Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности




Грамотная инновационная политика возможна лишь при условии согласования позиций различных регулирующих структур по конкретным проблемам развития инновационных процессов, в противном случае это ведет к рассогласованию и дискоординации в ее разработке и реализации. Кроме того, имеются и другие серьезные недостатки, которыми страдает государственное управление. Это не только отсутствие взаимодействия между субъектами управления, но и наличие противоречивых интересов, лоббизм при решении важнейших вопросов развития национальной инновационной системы, что отрицательно сказывается на реализации инновационных программ и проектов, так как ставит их непосредственных участников в неопределенное положение. Отсутствие прозрачности и предсказуемости государственного управления, низкая скорость принятия управленческих решений, естественно, отрицательно сказывается на качестве и эффективности менеджмента.

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности направлены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой — на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического и инновационного развития. В этом случае государство прямо не ограничивает самостоятельности предприятий в принятии хозяйственных решений. Косвенные методы стимулируют частных предпринимателей принимать такие управленческие решения, которые бы не противоречили целям государственной инновационной политики.

Среди косвенных методов управления традиционно выделяются налоговое, таможенное, амортизационное регулирование и др.

Важнейшую роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений деятельности корпораций, которые желательны с точки зрения государства, в том числе льготы, направленные на стимулирование научно-технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационного бизнеса.

Среди налоговых льгот выделяют пять основных:

• скидки на прибыль в размере капиталовложений в повое оборудование и строительство;

• скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР;

• отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях;

• создание за счет фонда прибыли фондов специального назначения, нс облагаемых налогом;

• обложение прибыли по пониженным ставкам (для небольших предприятий).

Налоговые льготы на капитальные вложения чаще всего предоставляются в виде инвестиционного налогового кредита. Как правило, эта льгота дастся компаниям, направляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, технологий и т.п. Эта скидка вычитается (кредитуется) из суммы начисленного налога на прибыль компании (в отличие от обычных скидок, вычитаемых из суммы налогов).

Инвестиционная налоговая скидка предоставляется лишь после ввода новой техники в эксплуатацию. Право на получение налоговой скидки наступает для компании автоматически: его не надо доказывать и обосновывать, так как оно закреплено законодательством. Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 5,3% в Японии (для электронных техники и оборудования), 50% в Великобритании (для первого года эксплуатации повой техники, технологии, материалов и т.п.), 10—15% в Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании освоенные или неосвоенные районы страны) и 100% в Ирландии. В США налоговая скидка на инвестиции применяется лишь для энергетического оборудования.

За рубежом льготы на НИОКР даются чаще в виде скидок с расходов компаний на эти цели. Существуют два вида налоговых скидок — объемные и приростные. Объемная скидка дает льготу пропорционально размерам затрат. Так, например, в США, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции, Италии 100% расходов на НИОКР вычитается из налогооблагаемых доходов компаний. В Австралии (частные компании) — 150%. В ряде стран, таких как Нидерланды, Норвегия, Австрия, Малайзия, предприятия энергетических отраслей полностью исключают расходы на НИОКР из прибыли до налогообложения. Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. Эта скидка действует после того, как указанные расходы были произведены. Максимальная скидка — 50% — имеет место во Франции, но она не может превышать 5 млн франков в год. В Канаде, США, Японии и Тайване она составляет 20%. Однако и здесь имеется ряд ограничений. Так, например, в США налоговая скидка на прирост НИОКР применяется лишь к тем расходам на НИОКР, которые направлены на создание новой продукции или разработку новых технологических процессов (не распространяется на расходы, связанные с изменением типа или вида продукции, косметическими, сезонными и прочими модификациями). Кроме того, установлен лимит на льготы — дополнительные расходы на НИОКР (на которые распространяется льгота) не должны превышать 50% суммы базисных затрат за определенный период. В Канаде размер льготы увеличивается до 30% для условий труднодоступных и экономически неразвитых районов. В Японии и Тайване скидка в 20% исчисляется от суммы прироста расходов на НИОКР по сравнению с наивысшим достигнутым уровнем расходов на НИОКР, имеется ограничение данная льгота не должна превышать 10% общих налоговых обязательств компании. Некоторые зарубежные страны используют одновременно оба вида налоговых скидок — и объемный, и приростной, но по отношению к разным видам расходов. Так, в США общая приростная скидка дополнена объемной в размере 20% для затрат частного сектора на финансирование фундаментальных исследований. Существует и практика установления потолка размера списания налогов по скидкам на НИОКР. В Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% от суммы корпоративного налога. А в Канаде, Испании и на Тайване потолок существенно выше — соответственно 75, 35 и 50%. В Австралии, Франции, Италии и Нидерландах установлен стоимостной предел налоговой скидки.

Временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение ("налоговые каникулы") действует во Франции и распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы (в том числе научно-исследовательские) со снижением на первые пять лет их деятельности на 50% уплачиваемого ими подоходного налога. В Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль снижен с 20 до 1%. Потолок не облагаемых налогом инвестиций таких компаний поднят на 50% — до 150 тыс. фунтов стерлингов. Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и снят на. юг при реинвестировании в такие компании. Для компаний с объемом основных фондов менее 10 млн фунтов стерлингов устранен облагаемый налогом предел в 1 млн фунтов стерлингов на фонды, привлеченные соответствующими кампаниями. Выделены 50 млн фунтов стерлингов под правительственные гранты в стартующие инновационные компании. В 1997 г. в Великобритании проинвестировано 295 млн фунтов стерлингов в 690 высокотехнологических компаний. В США в 1997 г. в стартующие компании инвестировано 9 млрд долл. США; в Европе в 1996 г. — 500 млн долл., в 1997 г. — 1 млрд долл. США. Для мелких и средних предприятий налоговые льготы позволяют снижать налогооблагаемый доход на 20% в случае, если превышен предыдущий максимальный уровень расходов на Н ИОКР, либо уменьшать налоговые выплаты на 6% от величины расходов на исследования и разработки, но в этом случае уменьшение не должно составлять более 15% от налоговых обязательств фирмы. Расходы, которые фирмы несут при платежах исследовательским учреждениям в связи с научно-технологическим развитием, также могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли. Вводятся налоговые льготы, связанные с системой амортизационных списаний. Они используются для стимулирования опережающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКР или для общего инвестиционного оживления.

В высокоразвитых странах широко применяется ускоренная амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов. Так, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации — от 10 до 50%. Однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15—18%.

Компаниям в Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудования в первый год его работы. В Германии в первый год может быть списано 40% расходов на приобретение оборудования и приборов, используемых для проведения НИОКР. Система амортизационных списаний в Швеции позволяет оборудование со сроком службы до трех лет и с незначительной ценностью списывать в расходы в год приобретения, а в целом машины и оборудование — в течение четырех-пяти лет. Во Франции существует возможность применения ускоренной амортизации к важнейшим видам оборудования — энергосберегающему, экологическому, информационному. Например, компьютер можно амортизировать за один год. Коэффициент амортизации при сроке службы оборудования до четырех лет равен 1,5; пять-шесть лет — 2; более шести лет - 2-2,5.

Косвенные методы поддержки инновационной деятельности в России — это совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. Инновационная деятельность может осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым относятся Российская Федерация, субъекты Федерации, органы исполнительной власти РФ и субъектов Федерации, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка, либо способами, предусмотренными законодательством РФ и субъектов Федерации.

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее — Закон № 127-ФЗ). Закон № 127-ФЗ дополнен главой IV.! "Государственная поддержка инновационной деятельности". Глава определяет цели, принципы и формы государственной поддержки организаций, осуществляющих инновационную деятельность. В Законе № 127-ФЗ закреплены следующие формы государственной поддержки инновационной деятельности:

• предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

• предоставление образовательных услуг;

• предоставление информационной поддержки;

• предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации;

• формирование спроса на инновационную продукцию;

• финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

• реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ РФ;

• поддержка экспорта;

• обеспечение инфраструктуры;

• другие формы, не противоречащие законодательству РФ. Основным способом стимулирования инновационной деятельности является создание благоприятных налоговых условий, что осуществляется через механизм предоставления организациям, осуществляющим инновационную деятельность, налоговых льгот и преференций. Законодательство о налогах и сборах содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций:

• освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования;

• признание части отчислений расходами на НИОКР;

• применение повышающего коэффициента для расходов по НИОКР;

• применение повышающих коэффициентов амортизации основных средств;

• освобождение от НДС реализации НИОКР;

• освобождение от НДС передачи исключительных нрав и прав на основе лицензионного договора;

• освобождение от НДС и таможенных пошлин ввоза технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации;

• применение нулевой ставки по налогу на имущество в отношении определенных объектов (с 2012 г.);

• предоставление инвестиционного налогового кредита. Отдельно для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон предусмотрены следующие льготы:

• пониженная ставка налога на прибыль;

• признание расходов на НИОКР;

• освобождение от земельного налога;

• пониженная ставка и налоговые каникулы по транспортному налогу;

• пониженная ставка страховых взносов;

• режим свободной таможенной зоны;

• гарантии от неблагоприятного изменения законодательства. Раскроем некоторые из приведенных льгот.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.