Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фандрейзинг: проблемы терминологии




Фандрейзинг

Источники финансирования работы учреждений культуры

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

К ресурсам обеспечения деятельности в сфере культуры от­носятся, прежде всего, финансы и организационные возможно­сти социального партнерства (добровольчество, спонсорство, благотворительность и т. п.).

В самом общем виде различаются два основных типа источ­ников финансирования деятельности в сфере культуры: госу­дарственные (бюджетные, т. е. поступающие из государствен­ного бюджета) и негосударственные (внебюджетные).

В свою очередь, государственные источники финансирова­ния (на всех уровнях бюджетообразования) подразделяются следующим образом:

<> Бюджеты текущего содержания подведомственной сети государственных учреждений культуры, учредителями которых выступают соответствующие органы власти, от федеральных до муниципальных. На эту часть бюджет­ных средств могут претендовать только государственные учреждения культуры. В этом случае имеет место финан­сирование по смете текущих затрат. До 1989 года подобной дотацией и ограничивалось бюджетное финансирование. Речь шла о простой раздаче денег по подведомственным учреждениям культуры по нормативам в зависимости от их категории и типа. С 1989 года ситуация несколько из­менилась в связи с введением программного принципа фи­нансирования. Аналогия бюджетной дотации сохранилась в виде минимальных гарантий поддержания материально-технической базы и хозяйственного содержания учреждений культуры. Речь идет о таких статьях, как заработная плата штатных работников, расходы на тепло, электроэнер­гию и другие «защищенные» статьи бюджетной сметы, га­рантирующие минимум средств текущего содержания, под­держки деятельности сети учреждений, прежде всего, гос­сети. Необходимые капитальные вложения финансируются из государственного бюджета по особым сметам. ■о- Бюджетные средства на культурные проекты и програм­мы. С 1989 года на всех уровнях бюджетообразования из средств бюджета образуются Фонды развития культуры и искусства, целью которых является финансирование не сложившейся сети учреждений культуры, а конкрет­ной деятельности (социальный заказ). Речь идет о феде­ральных, региональных и местных культурных програм­мах, финансируемых из соответствующих Фондов раз­вития культуры и искусства. (Подробнее о технологии разработки таких программ см. в следующем разделе.) Программное финансирование фактически является рас­пространением на бюджетные средства механизма дого­ворных отношений. Иначе говоря, с 1989 года бюджетные средства стали выделяться не только в виде дотации (на «фактбытия»),нои в хозрасчетной «упаковке» (договор, акт сдачи-приемки и г. д.).

Бюджетные средства других отраслей, отраслевых и меж-отрастовых программ. Например, учреждения культуры могут осваивать бюджетные средства системы здраво­охранения, образования, министерства обороны и т. д., участвуя в мероприятиях организаций и учреждений утих отраслей.

<- Бюджетное финансирование непосредственно потреби­телей. Обычно бюджетные средства используются для финансирования производителя услуг в сфере культуры, Поддерживается, фактически, не потребитель, а выступа­ющий «от его имени» производитель (учреждения куль­туры). Тем самым не существует полной гарантии защи-

ты потребителя (а бюджетные средства должны давать налогоплательщику определенные гарантии в сфере куль­туры) от производителя, который может требовать себе средств на реализацию фактически невостребованной по­требителем деятельности - ситуация отнюдь не редкая в сфере культуры, когда деньги идут на оплату «факта бы­тия» учреждения культуры и «плода больного воображе­ния» его работников. Поэтому вполне обоснованной и не лишенной здравого смысла является практика ряда стран, где часть бюджетных средств идет на «непосредственное финансирование потребителя» в социально-культурной сфере. Речь идет не о потребителе вообще, а о тех его груп­пах и категориях, которые нуждаются в некоторых га­рантиях бюджетными средствами (малоимущие, дети, эт­нические меньшинства и г. п.). Представителям таких категорий могут быть выданы чеки (ваучеры, талоны, карточки) на определенный минимум услуг в сфере куль­туры (библиотечных услуг, музейных и т. п.). Эти чеки и т. п. гасятся в соответствующих учреждениях культуры и оплачиваются учреждениям культуры под гарантии бюд­жета. В этом случае частично снимается проблема ком­пенсационных выплат незащищенным группам населения, а учреждения культуры начинают «охотиться» за такими клиентами, реализуя тем самым необходимый минимум услуг.

