения со словами многомало, одинаково (столько же), поровну.

Литература и дидактический материал

1. Чекмарёв Я. Ф. Учись считать. М., 1964.

2. Русский язык в картинках. Ч. I. M., 1973, с. 10, 11, 30, 31, 33.

3. Вороницкий И. Н. Геометрия вокруг нас. М., 1975.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.