КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика рыночной системы хозяйствованияПлан лекции Лекция № 15 Тема: «Характеристика фармацевтического рынка» 1. Общая характеристика рыночной системы хозяйствования 2. Инфраструктура и классификация рынков 3. Отраслевые особенности фармацевтического рынка 4. Структура фармацевтического рынка 5. Субъекты фармацевтического рынка Фармацевтическая экономика — это совокупность институтов, предприятий и организаций, занятых производством, распределением и обменом ЛС, ИМН, услуг, необходимых для поддержания индивидуального и общественного здоровья. Областью исследования фармацевтической экономики являются проблемы эффективного управления и использования ограниченных ресурсов ЛС и других товаров аптечного ассортимент с целью достижения максимального удовлетворения потребностей населения и институциональных потребителей. Рынок выступает результатом возникновения и развития товарного производства и обмена. Рынок является многоаспектным понятием, так как воплощает в себе множество связей и отношений, характерных для товарной экономики. Отсюда, вполне возможно объяснить существование целого ряда его определений. Но, прежде всего, рынок - это система отношений между экономическими субъектами по поводу купли-продажи (обмена) товаров и услуг. Основными характеристиками рынка являются: • господство частной собственности; • свобода выбора; • ограниченная роль государства в экономике; • обмен с помощью денег (товар - деньги - товар); • личный интерес рыночных субъектов; • рыночное ценообразование; • свобода предпринимательства. Рынок выполняет определенные функции: • информационную - передача информации субъектам рынка о количестве и ассортименте благ; • посредническую — сведение продавцов и покупателей; • функцию образования цены - формирование цены через взаимодействие спроса и предложения; • регулирующую — определение того что? как? и сколько? производить через соотношение спроса и предложения; данная функция на фармацевтическом рынке ограничена регулирующей функцией государства, т.к. существует группы товаров, производство которых стимулируется государством, а не спросом покупателей, например группа орфанных препаратов. • санирующую - очищение общественного производства от неэффективных хозяйствующих субъектов рынка. Структура, инфраструктура и классификация рынков Рынок как сложная взаимосвязанная система отношений между его основными субъектами состоит из ряда элементов — конкретных рынков. В зависимости от критериев, положенных в основу классификации рынков, выделяют их различные виды. Рынки можно классифицировать с точки зрения их территориальных границ, характера конкуренции, объектов купли-продажи, соотношения спроса и предложения и др. признаков: 1) по территориальному признаку различают рьшок мировой, национальный, региональный, местный рынки; 2) по степени развития рыночных отношении рынки - рьшок развитый и рынок формирующийся; 3) по характеру конкуренции и ценообразования - рынок совершен 4) по объектам обмена - рынок товарный и финансовый рынок. Инфраструктура рынка - это комплекс институтов, которые обеспечивают непрерывное функционирование рынка за счет исполнения роли посредника между его субъектами, а также берут на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного обращения между субъектами рынка. Основными элементами инфраструктуры рынка являются: 1) товарный рынок - это товарные биржи, товарные предприятия, 2) финансовый рынок - банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, фондовые и валютные биржи, налоговая система, аудиторские компании. Отраслевые особенности фармацевтического рынка Фармацевтический рынок - это совокупность экономических отношений, возникающих между его субъектами по поводу купли-продажи и назначения- потребления ЛС и других товаров аптечного ассортимента. Основными экономическими законами фармацевтического рынка являются объективные экономические законы: • закон спроса (повышение рыночной цены при прочих равных • закон предложения (повышение рыночной цены при прочих • закон стоимости.
Но действие объективных экономических законов в условиях фармацевтического рынка ограничивают факторы, связанные с особенностями фармацевтической деятельности, особенностями взаимоотношении в цепочке продавец-покупатель, особенностями лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента как товаров. Поэтому в фармацевтической рынке не всегда полностью проявляются рыночные отношения. Рассмотрим основные причины этого явления. В сфере лекарственного обеспечения экономическая эффективность должна сочетаться с социальной справедливостью. Назначение необходимых больному лекарственных средств недопустимо ставить в зависимость от уровня его дохода. Социальная ориентация фармацевтического рынка предполагает обязательное включение в механизм его функционирования системы социальной защиты отдельных категорий населения, которые сами не в состоянии оплачивать по полной стоимости необходимую им лекарственную помощь. Одновременно, следует помнить, что социальная справедливость как морально-этическая категория не исключает действия принципов рыночной экономики в этой социально-значимой сфере. По сравнению с другими отраслями товаром на фармацевтическом рынке является фармацевтическая продукция, большую часть которой составляют ЛС рецептурного отпуска, которые отличаются спецификой потребления, в связи с чем, важное место при их реализации отводится промежуточному потребителю - врачу. В фармацевтической отрасли существеннее сказывается асимметрия информации относительно потребительских свойств ЛС у производителей, фармацевтических работников и потребителей по сравнению с другими отраслями. Для потребителя обширность и научная емкость информации создают дополнительные трудности при выборе. Значительная часть ЛС относится к перечню жизненно важных лекарственных средств, т.е. является продукцией стратегического назначения, определяющей здоровье нации. В связи с этим государством введен ряд ограничений и льгот при ценообразовании и налогообложении. Кроме того, фармацевтическая сфера характеризуется повышенными затратами на вхождение в отрасль (лицензирование, специальная подготовка персонала) и соблюдение условий осуществления фармацевтической деятельности. Затраты труда фармацевтических работников при оказании фармацевтической помощи не поддаются точной количественной оценке. Спрос, предложение и цена остаются основными инструментами фармацевтического рынка.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 74; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |