Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА. Закономерности и принципы обучения 1 страница




Конспект № 2

Конспект № 3

Конспект № 2

Конспект № 1

Конспект № 11

Конспект № 10

Конспект № 9

Конспект № 8

Конспект № 7

Конспект № 6

Конспект № 5

Конспект № 4

Конспект № 3

Конспект № 2

Конспект № 1

Конспект № 15

Конспект № 14

Конспект № 13

Конспект № 12

Конспект № 11

Конспект № 10

Конспект № 9

Конспект № 8

Конспект № 7

Конспект № 6

Конспект № 5

Конспект № 4

Конспект № 3

Конспект № 2

Конспект № 1

Этап автоматизации звука

Примерные конспекты занятий

по автоматизации звука с

(1 класс)

Тема. Автоматизация звука с в словах, состоящих из одного-двух слогов.

Цели. Закрепление произношения звука с в словах; развитие фоне­матического анализа; обогащение и уточнение словаря; диф­ференциация единственного и множественного числа суще­ствительных, согласование существительного и глагола настоя­щего времени в единственном и множественном числе; за­крепление структуры нераспространенного предложения (субъект — предикат).

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.


3. Различение единственного и множественного числа существитель­
ных в импрессивной речи.

На доске картинки с изображением одного предмета и нескольких пред­метов. Некоторые предметы даются только в единственном или только во множественном числе. Детям предлагают показать картинки с изображением одного или нескольких предметов (слон, сомы, слоны, сом,...). Даются и провоцирующие задания, например: "Покажи, где столы", хотя имеет­ся только картинка "стол". Именно при такой форме представления зада­ния у умственно отсталого ребенка более успешно формируется направлен­ность внимания на грамматическую форму слова.

. Примерный речевой материал: слон, стол, слоны, сомы, сом, стаканы.

Послушайте еще раз эти слова и скажите, с какого звука начинаются
все эти слова. (Со звука с.)

4. Игра "Скажи наоборот" (можно с мячом). Логопед называет один
предмет, дети должны назвать много предметов (стол — столы, стул —
стулья, сова — совы, коса — косы).
Затем наоборот: логопед называет много
предметов (форму множественного числа), дети называют один предмет.

5. Выбор картинок с изображением многих предметов и называние
их. На доске картинки: оса — осы, коса — косы, сосна — сосны, усы,
стол— столы, астра— астры, нос— носы, слон— слоны.

6. Выделение окончания из формы множественного числа. На дос­
ке картинки: осы, косы, сосны, усы, столы, носы, слоны.

- Я назову эти картинки еще раз, а вы послушайте, что слышится в
конце этих слов.

Логопед называет картинки, акцентируя голосом окончание -ы.

Что же слышится в конце этих слов? Какой звук? (ы.)

- Повторите эти слова, четко произнесите звук ы в конце слова. (Дети
повторяют.)

7. Определение места звука с в словах.

Добавляются картинки: матрос, поднос, лес. Дети называют их.

положите их около схемы - Отберите картинки, в названии которых звук с в конце слов, и положите их около схемы | с | • (Слова называются.) Работа с картинками первого ряда: — В каких словах звук с произносится перед звуком от? Перед звуком л! Работа с картинками второго ряда: - В каких словах звук с слышится после звука о1 (Осы, косы.) После звука у? (Усы.) Работа с картинками третьего ряда: — В каких словах звук с слышится после звука о? (Матрос, поднос.) 8. Фонематический анализ слова осы и составление его из букв разрез­ ной азбуки. На доске картинка "Осы". - Произнесите слово осы по слогам. Сколько слогов в этом слове? (Два.)

—Отберите картинки, в названии которых звук с слышится в начале
слова, и положите их около схемы [с |. (Слова называются.)

—Отберите картинки, в названии которых звук с в середине слова, и

(Слова называются.)


 



— Какой первый слог в слове осы? Какой звук слышится после о? Пос­ле с? Составим это слово из букв разрезной азбуки.

9. Игра в лото. Детям раздаются карточки лото с картинками, в на­
звании которых звук с. Логопед берет отдельные картинки, называет их.
Тот, у кого есть эта картинка, поднимает руку, произносит слово. Лого­
пед дает картинку ребенку, которой он закрывает картинку на карточке
лото. Выигрывает тот, кто раньше закрыл все картинки на своей карточке.

10. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука с в словах, состоящих из 2-3 слогов.

Цели. Закрепление произношения звука с в односложных словах со стечением согласных, в словах из 2-3 слогов; развитие фоне­матического анализа и синтеза, уточнение значения слов по­езд, паровоз, вагоны, дифференциация одушевленных и не­одушевленных существительных.

Содержание занятия

.1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.

3. Игра "Поезд". На доске макеты вагонов с цифрами 1, 2, 3, а
также картинки: собака, сом, нос, сорока, капуста, сумка, сук, совы,
лиса, сук.

 

—Это волшебный поезд. Он повезет слова-картинки. Поезд поедет
только тогда, когда слова-картинки правильно займут свои места. В пер­
вый вагон должны войти картинки-слова из одного слога, во второй — из
двух слогов, в третий — из трех слогов. Давайте поможем картинкам за­
нять свои места. Назовите все картинки. Выберите картинки, в названии
которых один слог, и положите их в первый вагон.

—А теперь выберите картинки, в названии которых два слога, и поло­
жите их во второй вагон.

—Назовите картинки, которые остались. Сколько слогов в этих сло­
вах? (3.) Положим эти картинки в третий вагон.

Все слова-картинки заняли свои места. Подъехал паровоз и поезд от­правился. На следующей станции поезд остановился, а из первого вагона выпала картинка. Назовите ее. (Сом.) Составим это слово.

4. Фонематический анализ слова сом и составление его из букв разрезной
азбуки.

5. Дифференциация одушевленных и неодушевленных существительных.
На доске два ряда картинок: 1) матрос, оса, сын, лиса; 2) колбаса,

колесо, весы, бусы.

Логопед задает вопросы к картинкам первого ряда: -Это кто? (Матрос...)

- Какой вопрос я задавала к этим картинкам? (Кто?) Затем логопед задает вопросы к картинкам второго ряда:


 

- Это что? (Дети называют картинки.)

- Какой вопрос я задавала к этим картинка? (Что?)

- Посмотрите на картинки первого и второго рядов. К картинкам
первого ряда я задавала вопрос кто? А к картинкам второго ряда— воп­
рос что? Чем же они отличаются? (Если дети затрудняются, надо задать
наводящие вопросы.) Картинки в первом ряду изображают живые или
неживые предметы? (Живые.)

-Если предметы живые, то какой вопрос мы ставим— кто? или что? (Кто?) Лиса— это кто? или что? (Кто?)

- А если неживые предметы (стол, стул), то как мы спрашиваем —
кто? или что? (Что?)

-Если неживые предметы, то мы спрашиваем что? Далее дети повторяют.

6. Отгадывание загадок:

В лесу живет, а в курятник забирается, хитрым зверем называется. (Лиса.)

-Как мы скажем, лиса— это кто? или что? (Кто?) Почему? (Лиса живая.)

Картинка выставляется в левой части доски.

Стоит Антошка на четырех ножках, на Антошке суп да ложки. (Стол.)

-Как мы скажем, стол— это кто? или что? (Что?) Почему? (Он неживой.)

Картинка выставляется в правой части доски.

- А теперь мы будем подбирать к картинке "Лиса" живые предметы, а
к картинке "Стол" — неживые предметы.

7. Игра "Отбери картинки". На доске картинки: куст, лист, аист,
свинья, сова, столб, свекла, капуста, носорог. Дети называют картинки.

-Назовите (по картинкам) слова, которые отвечают на вопрос кто? Положите эти картинки к картинке "Лиса".

-Отберите картинки, названия которых отвечают на вопрос что? Положите эти картинки к картинке "Стол".

Работа с картинками первого ряда.

- Назовите картинки, на которых нарисованы животные.

- Назовите картинки, на которых нарисованы птицы.
Работа с картинками второго ряда.

- Найдите картинки и назовите слова, которые обозначают овощи.

8. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука с в словах, состоящих из 2-3 слогов со стечением согласных.

Цели. Закрепление произношения звука с в словах со стечением со­гласных; развитие фонематического анализа; дифференциация обобщающих понятий овощи и фрукты, расширение и уточне­ние лексики по этим темам; закрепление в речи правильных форм родительного падежа множественного числа.

Содержание занятия 1. Организационный момент.


