Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование мета-модели




Пример.

Упражнения

№ 1. Одним из наиболее полезных навыков, в приобретении которого вы можете упражняться- это навык, позволяющий различать то, что с помощью ПС сообщают клиенты, и то, какой смысл эти ПС имеют для вас самих. Ваша компетентность психотерапевта тем выше, чем более развита у вас способность проводить это различие.

А теперь прочитайте высказывание клиента, затем закройте глаза и создайте зрительный образ того, что именно представлено этим высказыванием:

Клиент: Я боюсь!

Рассмотрите внимательно свой образ. В него будет входить определенная визуальная репрезентация клиента и репрезентация его испуганности. Любая подробность, не входящая в эти два образа, привнесена вами. Если, например, вы привнесли какую-то репрезентацию того, чего именно клиент боится, она идет от вас и может оказаться точной или неточной.

Теперь прочтите следующую ПС и представьте зрительный образ:

Клиент: Мэри обижает меня.

Рассмотрите свой образ. Он будет включать визуальные репрезентации какого-либо лица (Мэри) и визуальную репрезентацию клиента. Присмотритесь внимательно к тому, как вы репрезентировали процесс нанесения обиды. Глагол «обижать» очень расплывчат и неконкретен. Если вы представили себе процесс обиды, внимательно рассмотрите свой образ. Возможно, вы представили себе, что Мэри ударила вашего клиента или сказала ему что-нибудь неприятное. Возможно, вы представили себе, что Мэри прошла через комнату, где сидел клиент, и не обратила на него внимания. Все это вероятные репрезентации ПС клиента. В каждой из них к репрезентации, задаваемой глаголом, вы, конструируя собственный образ сказанного, прибавили что-нибудь от себя. У вас имеется несколько способов определить, какая именно подходит клиенту, если вообще какая-нибудь подходит. Вы можете попросить его более полно конкретизировать глагол, представить в лицах ситуацию, когда Мэри его обидела и т.д.

№ 2. Один из способов получить ПС, которые вы можете применять для тренировки по работе с описанными техниками- это использование собственного внутреннего голоса, внутреннего диалога в качестве источника этих ПС. Поначалу рекомендуем воспользоваться магнитофоном и записывать свой внутренний голос, высказываясь вслух. Затем применяйте эту запись в качестве источника ПС, прилагая к ним условия психотерапевтической правильности. Натренировавшись в этом в достаточной степени, можете прямо воспринимать собственный внутренний диалог и прилагать эти условия непосредственно к воспринимаемым предложениям. Этот метод дает вам бесконечное множество предложений, пригодных для тренировки.

№ 3. Определите полные (без исключений) и неполные (с исключениями) ПС:

а) Я радуюсь.

б) Я заинтересован в том, чтобы продолжать это.

в) Отец рассердился.

г) Это упражнение скучное.

д) Меня это раздражает. Полные: а, д. Неполные: б, в, г.

№ 4. Для каждой из неполных ПС сконструируйте другое предложение, в котором применялось бы то же самое процессуальное слово или глагол, но которое было бы полнее, т.е. в нем имелось бы больше именных словосочетаний или аргументов.

ПС: Я боюсь. Полные варианты: я боюсь людей; я боюсь пауков.

После каждого из неполных предложений мы приводим для примера более полный вариант. Советуем вначале выполнить задание, а затем взглянуть на предложенные нами конструкции. Суть не в том, чтобы угадать их, а в том, чтобы приобрести навык в нахождении для неполных ПС их более полных вариантов. У меня имеются разные сложности. Вы оживлены. Я опечален. Я сыт по горло. Вы мешаете. Наши варианты:

У меня имеются разные сложности с людьми. Вы оживлены свиданием с другом. Я опечален полученным известием. Я сыт по горло вашими обещаниями. Вы мешаете мне.

№ 5. Выполните аналогичное задание для группы неполных ПС.

Вы всегда разговариваете так, будто сердитесь.

Мой брат уверяет, что родители справиться не могут.

Каждый знает, что вы не можете выиграть.

Мне трудно рассказывать.

Побег не помог.

Наши варианты более полных ПС:

Вы всегда разговариваете со мной так, будто сердитесь накого-то. Мой брат уверяет меня, что справиться с ним родители не могут Каждый знает, что вы не можете выиграть то, что вам нужно. Мой побег из дома никак не помог мне.

