Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно – тематический план




ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

Наименование разделов, тем Кол-во часов Лекции Самост. работа
1. Основы инноватики.      
1.1. Предмет и содержание курса.      
1.2. Становление теории инноватики и ее современные концепции.      
1.2.1. Длинные волны Н.Д.Кондратьева.      
1.2.2. Деловые циклы Й.Шумпетера.      
1.2.3. Технологические уклады.      
1.3. Основные понятия теории инноватики.      
1.4. Классификация новаций, инновационных процессов и нововведений.      
1.5. Диффузия инноваций.      
1.6. Инновационный процесс и инновационная деятельность.      
1.6.1. Основные этапы инновационных процессов и источники их финансирования.      
1.6.2. Логистический и циклический характер инновационных процессов.      
1.6.3. Особенности стабильных и инновационных процессов.      
1.6.4. Основные направления инновационной деятельности.      
1.7. Оценка результативности работы научно-технических организаций и организация конкурсного выполнения НИОКР.      
1.8. Развитие конкуренции в инновационной деятельности.      
1.9. Особенности принятия решений в инновационной деятельности.      
2. Инновационные стратегии.      
2.1. Понятие и виды инновационных стратегий.      
2.2. Особенности инновационных стратегий.      
2.3. Инновационный аспект базовых стратегий роста.      
2.4. Роли организаций в диффузии нововведений.      
3. Управление инновационными преобразованиями.      
3.1. Инновационные преобразования      
3.1.1. Инновационные цели, идеи, проекты и программы.      
3.1.2. От инновационной стратегии к инновационному проекту.      
3.2.1. Показатели инновационной деятельности предприятия.      
3.2.2. Инновационный потенциал.      
3.2.3. Инновационный климат.      
3.2.4. Инновационная позиция организации.      
3.3 Проектное и программно-целевое управление.      
3.4. Реинжиниринг и инновационные процессы      
4. Организационные формы инновационной деятельности.      
4.1. Комплекс организационных форм инновационной деятельности.      
4.2. Типизация ролевых функций специалистов в инновационной деятельности.      
4.3. Формирование инновационных подразделений.      
4.4. Формы малого инновационного предпринимательства.      
4.5. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах.      
4.5.1. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия (СП).      
4.5.2. Инновационная деятельность региональных научно-технических центров и финансово-промышленных групп.      
4.5.3. Парки и технополисы, их роль в создании и диффузии инноваций на федеральном уровне.      
5. Инвестиции в инновационном процессе.      
5.1 Источники инвестиций      
5.2 Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности.      
5.3 Норма прибыли при финансировании инновационных проектов.      
5.4 Обоснование эффективности инновационного проекта.      
5.5. Экономическая экспертиза инновационного проекта.      
6. Управление рисками в инновационной деятельности.      
6.1. Основные понятия управления рисками.      
6.2 Цели и задачи управления рисками.      
6.3 Классификация и идентификация рисков.      
6.4. Риски инновационного проекта.      
6.5. Методы анализа неопределенности и риска.      
6.5.1. Основные факторы рисков.      
6.5.2. Основные методы оценки рисков.      
6.6. Методы управления рисками.      
  ИТОГО      

 

Тема 1. Основы инноватики. Предмет и содержание курса. В последнее десятилетие по существу меняется организационная куш тура. Это связано с переходом в развитых странах к качественно ново» типу экономического роста, называемому научно-техническим или инновационным. Как справедливо было замечено: «Руководитель, лишенный способности творчески решать проблемы, в лучшем случае может хорошо осуществлять контроль над эволюционным развитием руководимой им организации, но не способен вывести ее в передовые». (Р. Акофф).

Инновационный тип культуры характеризуется: значительно более высоким образовательным уровнем пер­сонала; творческой обстановкой, новаторством; постоянным совершенствованием, экспериментаторством; готовностью к риску; динамизмом.

Инновационная культура основана на создании творческой атмосфе­ры в организации, поощряющей работников к созданию нового; глав­ная ценность при этом - возможность творчески работать (разумеется, за солидное вознаграждение). Способность творчески решать пробле­мы - самое важное качество современного менеджера.