К негосударственным (внебюджетным) источникам финан­сирования относятся следующие.

<• Привлеченные (донорские) средства. Речь идет о привле­чении финансовых средств доноров (спонсорство, патро­наж, благотворительность), для которых деятельность, на которую они выделяют среде гва, является непрофильной.

<■ Собственные средства, т.е. средства, зарабатываемые сами­ми организациями культуры: платное посещение, плат­ные услуги, коммерческая и предпринимательская дея­тельность.

Такие внебюджетные (негосударственные) источники, как спонсирование, патронаж и благотворительность, будут специаль­но рассмотрены ниже в разделах, посвященных социальному партнерству в сфере культуры, а также технологии фандрейзинга.

Собственная коммерческая деятельность учреждения куль­туры является традиционным внебюджетным источником фи­нансирования в сфере культуры. О номенклатуре платных ус­луг и соответствующем маркетинге культурных услуг подроб­но говорится в главе «Маркетинг в сфере культуры». Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на потребно­сти посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимо традиционных платных кз^ль-турных услуг это могут быть и банковский депозит, и совмест­ное использование помещений и пр. Однако пассивное отноше­ние, например к сдаче помещений («лишь бы сдать кому угод­но»), имеет печальные последствия. Разбирательства, суды с партнерами доставили многим учреждениям культуры множе­ство неприятностей, несоизмеримых с размерами полученных средств. «Лопнувшие» фирмы, криминальные «крыши», сеансы массового «исцеления» сильно подорвали авторитет учреждений культуры и их руководителей. Более эффективно «активное» ис­пользование потенциала учреждений культуры для PR-деятель­ности фирм, участия в стимулировании продаж, рекламных ак­ций и т. п., о чем уже говорилось ранее.

Немалый результат может дать и самостоятелы щя пред! рп -нимательская деятельность, создание дочерних мастерских, школ, и прочих «свечных заводиков», доходы от деятельности которых могут идти на обеспечение основной деятельности орга­низации или учреждения. В региональном масштабе мало что мешает создать банк культуры - обыкновенный, в принципе, банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тариф­ную ставку, разница которой, например со средневзвешенной ставкой может идти на нужды поддержки и развития сферы культуры, в том числе и через Фонд развития культуры и ис­кусства. Чрезвычайно перспективным представляется и разви­тие страховой деятельности в сфере культуры - в отличие от

зарубежной практики в России практически отсутствует стра­хование деятельности в сфере культуры. Представляется оче­видным, что активность в инициировании и стимулировании страховой деятельности - дело органов государственного управ­ления сферой, т. к. часть доходов от страхования также может направляться на нужды культуры.

Среди привлеченных источников финансирования орга­низаций культуры особое место занимают заемные средства. В качестве заемных источников финансирования выступают кредиты банков, финансовых институтов, международных орга­низаций и др.

(Отдельное место в системе заемного финансирования неком­мерческих организаций культуры занимают не облагаемые на­логом муниципальные облигации, обычно называемые мунисами (munis).

Муниципальными облигациями называют облигации, вы­пускаемые для финансирования деятельности некоммерческих организаций муниципальными органами власти и собственно некоммерческими организациями.

За рубежом существует несколько типов мунисов. В за­висимости от сроков выделяют краткосрочные и долгосрочные мунисы. Краткосрочные муниципальные векселя используются в основном для преодоления временных денежных затруднений некоммерческих организаций, тогда как долгосрочные муници­пальные облигации — для финансирования инвестиционных про­ектов некоммерческих организаций.

Кроме того, в зависимости от видов обеспечения существует три типа мунисов. Муниципальные облигации, обеспеченные бе­зусловной гарантией республиканских или местных органов власти, т. е. всеми налоговыми поступлениями данного уровня. Специальные налоговые облигации, выплаты по которым гаран­тируются с помощью отдельных налогов, и муниципальные до­ходные облигации, для которых обеспечением выступают акти­вы самих некоммерческих организаций.