№ 6. Выполните аналогичное задание для группы неполных ПС.

Пример:

Я не люблю непонятных людей. Более полный вариант:

Я не люблю людей, которые непонятны мне всвоих желаниях

Я рассмеялся над надоедливым человеком. Ты все время приводишь глупые аргументы. Это печальное письмо меня удивило. Распущенные люди просто бесят меня. Меня беспокоят сумасшедшие цены на продукты. Наши более полные варианты:

Я рассмеялся над человеком, который надоедал мне. Ты все время приводишь примеры, которые кажутся мне глупыми.

Письмо, опечалившее меня, удивило меня.

Люди, распущенные в своих словах, просто бесят меня.

Меня беспокоят цены на продукты, они сводят меня с ума.

№ 7. По отношению к группе неполных ПС сформулируйте вопросы, в которых правильно спрашивается об опущенном материале. Выполните сами, а затем взгляните на вопросы, предложенные нами.

Мой отец сердит. Сердит на кого/на что?
Это задание скучное. Скучное для кого?
Не знаю, что и делать. Делать с кем/чем?
Я сказал, что постараюсь. Сказал кому? Что сделать?
Я разговаривал с человеком, который грустил. Поговорил о чем? Грустил о ком/чем?
Я хочу послушать. Послушать кого, о чем?
Мой муж заявил, что он напуган. Заявил кому? Напуган чем?
Разговор труден для меня. Разговор с кем, о чем?

№ 8. а) По отношению к каждому слову или словосочетанию, встречающемуся в данной группе ПС, попытайтесь ответить на вопрос, располагает ли оно референтным индексом, позволяющим считать его психотерапевтически правильным.

1. Я всегда избегаю неловких положений.

2. Я люблю людей, доброжелательных ко мне.

3. Вчера я встретился со своей сестрой.

4. Нам больно видеть ее такой.

5. Не будем вникать в мелочи.

6. Эта комната вызывает определенные чувства.

7. Каждый когда-нибудь чувствовал что-то похожее.

Без индексов: 1- неловких положений; 2- людей, доброжелательных ко мне; 3- индекс имеется у всех имен; 4- нам, такой; 5- мелочи; 6- определенные чувства; 7- каждый, когда-нибудь, что-то похожее.

[Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]

б) Для ПС 1, 2, 4, 6 сформулируйте вопрос, помогающий восстановить отсутствующий референтный индекс

Вопросы:

1. Каких именно положений?

2. Каких людей конкретно?

4. Кому конкретно больно? Когда именно? Видеть ее какой?

№ 9. По отношению к каждому предложению сформулируйте вопрос, который бы прояснил образ описываемого действия: Мои родители вынуждают меня избегать их. Она постоянно требует от меня внимания. Я всегда показываю Джейн, что люблю ее. Мой муж постоянно игнорирует меня. Мои родные стремятся вывести меня из себя. Вопросы:

Как конкретно ваши родители вынуждают вас избегать их?

Каким образом вы их избегаете?

Как конкретно она требует от вас внимания?

Каким образом вы показываете Джейн, что любите ее?

Каким именно образом ваш муж игнорирует вас?

Как конкретно ваши родные стремятся вывести вас из себя?

№ 10. В следующем множестве ПС превратите каждую из номинализаций обратно в глагол, построив тесно связанную с ней ПС, в которой номинализация переводится в непрерывный процесс.

Пример:

Я удивлен ее сопротивлением.- Я удивлен, что она сопротивляется.

Суть не в том, чтобы построенное вами новое предложение непременно совпадало с нашим, а в том, чтобы вы развили в себе умение трансформировать застывший процесс, выраженный с помощью номинализаций, в непрерывный. Наши варианты следует воспринимать в качестве примера. Помните, что ваша новая ПС становится психотерапевтически правильным предложением только тогда, когда она удовлетворяет всем остальным условиям правильности.

Мой развод был очень болезненным для меня.

Недоумение останавливает нас.

Смех жены вызывает у меня злость.

Ваш отказ уйти отсюда обусловливает мой собственный уход.

Ваше ощущение совершенно неверно.

Ваше предложение наносит мне обиду.

