Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические портреты школьников с разными типологическими свойствами




Уровень подвижности нервных процессов.

Высокие баллы – легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.

Низкие баллы – характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.

 

Расчет дополнительного показателя: уравновешенность по силе1

Уравновешенность по силе А равна отношению силы по возбуждению (Fд) к силе по торможению (Fт): А= Fд/Fт.

Чем ближе к единице значение дроби Fд/Fт тем более высокой является уравновешенность. По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение дроби не выходит за пределы интервала 0,85 – 1,15. Если значение дроби выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности. Причем если значение дроби меньше 0,85 – это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения; и наоборот, если значение больше 1,15 – это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения.

Наблюдая за учащимися, можно выделить среди них наиболее характерных представителей того или иного свойства. Так, сразу бросается в глаза ребенок со слабой нервной системой чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный. Он не может долго уча­ствовать в шумных подвижных играх, что связано с его неболь­шим запасом сил, повышенной утомляемостью. Часто склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему нравится сам про­цесс наведения порядка. Он отличается повышенной впечатлитель­ностью. Непривычная среда, внимание окружающих, тем более незнакомых людей, оказываемое на него психическое давление – все это может для такого ребенка стать сверхсильным раздражите­лем. В таких случаях ребенок может растеряться, не найти нужных слов, не ответить на вопросы, не выполнить простейших просьб.

Из-за своей повышенной чувствительности «слабые» дети отли­чаются особой уязвимостью. Часто они болезненно реагируют на ок­ружающее, относя все происходящее на свой счет. Нейтральная реп­лика может восприниматься ими как критика в их адрес. Они чрезвы­чайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых. Вот как описывает Н.Г. Гарин-Михайловский в романе «Гимназисты» ре­акцию своего впечатлительного героя Темы Карташова на резкое замечание учителя:

«Класс завертелся в глазах Карташова. Половина слов пролетела мимо, но довольно было и тех, которые попали в его уши. Ноги его подкосились, и он сел, наполовину не осознавая себя».

Родители, учителя и сверстники часто удивляются тому, на­сколько неадекватно резкой может быть реакция детей со слабой нервной системой на внешне мало значимое событие, как часты у них перепады настроения.

Нередко таким детям не хватает уверенности в себе, им свой­ственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть, вследствие чего продвижение к успеху значительно осложняется для них.

Из-за своей неуверенности и болезненного отношения к неуда­чам дети со слабой нервной системой любят, как бы заранее подстраховываясь, планировать свою работу, тщательно ее организо­вывать. Они предпочитают составлять расписание своих занятий на каждый день, продумывать их последовательность и основные этапы. Тем самым они как бы готовят те внешние опоры, которые помогают им в ограниченное время выполнить ту деятельность, которая от них требуется. Такая же скрупулезность и продуман­ность отличают их домашнюю подготовку к устным ответам: со­ставляются схемы ответов, краткие изложения, планы.

Совсем иным видится ребенок с сильной нервной системой. Чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он ус­ваивает значительный по объему материал. Заметно, что он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности, его практи­чески нельзя увидеть уставшим, вялым, расслабленным. Он спосо­бен в течение длительного времени сосредоточенно заниматься уроками или какой-либо интересной для себя деятельностью. Вклю­чаясь в работу, почти не испытывает трудностей. Ему нипочем до­полнительные нагрузки, переход к незнакомой, новой деятельно­сти. Чаще всего обнаруживает полную поглощенность своим оче­редным занятием. Вот, например, Володя, старший брат Николеньки Иртеньева из трилогии Л.Н. Толстого: «Увлекаясь самыми разнообразными предметами, он предавался им всей душой. То вдруг на него находила страсть к картинкам: он сам принимался рисовать, покупал на все свои деньги, выпрашивал у рисовально­го учителя, у папа, у бабушки; то страсть к вещам, которыми он украшал свой столик, собирая их по всему дому; то страсть к ро­манам, которые он доставал потихоньку и читал по целым дням и ночам...».

