Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема - номинативное предложение




ТЕМА-ВОПРОС

· На каких ошибках люди учатся?

· Учиться на ошибках или избегать их?

· Можно ли учиться на чужих ошибках?

· Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?

· Что такое жизненный опыт?

· Возможно ли приобретение жизненного опыта без ошибок?

· Какие ошибки можно назвать непоправимыми?

· Какие уроки дает человеку история его народа?

· Важен ли для нас опыт предыдущих поколений?

· Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

· Какой опыт даёт человечеству война?

· Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?

· Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?

· Какие урок может дать нам опыт человечества?

· Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

 

ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ

· "Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг". (Джоан Коллинз)

· Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

· "Ошибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед". (У. Ченнинг)

· "Никогда не бойся ошибаться — ни увлечений, ни разочарований бояться не надо. Тогда ты приобретешь силу сопротивляться злу жизни и правильно оценишь ее хорошие стороны". (Александр Грин)

· "Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти". (Рабиндранат Тагор)

· "Ошибка одного — урок другому". (Джон Рей)

· "Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика". (Т. Карлейль)

· "Как бы ни была богата натура человека, чтобы стать совершенной, ей необходимо использовать опыт других". (М. Нуайме)

· "НИсточник нашей мудрости – наш опыт". (Саша? Гитри)

· "Из истории мы черпаем опыт". (Иоганн Готфрид Гердер)

· "Прежде чем приступить к возведению дворца вселенной, сколько нужно еще добыть материала из рудников опыта!" (Клод Адриан Гельвеций)

· "Опыт бывает скорбный, но он преображается в знание, а знание преображается в мудрость, которая делается руководителем души". (Анни Безант)

· "Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь все". (Василий I Македонянин)

 

· Цена ошибок на пути обретения жизненного опыта.

· Ошибки, без которых невозможно движение по жизненному пути.

· Ошибки, на которых мы учимся.

· Опыт, предотвращающий ошибки.

 

 

Направление "ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ". Аргументы к итоговому сочинению.

Произведения художественной литературы по направлению "ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ" предлагаются либо небольшого объема, либо в сокращении, так что для ознакомления с ними достаточно нескольких минут.

· М.Ю. Лермонтов. Бородино(читается за 5 минут).

· Ю. Нагибин. Мой первый друг, мой друг бесценный (фрагмент, читается за 2 минуты).

· Б.Полевой. Повесть о настоящем человеке (в сокращении, читается за 10 минут).

· В.Богомолов. Рейс «Ласточки» (читается за 3 минуты).

· Н.В.Гоголь. Тарас Бульба. (фрагмент, читается за 3 минуты).

· Ю. Казаков. Тихое утро (в сокращении, читается за 5 минут)

· В. П. Катаев. Флаг (читается за 5 минут).

· К. Симонов. Майор привез мальчишку на лафете...(читается за 3 минуты).

· М.А.Шолохов. Судьба человека (в сокращении, читается за 8 минут).

· Ю. Друнина. Зинка (читается за 3 минуты).

· А.Масс. Трудный экзамен (фрагмент, читается за 3 минуты).

· В.П. Аксёнов. Завтраки сорок третьего года (фрагмент, читается за 6 минут).

· В.Быков. Сотников (фрагмент, читается за 7 минут).

 

Направление "ДРУЖБА И ВРАЖДА".Аргументы к итоговому сочинению.

Произведения художественной литературы по направлению "ДРУЖБА И ВРАЖДА" предлагаются либо небольшого объема, либо в сокращении, так что для ознакомления с ними достаточно нескольких минут.

· А.Лиханов. Чистые камушки (фрагмент, читается за 10 минут).

· А. Грин. 14 футов (фрагмент, читается за 3 минуты).

· Ю. Олеша. Друзья (читается за 6 минут)

· Л.Н.Толстой. Кавказский пленник (в сокращении, читается за 8 минут)

· А. Лиханов. Магазин ненаглядных пособий (в сокращении, читается за 8 минут).

· А. Приставкин. Ночевала тучка золотая (фрагмент, читается за 10 минут).

· О.Генри. Друзья из Сан-Розарио (в сокращении, читается за 10 минут).

