Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об истории Тибета




До середины прошлого века Тибет был независимой общностью людей. Но «государство» это было не административно-светским, а особым – духовным. Поэтому рассказ об его истории будет тесно переплетаться с религиозными учениями, господству­ющими в этих крах, причём как местными, так и пришедшими со стороны. И ко­нечно же без легенд здесь, как и во всей тибетской жизни, нам не обойтись.

Так вот, когда на землях плато уже появились люди, они жили вольными общинами племён-скотоводов. Но однажды над ними появился первый владыка. Легенда говорит, что он родился непорочным зачатием в Индии, у местного царя -Уддаяны из Ватсы. Младенец родился с ужасным видом: рот полон острых зубов, над белыми глазами красовались синие брови, а пальцы рук и ног были соединены кожными перепонками в виде левосторонней свастики.

Местный астролог предсказал, что неродной мальчик станет царём ещё до смерти своего приёмного отца. Испуганный Уддаяна, по совету брахманов, решил отправить странного уродца, от греха подальше, в далёкую северную страну, т. е. Тибет. Золо­той трон с ребёнком поставили на спины четырёх коней и направили на север. Долго ли, коротко ли, но мальчик достиг высокогорной страны. Его нашли охотники и привели в ущелье жрецов бон,- господствовавшей тогда здесь религии. На вопрос, откуда он, мальчик показал пальцами на небо. Бон-жрецы увидели обратную свастику и поняли, что он - посланник Мира ТЬМЫ. Поэтому они тут же провозгласили его царём Тибета, дав пришельцу имя - Ньятри Ценпо.

Этот правитель, основал целую династию владык бонпо. Но когда 26-м царём её стал Лхатотори, произошло чудо: с неба на крышу его двор­ца упали несколько чудесных предметов: золотая ступа с мощами Будды Шакьямуни, шкатулка с изображением таинственного камня Чинтамани, и несколько священ­ных книг. Голос с неба произнёс, что значение всего этого будет понято только при пятом преемнике царя.

Вот таким образом семена буддизма, который к тому времени уже был извес­тен во многих странах, попали и в Тибет. Это произошло спустя почти 1500 лет после смерти Будды Шакьямуни, но по его предвидению. Согласно легенде, од­нажды Будда сидел в саду, окруженный своими учениками. Внезапно, из его лба засветился пятизвёздный луч, направленный в сторону "Северной горной страны". На вопросы присутствующих Будда ответил, что далёкое снежное царство, насе­лённое злыми демонами бонпо, которое не смогло покориться буддам трёх времён, в бу­дущем станет местом, где его учение воссияет, как солнце дарующее СВЕТ и станет защитником для будущего человечества.

Пророчество сбылось при пятом после Лхатотори царе Тибета - Сонгтсене Гампо. Он родился непорочным зачатием в 617 г.н.э. и на теле его было 32 знака божественного происхождения. Вступив на престол в 13 лет, он правил до 649 г.н.э. и именно этому духовному царю принадлежит величайшая заслуга в первой победе буддизма над бон-религией.

Сонгтсен Гампо возвёл на землях Тибета 12 буддистских монастырей, перенёс свою резиденцию в центр страны (нынешняя Лхаса), построил в ней храм-дворец Марпори (предшественник Поталы) и первый монастырь Джоканг, существующий и поныне. Томимый желанием узнать Лхаса. Дворец Потала – резиденция Далай -Лам Тибета

содержание священных книг, упавших в Ти­бет с неба и сделать их тексты доступными его народу, этот Верховный Жрец СВЕТА отправил в Индию 16 лучших юношей, во главе с Тханми Тсанхотой. Они изучили санскрит, создали на его основе тибетскую письменность и перевели на неё небесные книги: "Саматог" и "Мани-гумбум".