Мое смущение не приносит мне облегчения.

Я недоволен вашими расспросами.

Трансформированные ПС:

Мы с женой разводились очень болезненно для меня

Мы недоумеваем и это останавливает нас.

Раз вы отказываетесь уйти отсюда, я уйду сам.

То, что вы ощущаете, совершенно неверно.

То, что вы предлагаете, обижает меня.

Я смущен, но это не позволяет мне лучше себя чувствовать.

Я недоволен тем, как вы меня расспрашиваете.

№ 11. Сформулируйте вопросы к ПС, содержащим номинализации. Мои мучения поразительны. Мой страх стоит у меня на пути. У меня есть надежда. Меня беспокоят рассуждения сына. Его навязчивые подозрения выводят меня из себя. Примерные вопросы:

Мучения по отношению к кому/чему? Поразительны для кого? Кем/чем вы напуганы? Это стоит на пути к чему? На что же вы надеетесь?

О чем рассуждает ваш сын так, что это беспокоит вас?

Навязчивые по отношению к кому/чему? Что именно он подозревает?

№ 12. Потренируйтесь в распознавали номинализаций: прочитайте следующие предложения и представьте себе визуальный образ: Можно ли положить в ручную тележку то, что обозначено существительными в этих предложениях?

У меня куча занятий

Мне нужна любовь.

Я ожидаю письма.

Пауки пугают меня.

Мое пальто слишком уж велико

У меня куча деревянных кубиков.

Давление беспокоит меня.

Я потерял терпение.

Я ожидаю помощи.

Мне нужна вода.

Неудача пугает меня.

Я потерял книгу.

Мое волнение слишком уж велики.

Дракон беспокоит меня.

Точность визуальной проверки можно подтвердить, применяя чисто языковую проверку с помощью слов «непрерывный, длительный продолжающийся, внезапный», поставленных перед номинализацией.

№ 13. Для каждой из ПС сформулируйте вопрос, приводящий к восстановлению пропущенною материала.

Невозможно отыскать действительно понимающего человека. Мы должны закончить это ко вторнику. Я не могу понять свою жену. Я не способен выразить самого себя. Я должен заботиться о других. Никто не в состоянии понять меня. Я не могу сказать ему правду. Примерные вопросы:

Что мешает вам отыскать понимающего человека?

Что будет, если вы не закончите?

Что не позволяет вам понять вашу жену?

Что мешает вам выразить самого себя?

Что произойдет, если вы не будете этого делать?

Что же не позволяет им понять вас?

Что останавливает вас в этом?

№ 14. В следующих ПС выделите такие, где содержится заявление, что один человек знает о мыслях и чувствах другого человека

1. Генри сердит на меня.

2. Джейн коснулась моего плеча.

3. Я уверен, что ваш подарок понравился ей.

4. Джон заявил мне, что зол.

5. Я знаю, что его радует.

6. Я знаю, что для вас лучше.

7. Мне очень легко говорить с тобой.

8. Ты понимаешь, что я хочу сказать.

9. Вы видите, как я к этому отношусь.

«Чтение мыслей» содержится в ПС 1,3,5,6,8,9.


Глава 5.
МЕТА-МОДЕЛЬ И СУЩЕСТВУЮЩИЕ ТЕХНИКИ

«Наконец, мы хотели бы напомнить тем, кто прочитал "Структуру магии", что это всего лишь способ рассуждения о ней»

Р. Бэндлер, Дж. Гриндер

Итак, мета-модель это набор средств для создания лучшей коммуникации. Она создает вопросы типа «что», «как», или «кто» в ответ на специфические формы языка говорящего. Использование этих вопросов- особое искусство.

Практикуясь в использовании мета-модели, обратите специальное внимание на свои внутренние процессы. Поскольку это формализация интуитивного поведения, реакции мета-модели будут возникать в те моменты, когда вам понадобится опора на внутренний опыт в понимании коммуникации клиента. Допустим, он говорит: «Мой шеф наказал меня.» Вам нужно полностью понять, что означает это утверждение, спросить: «Как именно?» Шеф мог лишить премии, накричать или сердито взглянуть, просто проигнорировать. Если вы решаете для себя, что это значит, опираясь на личный опыт, то вы находитесь в своей модели мира.

