Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема единиц анализа психики




Методы постнеклассической психологии

Общенаучный уровень методологии и постнеклассической психология

Постнеклассическая научная рациональность. Философия постмодернизма.

Методы неклассической психологии

Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология

Основные структурные компоненты лекции: Общенаучные концепции и концептуальные подходы. Общенаучные концепции в психологии.

Основное содержание лекции:

Общенаучные концепции и концептуальные подходы. Неклассическая наука богата общенаучными концепциями и концептуальными подходами. Часто в качестве наиболее яркого примера общенаучных концепций неклассического типа приводят концепцию ноосферы В.И.Вернадского. По мнению Вернадского, в результате познавательной и, как следствие, преобразующей деятельности человека развитие биосферы выходит на новый уровень. Образуется ноосфера, представляющая собой новый элемент космоса, характеризующийся социальным опосредованием природы.

Еще одним общенаучным подходом становится тектология А.А.Богданова. Тектология опиралась на философию всеединства В.С.Соловьева и философию общего дела Н.Ф. Федорова. А.А. Богданов замыслил тектологию как обобщение организационного опыта человека. Всякую систему элементов, по мнению Богданова, следует рассматривать в ее отношении к среде, а элементы этой системы в отношении к целому.

В психологии общенаучные концепции стали появляться, начиная с середины 20-го века.

В рамах кибернетики создано представление о системах, самоорганизующихся по принципу обратной связи. Эта концепция нашла свое применение в т.ч. в физиологии (Бернштейн) и психологии (Бейтсон (алкоголизм)).

Теория систем Л.Берталанфи. В основе теории систем - обобщение экосистем как живых систем. Основные принципы системного подхода:

1. Холизм против атомизма (целое не равно сумме частей).

2. Циклический характер причинности.

3. Оптимальное функционирование границ как условие выживания системы (проницаемость, но жесткость).

Реализуются в разных подходах, в т.ч. семейной психотерапии.

· Семейный подход (Щедровицкий)

· Системно-структурный подход (Выготский, Пиаже)

· Системно-функциональный (Рубинштейн, Ухтомский, Анохин, Лурия).

К общенаучному уровню методологии Первин, Джон фактически относят концепцию К.Г.Юнга, которая, по мнению авторов, оказала огромное влияние на многие области научного знания за пределами психологии.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологи А.Г.Асмолов. М.: Смысл, 2002.

2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 - 527 с.

3. Братусь, Б.С. Аномалии личности/ Б.С.Братусь. – М., 1988. – 301 с.

4. Корнилова, Т.В., Смирнов С.Д.. Методологические основы психологии/Т.В.Корнилова, С.Д.Смирнов. – Учебное пособие. - СПб: Питер, 2006.

5. Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975.

6. Леонтьев Д.А. Психология смысла/Д.А.Леонтьев. — М., Смысл, 1999.

7. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/Д.А.Леонтьев// Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.

8. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии/Д.В.Лубовский//М.,2007.

9. Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с.

10.Петренко, В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997.

11. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с.

12.Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 201с.

13. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.

 

Основные структурные компоненты лекции. Критерии, определяющие неклассический характер метода.Неклассическая и «понимающая» методология в психологии. Методы неклассической психологии.

Основное содержание лекции.

Критерии, определяющие неклассический характер метода. Следует выделить следующие критерии определения возможности отнесения исследовательских методов к неклассическим: соотнесение предмета, орудием изучения которого является рассматриваемый метод, со шкалой «холизм-элементализм»; степень предопределенности результатов исследования характеристиками его метода; характер взаимоотношений субъекта и объекта исследования. В наибольшей степени этим критериям удовлетворяет группа методов, которые В.И. Слободчиков, Е.И.Исаев определяют как методы описательной психологии [Слободчиков, Исаев 1995]. Неклассический этап научной рациональности характеризуется отказом от элементалистской (в пользу холистской) направленности и линейного (в пользу вероятностного и кругового) детерминизма. Эти же тенденции наблюдаются и в ходе анализа принципов построения психологии описательного типа. Но главным свойством, объединяющим неклассическую рациональность и описательную психологию, является принятие неизбежности влияния операционально-познавательных особенностей исследователя на получаемые им в ходе исследования результаты.