Когда настало время, Сонгтсен Гампо взял в жены двух принцесс из соседних стран. Китайская невеста Венчинг имела кожу зеленоватого цвета, отличалась знаниями и красотой. С ней в Тибет прибыли семена пяти главных злаков, необходимый скот и умелые ремесленники. Венчинг подарила мужу дивную сандаловую статую Будды Шакьямуни. Непальская царевна Брибсун была молодой белой красавицей. Она привезла с собой множество книг, реликвий и святынь, главной из которых была статуя грядущего Будды Майтрейи. Обе принцессы прибыли в сопровождении большой свиты буддистских жре­цов, которые стали ближайшими советниками Сонгтсена Гампо и помогли ему создать все институты религиозно-общинного управления страной. Этот посланник СВЕТА умер в преклонном возрасте. Растворив­шись в солнечном луче, он вошел с ним в статую бодхисатвы Авалокитешвары. То же самое тут же произошло с двумя любимыми женами. Они были воплощениями всемилостивейшей богини Тары, супруги Шивы и теперь навечно занесены в пантеон ламаистских божеств в качестве богинь: Белой и Зеленой Тары...

При непосредственных преемниках Сонгтсена Гампо буддизм в Тибете не только не окреп, но даже вновь отступил со своих позиций, т.к. жрецы-бон были ещё очень сильны. И лишь через сто лет началась вторая волна его проникновения. Она связана с периодом правления Гуру - Тризонг Детсена (740 - 786 гг.н.э.). Сначала он провёл на центральной площади столицы диспут между высшими представителями буддизма и бон- религии, на котором последние были побеж­дены а их книги сожжены. Но демоны препятствовали намерениям Учителя. Они повелевали тёмными силами природы, уничтожая посевы, губя скот и насылая бо­лезни на людей. Тогда ботхисатвы посоветовали пригласить в Тибет Высшего Учителя - Падмасабхаву (Рождённого в лотосе). Он родился непорочным зачатием в области Удаяна (Афганистан) и был к тому времени Мастером йоги в известном буддистском университете в Наланде. Падмасабхава (в Тибете он более известен, как Гуру Римпоче - Драго­ценный Гуру) был глубоким знатоком оккультизма и потому смог обуздать нахо­дящихся в видимой сансаре злобных духов, ракшей и других страшилищ, стоящих на службе у жрецов бонпо.

Великий Гуру прибыл в Тибет из Непала в 747 году. Он был не простым человеком, а махасиддхи (обладатель могучих сверхъестественных сил). Падма поработил и изгнал демонов из местности Самье, где и был построен одноимённый монастырь, рассказ о котором ещё впереди. Гуру Римпоче в 749 году основал в нём общину тибетских буддистов-лам (секту ниингмапа). Эта секта стала первой из четырёх основных сект(школ) тибетского буд­дизма, наряду с будущими - кагьюпа, сакьяпа и гелуг.

Около ста лет ламаизм (так называют тибетский буддизм в Европе) развивался относительно спокойно, но затем опять наступили чёрные времена владычества бонпо. И связаны они были с правлением царя-жреца Ландхармы. В стране наступил голод и царь свалил его причины на религию Будды. Начались гонения на лам, уничтожения монастырей и кумирен, сжигания священных книг, статуй и реликвий…

Двадцать три года про­должалось искоренение буддизма в Тибете, но корни его оказались крепкими: одному из пещерных отщельников явилась пламенеющая богиня Дурга и повелела положить жизнь за религию Будды - убить преступного царя. Стрела йога пронзила сердце Ландхармы и уже более никто не мешал укреплению буддизма на земле Тибета. Вновь стали отстраиваться монастыри, возвращались изгнанные прежде ламы. Из Индии были завезены тантрические тексты и на их основе стали развиваться различные школы тибетского буддизма. Они базировались в крупнейших монастырях и в различиях этих школ находились зачатки позднейшего разделения ламаистов на жёлтошапочников и красношапочников.

