Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы логопедической работы




I


23. Выбрать из 3 или 4 слов одно, противоположное по смыслу.

Холодильник (мороженое, плитка, лампа, альбом).

Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).

Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).

Микрофон (утюг, наушники, гитара, магнитофон).

Молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь).

Обогреватель (или печка) (сумка, пылесос, вентилятор, утюг).

Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).

23.1. Закончить предложение и назвать слова — «неприятели».

Слон большой, а комар...

Камень тяжелый, а пушинка...

Золушка добрая, а мачеха...

Зимой погода холодная, а летом...

Сахар сладкий, а горчица...

Дерево высокое, а куст...

Дедушка старый, а внук...

Суп горячий, а компот...

Сажа черная, а снег...

Лев смелый, а заяц...

Молоко жидкое, а сметана...

Река широкая, а ручеек...

Работать трудно, а отдыхать...

Днем светло, а ночью...

Сегодня мне весело, а вчера было...

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает...

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом...

Кричат громко, а шепчут...

Я больна, но скоро буду...

Я живу близко от реки, а мой друг...

Продавец продает, а покупатель...

Друзья часто ссорятся, но легко...

Легко заболеть, но трудно...

Воспитатель спрашивает, а дети...

Утром дети приходят в детский сад, а вечером...

Сначала гостей встречают, а потом...

При встрече здороваются, а при расставании...

Вечером ложатся в кровать, а утром...


24. «Сравни!»

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и тропинку.

По возрасту: юношу и старика.

По весу: гирю и пушинку.

По размеру: дом и шалаш.

25. К данным словам придумать слова-«неприятели».

1) День —утро —восход —весна —зима —добро —друг —грязь —

жара —

мир —

правда —радость —вдох —

выдох —

юг —

польза —грязь —великан—богач —трусость —

2) Войти —говорить —взял —нашел —забыл —уронил —

насорил —,

ложиться —

одеваться —

мириться —

опускать —

помогать —

смеяться —

залетать —

закрывать —



включить

входить

хвалить

заснуть

разрешить

3) Большой -

белый —

высокий —

веселый —

темный —

горький —

добрый —

здоровый —

новый —

молодой —

острый —

толстый —

широкий —

сухой —

смелый —

твердый —

чистый —

яркий —

красивый —

хороший —

4) Близко —

редко —

медленно —

рано —

темно —

низко —

легко —

можно —

трудно —

радостно —

много —

плохо —

сухо —

широко —

ярко —

высоко —

чисто —

мокро —

светло —

быстро —


26. Игра «Сравни наоборот».

Используются слова: больше — меньше, тяжелее легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

27. Объясни, чем отличаются слова, подбери картинки, придумай предложения с этими словами.

Шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, мыть — стирать, чистить — подметать, нести — везти, лежать — спать, лежать — стоять, рисовать — раскрашивать.

28. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед называет слово и бросает мяч одному из де­тей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, про­тивоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть — (раздеть),

поднять — (опустить),

бросить — (поймать),

спрятать — (найти),

положить — (убрать),

дать — (взять),

купить — (продать),

налить — (вылить).

29. Выбрать из 3 слов 2 слова-«приятеля».

Дом, солдат, маршал.

Конь, собака, лошадь.

Дом, улица, здание.

Грустный, печальный, глубокий. Храбрый, звонкий, смелый.

Веселый, крепкий, прочный.

Слабый, неловкий, неуклюжий. Большой, красивый, огромный.

Взять, схватить, идти.



Думать, ехать, соображать.

Торопиться, спешить, ползти.

Радоваться, веселиться, наряжаться.

30. Придумать слова-«приятели» к данным словам:

здание— (дом),

хворостина — (прут),

печаль — (грусть),

конь — (лошадь),

солдат — (боец),

Отчизна — (Родина),

приятель — (друг),

идти — (шагать),

льется — (течет),

глядеть — (смотреть),

торопиться — (спешить),

крошечный — (маленький),

смелый — (храбрый),

прежде — (раньше).

31. Придумать предложение с каждым из слов-«приятелей».

Пища — корм — еда; груз — ноша — багаж; человек

— незнакомец — гость; большой — громадный — огром­ный; быстрый — скорый — стремительный; неловкий — не­уклюжий — нескладный.