Однако муниципальные облигации и другие заемные сред­ства не всегда используются организациями культуры. Привле-чение заемных средств оправдано, если они способствуют реа­лизации высокодоходных проектов, финансовые поступления от которых будут превышать цену заемного капитала. Исполь­зование заемных средств для финансирования основной неком­мерческой деятельности возможно в случае тяжелого экономи­ческого положения организации культуры как единственно воз­можный вид финансирования, а также если заемные средства ведут к повышению качества оказываемых услуг, расширению некоммерческих видов деятельности, что позволит в дальней­шем увеличить доходы от основной деятельности.

Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них не только разработки собственных доходных nai фавлений деятель­ности, но и привлечения внешних источников финансирования со стороны государства, населения и частного сектора. Органи­зации культуры отличаются высокой диверсификацией источ­ников финансирования. Даже бюджетное финансирование, как видно из сказанного, носит многоканальный характер. За бюд­жетные средства можно конкурировать.

Наличие различных источников финансирования в струк­туре доходов организаций культуры определяется национальны­ми особенностями менеджмента в сфере культуры. В России, Франции, Германии традиционно доминируют государственные источники финансирования, тогда как в США - привлеченные и собственные источники финансирования. Опыт финансиро­вания сферы культуры США представляет большой интерес в силу наибольшей диверсификации доходов организаций куль­туры среди стран мира.

Мировой опыт финансирования поддержки и развития сфе­ры культуры признает три основных типа экономики культуры в зависимости от механизма ее финансирования:

1) «романский» тип (например, в Италии, Испании, во Фран­ции), когда культура финансируется преимущественно централизовано, за счет государственных средств. Так, в Италии финансирование культурных акций и искусства могут осуществлять только правительственные организа-

Глава 3. Ресурсное обеспечение деятельности в сфере культуры

ции или частные лица, пользующиеся доверием государ­ства. Разновидностью и крайним выражением этого типа была советская экономика культуры. Недаром до сих пор утверждается, что и в условиях рынка российской эконо­мике культуры «ближе французский путь»;

2) «германский» тип, характерный для ФРГ и стран Сканди­навии. В этом случае центральными властями оказывается только патерналиста ческая поддержка, а государственное финансирование осуществляется преимущественно из ме­стных бюджетов и через независимые структуры и фонды;

3) «англо-американский» тип, когда государство выступает лишь вдохновителем и патроном определенных направ­лений, а финансирование осуществляется за счет привле­чения частного капитала, в том числе за счет налоговых льгот.

Еще раз отметим, что речь идет не о «национальных» типах, а о разных механизмах финансирования: (1) централизованно, непосредственно через государственные структуры; (2) государ­ственные средства объединяются с привлекаемыми иными сред­ствами и через независимые или местные структуры, т. е. с мак­симальным использованием местного самоуправления и само­организации сферы культуры и искусства; (3) практически исключительно за счет спонсорства и благотворительности, но с государственным политическим и правовым регулированием (принцип «длинной руки»).

Наиболее эффективная система децентрализованного фи­нансирования культуры создана в США. В основе американской системы лежит сокращение налогов, взимаемых с тех, кто выс­тупает благотворителем. В условиях льготного налогообложе­ния фирмы теряют меньше средств, чем номинально вкладыва­ют. Поэтому в странах с прогрессивной системой налогообло­жения именно крупным фирмам выгодна благотворительность. Конечно, казна в этом случае недобирает какую-то часть дохо­дов. Но зато объем средств, направленных на социальные нуж­ды оказывается больше суммы недополученных налогов. Кро­ме того, правительство освобождается от забот относительно он-ределения целесообразности затрат на культуру, от забот, свя­занных с распределением средств и техническим контролем их использования. Никакие амбиции властей не в состоянии пре­дусмотреть все факторы и полноценно регулировать развитие культурных процессов. Поэтому выигрывает, в конечном счете, не только фирма, но и государство в целом.

Некоммерческие организации культуры для успешной рабо­ты, в целях выполнения своей миссии и стратегических задач нуждаются во всех видах ресурсов и, прежде всего, финансо­вых. В России, как и в бол >шинстве европейских стран, глав­ным из них является государственный бюджет. Стабильная под­держка государства, однако, не исключает, а даже предполагает финансирование культуры иными структурами общества: ком­мерческим сектором, благотворительными организациями, ча­стными лицами. Государство во многих странах поощряет сле­дующую ситуацию. Создает общественную обстановку престиж­ности вложений в культуру, налогово стимулирует доноров, выделяет так называемые встречные субсидии тем организаци­ям культуры, которые активно занимаются фандрейзингом.