· Ю.М. Нагибин. Мой первый друг, мой друг бесценный (фрагмент, читается за 3 минуты).

· А.С. Пушкин. И. И. Пущину (читается за 2 минуты).

 

Направление "ОПЫТ И ОШИБКИ". Аргументы к итоговому сочинению.

Произведения художественной литературы по направлению "ОПЫТ И ОШИБКИ" предлагаются либо небольшого объема, либо в сокращении, так что для ознакомления с ними достаточно нескольких минут.

· В.Осеева. Рыжий кот (в сокращении, читается за 10 минут)).

· В.Осеева. Бабка (фрагмент, читается за 10 минут).

· Н.Д.Телешов. Белая цапля (фрагмент, читается за 7 минут).

· В. Осеева. Почему? (фрагмент, читается за 6 минут)

· Б.Екимов. Говори, мама, говори. (в сокращении, читается за 5 минут)

· Р. Бредбери. Каникулы на Марсе. Октябрь 2026 (в сокращении, читается за 3 минуты).

· И.Дик. Красные яблоки (читается за 5 минут).

· К. Симонов. Майор привез мальчишку на лафете...(читается за 3 минуты).

· М.А.Шолохов. Родинка (в сокращении, читается за 4 минуты).

· М.А.Шолохов. Судьба человека (в сокращении, читается за 8 минут).

· К.Г.Паустовский. Телеграмма (в сокращении, читается за 8 минут).

· Р. Бредбери. Вельд. (фрагмент, читается за 10 минут).

· В. Осеева. Волшебное слово. (читается за 3 минуты).

· Ю. Друнина. Зинка (читается за 3 минуты).

· А.Масс. Ловушка (фрагмент, читается за 8 минут).

· А.Алексин. А тем временем где-то (фрагмент, читается за 10 минут).

· Б.Екимов. Ночь исцеления (фрагмент, читается за 4 минуты).

· А.Масс. Трудный экзамен (фрагмент, читается за 3 минуты).

· В.Распутин. Уроки французского (фрагмент, читается за 8 минут).

· В.П. Аксёнов. Завтраки сорок третьего года (фрагмент, читается за 6 минут).

· А.Лиханов. Чистые камушки (фрагмент, читается за 10 минут).

 

Направление "РАЗУМ И ЧУВСТВО". Аргументы к итоговому сочинению.

Произведения художественной литературы по направлению "РАЗУМ И ЧУВСТВО" предлагаются либо небольшого объема, либо в сокращении, так что для ознакомления с ними достаточно нескольких минут.

· А.С.Пушкин. Евгений Онегин (фрагмент, читается за 3 минуты).

· А.Алексин. А тем временем где-то (фрагмент, читается за 10 минут).

· А.Масс. Ловушка (фрагмент, читается за 8 минут).

· Б.Екимов. Ночь исцеления (фрагмент, читается за 4 минуты).

· А.Масс. Трудный экзамен (фрагмент, читается за 3 минуты).

· Н.В.Гоголь. Тарас Бульба (фрагмент, читается за 8 минут).

· А.Лиханов. Лабиринт (фрагмент, читается за 5 минут).

· В.Распутин. Уроки французского (фрагмент, читается за 8 минут).

· А.П.Чехов. В аптеке (фрагмент, читается за 4 минуты).

 

Направление "ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ". Аргументы к итоговому сочинению.

Произведения художественной литературы по направлению "ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ" предлагаются либо небольшого объема, либо в сокращении, так что для ознакомления с ними достаточно нескольких минут.

· В.П. Аксёнов. Завтраки сорок третьего года (фрагмент, читается за 6 минут).

· А.С.Пушкин. Капитанская дочка (фрагменты, читаются за 12 минут).

· В.Быков. Сотников (фрагмент, читается за 7 минут).

· М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент, читается за 5 минут).

· М.А. Шолохов. Судьба человека (фрагмент, читается за 5 минут).

· А.Лиханов. Чистые камушки (фрагмент, читается за 10 минут).