Среди духовных учителей этого периода следует назвать прибывшего из Индии гуру- Атишу, высшего знатока йоги, магии и оккультных наук. Известны также имена тибетских лам Докми и Марпы. Первый был основателем буддис­тской школы сакьяпа (монастырь Сакья), а второй создал школу кагьюпа, имев­шую шесть больших монастырей в центральном Тибете (самым известным учеником её был поэт-святой Миларепа).

Различия в методиках применения духовных практик вели поначалу к раздорам между настоятелями буддистских монастырей. Воспользовавшись этим, а также тем, что в духовном Тибете не было регулярной армии, в 13 веке Китай впервые вмешался в дела соседей. "Срединная империя" тогда сама находилась под властью потомков Чингизхана. Монгольский хан Хубилай (ди­настия Юань), много сделал не только для распространения ламаизма в Монголии, но и для укрепления его в самом Тибете. (Он, в частности, доставил туда святые реликвии: ни­щенскую чашку Будды Шакьямуни и два его коренных зуба). Но делал он всё это не по своей религиозности, а для того, чтобы проникнуть в центральный Тибет, имея на то осоьые тайные планы. Во исполнение их Хубилай провозгласил насто­ятелей монастырей сакья - главными администраторами Тибета.

В 1368 году монголы в Китае пали и к власти там пришла династия Мингов. Сразу ослабело и влияние секты сакьяпа в Тибете. На его духовную арену вышел один из самых прославленных ламаистов, великий учёный Цонкапа. Он, по сути, произвёл реформу буддизма, повернув его к древним истокам, пропове­довавшим дисциплину в духовных практиках и послушание в традициях. Вместе с тысячами учеников Цонкапа создал монастырь Ганден - оплот его секты гелугпа ("добродетельные"). Тело Цонкапы, умершего в 1419 году, долго хранилось в монастыре и свободно висело в воздухе (хунвейбины «культурной революции» уничтожили его). Ученики реформатора, названные за цвет одежд желтошапочниками (в отличие от красношапочных лам школы ниингмапа), основали затем важнейшие монастыри - Сера и Дрепунг.

 

- А кто такие Далай-Ламы. Откуда взялся этот титул и что он означает?

- Верховные ламы секты гелугпа долгое время не вмешивались в мирские дела Тибета. Однако, не прекращающаяся борьба за влияние на умы между буддизмом и бонпо втянула в себя и их. В конце 16 века настоятель Дрепунга Сонам Гьянтзо опять обратился к монгольскому Алтан-хану. Дружба их была скреплена взаимными дарами и почётны­ми титулами друг-другу. Алтан-хан был назван Царём веры, а Сонам Гьянтзо получил титул Далай-Ламы (лама-океан). Интересно, что Гьянтзо стал сразу третьим Далай-Ламой. Задним числом, через сто лет после смерти, этот титул получили бывшие настоятели монастыря Дрепунг: первым Далай-Ламой был признан Гьялва Гендун Друб (1391-1474 гг.), а вторым - Гэндун Гьятсо (1475-1542гг.). Тогда же было признано, что души высших лам перерождаются в новые тела, которые должны затем занять прежнее общественное и духовное положение, которое было у умершего. Воплощения эти постоянны и непрерывны: после смерти ламы душа вселяется в тело мальчика и он становиться тюльку, т.е. реинкарнацией умершего. Первый же Далай-Лама был признан высшим воплощением бодхисатвы Авалокитешвары!

Очень скоро все четыре школы тибетского буддизма приняли институт Далай-Лам. С тех пор и до наших дней секта гелугпа является господствующей в религии Тибета.

Четвёртый Далай-Лама (воплощённый во внука Алтан-хана - Йонтена Гьятсо) вдруг признал в своем наставнике Лобсанге Чойджине, - воплощение Будды Амитабхи и дал ему титул Панчен-Ламы ("драгоценный учитель"). Со временем сложилось так, что последующие Далай-Ламы являлись в основном светскими Лидерами свободного Тибета и заседали в Лхасе, тогда как Панчен-Ламы (иначе - Таши-Ламы) были духовными наставниками


народа, обитая в монастыре Ташилумпо, в Шигадзе.

