Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корень учения горек, но плоды его сладки

Вопросы к тексту

Познакомьтесь с материалами темы.

Выполните аналитические задания на основе текста.

Прочитайте предложенные материалы творческого задания№1 и

выполните данное задание в рабочей тетради.

ТЕМА 2. Обучение правилам диспозиции (4 часа).

· Понятие диспозиции и композиционная организация текстового материала.

· Описание, повествование как структурные модели текста. Моделирование текста в заданных условиях.

· Рассуждение как структурная модель текста.

· Строгая и свободная хрия, искусственная хрия.

· Особенности структуры речи-рассуждения: приступ, парафразис, причина, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение

· Моделирование текста рассуждения в заданных условиях.

Аналитические задания на основе текста.

Текст № 1

«Расположение есть изобретенных идей соединение в пристойный порядок... Правила о изобретении и украшении управляют соображение и разбор идей; предводительство рассуждения есть о расположении учение; которое снискателям красноречия весьма полезно и необходимо нужно, ибо что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом?

Храброго вождя искусство состоит в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков. И ежели в теле человеческом какой член свихнут, то не имеет он такой силы, какою действует в своем месте» (М.В. Ломоносов. Краткое руководство к красноречию.)

 

1. Как вы думаете, почему, говоря об этой процедуре риторического канона, М. В. Ломоносов использует сопоставление с военным искусством? Обоснуйте свой ответ.

2. Как вы прокомментируете с точки зрения современной общей риторики последний абзац текста?

Текст № 2

Изречение это, вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом.

Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества.

Корень, то есть начало умения, сопряжено с некоторыми неприятностями, потому что:

1. способности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память – крепко и прочно удерживать преподаваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредоточивать и останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен;

2. учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении неослабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжительных упражнений;

3. учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащей аккуратностью и терпением.

Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится, что плоды, то есть последствия учения, приятны, ибо:

1. знания, умения, образование, сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют его кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу;

2. доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.

Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд.

Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия.

Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных!

То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни» (Пушкин)

О вы, которых ожидает отечество от недр своих!… дерзайте… «раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать» (Ломоносов).

Стилистические задачи для гимназии при Историко-филологическом институте Санкт-Петербурга (сост. И. Гаврилов. – 1874)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статья 54 приводится в соответствие с последними изменениями антикоррупционного законодательства РФ. | Конкурс аукцион
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.