 

Ценность человеческой дружбы, настоящий друг. Тезис Во все времена люди высоко ценили дружбу, ведь это одна из важнейших составляющих нашей жизни. Каждый из нас нуждается в настоящих, верных и преданных друзьях. Истинный друг - это не только тот человек, с которым можно весело провести время. Это, прежде всего, тот, кто придет на помощь в трудную минуту, с кем можно разделить как радость, так и горе. На друга всегда можно положиться, он не предаст, он готов помочь в любой ситуации. Аргументы Вспомним стихотворение А.С. Пушкина «И.И.Пущину». Поэт обращается к своему лицейскому товарищу. Пушкин вспоминает, как во время ссылки в Михайловское И.Пущин посетил поэта. Этот визит доставил Пушкину много радости: И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Поэт благодарен другу за участие, которое было так необходимо ему в трудную минуту, и в свою очередь хочет поддержать Пущина, которого после восстания декабристов приговорили к каторге. Поэт выражает надежду, что его слова помогут другу перенести все тяготы: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! И действительно, Пущин позже писал: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». Мы видим, что ценность дружбы определяется прежде всего готовностью поддержать в трудную минуту. Еще одно произведение, посвященное теме дружбы, - «Четырнадцать футов» А.Грина. В нем говорится о двух товарищах – Кисте и Роде. Автор описывает, как они, идя горной дорогой, оказались перед пропастью. Друзья решили перепрыгнуть ее. Кисту это удалось, а Род сорвался. Однако Кист успел удержать его за руку. Писатель показывает, что Кист не собирался отпускать его, хотя сам рисковал сорваться в пропасть под тяжестью друга. В свою очередь Род, желая спасти жизнь товарищу, принял решение пожертвовать собой – он ударил его ножом в руку, и та разжалась. Род погиб, но ценой своей жизни он спас товарища. А.Грин хочет донести до читателя мысль о том, какой должна быть настоящая верная дружба. Каждый готов не просто помочь, но, если потребуется, отдать жизнь за своего друга. К теме истинной дружбы обращается и О.Генри в новелле «Друзья из Сан-Розарио». Он рассказывает о двух товарищах – банкирах. Когда в городок прибыл ревизор, в кассе банка одного из них, Боба Бакли, была недостача. Он попросил своего друга майора Кингмена помочь – задержать ревизора до тех пор, пока деньги не привезут. Автор подчеркивает, что тот исполнил его просьбу, не колеблясь ни минуты. Писатель показывает, что и Боб в свое время помог майору, причем готов был сесть в тюрьму вместо него. В тот раз из сейфа пропали деньги. Боб Бакли знал, что их забрал майор Кингмен, но ради друга взял вину на себя. Лишь позже выяснилось, что майор страдал лунатизмом и сам не помнил, как перепрятал деньги. О.Генри хочет донести до нас мысль, что настоящий друг придет на помощь, не раздумывая, и будет готов ради товарища пожертвовать даже свободой. Еще одно произведение, затрагивающее тему настоящей дружбы, - «Чистые камушки» А.Лиханова. В нем рассказывается о мальчике по имени Михаська, который вступился за своего лучшего друга Сашку. Все ученики начальной школы страдали от притеснений хулигана Савватея, любившего издеваться над маленькими. Не исключением были и наши герои. Михаська однажды нашел в себе мужество дать отпор негодяю, но Сашка так поступить не смог и покорно пошел за мучителем. Тогда главный герой решается отстоять друга во что бы то ни стало. Савватей ставит ему условие – пройти через двор, охраняемый злобными овчарками. Михаська соглашается: «Не для Савватея пошел он сюда, не для этого бандюги. Для Сашки. Чтоб понял, что такое настоящий друг. Чтоб понял, что можно жить и не унижаться». Мы видим, что настоящий друг готов рискнуть жизнью, чтобы отстоять честь товарища. Подлинная дружба как раз и проявляется в решительных поступках, готовности защищать того, кто в этом нуждается.