Мета-модель- это набор средств, который дает вам возможность оставаться в рамках внешнего сенсорного опыта, получая информацию от клиента. Это удерживает от погружения в себя, помогает вызвать клиента на более ясную коммуникацию, снимает необходимость заполнять пропуски собственной субъективной реальностью. Клиент говорит: «Я боюсь толпы.» Если вы пойдете внутрь себя и начнете говорить «О, страх толпы, да, я знаю, что это такое», вы упустите возможность помочь человеку более полно осознать собственные переживания. Реакции же, предписываемые мета-моделью «Как, откуда вы знаете, что боитесь толпы?», или «Что именно в толпе пугает вас?», или «Что мешает вам чувствовать себя в толпе спокойно?» помогают вам придерживаться опыта клиента, извлекая ответы и новые возможности роста из его индивидуальных ресурсов. И может быть, эти ресурсы таковы, какими вы сами не располагаете. Обнаружение моментов, где вы погружаетесь в себя, дабы понять, что имеет в виду клиент, и замена этого вопросами мета-модели значительно увеличивает терапевтическую эффективность и поможет интеграции мета-модели в ваше автоматическое бессознательное поведение.

Попросите кого-нибудь формулировать предложения, содержащие определенные нарушения с точки зрения мета-модели. В каждом примере определите, как проявляет себя ваша интуиция. Вы слышите утверждение: «Это нанесло удар по моим чувствам.» Откуда вы узнаете, кто это сделал и каким именно образом? Если вы вспомните (визуально, кинестетически или аудиально) случай, когда вашим чувствам был нанесен удар,- значит, вы понимаете на основе своего опыта, а не опыта говорящего. Научившись обращать внимание на собственные внутренние процессы, вы научитесь находить ключи, сигнализирующие, что вы в поисках смысла отправились внутрь, вместо того, чтобы оставаться в настоящем. Найдя личные сигналы такого рода, вы можете использовать это, применив к ним реакции мета-модели. Всякий раз, получив сигнал о недостатке какой-то информации, об отсутствии смысла, вы можете быть уверены, что реакция мета-модели окажется уместной.

Фраза «Я думаю, что у меня есть проблема» ничего не скажет вам о процессе. Если вы спросите: «Да, но как вы это думаете?»- сначала человек отвечает: «Что?!» Но, преодолев первый шок от того, что ему задали столь странный вопрос, он начнет демонстрировать вам процесс, сначала невербально. Он скажет: «Ну, я просто так думаю» (глаза и голова движутся вверх и влево). Или он скажет: «Ах, я не знаю. Я просто... вы знаете... это просто мысль, которая у меня есть» (глаза и голова движутся вниз и влево). Сочетание используемых человеком неспецифических глаголов и достаточно элегантной невербальной спецификации даст вам ответ на ваш вопрос, вне зависимости от того, осознает это человек когда-нибудь или нет.

Один из студентов Бэндлера и Гриндера обучил мета-модели сестринский персонал больницы. Так что если больной говорил: «Я уверен, что мне станет хуже» или «Я еще не могу подняться», сестра спрашивала: «Как вы об этом узнали?» Затем она продолжала эту тему другими мета-модельными вопросами, чтобы помочь пациенту осознать ограничения своей модели. В результате средний срок пребывания больных в этой больнице снизился с 14 до 12,2 дня.

Весь смысл мета-модели в том, чтобы обеспечить вам систематический контроль над языком. Когда мы впервые выбрали время, чтобы обучить ей своих студентов, результат был следующий: вначале был период, когда они неделю всюду ходили и мета-моделировали друг друга. Потом они начали слышать, что они произносят вслух. Они иногда останавливались на середине фразы- потому что начали СЛЫШАТЬ себя. Это еще один результат мета-модели: она учит вас слушать не только других, но и себя. Затем произошло вот что: они обратились внутрь себя и начали мета-моделировать свой собственный внутренний диалог. Это превратило их внутренний язык из террориста в нечто полезное.