Однако в России фандрейзинг все еше является сравнитель­но новым направлением менеджмента и маркетинга, а государ­ство не поощряет организации культуры в поисках альтернатив­ных источников финансирования.

Американский термин «fundraising» (фандрейзинг) не име­ет адекватного перевода на русский язык. Дословно - это «воз­растание денежных средств», а по смыслу - поиск денег.1

1 Но деньги, конечно, «растут» не сами, не «rise», а специалисты-менед­жеры по развитию предпринил ают немалые усилия и добиваются их ро­ста - «raise». Вот почему распространенное в России (особенно в Моск­ве) произношение этого термина через гласную а фандрайзинг не­верен, корректнее и грамотнее сказать - фандрейзинг.

До конца 1980-х годов не только сам термин, но и соответ­ствующие ему действия были не известны в России. Социалис­тическую культуру финансировало только государство, год от года все более скупо выделяя на нее деньги из бюджета. Для организаций культуры были запрещены иные внешние источ­ники, кроме государственных средств. Ситуация изменилась в 1988-1989 годах. Одобренные Советом Министров СССР «Ос­новные положения нового хозяйственного механизма в отрас­лях непроизводственной сферы» и принятые на их основе «Но­вые условия хозяйствования» в культуре впервые предостави­ли и организациям культуры право иметь прочие поступления, кроме средств госбюджета и доходов от основной деятельности. С этого времени, уже более пятнадцати лет назад, меценатские и спонсорские вложения в искусство перестали быть свойственны только буржуазному образу жизни, а у российских организаций культуры появилась возможность привлекать альтернативные источники финансирования.

Сегодня абсолютный рост бюджетных поступлений не по­спевает за темпами инфляции, в результате организации куль­туры оказываются в ситуации острой нехватки денег. Поиск дополнительных средств - фандрейзинг - стал одной из важ­ных задач российских менеджеров з культуре.

Параллельно с практиками за изучение этого нового направ­ления менеджмента некоммерческих организаций взялись уче­ные. В середине 1990-х годов появились первые российские на­учные труды, посвященные фандрейзингу.2

Большинство специалистов в целом сходятся в определении дифиниции фандрейзинга. Однако есть здесь и расхождения. Так авторы учебника по экономике культуры пишут, что «фанд-

2 См., например: Бодунген А. На пути к успешному фандрейзингу. - М., 1995; ИксановА. Г.,Дымнжова А. И. Кгк просить деньги на культуру / Реферат книги Кэролин Л.Столпер, Кэрен Хопкинс «Успешный фанд­рейзинг для учреждений культуры». - СПб.: Нотабене, 1995; Дьшнико-ва А., Иксанов А. Благотворительный фонд БДТ // Теория и практика успеха. - СПб.: Изд-во Чернышева, 1997.

рейзинг - это процесс поиска финансовых и материальных ре­сурсов, осуществляемый менеджерами некоммерческих органи­заций».3 Это определение, фактически являющееся переводом английского термина, недостаточно подробно и не совсем точ­но. Согласно ему, к фандрейзингу можно отнести получение финансирования от учредителя по его обязательствам, доходов от продажи билетов и иной деятельности по реализации услуг организации культуры непосредственному потребителю.

Целесообразно придерживаться иного определения: «фанд-рейзинг - это привлечение ресурсов в организации культуры сверх финансовых обязательств учредителя и доходов от устав­ной деятельности».4

Что же остается? (См. рис. 3.1)

Рис. 3.1. Сегменты рынка доноров

Организации культуры получают средства, во-первых, от учредителей сверх заложенных в смете статей на текущие рас-ходр>] и капитальные вложения, во-вторых, от зарубежных и рос­сийских благотворительных организаций, в том числе от фон­дов и международных организаций, в третьих, от коммерческих хозяйствующих субъектов, в четвертых, от частных лиц.

1 Экономика культуры: учебник / Под род. А. Я. Рубинштейна. - М.: 2005. -С. 557.

1 Гордин В. Э.,Дъшникова А. И. Новое в теории и практике фандрейзинга // Менеджмент и культура. ■-СПб.: СПГАК, 1998. С. 44.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.