Перерастание вражды в дружбу. Тезис Могут ли враги стать друзьями? Думается, да. Так случается, когда врагами человека делают не личные качества, а обстоятельства, например война. Но ведь, как сказал Ремарк, по обе стороны окопов сидят абсолютно одинаковые люди. И порой человечность, доброта берут верх над теми жестокими условиями, в которые ставит их жизнь. Аргументы Тему преодоления вражды затрагивает Л.Н.Толстой в рассказе «Кавказский пленник». Русский офицер Жилин попадает в плен к татарам. Там он знакомится с дочерью своего хозяина – Диной. Писатель показывает, что поначалу девочка боялась Жилина, очевидно, считая все русских врагами. Характерен эпизод, когда она смотрела на него, как на дикого, опасного зверя: «Сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьет, как на зверя какого. Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза дикая». Однако с течением времени ее отношение изменилось: она начала видеть в нем человека, стала ценить его личные качества. Так, в благодарность за куклы, которые делал для нее Жилин, она принесла ему молоко. Даже когда после неудачной попытки бегства Жилина посадили в яму, она не отвернулась от него, продолжала носить ему еду. А узнав, что его хотят убить, Дина решилась помочь ему бежать. Герои прощаются не как враги, а как друзья. «Прощай,— говорит,— Динушка. Век тебя помнить буду», - эти слова Жилина свидетельствуют о теплом отношении к девочке, а ведь, казалось бы, она дочь врага, мучившего его, собиравшегося его убить. В свою очередь и Дина относится к Жилину как к другу, прощаясь с ним, она плачет. Мы видим, что вражда народов не может помешать обыкновенным людям относиться друг к другу с искренней симпатией. Еще один пример можно найти в романе А.Приставкина «Ночевала тучка золотая». В нем рассказана пронзительная история братьев-близнецов, эвакуированных во время Великой Отечественной войны вместе с детским домом на Кавказ. В этот период коренное население депортировали. Те же, кто успел уйти в горы, вели непримиримую войну с русскими поселенцами. Автор показывает, как жестоко расправились чеченцы с одним из братьев. Другой, Колька, от горя впал в забытье. Кто же пришел к нему на помощь? Писатель рассказывает о чеченском мальчике Алхузуре, который выходил героя. А ведь все русские для него должны быть врагами, ведь они отняли у его народа дом. Колька в свою очередь не испытывает ненависти к Алхузуру, хотя чеченцы убили его брата. Напротив, он сам называет Алхузура братом, не выдает его русскому бойцу. И Алхузур спасает Кольке жизнь, защитив от чеченца, который хотел убить его. Писатель акцентирует наше внимание на том, что, хотя дети принадлежат к враждующим сторонам, у них нет ненависти друг к другу, напротив, они считают друг друга братьями. Никто из них не понимает, кому и зачем нужна эта вражда. Для них все люди – братья. А.Приставкин показывает, что дружба и взаимная симпатия сильнее вражды и ненависти.
Перерастание дружбы во вражду. Конфликты между друзьями. Тезис Испытания ждут дружбу всегда. Иногда возникшие трудности удается преодолеть, а иногда противоречия оказываются столь глубоки, что отношения разрушаются, и друзья становятся врагами. Аргументы Иногда это происходит из-за банальной ревности, когда один из товарищей начинает общаться с кем-то другим. Такая ситуация описана А.Лихановым в повести «Магазин ненаглядных пособий». В класс, где учился главный герой и его друг Вовка Крошкин, пришел новенький - Витька Борецкий. С ним случилась неприятность – однажды на уроке он описался. Понимая, что теперь его замучают насмешками, рассказчик решил поддержать мальчика и пересел за его парту, а после школы пошел домой вместе с ним. Этот благородный поступок, однако, его лучший друг расценил как предательство. Между друзьями возникла напряженность, вызванная, как понимает читатель, ревностью Вовки. Ведь друг променял его на нового товарища! Лишь спустя немалое время друзьям удалось помириться, и Вовка сумел принять Борецкого и тоже подружился с ним. Автор показывает, что, если для разногласий нет веской причины, дружеские отношения восстановятся. Однако порой случается так, что в основе конфликта лежат серьезные различия в мировоззрении, представлениях о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Когда один из друзей совершает поступок, несовместимый с моральными принципами другого, отношения разрушаются. Об этом пишет Ю.