Неклассическая и «понимающая» методология в психологии. В то же время, в неклассической психологии существуют направления, которые можно в полной мере назвать неклассическими, но при этом не включенными в поле описательной психологии: культурно-историческая психология Л.С.Выготского, опирающегося на метод генетико-моделирующего эксперимента, и фрейдизм, опирающийся на метод психоанализа.

Рассматривая методы неклассической психологии, мы, таким образом, можем обратиться к классификации и описанию методов описательной психологии, предложенным Слободчиковым, Исаевым [1995], дополнив ее генетико-моделирующим методом Л.С.Выготского, а также психоанализом.

Методы неклассической психологии.

Интроспекция становится методом неклассического типа, только если исследователь при рассмотрении объекта познания восходит над атомистическим его видением, а также не проводит жестких границ между собой как субъектом исследования и интересующей его стороной психического как его объектом. Формальные особенности метода интроспекции рассматривались нами в предыдущем разделе.

Самоотчет выступает продолжением метода интроспекции, позволяя фиксировать результаты самонаблюдений. Самоотчет может оформляться в виде писем, дневников, автобиографий, исповедей и имеет в данном контексте смысл только если опирается на интроспекцию как метод неклассической психологии. Одним из недостатков самоотчета выступает социальная желательность, свойственная для самоотчетов испытуемых.

Включенное наблюдение, в отличие от невключенного, предполагает реальное участие исследователя в изучаемом явлении или в процессе исследования. Исследователь вербализует свои роли в исследовании, заявляет о своих переживаниях, смыслах, ценностях и т.д.

Эмпатическое слушание предполагает отождествление себя с испытуемым с целью переживания идентичных эмоциональных состояний.

Идентификация предполагает мысленную постановку исследователем себя на место исследуемого. В отличие от эмпатического слушания идентификация опирается на когнитивные механизмы понимания другого: сравнение, анализ, синтез, отвлечение, обобщение и пр.

Диалогическая беседа выстраивается на принципах равноправности общения. Познание исследуемого субъекта усматривается только через его понимание. Исследовательская задача не является преобладающей, но выступает наряду с коррекционной, педагогической и др.

Биографический метод основан на описании биографии человека. Биографический метод предполагает психологическую реконструкцию жизненного пути личности с целью фиксации последовательных изменений его психологии как целого.

Метод интуиции предполагает интуитивное «схватывание» психологических особенностей человека, не предполагающее специальных техник, а также осознанного использования интеллектуальных операций.

Метод интерпретации внутреннего мирачеловека предполагает обращение при понимании психологического состояния другого к аналогиям из собственной жизни.

Герменевтика представляет собой истолкование психологии исследуемого субъекта как текста. Такое истолкование предполагает соотнесение психики как текста с контекстами и подтекстами ее становления и объективизации, ориентация на традицию истолкования текстов подобного рода.

Экспериментально-генетический метод разработан Л.С.Выготским как часть его культурно-исторического подхода к проблеме развития высших форм психической активности человека. Основная идея этого метода заключалась в изучении перспективных путей развития высших форм психической деятельности на определенном возрастном этапе и определении условий, обеспечивающих возможности такого развития. Особенностью формирующего метода является ориентация на проект-програмный тип научности.

Метод психоанализа, разработанный З.Фрейдом (частично, совместно с К.Г.Юнгом), предполагает анализ исследователем сновидений, описок, оговорок, а также свободных ассоциаций пациента, которые затем истолковываются в соответствии с основными положениями фрейдизма.

Литература:

1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии/А.Г.Асмолов. - М.: Смысл, 2002.

2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.

3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие / В.Н. Дружинин. – СПб.,2000. – 348 с.

4. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Изд-ский центр «Академия», 2006. – 208 с.

5. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.

6. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. –СПб.:Питер, 2002.–592с.

7. Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с.

8. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека/В.И.Слободчиков, В.И.Исаев. – М., 1995

Глава 4. Постнеклассический тип рациональности и психологическая методология

Основные структурные компоненты лекции: научная картина мира постнеклассического типа рациональности, идеалы и принципы постнеклассической науки, философские основания постнеклассической науки.

Основное содержание лекции:

Научная картина мира постнеклассического типа рациональности. В основе постнеклассической научной картины мира лежит принятие принципиальной возможности объединения ранее считавшихся несогласуемыми (в классической науке) или плохо согласуемыми (в неклассике) представлений о реальности: живой природе, неживой природе и социальном мире. Обозначенные составляющие объединяются в постнеклассике при помощи принципа системного эволюционизма, предполагающего единение принципов системности и эволюционного подхода.

Обоснование системного эволюционизма обеспечили три основные концепции: теория нестационарной Вселенной, синергетика, теория Пригожина, теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

Идеалы и принципы постнеклассической науки. Изменяется взгляд на объект познания. Предмет рассматривается во внутренней плюральности и негомогененности. Еще одним принципом постнеклассической науки становится принцип холономности (целое равно не сумме частей, но часть может отражать или даже быть больше целого). В психологии эта идея находит свое преломление в трансперсональной психологии. Принципом постнеклассической науки является принцип «допустимо все», впервые объективизированный П.Фейерабендом. Например, в современной физике это выражается в допустимости сопоставления и использования идей разных времен и разных культур. В психологии этот принцип проявляется в современной практической психологии, выстраиваемой при помощи эклектичного использования методик из различных психологических направлений, а также использование религиозных подходов.

Философские основания постнеклассической науки.

В текстологическом философском проекте (Ж. Деррида, М. Фуко, Р. Барт) наиболее значимыми являются идеи «деконструкции» и «смерти автора». Деконструция направленна на отказ от понятий метафизики и на исследование идеологической подоплеки их конструирования. Метафора «смерти автора», а также ее типологические аналоги «смерть субъекта» и «смерть Бога» указывают на отсутствие внешней детерминации предметов (текста, идей, мира) и подчеркивают невозможность новаторства в творчестве.

Номадологический проект (Делез, Гваттари). Понятие номада (дословно - кочевник) указывает на отрицание пространства в качестве дискретно дифференцируемого посредством определенных точек – монад (дословно – единица, простая сущность). Пространственная среда рассматривается как «мир, кишащий номадическими [кочевыми] … сингулярностями». Предмет рассматривается в качестве принципиально аструктурированной целостности (ризома), развиваемой по принципу случайности и без внешней детерминации.

Шизоаналитический проект (Делезом и Гваттари) направлен на критику фрейдистского и неофрейдистского понимания бессознательного при помощи эдипова комплекса, а также его интерпретации при помощи сновидений и оговорок. Бессознательное предлагается понимать как «производящее желание».

Нарратологический (Лиотар, Рикер) проект направлен на критику метанарративов, метарассказов как принципа интегральной организации культуры и социальной практики. Утверждается идея вариабельности рациональностей.

Симуляционный (Батай, Бодрийяр) проект. Симулякр – это копия, оригинал которой никогда не существовал. Общение посредством симулякров противопоставляется понятийному общению. В понятийном общении важно значение понятий и возможно устойчивое взаимопонимание, в общении при помощи симулякров важны коннотации и могут обрести смысл лишь в том случае, если заложенные коннотации адресантом будут восприняты адресатом, причем это происходит не посредством усилия той или иной стороны (соответственно суггестивного либо герменевтического), но посредством самодвижения коннотаций и ассоциаций. Таким образом, в данном проекте также наблюдается отказ от идеи внешней детерминации.

Литература:

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.

2. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.

3. Глазерсфельд Э. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2001. № 4.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.

5. Розин В.М. Семиотические исследования. — М.: Университетская книга, 2001.

6. Руднев В.П. Прочь от реальности. — М., Аграф, 2000.

7. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.

8. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред. А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.

9. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Изд. 2-е, доп. — М.: URSS: КомКнига, 2005.

10. Янчук, В.А. Психология на рубеже третьего тысячелетия: поиски парадигмальных координат, способа теоретизирования и метода исследования // Адукацыя i выхаванне, 1999, № 8, с. 30-49.

