Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущая и референтная системы




Введению информации в сознание, с необходимостью предшествует крайне важная операция: поиск информации. Кроме того, вам приходится оценивать полученную информацию с точки зрения ее истинности.

Итак, систему, используемую для поиска определенной информации, авторы НЛП называют ВЕДУЩЕЙ СИСТЕМОЙ.

Система, с помощью которой вы решаете, истинна или ложна известная вам информация, называется РЕФЕРЕНТНОЙ.

Стереотипы глазодвигательных реакций укажут вам на всю последовательность внутреннего опыта, на стратегию оценивания.

Нам представляется, что следующий диалог достаточно хорошо проиллюстрирует это положение:

«— Как вас зовут?

— Тэд.

— 0'кей, Тэд, как вы об этом узнали? (Тэд дает невербальную реакцию.)

— Это абсурдный вопрос. Тэд это знает, но он уже ответил на него. Вы знаете, как вы знаете? Если бы я сейчас к вам обратился «Боб!», вы бы не ответили и не отреагировали. Если я обращаюсь к вам: «Тэд!»- вы реагируете. Это кинестетическая реакция. (Терапевт узнал об этом по невербальному ответу.) Сейчас, без всяких дополнительных внешних стимулов, я просто задам вам вопрос: «Знаете ли вы, как вас зовут?» Есть у вас ответ?

— Да, есть.

— Знали ли вы, что скажете, до того, как сказали?

— Нет, не знал.

— То есть, если я говорю: «Как ваше имя?», а вы не отвечаете- значит, вы не знаете, как вас зовут?

— Я знаю, как мое имя, потому что когда кто-то говорит: «Тэд», я испытываю некое ощущение, реакцию, потому что это я.

— Когда я задаю этот вопрос, вы говорите про себя: «Тэд», а затем испытываете это ощущение как способ проверки?

— Да

— Итак, у вас есть стратегия, позволяющая вам, когда имеется внешний стимул узнать, какая реакция на какой стимул будет подходящей, так? «Тэд», а не «Боб». Но когда я вас спрашиваю: «Как вас зовут?», как вы узнаете, что мне сказать?

— Никогда не думал об этом.

«Тэд не может дать осознанного ответа на вопрос,- комментирует терапевт, но заметили ли вы, что он использует? Каждый раз его взгляд направляется вниз влево и возвращается обратно. Он СЛЫШАЛ свое имя. Я не знаю, в какой тональности, но он его слышал. И он знает что имя «Тэд» действительно его имя, он чувствует, что оно правильно».

Ведущая система этого человека- аудиальная: именно так он ищет информацию, хотя не осознает этого; первичная РС совпадает с ведущей- осознает он свое имя тоже аудиально; референтная система кинестетическая: когда он слышит, что произносится его имя (им самим, в его сознании либо другими людьми), он чувствует, что это именно его имя. Вот эта последовательность и называется стратегией.

Давайте сейчас подробнее остановимся на ведущей системе. Как вы уже поняли, это предпочитаемый внутренний процесс, используемый для запуска доступа информации. Определите, какой доступ используется первым, и вы будете знать, какому процессу визуальному аудиальному, кинестетическому- отдается предпочтение.

Лесли Камерон приводит типичный пример, чтобы показать различные ведущие системы. Она выбирает двоих людей которые по-разному обрабатывают информацию (перед этим, естественно, понаблюдав за их поведением). Она предлагает аудитории внимательно наблюдать как они отвечают (мысленно) на вопросы. Кстати, обратите внимание- это обычный набор вопросов, используемый НЛП-исгами в подобных случаях. Мы надеемся, вы без особых затруднений придумаете что нибудь свое- это просто необходимо.

Вопросы были такие:

1. Какого цвета глаза у вашей матери? (В)

2. Сколько дверей в вашем доме? (В)

3. Какая дверь громче всего скрипит? (А)

4. Как включается задний ход на вашей машине? К)

5. Как чувствует себя человек, перегревшийся на солнце? (К)

6. Можете ли вы услышать, как мать зовет вас по имени? (А)

Один из «подопытных кроликов» при ответе на каждый вопрос первым делом смотрел вниз направо, другой вверх налево. У первого поиск информации происходит кинестетически, у второго- визуально. Каждый задействовал свою ведущую снстему. Нужно отметить что часть людей использует различные ключи доступа, а приведенный пример представляет тех, кто привычно использует один и тот же внутренний процесс для получения доступа ко всем ответам, хотя среди вопросов были и визуальные, и аудиальные, и кинестетические. Позже это подтвердилось вербально. Вот несколько отчетов «кинестетика» «Я почувствовал мать, потом увидел ее лицо и посмотрел на ее глаза» «Я прошел через дом, начиная от первой двери, и пересчитал двери по пальцам.» «Я почувствовал, как моя кожа горит, как она чувствительна ». А вот второй: «Я просто увидел ее лицо и сосредоточился на глазах». «Я просмотрел картинки дверей своего дома, как пронумерованные карточки в картотеке, они как бы возникли передо мной.» «Я увидел свое лицо в зеркале, оно было красным». Тенденция достаточно четкая. Многие подобным образом используют одну из систем для получения доступа к информации, содержащейся в других модальностях. Здесь мы видим, как внутренне порождаемый опыт зависит от того, что за система использована в качестве ведущей.