 




2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.

3. Классификация картинок с изображением овощей и фруктов. На
доске выставлены вперемешку картинки с изображением овощей и фрук­
тов. Детям предлагается разложить картинки на две группы. В случае
затруднений выбирается одна картинка с изображением какого-либо ово­
ща и другая картинка с изображением фрукта. Картинки расставляются в
различных частях доски. Остальные картинки группируются в соответ­
ствии с этими двумя картинками.

- Как назвать эту группу картинок? (Овощи.)Кэш картинки? (Фрукты.)

4. Уточнение обобщающего понятия овощи.

Повторите еще раз: как можно назвать одним словом эти картинки?
(Овощи.) Назовите овощи, которые здесь нарисованы. Какие еще вы зна­
ете овощи? Где растут овощи? (На грядках в огороде.) Для чего выращива­
ют овощи? Что с ними делают? (Их едят.) Что можно приготовить, сва­
рить из овощей? (Суп, салат, пюре.)

- В названиях каких овощей слышится звук с? (Свекла, капуста, ре­
диска.)

Дети называют слова и отбирают картинки.

- Назовите слова, в которых звук с в начале слова. (Свекла.)

- Назовите слова, в которых звук с в середине слова. (Капуста, ре­
диска.)

Предлагается картинка "В огороде", на которой изображены поми­доры.

- Посмотрите на картинку. Что здесь нарисовано? (Помидоры.) Как
правильно сказать? На грядке выросло много... (помидоров.)

5. Уточнение обобщающего понятия фрукты.

- Что созревает летом и осенью в саду на деревьях? (Фрукты.)
Даются картинки: яблоко, слива, лимон, абрикос, ананас.

— На картинках нарисованы фрукты. Назовите их.

- В названии каких фруктов есть звук с? (Слива, абрикос, ананас.)
Дети называют и отбирают картинки.

- Назовите слог со звуком с в слове слива.

- Назовите слог со звуком с в слове абрикос.

В случае затруднений предлагается произнести слово по слогам и только после этого назвать слог со звуком с (ели-, -кос).

Предлагается картинка "В саду", на которой нарисованы яблоки, сливы.

— В саду созрели яблоки, сливы. Как правильно сказать? В саду со­
зрело много..., много....

6. Фонематический анализ слова суп и составление его из букв разрез­
ной азбуки.

- Что можно сварить из овощей? (Суп.)

Дети называют первый, второй, третий звук этого слова и составляют его из букв.

7. Игра "Цепочка слов".

— Заменим звук я в слове суп на звук к. Какое слово получится? (Сук.)
После устного ответа буква п заменяется буквой к.

А теперь заменим звук у в слове сук звуком о. Какое слово получит­
ся? (Сок.)

После устного ответа буква у заменяется буквой о.


— А теперь заменим звук к в слове сок звуком м. Какое слово получит­
ся? (Сом.)

После устного ответа буква к заменяется буквой м.

Прочитайте это слово.

8. Игра в лото.

9. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука с в словах, состоящих из 2-3 слогов со стечением согласных.

Цели. Закрепление произношения звука с в словах со стечением со­гласных; развитие фонематического анализа и синтеза; закреп­ление и актуализация словаря по теме "Посуда"; дифференциа­ция существительных и глаголов.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.

3. Игра "Что лишнее?". На доске картинки: миска, скамейка, сково­
родка, кастрюля, тарелка.

-Назовите картинки.

- Скажите, какая картинка лишняя? (Скамейка.) Почему? Миска,
сковорода, кастрюля, тарелка — это что такое? Как назвать одним словом
эти предметы? (Посуда.) Повторите все это слолво.

— Сколько слогов в слове посуда"! (Три.) В каком слоге звук с? Назо­
вите слог со звуком с (су). Какой звук слышится после звука с? (у).

- Назовите еще раз картинки и скажите, в каком слове нет звука с?
(Тарелка.)

Картинка убирается.

- Какую еще посуду вы знаете? (Добавляются картинки.)

- Назовите картинки, в названии которых звук с в начале слова. (Со­
лонка, стакан, сковорода.)

В каких словах звук с в середине слова? (Миска.)

-Скажите слово стакан по слогам. В каком слоге звук с? (ста-). Какой звук слышится после звука с? (т).