11. Янчук, В.А. Постмодернистская социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива метода психологического исследования // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Выпуск 1, с. 205-226.

 

Основные структурные компоненты лекции.

Синергетика Г.Хакена (как общенаучная концепция). Теория диссипативных структур И.Пригожина. Концепция автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы.

Основное содержание лекции.

Наиболее значимыми из концепций, определяющих поснеклассический тип научной рациональности являются синергетика Г.Хаккена, теория диссипативных структур И.Пригожина, концепция автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы.

Синергетика. Синергетическая концепция сыграла в становлении принципа системного эволюционизма не меньшую роль, чем идея раздувающейся вселенной. Термин «синергетика» предложил Г.Хакен. Основным принципом синергетики является принцип сотрудничества согласованности различных процессов, обеспечивающих самоорганизацию сложных систем. Синергетика изучает любые сложные системы, состоящие из множества подсистем. В последние годы данная концепция начинает осторожно использоваться и в психологии [Трофимова, Курганский и др.].

Концепция диссипативных структур И.Пригожина. Важный вклад в новую картину мира внесла концепция Пригожина. Согласно Пригожину, удаляясь от состояния равновесия, термодинамические системы приобретают принципиально новые свойства и начинают подчиняться новым, нелинейным законам. Для описания таких состояний в системе Пригожин использует понятие «диссипативная структура». «Диссипативный» означает рассеивающий, связанный с потерей энергии, то есть диссипативные структуры описывают неравновесные системы, находящиеся в постоянной нестабильности. Такие системы, согласно Пригожину, характеризуются не планомерным разрушением, но способностью к самоорганизации, в том числе за счет их открытости и, как следствие, возможности черпать энергию извне. Важной частью концепции Пригожина о самоорганизации таких систем является идея возникновения «порядка через флуктуации». Каждая сложная самоорганизующаяся система, согласно Пригожину, характеризуется флуктуациями – отклонениями величин от их среднего значения. В случае если такие флуктуации достигают значительных масштабов, система оказывается в точке бифуркации (раздвоения), в которой она может пойти как в направлении повышения степени организованности, так и в направлении обращения в хаос. Здесь в дело вступает случайность, которая и определяет движение системы в точке бифуркации [Пригожин]. Чем сложнее система, тем более она подвержена флуктуациям. В этом смысле, психика, личность человека – системы в очень значительной степени подверженные флуктуациям. Тем не менее, представления о диссипативных структурах в психологии почти не используются. Среди немногочисленных психологов, использующих идеи И.Пригожина, можно отметить В.П. Зинченко, использующего вышеописанную модель при рассмотрении проблемы выбора человеком пути духовного развития.

Концепция автопоэзиса. Еще одной концепцией является концепция автопоэзиса (самовоспроизведения) У.Матураны и Ф.Варелы. Автопоэзисная система, согласно Матураны, Варелы, состоит из «сети процессов, которые постоянно воспроизводят свои компоненты, таким образом, отделяя себя от окружающей среды» [Лубовский, с.78]. Системы такого типа являются автономными. Внешние воздействия рассматриваются лишь как возможные причины их дезорганизации. Концепция автопоэзиса может применяться в социальных науках, например, для анализа социальных систем (Ф.Хейлигхен).

J. Shotter, анализируя перспективы развития психологии как постнеклассической науки, указывает на необходимость изменения позиции психолога-исследователя. С точки зрения J. Shotter, необходим переход с позиции отстраненного, «обособленного проверяющего теорию созерцателя, к позиции заинтересованного, интерпретирующего, проверяющего процедуру, включенного наблюдателя»; с «одностороннего стиля исследования к двусторонней интерактивной модели» [1997, c. 58]. Shotter также ставит под сомнение исследовательскую процедуру, требующую включения в плоскость рассмотрения поточности и континуальности феноменологии. Этот взгляд, в целом, отражает общую направленность постнеклассически ориентированных психологов в отношении будущего психологической науки.