Поглощенный своими занятиями ученик с сильной нервной системой может спокойно отрешиться от посторонних момен­тов. Ему не мешают шум, разговоры, присутствие людей. Он способен готовить уроки на перемене, в транспорте, везде. Его отличают большая эффективность использования времени, спо­собность выполнить за тот же промежуток времени больше, чем другие учащиеся, за счет своей выносливости, отсутствия оста­новок и перебоев в работе. А теперь посмотрим, как выглядит подвижный учащийся. Учи­тель в классе сразу выделяет детей, отличающихся непоседливо­стью, несобранностью, неумением сосредоточиться на уроке. Не всегда такие черты можно рассматривать как результат плохого воспитания, неправильного отношения к труду. Они возможны и в результате проявления такого индивидуального свойства, как вы­сокая подвижность нервной системы. Такие дети, будучи предоставлены сами себе, долго не могут собраться и приняться за работу (и в классе, и дома). Их постоян­но что-то отвлекает, они вертятся, разговаривают, перекладыва­ют книги, точат карандаши. Им скучно заниматься какой-то од­ной деятельностью, обычно у них много разнообразных занятий; времени им хватает и на уроки, и на многие внешкольные дела. Переходя от одного занятия к другому, они полностью вытесняют из сознания предыдущее. Подвижный ученик не составляет для себя каких-либо графиков и расписаний; он все свои дела и заботы дер­жит в голове. Его не смущает известная неопределенность в том, чем и когда ему нужно заниматься, кто и где его ждет. Он способен на ходу принимать решение или изменять прежние намерения, быстро, без труда приспосабливаясь к новым условиям, легко сле­дуя за ними и подчиняясь складывающимся обстоятельствам.

Нередко высокая подвижность нервной системы проявляется в чрезмерной двигательной активности, в характерных особенностях речи. Так, юный Петр I в романе А. Н. Толстого не ходил, а бегал, «спотыкаясь от торопливости». Такие эпитеты, как «нетерпеливый» и «торопливый», чаще всего использовал писатель для характерис­тики своего героя: он торопливо говорил, приказывал, нетерпели­во дергал головой, вращал глазами, грыз ногти. «Горячась, он на­чинал говорить неразборчиво, захлебывался торопливостью, точно хотел сказать много больше того, чем было слов на языке». Что касается учебы, то тут подвижный ученик отличается лег­ким схватыванием объяснений учителя, умением быстро выпол­нить требуемые задания и решать задачи, мгновенно отвечать на устные вопросы. Описывая подвижного ученика, Н.С. Лейтес так характеризует его мыслительные особенности: «Собеседник едва успевает произнести мысль, как он может подхватить и развить ее, опережая автора, или начать возражать сразу же на выводы из данной мысли» [23. – С. 283]. По-другому ведет себя ребенок с инертной нервной системой. Он намного спокойнее на уроках. Исключение составляют лишь те слу­чаи, когда он на перемене участвовал в шумных играх, и тогда ему трудно сразу перестроиться и включиться в учебную деятельность. Он не способен «разбрасываться» на разнообразные занятия; чаще всего его свободное время полностью занято учебой, приготов­лением уроков. Он не успевает больше практически ничего, так как выполнение домашних заданий тянется очень долго, каждое непредвиденное обстоятельство надолго отвлекает его, выбивает из рабочей колеи. Много времени и сил уходит у него на такие мелочи, которые почти не замечают другие ученики. Вот как опи­сывает умственную деятельность инертного ученика Н.С. Лейтес: «В приготовлении уроков каждая деталь задания – особое дело. Прочесть, обсудить материал, приготовить чертеж, произвести вычисление – все это маленькие события, требующие некоторой подготовки». Неприятности, неудачи, обиды не забываются инертными сра­зу, а как бы застревают в сознании, отвлекают от решения насущ­ных вопросов, мешают двигаться дальше. Нужно какое-то время, прежде чем волнующее событие забудется и его негативное дей­ствие прекратится. Инертный не может быстро и полно ответить на внезапно поставленный вопрос. Ему требуется время на обдумыва­ние, тщательную подготовку. Чаще всего у инертного речь нетороп­ливая, замедленная, мимика и жестикуляция практически отсут­ствуют. У того же Н.Г. Гарина-Михайловского в «Гимназистах» да­ется описание манеры говорить героини, отличающейся сдержан­ностью, медлительностью: «... Она отвечала не сразу, как будто ее отделяла от говорящего какая-то изолирующая среда, звук через которую проходил не сразу, а нужно было время. Иногда казалось, что она не слышала, но проходило время и она отвечала так, как будто отвечала себе, но могли слушать и другие».

Методика исследования самоотношения (МИС; С.Р. Пантилеев)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.