4. Фонематический анализ слова соль и составление графической схе­
мы этого слова.

- Что хранится в солонке? (Соль.) Составим графическую схему это­
го слова. Какой первый звук в этом слове? (с). Какой это звук (согласный
или гласный)? (Согласный.) Твердый или мягкий? С-с-с. (Твердый.) Ка­
ким кружком мы его обозначим? Какой звук слышится после звука с? (о).
Какой это звук? (Согласный или гласный?) Каким цветом мы обозначим
этот звук? Какой звук слышится после о1 (л'). Какой это звук? (Согласный
или гласный?) (Согласный.) Твердый или мягкий? (Мягкий.) Каким круж­
ком мы его обозначим?

Таким образом составляется графическая схема слова соль.

- Какой первый звук? Второй звук? Третий звук?

- Если вместо последнего звука л' мы скажем звук и, какое слово
получится: со... (Добавьте н, сон).


 




5. Составление цепочки слов.

- Составим слово сон из букв разрезной азбуки.

- А теперь замените о на ы. Какое слово получится? (Сын.)
После устного ответа слово изменяется.

— А теперь вместо звука я произнесите звук р. Какое слово получится?
(Сыр.)

После устного ответа буква я заменяется буквой р.

- А теперь вместо звука ы произнесите звук о. Какое слово получится?
В случае затруднений сначала заменяется буква, затем дети читают

слово.

6. Дифференциация существительных и глаголов.

- Назовите неживые предметы, которые вы видите.

— А теперь назовите живые предметы: людей или животных.

На доске выставляются сюжетные картинки (мальчик рисует, девочка играет, кукла стоит, охотник стреляет). Логопед задает к каждой картинке вопрос: что делает... (мальчик, девочка и т.д.)?

Дети отвечают одним словом.

- Какой вопрос я задавала? (Что делает?)

- Вспомните слова, которые вы называли (рисует, играет, стоит,
стреляет).
Эти слова называют действия предметов. Повторите, что обо­
значают слова стоит, играет, стреляет и другие. (Действия.)

- Слова, которые обозначают действия, мы будем обозначать стре­
лочкой -».

Детям раздают фишки с обозначением стрелочки.

- Сейчас я буду называть слова, обозначающие предметы, и слова,
обозначающие действия. Если вы услышите слово-действие, поднимите
стрелочку.

Логопед называет слова: дом, стоит, строит, машина, кукла, идет, сидит, собака, рисует, едет, парта.

- А теперь я назову слова-действия, а вы запомните те, в которых есть
звук с: стоит, строит, идет, едет, рисует.

- В каких же словах-действиях есть звук с?

7. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука с в словосочетаниях.

Цели. Закрепление произношения звука с в словах и словосочетани­ях; развитие фонематического анализа и синтеза; расширение, уточнение и дифференциация словаря по теме "Домашние и дикие животные"; закрепление в речи правильной формы су­ществительных родительного падежа единственного числа.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.

3. Уточнение словаря по темам "Дикие животные", "Домашние жи­
вотные".


На доске картинки с изображением животных: собака, кот, коза, ко­рова, конь, баран, свинья, заяц, лиса, волк, медведь, белка.

Логопед называет картинки и предлагает детям разложить их на две группы.

- Как называются эти животные? (Домашние животные.) Почему?
-Как называются эти животные? (Дикие животные.) Почему? Где

они живут? (Б лесу.)

Убирается картинка "Заяц".

- Назовите картинки и скажите, в названии какого животного слы­
шится звук с. (Лиса.) После какого звука слышится звук с? Перед каким
звуком?

4. Фонематический анализ слова лиса, составление графической схемы.

5. Игра "Угадай, чьи это хвосты". На одних картинках даны изобра­
жения животных, на других — изображения хвостов. Логопед показывает
изображение хвоста и спрашивает: "Чей это хвост?" Дети отвечают.

6. Игра "Чего не хватает?". Предлагаются картинки, на которых изоб­
ражены предметы без какой-либо части: стул без спинки, будильник без
стрелки, лодка без весла, собака без хвоста, сумка без ручки, автобус без
колеса. Логопед предлагает детям назвать картинки, а затем ответить на
вопрос: "Чего нет?" Например: "Чего нет у стула?" (Нет спинки.) И т.д.