32.Игра «На что похоже?»

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения). Белый снег похож на... (что?) Синий лед похож на... Густой туман похож на... Чистый дождь похож на... Блестящая на солнце паутина похожа на... Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

33.Игра «Закончи предложение» или «Подбери сравнение»

Земля покрыта снегом, как...

Лед блестит у берега, как...

Туман стелется над озером, как... Дождинки текут по лицу, как...

34.Уточнение значения слов-существительных.

Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т. е. как используется).

Например: лопата — чтобы копать землю; она тяже­лая, ручка деревянная, а сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная...

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, ког­да они пользовались этим предметом.



35. Объяснить значение слов-глаголов.

Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:

а) показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

б) припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия, например, шить — пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника;

в) с целью актуализации припоминания событий ребенок может вспомнить мысленно (про себя), а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком.

36. Назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию.

Шить — брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.

Прыгать — желать, разгоняться, толкнуться, вытяги­вать ноги, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать.

37. Объяснить значения слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; вкусная овсянка, спящая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; больная ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка.

38. Выбрать среди других предметов или картинок те, названия которых звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов. Например:


39. Найти в предложении слова, которые звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов.

Не хочет косой косить косой.

Говорит: «Коса, коса!»

Бегут минуты и часы.

Им точный счет ведут часы.

(В. Кремнев)

Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка.

(С. Косенко)

40. Определить, применительно к каким предметам используются слова. Предлагаются вопросы: «У кого?», «У чего?». Например: Ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок — у человека, у ботинка. Глазок — у ребенка, у двери. Горлышко — у ребенка, у бутылки. Ножка — у стула, у ребенка, у гриба.

41. Найти в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

а) В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках Танцует под гармошку.

(И. Токмакова)

б) Много есть ключей:

Ключ — родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

(Д. Лукич)

в) Шел я с сумкой за плечом.

Вижу: бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом.

Уронил я в воду ключ.

(В. Лившиц).

42. Добавить одно общее слово к двум словам.

Дерево, цветы — что делают?

Сидит, стоит — кто?

Кошка, собака — что делают?

Льется, журчит — что?

Тарелка, кружка — что делают?

Шумит, дует — что?

Дождь, снег —- что делают?


Растет, зеленеет что?

Фрукты, «нощи что делают? Круглое, сочное — что?

Мяч, яблоко — какие?

Желтый, кислый — что?

Сахар, мед — какие?

Высокое, зеленое — что?

Снег, лед — какие?

Длинный, деревянный — что? Вода, молоко — какие?

Яркое, теплое — что?

43. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Бежит: кто? (человек, собака...); что? (река, ручей, моло­ко, время).

Идет: кто? (девочка, кошка...); что? (время, дождь, снег, град).

Растет: кто? (ребенок, щенок...); что? (дерево, цветок).

Можно также дать задание подобрать картинки, назва­ния к которым употребляются с данным словом (глаголом).

44. Игра «Кто как передвигается?»

Логопед показывает картинки, изображающие живот­ных, дети определяют их и называют, как они передвигаются.

Лошадь — скачет, змея — ползает, птица — летает, рыба — плавает, лягушка — прыгает.

45. «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко.

Собака грызет кость.

Корова жует сено.

Курица клюет зерно.

46. «Кто как голос подает?»

Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает,

воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает,

петух кукарекает, сова ухает, овца блеет,

курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит,

гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет,

утка крякает, медведь рычит, собака лает.

47. «Когда человек ест?»

Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает). А если он ест днем? (Обедает). А если он ест вечером? (Ужинает).

48. «Кто что умеет делать?»

Логопед предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.


Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, ху­дожник рисует, парикмахер стрижет, чертежник чертит, плотник рубит топором, пилит, стругает, строитель строит дома, шофер водит машину, продавец продает, покупатель покупает, портной шьет.

49. «Что какие звуки издает?»

Дверь — скрипит,

ветер — свистит, машина — гудит, дождь — шумит, листья — шелестят, ручеек — журчит, гром — грохочет, бумага — шуршит, град - стучит.

50. «Кто или что может это делать?»

Бегать —...

скакать —... летать —...

плавать —... ползать —... катиться —... стоять —... лежать —... прыгать —... сидеть —...

51. Игра в лото «Кто что делает?»

На карточках лото изображены люди и животные, вы­полняющие различные действия. Логопед называет действие, дети находят соответствующую картинку и называют пред­ложение. Если предложение воспроизведено правильно, кар­тинка закрывается фишкой.

Например, логопед называет слово скачет, дети нахо­дят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь ска­чет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.

Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, кача­ется и др.





Примерные карточки лото.







52. Отгадать названия животных.

Мычит (кто?)... Хрюкает...

Лает... Ржет...

Мяукает... Блеет...

53. К названиям животных подобрать и записать слова, которые отвечают на вопросы: «Как голос подает?», «Как двигается?», «Как ест?».

Например: кошка мяукает, мурлычет, крадется, прыга­ет, лазает, лакает.

Собака лает, рычит, бежит, прыгает, кусает, бросается, грызет.

54. Подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «что делает?», к названиям животных.

Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется.

Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторо­жит, охраняет, спасает, скачет, грызет.

Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется.

55. Игра «Отгадай, что это за животные?»

Логопед называет действия, которые свойственны дан­ному животному. Дети должны отгадать, о каком животном' идет речь.

Сторожит, грызет, лает — кто это?

Мяукает, лакает, царапается —...

Хрюкает, роет —...

Ржет, бегает, скачет —...

Блеет, бодается —...

Мычит, жует, ходит —...

Летает, жужжит, жалит —...

56. «Отгадать загадку» (по К. Д.Ушинскому «Лиса»)

а) Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее галстук.

б) Ходит тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

57. Уточнение связи прилагательных с существительными. Игра «Какой?», «Какая?», «Какие?»

Например: трава — какая она? — Зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная...

Побеждает тот, кто назовет последним слово-прилага­тельное.


 


58. Добавить слово в предложение, отвечающее ил мои вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

— Взошло (какое?) солнце...

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на воп­рос «Какое?» (Солнце — яркое, блестящее, красное, багровое, большое, веселое, улыбающееся, радостное, весеннее).

59. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?». Например: Черепаха ползет (как?) медленно. Солнце светит(как?) ярко.

60. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Осень» (ранняя, поздняя).

Солнце (какое?).., дождь...

небо... ветер...

облака... листья...

земля... день...

трава...

При этом детям предлагается картинка «Осень».

61. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» (по теме «Осень»: ранняя, поздняя).

Солнце (что делает?)... трава...

облака.., листья..,

дождь.., птицы..,

ветер.., деревья...

62. Придумать и записать слова, отвечающие на вопрос
«Что?» по теме «Осень».

Приходит (что?) опадают..,

дует.., желтеет..,

моросит.., мокнет..,

плывут.., вянут..,

улетают...



63. Придуман, как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Зима».

Солнце (какое?) ветер..,

небо.., иней..,

снег.., узоры..,

снежинки.., день..,

погода.., мороз..,

воздух...

При выполнении задания детям предлагается картин­ка «Зима».


Предварительно детям предлагается рассмотреть картинку «Весна».


 


64. Придумать как можно больше слов, отвечающих
на вопросы: «Что делает?», "Что делают?» по теме «Зима».

Снег (что делает?) ветер..,

снежинки.., птицы..,

мороз.., люди..,

иней.., дети..,

узоры...

65. Придумать как можно больше слов, отвечающих
на вопросы «Кто?», «Что?» по теме «Зима».

Наступает (что?).., замерзает..,

валит.., блестит..,

свищет.., лежит..,

бушует.., лепят..,

кружатся.., катаются...

66. Придумать как можно больше слов, отвечающих
на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме
«Весна» (ранняя, поздняя).

Солнце (какое?).., сосулька..,

небо.., ручей..,

облака.., листочки..,

снег.., день...


67. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» по теме «Весна» (ранняя, поздняя).

птицы.., трава.., деревья.., сады.., яблони.., дети...

Солнце (что делает?)..,

снег..,

сосульки..,

ручьи..,

почки..,

листья..,

68. Придумать как можно больше слов, отвечающих
на вопросы: «Кто?» или «Что?» по теме «Весна».

