Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия и термины. Тема 4. Рыночная экономика и ее модели




Тема 4. Рыночная экономика и ее модели

 

Рынок: понятие, условия возникновения. Функции рынка. Институциональные основы функционирования рынка: частная собственность, свободное ценообразование, конкуренция.

Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Несовершенства (фиаско) рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.

Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г.

 

 

Инфраструктура рынка (market infrastructure) – совокупность институтов, обеспечивающих работу рынка; организации, с помощью которых работают рынки ресурсов и товаров, циркулируют потоки товаров, ресурсов и доходов между фирмами и домашними хозяйствами.

Конкуренция (сompetition) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономичес-кого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. – (НСУР-2020) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения. В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек – окружающая среда – экономика».

«Невидимая рука рынка» («invisible hand of the market») – предположение, введенное Адамом Смитом, согласно которому отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества «невидимой рукой» рынка.

Рынок (market) – институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.

Рыночная система (market system) – все образующие экономику рынки продуктов и ресурсов и действующие между ними связи; механизм, позволяющий складывающимся на этих рынках ценам распределять редкие экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.

Свобода выбора (freedom of choice) – свободное право собственников материальных ресурсов и денег использовать их по своему усмотрению, свободное право рабочих заняться любым видом труда, на который они способны, и свободное право потребителей расходовать свои доходы на цели, которые они сочтут предпочтительными (наилучшими).

Свобода предпринимательства (freedom of enterprise) – свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали.

Суверенитет потребителя (consumer sovereignty) – свободный выбор потребителями видов и количества товаров и услуг, которые производятся из редких ресурсов.

Ценообразование (pricing) – установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от издержек продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.

Экономические отношения (economic relations) – объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ.

 

Литература: [4; 3, с. 8–197; 5, с. 520–531; 6, с. 398–419, 469–487; 7, с. 79–102, 446–449; 8, с. 99–135; 10, с. 26–33; 12, с. 86–151; 13, с. 82–84, 353–362; 15, с. 45–46; 16, с. 416–434; 18, с. 82–91, 96–114; 19, с. 58–74; 21, с. 34–56, 363–373; 22, с. 57–88; 23, с. 60–61].

 

 

Раздел II. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.