7. Игра "Сравните, чего нет". На доске сюжетная картинка "В лесу"
и ряд предметных картинок (мост, куст, сосна, лист, стол, сом, слон,
сук, стул). Дети называют предметные картинки.

 

- В названии каких предметных картинок есть звук с в начале слова?

- В названии каких картинок звук с в середине слова?

- Посмотрите внимательно на большую картину и маленькие картин­
ки. Скажите, какие предметы есть на большой картине? (Куст, сосна,
лист, сук.)

- А каких предметов нет на большой картине? (Нет стола, сома, сло­
на, стула.)
Послушайте еще раз эти слова и скажите, какой звук слышит­
ся в конце этих слов (а). Найдите букву а и поставьте ее около картинок.

На доске выставляется следующий ряд картинок: лиса, сосна, сова, коса, колбаса.

- Посмотрите внимательно на большую картину и на маленькие картин­
ки и скажите, какие предметы есть на большой картине. (Лиса, сосна.)

-А каких предметов нет на картине? (Нет совы, косы, колбасы.) Послушайте еще раз эти слова и скажите, что слышится в конце этих слов: нет совы, косы, колбасы. (Звук ы.) Найдите букву ы и поставьте ее около картинок.

8. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука с в предложениях.

Цели. Закрепление произношения звука с в предложениях; развитие фонематического анализа, а также анализа структуры предло­жения; уточнение словаря по теме "Семья"; уточнение пред-


 




ставлений о структуре простого нераспространенного предло­жения.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.

3. Уточнение словаря по теме "Семья" в импрессионной речи.
На доске сюжетная картинка "Семья".

 

- На картинке — семья. Покажите, где дедушка, бабушка, мама,
папа, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра.

- Девочку зовут Соня, а мальчика — Саня.

4. Уточнение словаря по теме "Семья" в экспрессивной речи.

- Сейчас вы будете дополнять предложение одним словом.

Логопед показывает одного из членов семьи и называет притяжатель­ное прилагательное: Это бабушкина... (внучка). Это дедушкин... (внук). Это мамина... (дочка). Это папин... (сын). Это Сонин... (брат). Это Сани­на... (сестра).

5. Дифференциация глаголов и существительных.

- Посмотрите на картинку и назовите слова, которые отвечают на
вопрос кто? (обозначают живые предметы).

-Назовите слова, которые отвечают на вопрос что?

- Какой фишкой мы обозначаем эти слова? (Кружочком.)

— Посмотрите на картинку и назовите слова, которые отвечают на
вопрос что делает?

- Какой фишкой мы обозначаем эти слова? (Стрелочкой.)

6. Графический анализ предложения.

—Придумайте предложение со словом Соня. Соня что делает? (Соня
рисует.)

—Какое первое слово в предложении Соня рисует"! (Соня.) Какое вто­
рое слово? (Рисует.) Сколько же слов в этом предложении? (Два.) Обо­
значим двумя полосочками.

—Первое слово Соня. На какой вопрос отвечает это слово? (Кт о?)
Какой фишкой мы его обозначим? (Кружочком.) Поставим кружочек под
первую полосочку.

- Второе слово рисует. На какой вопрос отвечает слово рисует"! (Что
делает?) Какой фишкой мы обозначим это слово? (Стрелочкой.) По­
ставим стрелочку под вторую полосочку.

7. Составление графической схемы слова Соня.

— А сейчас мы будем составлять схему вот этого слова. (Показывает
кружочек.) Какое это слово? (Соня.) Правильно. Скажите это слово по
слогам. Сколько слогов в этом слове? (Два.) Какой первый слог? Второй?
(Выкладываются две полосочки слогов.) Повторите первый слог (со). Какой
это звук (согласный или гласный)? (Согласный.) Твердый или мягкий?
(Твердый.) Как мы его обозначим? Какой звук слышится после с? (о).
Какой это звук (согласный или гласный)? (Гласный.) Как мы его обозна­
чим? Какой слог мы составили? (со). Назовите второй слог (ня).

Аналогично анализируется и обозначается второй слог.


8. Придумывание предложений по графической схеме.

- Придумайте предложение из двух слов о мальчике Сане. Саня что
делает? (Саня играет.)

Предложение соотносится со схемой. Логопед произносит слова пред­ложения и одновременно показывает фишку, соответствующую тому или иному слову.