Лесли сделала любопытное наблюдение. Мы не считаем его универсальным, но попробуйте проверить сами. Оказывается, высоковизуальные люди (в частности, те, у кого визуальной является и ведущая, и первичная РС), характеризуются некоторыми общими физическими признаками, а именно: положением головы, шеи, асимметрией лица. Например, у такого клиента правая сторона лица может быть ниже левой, голова чаще наклонена вперед и подбородок направлен вверх, шея сзади сжимается от привычного вглядывания вверх; грудь и плечи узкие, дыхание- верхней частью груди, брови подняты и сжимают лоб; в связи с необходимостью прищуриваться для фокусировки внутренних картин возможны морщины.

Раз уж мы заговорили о высоковизуальньгх людях, то надо отметить, что их предпочтения, как и все остальные, ни плохи, ни хороши, и гамма ощущений у них не менее богата, чем у других. Но они могут не осознавать своих ощущений, если только намеренно не привлекают своего внимания к этому аспекту опыта. Если этого не делать, то могут возникнуть дисфункции в той области, где важны кинестетические переживания. Отсюда можно сделать кое-какие небезынтересные выводы.

Вообще же, когда человек привычно осознает только однуРС, часто все его проблемы, страхи и т.д. накапливаются в другой. Если другая- кинестетическая, то в случаях, когда ее работа осознается, возникшие ощущения, мягко говоря, не радуют. И наоборот, если вы обычно ощущаете мир кинестетически и редко используете визуальную систему, то картины, видимые вами в этих случаях, могут быть исключительно неприятными. И в целях самозащиты вы бессознательно избегаете сознавания в области другой системы. Естественно, так вы ограничиваете свой опыт и возможности выбора. Мы еще вернемся к этому моменту при обсуждении конгруэнтности и неконгруэнтности.

Продолжая обращать внимание на особенности речи и ключи доступа, вы можете заметить, что иногда они друг другу не соответствуют. Например, клиент получает доступ ко внутренней информации визуально, а говорит о чувствах, либо доступ аудиальный, а рассказывает он о том, как вещи для него выглядят, и прочие возможные комбинации. Это указывает на несовпадение ведущей и первичной систем: в опыте доступ к информации осуществляется посредством одной системы, а в сознание поступает информация в другой модальности. То есть для вас очень важно знать, находится ли ведущая РС в пределах сознавания или нет. Если нет, продолжите исследование путем прямого расспроса или менее явными средствами, чтобы убедиться, действительно ли оно так. Эта информация может указать наилучший способ развития терапевтического процесса и основу для суждения о терапевтическом успехе.

«Референтная система тоже очень важна,- говорят Гриндер и Бэндлер.- Допустим, человек приходит к нам и говорит: «Я не знаю, чего хочу» Тем самым он сообщает, что у него нет референтной системы.» К ним обратилась женщина, у которой не было критериев для принятия определенного решения, вплоть до выбора из меню в ресторане. Она постоянно оставалась неудовлетворенной своей жизнью. Терапевты буквально создали для нее стратегию принятия решений, пользуясь ситуацией с рестораном: во-первых, сказать себе: «Я должна выбрать еду.» Во-вторых, прочитав название блюда, представить его себе, ощутить вкус. А после- определить, положительно или отрицательно для нее это ощущение, и так с каждым блюдом.

После того, как клиентка попыталась проделать это несколько раз, она получила способ принятия решения и начала принимать их быстро и бессознательно во всех случаях жизни»

Итак, мы с вами рассмотрели структуру, состоящую из ведущей, первичной и референтной репрезентативных систем. Вы знаете, что должны выявить их у вашего клиента с помощью вербальных и невербальных источников информации. Говоря о последних, мы в основном разобрали ключи доступа- движения глаз.

Однако существуют другие вещи, с помощью которых вы можете получить ту же и иную информацию. По наблюдениям Гриндера и Бэндлера, тон голоса человека выше при визуальной оценке и ниже при кинестетической. Темп речи выше опять-таки при визуальной оценке и ниже при кинестетической. При визуальном оценивании дыхание скорее грудное, при кинестетическом- брюшное. Таких признаков существует множество, и одновременно мы можем воспринять немногое. Движения глаз- самый легкий источник информации о РС. После того, как вы им овладеете, можно переходить к другим измерениям.

Еще один богатый источник информации- это наблюдение за оцениванием моторных программ в тот момент, когда человек думает о каком-либо поступке, действии.

На семинаре по НЛП присутствовала женщина, постоянно водившая автомобиль. Попросив ее принять естественную позу и не скрещивать ног (уже подсказка), ведущий задал ей вопрос, на который вначале она должна была ответить мысленно: «Вы пользуетесь ручным или автоматическим переключателем скоростей?» Участники семинара не использовали свой непосредственный сенсорный опыт достаточно внимательно, и их ответ, как выяснилось из слов женщины, был неверным. После чего ведущий сказал: «Если бы вы смотрели на ее ноги, то получили бы ответ. Одним из отличий моторных программ при пользовании ручным и автоматическим переключателем является необходимость нажатия на педаль. Если бы вы внимательно смотрели, то заметили бы напряжение мышц правой, а не левой ноги, что и дало бы вам ответ»

Задавая вопрос, ответ на который предполагает оценку моторной программы, вам необходимо наблюдать за теми частями тела клиента, что должны быть использованы для этой оценки. Информация не приходит из пустоты. Чтобы получить ее, человек оценивает какую-то ее репрезентацию. И хотя в сознании может быть представлена только одна из систем, человек подсознательно пользуется всеми системами, чтобы собрать нужную информацию для ответа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.