 

Тема 2. Инвестиционные преобразования. Особенности управления инноваци­онными фирмами: наличие четкой, ясной стратегии развития и в то же время свободы поиска в ее рамках; создание определенной системы (формальной и неформаль­ной) сбора специализированной информации, внешних связей, активного поиска и оценки новых идей; практика формирования коллектива как временного — «под задачу» (как правило, на 2 -3 года);

Система мотивации основана на удовлетворенности трудом, его соответствии личным интересам, престиже, материальном стимулировании, зависящем во многих случаях от конечных результатов; важное условие организации инновационной деятельности на внутрифирменном уровне - предпринимательская автоно­мия, т. е. предоставление самостоятельности отдельным струк­турным единицам предприятия в целях стимулирования их рисковой активности во внедрении нововведений — «интрапренерство» (отелов «антрепренерство» — предпринимательство и «интра» - внутренний).

В технологически передовых странах таким специализированным подразделениям, полностью занятым творческой работой и отдален­ным от основного производства, ассигнуются большие средства в раз­мере 3-10% объема продаж (например, «Хитачи» расходует 8,3%; «Ка­нон» - 9%; «Хонда» - 5,4%). Широко используются также различные гибкие групповые организационные формы. Например, в «Канон» подобные группы состоят из 10-15 человек и занимаются исследовани­ем новых сфер деятельности, долгосрочной стратегией корпорации, разработкой проектов будущих производственных отделений.

Инновационные организации сильно отличаются друг от друга по структуре, целям, характеристикам, даже по организации и философии менеджмента. Но они имеют и ряд общих характеристик: знают, что такое «инновация»; понимают ее динамику; имеют инновационную стратегию; знают, что инновация требует задач, целей, планов, измере­ния результатов иных, чем цели, планы и измерения в традици­онном бизнесе.

В завершение этой темы можно определить следующий алгоритм управления организационной культурой.

 

Тема 3. Миссия организации — это выраженная причина существования организации. Это социальный статус фирмы. Организация не может успешно существовать в koнкрентной деловой среде, если она не имеет определенных ориентиров указывающих на то, к чему она стремится и чего хочет добиться. Ориентиры и задаются с помощью миссии. Большинство российских руководителей не заботится о выборе и формулировании мисси своей организации, считая это ненужным.

Организация, где есть ясное представление о цели ее повествования, имеет больше шансов на успех, чем та, где его нет. Миссия имеет большое значение для деловой среды. Она влияет на имидж организации, привлекает потребителей, партнеров, акционеров так как информирует о том, что представляет собой фирма, к чему стремится, какова ее философия, какие средства готова использовать.

Миссия придает организации определенность и индивидуальность. Она является основой для выработки и целей, и страте организации, определяет ее организационную структуру, оказывает влияние на формирование организационной культуры, так как персонал организации должен разделять основную цель, осознавать и повысить свой вклад в ее достижение, а также разделять ценности и пр. пилы, которые часто отражаются в миссии. Она предъявляет требования к сотрудникам, позволяет отбирать определенный тип работ ков, необходимых для организации. Например, миссия менеджмента одного из российских вузов могла состоять в том, «быть международно признанным лидером в менеджмент-организации и научных исследованиях в области менеджмента».

На основе миссии, сформулированной в общих чертах, опредляются цели организации, которые отражают разнообразные конкретные направления ее деятельности с указанием сроков их выполнения. Это могут быть долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели экономического, социального, производственной и организационного характера, направленные на рост и развитие организации, стабилизацию или сокращение.

Таким образом, цель есть тот желаемый результат, на достижения которого направлены усилия организации. Ориентация российских организаций на принципы рыночной экономики нацеливает их получение и рост прибыли. Однако сегодня для многих организаций основной целью является выживание.