Литература:

1. Gergen, K.J. Social psychology as social construction: The emerging vision. In C. McCarty & A.Haslam (Eds.), The message of social psychology: Perspectives on mind in society. — Oxford: Blackwell, 1997.

2. Shotter, J. “Getting in touch”: The meta-methodology of a postmodern science of mental life / In: Kvale, S. (Ed) Psychology and postmodernism. – London: Sage Publications, 1997, pp. 58–72.

3. Курганский, А.В. Математическое моделирование движений: синергетический и конгитивистский подходы// Вопросы психологии. №4. 1999.

4. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии/Д.В.Лубовский//М.,2007.

5. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986

6. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред. А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.

7. Трофимова, И.Н. Индивидуальные различия с точки зрения эволюционно-синергетического подхода//Вопросы психологии. 1996. №1.

8. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведения и когнитивной деятельности / Г. Хакен. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 351с.

9. Янчук, В.А.Постмодернистская социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива метода психологического исследования/В.А.Янчук // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Выпуск 1, с. 205-226.

10. Янчук, В.А. Психология на рубеже третьего тысячелетия: поиски парадигмальных координат, способа теоретизирования и метода исследования/В.А.Янчук // Адукацыя i выхаванне, 1999, № 8, с. 30-49

 

Основные структурные компоненты лекции. Принципы, конституирующие разработку методов постнеклассической психологии. Методы исследования в постнеклассической психологии.

Основное содержание лекции.

Принципы и общенаучные концепции, конституирующие разработку методов постнеклассической психологии. Разработка методов психологического исследования постнеклассической типа предполагает ориентацию на общенаучные концепции позднего модернити.К последним следует отнести синергетику, концепцию диссипативных структур Пригожина, концепции автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы, заката метанаррации Ж-Ф. Лиотара, а также активно используемую в культурологии, религиоведении, истории, археологии концепцию деконструкции Ж.Дерриды.

Принципами научного познания, конституирующими постнеклассические методы исследования в психологии являются размывание границ между человеком и средой, принцип самоорганизующихся систем, принципы диалогичности и рефлексии.

В целом постнеклассическая исследовательская методология, как указывает В.А.Янчук, носит диалогический характер и реализуется в таких основных методах исследования психики человека как многоголосое исследование, нарративный метод и метод совместного исследования [Янчук, 2007].

Методы исследования в постнеклассической психологии.

Нарративный метод. Нарративный метод предполагает самоописания (автобиографии, рассказы и пр.), дополняемые и уточняемые их авторами. Авторы нарратива также имеют возможность отнестись к предложенным исследователем интерпретациям представленных содержаний.

Многоголосое исследование. Идея многоголосого исследования опирается на идею о необходимости и принципиальной возможности совместного участия в интерпретации текста трех сторон, причастных к исследованию: автора текста, исследователя и читателя текстовых описаний. Причем, критическую решающую роль здесь приобретает именно позиция читающего. Большое внимание в рамках данного метода уделяется переживаниям исследователя, которые также фиксируются в итоговом отчете и открываются для свободных интерпретаций читающего.

Совместное исследование. Наконец, совместные исследования предполагают вооружение исследуемого средствами анализа и осуществления исследования в целом. Выводы, осуществленные в результате собственного исследования представленных испытуемым текстов дополняются в этом случае интерпретациями испытуемых.

Литература:

1. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.

2. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.

4. Уилсон Р. Квантовая психология. — Киев, «ЯНУС», 1999.

5. Янчук, В.А.Постмодернистская социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива метода психологического исследования // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Выпуск 1, с. 205-226.

6. Янчук, В.А. Психология на рубеже третьего тысячелетия: поиски парадигмальных координат, способа теоретизирования и метода исследования // Адукацыя i выхаванне, 1999, № 8, с. 30-49.

 

Глава 5. Фундаментальные методологические проблемы психологического познания

Основные структурные компоненты лекции. Проблема единиц анализа психики в психологии. Единицы анализа психики в классической психологии. Единицы анализа психического в неклассической психологии. Проблема единиц анализа личности в советской психологии. «Требования» к единице анализа психики Н.Д.Гордеевой, В.П.Зинченко.

Основное содержание лекции.