М. Нагибин в произведении «Мой первый друг, мой друг бесценный». Писатель рассказывает нам историю дружбы двух мальчиков. Однажды рассказчик не подготовился к уроку и, чтобы избежать наказания, переложил вину на товарища, сказав, что это тот забыл ему сказать, что задано. Позже он осознал, как выглядел его поступок в глазах Павлика: «Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду». Павлик перестал общаться с рассказчиком, и все попытки примириться не имели успеха: «…ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого». Нагибин показывает, что причиной прекращения дружбы стал низкий поступок главного героя. Отношения не могут строиться между людьми, один из которых в любой момент может оказаться ненадежным. Люди, по-разному смотрящие на то, что правильно, а что нет, не могут быть друзьями.
Пути достижения взаимопонимания между отдельными людьми, преодоление конфликтов Тезис Дружба нередко подвергается испытаниям на прочность. Для сохранения отношений очень важно, с одной стороны, уметь признавать свои ошибки, а с другой – прощать промахи другого. Аргументы Так, в рассказе Ю. Олеши «Друзья»описан случай, произошедший между двумя лицейскими товарищами - Пушкиным и Кюхельбекером. Автор показывает, что Пушкин, в стихах посмеявшийся над другом, вскоре осознал, что мог сильно обидеть его. Юный поэт немедленно просит прощения. «Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? - воскликнул он. -Ну, говори! Что же ты молчишь? О, как я себя презираю! Что я должен сделать?» Олеша подчеркивает, что Кюхельбекер не держит зла на друга за его насмешку, напротив, готов вновь и вновь слушать это стихотворение. Он способен простить обиду. Мы видим, что Кюхельбекер высоко ценит талант Пушкина, радуется его творческому успеху. Писатель хочет донести до нас мысль, что настоящая дружба основывается на великодушии, умении радоваться успехам другого, признавать свою вину и прощать другому невольные ошибки. В сложные моменты, когда дружеские отношениям грозит опасность, важно также стремление сохранить их, сделать все для преодоления конфликта. В повести А.Лиханова «Магазин ненаглядных пособий» мы видим, как рассказчик пытается наладить отношения с лучшим другом. В класс, где учился главный герой и его товарищ Вовка Крошкин, пришел новенький - Витька Борецкий. С ним случилась неприятность – однажды на уроке он описался. Понимая, что теперь его замучают насмешками, рассказчик решил поддержать мальчика и пересел за его парту, а после школы пошел домой вместе с ним. Этот благородный поступок, однако, его лучший друг расценил как предательство. Между друзьями возникла напряженность, вызванная, как понимает читатель, ревностью Вовки. Ведь друг променял его на нового товарища! Рассказчик решил во что бы то ни стало помириться с другом. Он мог бы отказаться от общения с Борецким, но не хочет этого. Его цель – подружить обоих: «Мне хотелось, чтобы мой старый приятель Вовка и новый товарищ Борецкий подружились между собой». Он придумал, как добиться этого. Рассказчик сфотографировал Витьку в обнимку со скелетом, и это фото произвело неизгладимое впечатление на Вовку: «Он глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением». Мы видим, что усилия главного героя были не напрасны. Вовка и Витька перестали быть врагами, и втроем герои отправляются фотографировать. Автор показывает, что в дружбе очень важно стремление преодолеть разногласия и прийти к взаимопониманию.