Основную роль во всеобщем признании верховенства школы гелукпа сыграл пятый Далай-Лама, Нгаванг Лобсанг Гьятсо (1617-1682гг.). Он стал новым объединителем земель Тибета в единую духовную общность, столицей которой в 1642 году стала Лхаса. При нём, прозванным Великим- пятым, началось строительство дворца-храма Потала - резиденции всех после­дующих Далай-Лам.

Дальнейшие столетия стали годами утраты тибетской независимости. Сначала монголы в 18 веке захватили демилитаризованный Тибет и установили своего «Далай-Ламу», а когда тот умер, манчжурский император Китая ввёл в мирную страну войска и привёз в Лхасу уже своего мальчика – «Далай-Ламу седьмого». Китайская армия пришла тогда надолго, …

Однако, когда власть манчьжуров зашаталась, к Тибету стали проявлять активное внимание две другие державы: Англия и Россия. Здесь следует рас­сказать об Агване Дорджиеве, - буддистском монахе из Бурятии. Он 15 лет учился в монастыре Дрепунг и позже стал одним из духовных наставников Далай-Ламы тринадцатого. Когда Британия стала давить на тибетские границы, Дорджиев стал доказывать всем, в том числе и Далай-Ламе, что Россия, её Алтай и есть та священная Шамбала, король которой должен был по легенде спасти Тибет от врагов. Бурятский лама организовал в 1898, 1900 и 1901 годах три по­сольства от Далай-ламы к царю Николаю второму. Британцам скоро стало из­вестно, что России предложили открыть свою дипломатическую миссию в Лхасе, тогда как им самим - отказали в этом. К тому же в прессе появились сообщения, что Россия намеревается утвердить буддизм, в качестве одной из своих официальных религий. Как результат - вторжение английских войск в Тибет из Индии, последовавшее в 1904 году…

Далай-Лама бежал в Монголию, вместе с Дорджиевым. Переговоры ламы-настоятеля монастыря Ганден с англичанами привели к двустороннему соглаше­нию о том, что Тибет будет самостоятельным государством. Пробыв два месяца в Лхасе, британские войска отошли к Гьянтзе, а Далай-Лама вернулся в столицу.

Однако, манчжурская династия в Пекине запротестовала и Британия была вы­нуждена изменить договор: над Тибетом устанавливался Китайский протекторат. В 1910 году, по примеру англичан, китайцы неожиданно взяли штурмом Лхасу и Далай-Лама вновь бежал, теперь уже в Индию.

Лишь в 1911 году, после революционного разрушения Манчжурской династии Китая в Тибете начались массовые акции против оккупантов. К концу 1912 года последний отряд манчжур покинул страну и в январе 1912 года тринадцатый Далай-Лама (Гьялва Тубтен Гьятсо, 1876-1937гг.) возвратился в Лхасу, восстановив независимость духовного Тибета.

Новое республиканское правительство Китая направило ему телеграмму с офи­циальными извинениями за действия манчжурской династии, где сообщало также, что возвращает ламе все его титулы. Далай-Лама ответил, что ему не нужны чины от китайцев, продемонстрировав, тем самым, независимость страны. У китайцев тогда было много своих собственных проблем и тридцать лет они сосе­дей не трогали…

А в пятидесятых годах прошлого века, как вы уже знаете, последовало новое вторжение Китая в Тибет, повлекшее массовый исход беженцев из страны и разрушение множества буддистских монастырей. Бежал и Далай-Лама четырнадцатый, Гьялва Тэнтзин Гьятсо. Родившийся в 1935 году, он здравствует и поныне, являясь главой ламаис­тского варианта буддизма во всех странах, где тот признан. Ныне он, вместе со своими учениками, живёт в резиденции в Дхармсале (се­верная Индия).