Тает (что?).., зеленеет..,

бегут.., прилетают..,

распускаются.., покрываются листьями..,

появляются.., цветут...

69. Придумать как можно больше слов, отвечающих
на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» по теме «Лето».

Солнце (что делает?).., птицы..,

облака.., фрукты, овощи..,

трава.., дети..,

листья.., вода в реке...

При выполнении задания используется картинка «Лето».



70. Придуман, «.не можно больше слов, отвечающих на

вопросы: «Какой?», Какая?»,Какое?», «Какие?»по теме «Лето»»

Солнце (какое?).., воздух..,

небо.., погода..,

облака.., дождь..,

трава.., день..,

листья.., ночь...

71. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

Большой (что?) арбуз, желтая-…

маленькая.., синяя- …

крупный- … красное- …

круглый зеленый

мелкий- …. черная –

твердый - … длинный

мягкая - спелая- …

сладкая - … сочный-

вкусное - свежий

горький - хрустящий

72. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».

Большой (кто?) слон, сильный

маленькая.., слабый..,

пушистая.., трусливый..,

колючий.., добрый..,

могучий.., злой..,

пятнистый.., быстрый..,

полосатая.., горбатый..,

длинноногий.., хитрая..,

серый.., ловкая..,

неуклюжий,., хищный...

73. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Транспорт».

Новый (что?).., длинный..,

старый.., грузовой..,

большой.., трехколесный..,

маленькая.., быстроходный..,

мощный.., летящий...

74. К названию действий придумать слова, отвечаю­щие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

Растет (что?).., срезают..,

зеленеет.., выкапывают...

 

 

краснеет.., срывают..,

созревает.., варят..,

дергают.., жарят..,

маринуют.., солят...

75. К названиям действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Животные».

Прыгает (кто?).., скачет..,

кусается.., спит..,

пугается.., охотится..,

прячется.., хитрит..,

нападает.., ползает..,

крадется.., заметает следы..,

переваливается.., бросается...

76. Игра с мячом «Расскажи про зайчика».

На доске картинка «Заяц». Логопед дает задание де­тям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».

Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос «Ка­кой заяц?» и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед изменяет вопросы:

«Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый).

«Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая).

«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, гру­стное, хорошее, плохое).

«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).

77. Игра «Чье это жилище?»

На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).

Логопед объясняет, что Незнайка перепутал домики жи­вотных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изоб­ражения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища (нора — для лисы, мышки; берлога — для медведя; дупло — для белки, для совы; гнездо — для птицы; скворечник — для скворца; коровник — для коровы, телят; конюшня — для лошади, жеребят; свинарник — для свиньи и поросят; крольчатник — для кроликов).

Перед выполнением этого задания дети закрепляют назва­ния жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.



78. Отгадывание загадок об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. с объяснением того, почему дети догадались. Например, предлагается загадка про овощи. Логопед предлагает прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине.

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи и вот...

Расселся, разлегся в большущей корзине

И красный, и желтый, и черный, и синий,

Здоровый такой разноцветный народ.

Что же это за «народ»?

(Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны...)

Логопед спрашивает, как дети догадались, что именно эти овощи лежат в корзине. (Помидор красный, редька чер­ная, репа желтая, баклажан синий и т. д.).

79. Составление детьми загадок-описаний по определенному плану. Например, детям предлагается составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, когда ее носят.

Полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф)

80. Игра «Придумай, о чем может идти речь»

Логопед предлагает детям сказать, о чем может идти

речь, если в тексте, например, есть слова кот и лист. Дети могут ответить:

а) о том, как кот играл с листом;

б) о том, как лист упал на кота;

в) о том, как кота засыпали листьями;

г) о том, как кота щекотали листом;

д) о том, как игрушечного кота завернули в лист бумаги;

е) о том, как на листе бумаги мальчик нарисовал кота и т.д.
Можно предложить следующие пары слов: рак и мост,

таз и коса, мак и стакан, школа и сухари, сок и тетрадь, нос и бусы, мышь и трава, мох и белка, стол и дерево и др.




 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.167 сек.