Мета-модель- вещь действительно упрощенная. Но без нее и без систематического контроля над ней вы будете делать то, чему мы вас учим, неряшливо. Те люди, которые делают все это хорошо, обладают контролем над мета-моделью. Этим они отличаются. Это БУКВАЛЬНО основа всего, что мы делаем. Вы можете быть способными, остроумными, блестящими и придумывать сложнейшие в мире метафоры, но если вы не умеете хорошо собирать информацию- как внешнюю, так и внутреннюю- вы не будете знать, что делать. Вопросы мета-модели- суть то, что действительно немедленно обеспечивает вам нужную информацию. Это прекрасный инструмент достижения этой цели как внутри, так и снаружи. Он превратит ваш внутренний диалог в нечто полезное.

Мета-модель основана на языковой интуиции. Поэтому, тщательно сознавая эту интуицию, вы легко можете освоить мета-модель. Эти интуиции могут быть выражены в любой репрезентативной системе. В ответ на фразу «жирафа преследовали» интуиция скажет, что чего-то недостает. Возможно, ваша картина неполная, или, когда репрезентация кинестетическая, вы не знаете, как быстро должен бежать жираф. Ни одна из этих репрезентаций не полна, пока вы не получите ответ на вопрос: «Кто преследовал жирафа?» Независимо от того, как выражает себя ваша интуиция, в этом месте вводится вопрос мета-модели, чтобы извлечь как можно больше смысла из коммуникации.

Чтобы использовать интуиции в обучении мета-модели, начните 1) с представления обучающемуся предложений, которые содержат одно искажение относительно мета-модели; 2) попросите его сообщить свое впечатление; 3) попросите задать соответствующий вопрос из мета-модели, делая его составной частью выражения той же интуиции. Если его картина не полная, он спросит об остальном. Если он чувствует себя озадаченным- задаст вопрос, который все поставит на место. Изменяя содержание и прибегая к повторам, продолжайте связывать интуицию и вопросы мета-модели. Интуиция может меняться в зависимости от типа вопросов и паттернов. Могут возникать ощущения в связи с универсальными квантификаторами, картины- с номинализациями. звуки- с причинами и следствиями. Так или иначе каждый попадает в рамки определенных паттернов. Когда они обнаружены, упражнения помогают интегрировать их в повседневное поведение.

Мета-модель представляет собой инструмент, которым может воспользоваться психотерапевт, принадлежащий к любой школе. Практическая цель и ценность ее двояка: во-первых, она предполагает эксплицитное руководство (т.е. поэтапное, а значит, и поддающееся усвоению) относительно того, что следует делать в каждый момент психотерапевтического воздействия; во-вторых, любой человек, для которого данный язык является родным, уже располагает интуициями, необходимыми для применения мета-модели,- для этого ему надо лишь осознать их.

Бэндлер и Гриндер неоднократно напоминают, что их мета-модель никоим образом не исчерпывает выборов, которыми психотерапевт может воспользоваться в ходе работы с клиентом. Скорее напротив, она должна быть интегрирована с техниками и методами в установившихся уже формах психотерапии. Интеграция эксплицитной мета-модели с техниками и приемами психотерапии, которыми вы уже хорошо владеете, не только расширит количество возможных выборов, которыми вы располагаете как психотерапевт, она сделает психотерапевтический стиль более эффективным благодаря тому, что ваши действия будут прямо направлены на расширение модели мира клиента. Таким образом, мета-модель предоставляет в распоряжение терапевта эксплицитную стратегию психотерапевтического поведения.

Бэндлер и Гриндер вспоминали, как после публикации «Структуры магии» спрашивали многих, читали ли они эту книгу: «Нам отвечали: «О да, добросовестно прочел.» «А почерпнули ли вы оттуда что-нибудь, например, из четвертой главы?» (Авторы утверждают- мы не знаем, насколько всерьез- что это единственная осмысленная глава во всей книге.) «Конечно, все это я прекрасно знаю.» «Хорошо, тогда я буду клиентом, а вы задавайте мне вопросы. Итак, я не в состоянии рассердиться.» «И как вы думаете, в чем здесь проблема?»- вместо того, чтобы спросить: «Что же удерживает вас?» или «Что произойдет, если вы все-таки рассердитесь?»

Без систематической тренировки в задавании вопросов мета-модели люди заходят в тупик. Наблюдая за работой Сэла Минучина, Вирджинии Сэйтир, Фрица Перлса и Милтона Эриксона, мы заметили, что они интуитивно пользуются многими из вопросов мета-модели.»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.