Панчен-ламы также реинкарнировали один в другого все эти годы. Десятый Панчен-Лама сначала открыто не

выступал против китайцев, но в 1964 году провозгласил, что только Далай-Лама может являться истинным лидером тибетцев.

 

«Далай- Лама IVX – нынешний духовный лидер буддизма»

Отсидев в тюрьме десять лет за эти слова, он внезапно умер в 1989 году. Следуя буддистс­ким традициям, в 1995 году Далай-Лама четырнадцатый нашёл его реинкарнацию - мальчика по имени Гедун Чоки Ньима, который родился в 1989 году в городе Накчу в Тибете. Но, через несколько дней после этого объявления, мальчик исчез. Через полгода китайские власти провели жеребьёвку и возвели в звание Панчен-Ламы другого мальчика, шестилетнего Гьялцена Норбу. Несколько раз его затем возили в Тибет, но там он не был признан, как тюльку, а потому вернулся и живёт сейчас где-то в Китае...

Тяжелейший удар по тибетскому буддизму был нанесён в годы китайской культурной революции: ужасающие разрушения в монастырях, уничтожение святынь и раритетов, убийства лам и монахов. Сохранилось лишь то, что удалось спрятать в горах, либо перенести через границы в Индию и Непал.

«Последний Панчен-Лама Тибета навсегда остался мальчиком»

 

В последние десятилетия Китай осуществляет политику активной ассимиляции Тибета. Сотни миллионов долларов вкладываются в строительство местных дорог, ар­мейских баз, рудников и горно-обогатительных комбинатов. Ведётся активное заселение Тибета китайцами из соседних провинций, для чего создаются новые посёлки. Вся документация и печатные издания переводятся на китайский язык. Китай одно­значно считает Тибет одной из своих провинций, и никаких разговоров о контак­тах с Далай-Ламой не ведёт.

Мировое сообщество, пошумев было некоторое время, также отвернулось от проблемы Тибета и с 1998 года, когда этот вопрос поднимался в ООН последний раз, никаких разговоров о необходимости контактов Китая с Далай-Ламой более не ведётся. Китай становится великой державой и политически никому не выгод­но с ним ссориться.

 

Как видите, вся история Тибета – это история борьбы между двумя противоборствующими силами, о которых уже говорилось выше. Одна из них была представлена жрецами особой религии бонпо и государственными машинами Монголии, Китая, России, Англии, ну а другая – духовными лидерами буддизма-ламаизма. А о том, что являлось истинной причиной этой борьбы за бесплодные, малопригодные для жизни территории, вы поймёте сами, изучив флаг этой удивительной страны.

На этом необычном флаге изображены снежная гора с необычным человеком и двумя львами внутри, на фоне красных, лучей, исходящих от сияющего яйца. И вот что это означает:

Снежная гора-пирамида в центре олицетворяет мифологическую гору Меру.

Шесть красных лучей на фоне синего неба, символизируют шесть рас человечества, последняя из которых воссияет в Тибете.

Лучи света, исходящие от поднимающегося над вершиной священной горы золотого яйца, символизируют рождение новой шестой расы. Желтый цвет – знак стремления её к миру СВЕТА.

Внутри горы гордо расположились два могучих льва, пытающиеся перетянуть нового

человека на свою сторону. Двухцветный символ в их лапах означает единство и борьбу

двух противоположных сил Мироздания, являющуюся залогом вечной его эволюции.

Трехцветность фигуры нового человека символизирует гармонию во взаимодействии всех трёх составляющих её частей: Тела, Души и Духа.

Общая желтая канва флага олицетворяет самого Создателя, объединяющего всё сущее

во Вселенной.

 

«На этом удивительном флаге зашифрована тайна всей нашей планеты»

Надеюсь теперь вам ясно, за что или вернее – за кого шла эта борьба. А о её подробностях узнаете из дальнейшего повествования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 70; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.