 

Пример итогового сочинения на тему: «Друг познается в беде»

Во все времена люди высоко ценили дружбу, ведь это одна из важнейших составляющих нашей жизни. Каждый из нас нуждается в настоящих, верных и преданных друзьях. Истинный друг - это не только тот человек, с которым можно весело провести время. Это, прежде всего, тот, кто придет на помощь в трудную минуту, с кем можно разделить как радость, так и горе. На друга всегда можно положиться, он не предаст, он готов помочь в любой ситуации.

Вспомним стихотворение А.С. Пушкина «И.И.Пущину» поэт обращается к своему лицейскому товарищу. Пушкин вспоминает, как во время ссылки в Михайловское И.Пущин посетил поэта. Этот визит доставил Пушкину много радости:
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Поэт благодарен другу за участие, которое было так необходимо ему в трудную минуту, и в свою очередь хочет поддержать Пущина, которого после восстания декабристов приговорили к каторге. Поэт выражает надежду, что его слова помогут другу перенести все тяготы:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
И действительно, Пущин позже писал: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». Мы видим, что ценность дружбы определяется прежде всего готовностью поддержать в трудную минуту.

Еще одно произведение, посвященное теме дружбы, - «Четырнадцать футов» А.Грина. В нем говорится о двух товарищах – Кисте и Роде. Автор описывает, как они, идя горной дорогой, оказались перед пропастью. Друзья решили перепрыгнуть ее. Кисту это удалось, а Род сорвался. Однако Кист успел удержать его за руку. Писатель показывает, что Кист не собирался отпускать его, хотя сам рисковал сорваться в пропасть под тяжестью друга. В свою очередь Род, желая спасти жизнь товарищу, принял решение пожертвовать собой – он ударил его ножом в руку, и та разжалась. Род погиб, но ценой своей жизни он спас товарища. А.Грин хочет донести до читателя мысль о том, какой должна быть настоящая верная дружба. Каждый готов не просто помочь, но, если потребуется, отдать жизнь за своего друга.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что каждому человеку посчастливится обрести настоящих друзей, которые будут рядом в трудную минуту.

(341 слово)

 

Пример итогового сочинения на тему: "Могут ли враги стать друзьями?"

 

Могут ли враги стать друзьями? Думается, да. Так случается, когда врагами человека делают не личные качества или совершенные ими дурные поступки, а обстоятельства, например война. Но ведь, как сказал Ремарк, по обе стороны окопов сидят абсолютно одинаковые люди. И порой человечность, доброта берут верх над теми жестокими условиями, в которые ставит людей жизнь.

Тему преодоления вражды затрагивает Л.Н.Толстой в рассказе «Кавказский пленник». Русский офицер Жилин попадает в плен к кавказцам. Там он знакомится с дочерью своего хозяина – Диной. Писатель показывает, что поначалу девочка боялась Жилина, очевидно, считая все русских врагами. Характерен эпизод, когда она смотрела на него, как на дикого, опасного зверя: «Сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьет, как на зверя какого. Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза дикая». Однако с течением времени ее отношение изменилось: она начала видеть в нем человека, стала ценить его личные качества. Так, в благодарность за куклы, которые делал для нее Жилин, она принесла ему молоко. Даже когда после неудачной попытки бегства Жилина посадили в яму, она не отвернулась от него, продолжала носить ему еду. А узнав, что его хотят убить, Дина решилась помочь ему бежать. Герои прощаются не как враги, а как друзья. «Прощай,— говорит,— Динушка. Век тебя помнить буду», - эти слова Жилина свидетельствуют о теплом отношении к девочке, а ведь, казалось бы, она дочь врага, мучившего его, собиравшегося его убить. В свою очередь и Дина относится к Жилину как к другу, прощаясь с ним, она плачет. Мы видим, что вражда народов не может помешать обыкновенным людям относиться друг к другу с искренней симпатией.

Еще один пример можно найти в романе А.Приставкина «Ночевала тучка золотая». В нем рассказана пронзительная история братьев-близнецов, эвакуированных во время Великой Отечественной войны вместе с детским домом на Кавказ. В этот период коренное население депортировали. Те же, кто успел уйти в горы, вели непримиримую войну с русскими поселенцами. Автор показывает, как жестоко расправились чеченцы с одним из братьев. Другой, Колька, от горя впал в забытье. Кто же пришел к нему на помощь? Писатель рассказывает о чеченском мальчике Алхузуре, который выходил героя. А ведь все русские для него должны быть врагами, они отняли у его народа дом, родную землю. Колька в свою очередь тоже не испытывает ненависти к Алхузуру, хотя чеченцы убили его брата. Напротив, он сам называет Алхузура братом, не выдает его русскому бойцу. И Алхузур спасает Кольке жизнь, защитив от чеченца, который хотел убить мальчика. Писатель акцентирует наше внимание на том, что, хотя дети принадлежат к враждующим сторонам, у них нет ненависти друг к другу, напротив, они считают друг друга братьями. Никто из них не понимает, кому и зачем нужна эта вражда. А.Приставкин показывает, что дружба и взаимная симпатия сильнее вражды и ненависти.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что во всем мире вражда уступит место дружбе и пониманию.

(462 слова)

 

Пример итогового сочинения на тему: "Почему между друзьями может возникнуть конфликт?"