Проблема единиц анализа психики в психологии. Проблема единиц анализа психики всегда оставалась одной из основных в психологии. По мере возрастания количества психологических направлений и школ возрастало также количество идей относительно единиц анализа психики. Каждая новая школа предлагала свой вариант единицы анализа психического.

Единицы анализа психики в классической психологии. В направлениях классического типа это были элементарные явления: простейшие ощущения в ассоцианизме, реакции в реактологии, рефлексы в рефлексологии, поведенческие акты в бихевиоризме, интеллектуальные операции в теории Ж.Пиаже.

Единицы анализа психического в неклассической психологии. В неклассической психологии представления о единицах анализа психики радикально изменяются в соответствии с изменением типа научной рациональности. Неклассическая психология, опирающаяся на принцип невозможности сведения целого к совокупности его частей обращается к единицам анализа психического, вмещающим по возможности системные особенности исследуемого предмета как целого. Примерами такого отношения можно рассматривать структурные отношения между фигурой и фоном, которые рассматриваются в качестве единицы анализа психического в гештальтпсихологии.

Проблема единиц анализа личности в советской психологии. Особо стоит сказать о роли Л.С.Выгосткого в прояснении среза познания психического. Выготский фиксировал возможности осуществления анализа психического по элементам и по единицам. Согласно Выготскому, анализ по элементам не позволяет нам получить полноценные представления об объекте как целом. Наоборот, анализ по единицам, по мнению Выготского, предполагает обращение к психологическим структурам, сообщающим нам информацию о системе как едином и неделимом психологическом целом. Сам Л.С. Выготский в качестве единицы анализа психического последовательно рассматривал сначала значение, а затем ключевые переживания человека.

Вслед за Выготским проблему единиц анализа психики пытались решить и другие советские психологи. Д.Н.Узнадзе в качестве единицы анализа психического рассматривал установку, А.Н.Леонтьев – деятельность. Деятельность в теории Леонтьева носит характеристики явления молярного, но не молекулярного типа. Развивающий идеи С.Л.Рубинштейна В.П.Зинченко рассматривает в качестве такой единицы – действие субъекта. Причем, как Леонтьев, так и Зинченко разрабатывают функциональную структуру предложенных ими единиц психического.

Отдельно ставилась в советской психологии проблема единиц анализа личности. Так, Ф.В.Бассин в качестве таковой предлагает «значащие переживания», А.Н.Леонтьев – личностные смыслы, Л.И.Божович – поступок. Д.В.Лубовский, рассматривая подход Выготского к проблеме единиц анализа психики, указывает, что ключевые переживания являются единицей анализа именно личности человека.

Н.Д.Гордеева, В.П.Зинченко, переосмысливая идеи Выготского, так охарактеризовали требования к единице анализа психического:

1. Единица анализа должна быть внутренне связанной психологической структурой.

2. Единица анализа психического должна фиксировать объективные противоречия, характеризующие исследуемое целое.

3. Единицы должны предполагать возможность развития.

4. Исключается разложение единицы исследования психического на элементы.

5. Отношение целого к единице должно носить иерархический характер.

6. Генетически исходные единицы анализа психического должны иметь чувственно воспринимаемую форму.

7. Анализ целого по единицам должен предполагать возможность изучения важнейших свойств этого целого.

8. Должна быть обеспечена возможность контекстуализации целого относительно явлений более высокого порядка [Зинченко, Гордеева, 1982].

Литература:

1. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса/Л.С.Выготский//Собр. соч.: В6 т. – М.2 – С.291 – 436.

2. Гордеева, Н.Д., Зинченко, В.П. Функциональная структура действия/Н.Д.Гордеева, В.П.Зинченко. М., МГУ, 1982.

3. Зинченко, В.П. Проблема объективно метода в психологии/В.П.Зинченко, М.К.Мамардашвили/Вопросы философии. – 1977. – С.109-125.

4. Зинченко, В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К истокам органической психологии/В.П.Зинченко. – М., 1997.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М./А.Н.Леонтьев. М.,1975.

6. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии/Д.В.Лубовский//М.,2007.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.