Тема 4. Инновационные стратегии. Стратегия - это программа эффективных мероприятий и способов обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее ей В основе стратегии — определение конкурентного преимущества организации, что ее отличает от конкурентов и что конкретно будет определять ее конкурентноспособность. Если цели определяют то к чему стремится организация, что она хочет получить как резуль­тат своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких средств и действий организация сможет достичь своих целей в условиях изменяющейся внешней среды.

В менеджменте рассматривают несколько видов стратегии. О бщекорпоративная стратегия определяет на перспекти­ву общее направление деятельности организации; деловые стратегии - то, как организация будет конкурировать на тех рынках, где она продает свои продукты; функциональные стратегии (маркетинговая, финансовая, производственная, исследований и разработок, управле­ния персоналом) - то, какие продукты будет разрабатывать и произ­водить компания, как она будет их продавать, как будут распределять­ся ресурсы, необходимые для выполнения поставленных целей.

Тема 5. Организационная структура. Все внутриорганизационные процессы протекают в рамках орга­низационной структуры, которая отражает сложившиеся в организа­ции разделение труда, связи и отношения между подразделениями. Организационная структура закрепляет задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным подразделением, обеспечивает их взаимодействие в процессе работы. Организационная структура -это наиболее оптимальное соотношение вертикальных уровней уп­равления и горизонтальных звеньев управления. Это система взаимо­связи функциональных подразделений организации по горизонтали и вертикали, обеспечивающая достижение конечных результатов.

Технология - процесс преобразования ресурсов в конечный продукт деятельности (конкретные продукты или услуги). Технологии оказывают влияние на внутреннюю среду организации, определения и требования к уровню образования и квалификации персонала.

Культура каждой организации уникальна, и это именно то, отличает одну организацию от другой, даже если они производят одни и те же продукты, работают в одной отрасли, близки по раза рам и используют стандартные технологии. Сильная организационная культура позволяет организации существовать как единому лому, что способствует достижению целей организации, помогает выжить и развиваться. Однако она же может создавать и дополнительные трудности при проведении в организации необходим изменений.

Не познав сущности организаций, не поняв, зачем они нужны и чего состоят, на каких принципах строятся, не изучив, как они создаются и развиваются, нельзя эффективно управлять ими, использовать их в интересах работающих в них людей и на благо общества в цели Современная деловая организация должна обладать следующими характеристиками: целенаправленность; эффективность; социальная ответственность; открытость; динамичность; адаптивность; автономность; стабильность; целостность.

К функциональным областям внутренней среды организации относят:

Кадровая функция — обеспечение производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка кадров). Выполнение всех управленческих действий, связанных социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма.

Тема 6. Инвестиции в инновации. Финансы и бухгалтерский учет — денежные аспекты бизнеса, вклю­чая управление средствами (расход, изменение денежных масс), бух­галтерский учет- сбор, обработка и анализ финансовых данных.

Обеспечение ресурсами — осуществление и совершенствование систе­мы материально-технического снабжения организации материалами и полуфабрикатами, машинами и энергетическими ресурсами.

Производственная функция — обеспечение функционирования про­изводственного процесса в зависимости от цели производственной функции. Принятие решений в сфере технологий, организации, кален­дарного планирования, запасов производства, а также контроля качества (все эти многочисленные задачи включены в оперативно-производственное управление).

Функция развития продукта и процесса производства — организация исследований и развития процессов, разработка высоких технологий. Изучение долгосрочной динамики развития как основного фактора конкуренции на рынке, осуществление инновационной политики фирмы.

Функция развития материально-технического обеспечения производства - развитие инструментального хозяйства, ремонт служб и служб технологической оснастки с целью обеспечения рациональных сроков физического и морального износа тематических систем.

Маркетинг - особый вид деятельности по прогнозированию, выявлению и удовлетворению желаний потребителя.

При изучении поведения покупателя следует учитывать его социальные, психологические, культурные, образовательные, возрастные и многие другие факты. Они определяют необходимость создания продукта, проблему пои информации о нем, оценку альтернатив, принимают решения о покупке продукта и оценивают его качество при его эксплуатации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.