Испытания ждут дружбу всегда. Иногда возникшие трудности удается преодолеть, а иногда противоречия оказываются столь глубоки, что отношения разрушаются, и друзья становятся врагами. Иногда это происходит из-за банальной ревности, когда один из товарищей начинает общаться с кем-то другим. Такая ситуация описана А.Лихановым в повести «Магазин ненаглядных пособий». В класс, где учился главный герой и его друг Вовка Крошкин, пришел новенький - Витька Борецкий. С ним случилась неприятность – однажды на уроке он описался. Понимая, что теперь его замучают насмешками, рассказчик решил поддержать мальчика и пересел за его парту, а после школы пошел домой вместе с ним. Этот благородный поступок, однако, его лучший друг расценил как предательство. Между друзьями возникла напряженность, вызванная, как понимает читатель, ревностью Вовки, ведь друг променял его на нового товарища! Лишь спустя немалое время друзьям удалось помириться, и Вовка сумел принять Борецкого и тоже подружился с ним. Автор показывает, что причиной возникновения конфликта между друзьями могут стать эгоистические чувства, ревность, однако, если дружба настоящая, она преодолеет все трудности.

Порой случается так, что в основе конфликта лежат серьезные различия в мировоззрении, в друзей представлениях о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Когда один из друзей совершает поступок, несовместимый с моральными принципами другого, отношения разрушаются. Об этом пишет Ю.М. Нагибин в произведении «Мой первый друг, мой друг бесценный». Писатель рассказывает нам историю дружбы двух мальчиков. Однажды рассказчик не подготовился к уроку и, чтобы избежать наказания, переложил вину на товарища, сказав, что это тот забыл ему сказать, что задано. Позже он осознал, как выглядел его поступок в глазах Павлика: «Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду». Павлик перестал общаться с рассказчиком, и все попытки примириться не имели успеха: «…ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого». Нагибин показывает, что причиной прекращения дружбы стал низкий поступок главного героя. Отношения не могут строиться между людьми, один из которых в любой момент может оказаться ненадежным. Люди, по-разному смотрящие на то, что правильно, а что нет, не могут быть друзьями.

Таким образом, можно прийти к выводу: причиной конфликта могут быть как сиюминутное чувство обиды, так и нравственные качества личности. Если для разногласий нет веской причины, дружеские отношения восстановятся. Если же причиной конфликта становится принципиальное различие в моральных принципах, то неизбежно разрушение дружбы.

(384 слова)

 

Пример итогового сочинения на тему: "Если твой друг станет врагом тебе, то люби его, чтобы вновь зацвело древо дружбы, любви и доверия"

 

«Если твой друг станет врагом тебе, то люби его, чтобы вновь зацвело древо дружбы, любви и доверия», - утверждал Ас-Самарканди. Нельзя не согласиться с его высказыванием. Действительно, дружба не всегда бывает безоблачной, порой из-за необдуманных слов или поступков одного из товарищей, их отношения могут омрачиться, даже стать враждебными. В такой ситуации важно, с одной стороны, вовремя признать ошибку и извиниться, а с другой – понять и простить. В конечном итоге люди, которые связаны крепкой дружбой и дороги друг другу, смогут найти путь к примирению и восстановлению отношений.

О возникновении непростой ситуации между друзьями повествует Ю. Олеша в рассказе «Друзья». Он описывает случай, произошедший между двумя лицейскими товарищами - Пушкиным и Кюхельбекером. Автор показывает, что Пушкин, в стихах посмеявшийся над другом, вскоре осознал, что мог сильно обидеть его. Юный поэт немедленно попросил прощения. «Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? - воскликнул он. -Ну, говори! Что же ты молчишь? О, как я себя презираю! Что я должен сделать?» Олеша подчеркивает, что Кюхельбекер не держал зла на друга за его насмешку, напротив, был готов вновь и вновь слушать это стихотворение. Он легко простил обиду. Мы видим, что Кюхельбекер высоко ценил талант Пушкина, радовался его творческому успеху. Писатель хочет донести до нас мысль, что великодушие, искренние чувства, умение радоваться успехам другого, признавать свою вину и прощать другому невольные ошибки – залог преодоления конфликтных ситуаций между друзьями.

В сложные моменты, когда дружеские отношениям грозит опасность, важно также искреннее стремление сохранить их, сделать все для преодоления конфликта. В повести А.Лиханова «Магазин ненаглядных пособий» мы видим, как рассказчик пытался наладить отношения с лучшим другом. В класс, где учился главный герой и его товарищ Вовка Крошкин, пришел новенький - Витька Борецкий. С ним случилась неприятность – однажды на уроке он описался. Понимая, что теперь его замучают насмешками, рассказчик решил поддержать мальчика и пересел за его парту, а после школы пошел домой вместе с ним. Этот благородный поступок, однако, его лучший друг расценил как предательство. Между друзьями возникла напряженность, вызванная, как понимает читатель, ревностью Вовки. Ведь друг променял его на нового товарища! Рассказчик решил во что бы то ни стало помириться с другом. Он мог бы в свою очередь обидеться и отказаться от общения с Борецким, но не стал делать этого. Его цель была подружить обоих: «Мне хотелось, чтобы мой старый приятель Вовка и новый товарищ Борецкий подружились между собой». Он придумал, как добиться этого. Рассказчик сфотографировал Витьку в обнимку со скелетом, и это фото произвело неизгладимое впечатление на Вовку: «Он глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением». Мы видим, что усилия главного героя были не напрасны. Вовка и Витька перестали быть врагами, и втроем герои отправляются фотографировать. Автор показывает, насколько важно в конфликтной ситуации стремление преодолеть разногласия и прийти к взаимопониманию.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что друзья никогда не будут становиться врагами. Если же между ними возникнет ссора, они сумеют справиться с негативными чувствами и победить зарождающуюся вражду. Верится, что дерево дружбы всегда будет в цвету.

(484 слова)

Пример итогового сочинения на тему: «Может ли книга быть другом?»

 

Может ли книга быть другом? Безусловно, да. Известно, что, умирая, Пушкин обвел взглядом книжные полки в своем кабинете и произнес: «Прощайте, друзья!» Не только для поэта, но и для каждого человека книги могут стать подлинными друзьями. А кто же такой настоящий друг? Это тот, с кем можно приятно провести время, тот, с кем хочется разделить радости и горести, тот, кто в трудную минуту будет рядом, придет на помощь. Все это может книга. С ней мы не знаем скуки, над ее страницами смеемся и грустим, в ней ищем мудрый совет, когда сталкиваемся с жизненными трудностями. Книга может открыть нам глаза на мир, на примере ее героев мы учимся принимать верные решения.

Так, в произведении В. Осеевой «Бабка» рассказывается о пожилой женщине, к которой пренебрежительно относились в семье. Главную героиню в семье не уважали, часто упрекали, даже не считали нужным здороваться. Ей грубили, даже называли не иначе как «бабка». Никто не ценил того, что она делала для близких, а ведь она целыми днями чистила, мыла, варила. Ее забота не вызывала чувства признательности у семьи, воспринималась как нечто само собой разумевшееся. Только после смерти бабушки Борька понял, как он и его родители были неправы по отношению к ней, ведь ни разу никто из них не сказал ей доброго слова. Осознание ошибок, мучительное чувство вины и запоздалое раскаяние пришли лишь тогда, когда уже ничего нельзя было исправить. Глубокое чувство вины охватывает героя, но изменить уже ничего нельзя, бабушку не вернуть, а значит нельзя сказать слова прощения и запоздалой благодарности. Этот рассказ учит нас ценить близких людей, пока они рядом, проявлять к ним внимание и любовь. Несомненно, эту важную истину человек должен усвоить до того, как станет слишком поздно, и горький опыт литературного героя поможет читателю избежать подобной ошибки в собственной жизни.

В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится об опыте преодоления трудностей. Главная героиня - девочка по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену. Доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех. Именно этот случай научил героиню владеть собой. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи. Опыт героини рассказа поможет читателю задуматься над собственным поведением в трудных ситуациях, укажет верный путь.

Таким образом, приведенные примеры еще раз убеждают нас в справедливости высказывания: «Книга - наш верный друг и советчик».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.