Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика рыночной системы хозяйствования




План лекции

Лекция № 15

Тема: «Характеристика фармацевтического рынка»

1. Общая характеристика рыночной системы хозяйствования

2. Инфраструктура и классификация рынков

3. Отраслевые особенности фармацевтического рынка

4. Структура фармацевтического рынка

5. Субъекты фармацевтического рынка

Фармацевтическая экономика — это совокупность институтов, пред­приятий и организаций, занятых производством, распределением и обменом ЛС, ИМН, услуг, необходимых для поддержания индивидуального и обще­ственного здоровья. Областью исследования фармацевтической экономики являются проблемы эффективного управления и использования ограничен­ных ресурсов ЛС и других товаров аптечного ассортимент с целью достиже­ния максимального удовлетворения потребностей населения и институцио­нальных потребителей.

Рынок выступает результатом возникновения и развития товарного производства и обмена. Рынок является многоаспектным понятием, так как воплощает в себе множество связей и отношений, характерных для товарной экономики. Отсюда, вполне возможно объяснить существование целого ряда его определений. Но, прежде всего, рынок - это система отношений между экономическими субъектами по поводу купли-продажи (обмена) товаров и услуг.

Основными характеристиками рынка являются:

• господство частной собственности;

• свобода выбора;

• ограниченная роль государства в экономике;

• обмен с помощью денег (товар - деньги - товар);

• личный интерес рыночных субъектов;

• рыночное ценообразование;

• свобода предпринимательства.

Рынок выполняет определенные функции:

• информационную - передача информации субъектам рынка о количестве и ассортименте благ;

• посредническую — сведение продавцов и покупателей;

• функцию образования цены - формирование цены через взаимодействие спроса и предложения;

• регулирующую — определение того что? как? и сколько? произ­водить через соотношение спроса и предложения; данная функ­ция на фармацевтическом рынке ограничена регулирующей функцией государства, т.к. существует группы товаров, производство которых стимулируется государством, а не спросом по­купателей, например группа орфанных препаратов.

• санирующую - очищение общественного производства от неэффективных хозяйствующих субъектов рынка.

Структура, инфраструктура и классификация рынков

Рынок как сложная взаимосвязанная система отношений между его основными субъектами состоит из ряда элементов — конкретных рынков.

В зависимости от критериев, положенных в основу классификации рынков, выделяют их различные виды.

Рынки можно классифицировать с точки зрения их территориальных границ, характера конкуренции, объектов купли-продажи, соотношения спроса и предложения и др. признаков:

1) по территориальному признаку различают рьшок мировой, национальный, региональный, местный рынки;

2) по степени развития рыночных отношении рынки - рьшок развитый и рынок формирующийся;

3) по характеру конкуренции и ценообразования - рынок совершен­
ной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии, рынок чистой монополии;

4) по объектам обмена - рынок товарный и финансовый рынок.

Инфраструктура рынка - это комплекс институтов, которые обеспе­чивают непрерывное функционирование рынка за счет исполнения роли по­средника между его субъектами, а также берут на себя решение вспомога­тельных задач товарно-денежного обращения между субъектами рынка.

Основными элементами инфраструктуры рынка являются:

1) товарный рынок - это товарные биржи, товарные предприятия,
транспорт, рекламные агентства, информация, связь, маркетинговые службы,
биржи труда, миграционные службы, система подготовки и переподготовки
кадров.

2) финансовый рынок - банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, фондовые и валютные биржи, налоговая систе­ма, аудиторские компании.

Отраслевые особенности фармацевтического рынка Фармацевтический рынок - это совокупность экономических отно­шений, возникающих между его субъектами по поводу купли-продажи и на­значения- потребления ЛС и других товаров аптечного ассортимента.

Основными экономическими законами фармацевтического рынка яв­ляются объективные экономические законы:

• закон спроса (повышение рыночной цены при прочих равных
условиях уменьшает объем спроса и наоборот);

• закон предложения (повышение рыночной цены при прочих
равных условиях увеличивает объем предложения и наоборот);

• закон стоимости.

 

Но действие объективных экономических законов в условиях фарма­цевтического рынка ограничивают факторы, связанные с особенностями фармацевтической деятельности, особенностями взаимоотношении в цепоч­ке продавец-покупатель, особенностями лекарственных средств и других то­варов аптечного ассортимента как товаров. Поэтому в фармацевтической рынке не всегда полностью проявляются рыночные отношения. Рассмотрим основные причины этого явления.

В сфере лекарственного обеспечения экономическая эффективность должна сочетаться с социальной справедливостью. Назначение необхо­димых больному лекарственных средств недопустимо ставить в зависимость от уровня его дохода. Социальная ориентация фармацевтического рынка предполагает обязательное включение в механизм его функционирования системы социальной защиты отдельных категорий населения, которые сами не в состоянии оплачивать по полной стоимости необходимую им лекарст­венную помощь. Одновременно, следует помнить, что социальная справед­ливость как морально-этическая категория не исключает действия принци­пов рыночной экономики в этой социально-значимой сфере.

По сравнению с другими отраслями товаром на фармацевтическом рынке является фармацевтическая продукция, большую часть которой со­ставляют ЛС рецептурного отпуска, которые отличаются спецификой по­требления, в связи с чем, важное место при их реализации отводится про­межуточному потребителю - врачу. В фармацевтической отрасли сущест­веннее сказывается асимметрия информации относительно потребительских свойств ЛС у производителей, фармацевтических работников и потребителей по сравнению с другими отраслями. Для потребителя обширность и научная емкость информации создают дополнительные трудности при выборе.

Значительная часть ЛС относится к перечню жизненно важных лекар­ственных средств, т.е. является продукцией стратегического назначения, определяющей здоровье нации. В связи с этим государством введен ряд ог­раничений и льгот при ценообразовании и налогообложении.

Кроме того, фармацевтическая сфера характеризуется повышенными затратами на вхождение в отрасль (лицензирование, специальная подго­товка персонала) и соблюдение условий осуществления фармацевтической деятельности. Затраты труда фармацевтических работников при оказании фармацевтической помощи не поддаются точной количественной оценке.

Спрос, предложение и цена остаются основными инструментами фар­мацевтического рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 74; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.