- Скажите, какое это слово? (Показывается кружочек.) А это какое
слово? (Показывается стрелочка.)

9. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука с в предложениях.

Цели. Закрепление произношения звука с в предложениях; развитие навыков расчленения предложения на слова и фонематичес­кого анализа; уточнение словаря по темам "Птицы", "Кто как кричит?"; закрепление в речи структуры простого нераспрост­раненного предложения.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.

3. Отгадывание загадок:

Чик-чирик! К зернышку прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей.) Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

- Воробей и сорока — это кто? (Птицы.)
— Каких еще птиц вы знаете?

4. Уточнение словаря по теме "Птицы".

- Посмотрите на картинки и скажите, какие еще птицы здесь нарисо­
ваны? (На доске картинки: сова, скворец, ворона, сорока, дятел, лас­
точка, воробей, синица, соловей, голубь, снегирь).

5. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Логопед убирает часть картинок (скворец, синица).

- Назовите картинки. Скажите, в названии каких птиц есть звук с?
(Сова, сорока, соловей, снегирь.)

Картинки на звук с располагаются слева.

- В каком слове есть звуки сие? (Сова, соловей).
В каком слове есть звуки сир? (Сорока, снегирь).
В названии какой птицы 4 звука? (Сова.)

6. Кто как кричит?

- Птицы издают разные звуки, по-разному кричат. Как кричит воро­
бей? Отвечайте полным ответом. (Воробей чирикает.) Как кричит голубь?
(Голубь воркует.) Как кричит ворона? (Борона каркает.) Как кричит сова?
(Сова ухает.) Как кричит сорока? (Сорока стрекочет.) Что делает соло­
вей? (Соловей поет.)

- Какая из этих птиц днем спит, а ночью охотится? (Сова.)


 




7. Придумывание предложения со словом сова и его анализ.

- Придумайте предложение про сову. Что делает сова днем? (Сова спит.) Какое первое слово в этом предложении? (Сова.) Назовите второе слово в этом предложении. (Спит.) Сколько же слов в этом предложе­нии? (Два.)

8. Графический анализ предложения Сова спит (см. конспект № о).

9. Составление графической схемы слова спит (см. конспект № 6).

10. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука с в предложениях.

Цели. Закрепление произношения звука с в предложениях; развитие фонематического анализа; уточнение и расширение глаголь­ного словаря по теме "Кто как передвигается"; закрепление в речи согласования существительного и глагола настоящего времени; структура простого и распространенного предложе­ния.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение произношения звука с.

3. "Что лишнее?"

На доске картинки: рыба, воробей, собака, мост.

- Какая картинка лишняя? Почему? (Рыба, собака, воробей — живые.)

- В слове мост есть звук с? (Есть.) Какой он по счету? (Третий.)

В случае затруднений определяется последовательный состав слова. (Первый, второй, третий, четвертый звуки.) Затем эта картинка убирает­ся. К оставшимся картинкам добавляются следующие: змея, заяц, ля­гушка, конь, мальчик.

4. "Кто как передвигается".

— Назовите картинки. Вспомните, кто как передвигается. Что делает
рыба? (Рыба плавает.) И т.д.

5. Согласование существительного и глагола в числе.
Добавляются картинки с изображением нескольких предметов: рыбы,

собаки, воробьи, змеи, зайцы, лягушки, кони, мальчики.

— Вверху картинки, на которых нарисован один предмет. А внизу кар­
тинки, где нарисовано много предметов. Я буду говорить об одном пред­
мете — по верхним картинкам, а вы о нескольких предметах — по ниж­
ним картинкам.

- Рыба плавает, а рыбы... (плавают). Воробей летает, а воробьи...
(летают). Собака бежит, а собаки... (бегут). Змея ползет, а змеи... (пол­
зут). Заяц скачет, а зайцы... (скачут). Лягушка прыгает, а лягушки...
(прыгают). Мальчик идет, а мальчики... (идут).

6. Игра "Скажи наоборот".

- А сейчас будем играть с мячом. Я буду говорить об одном предмете,
а тот, кому я брошу мяч, скажет предложение о нескольких предметах.

Логопед произносит следующие предложения: Мальчик идет. Самолет летит. Стол стоит. Лист падает. Велосипед едет. Куст растет.

После каждого предложения логопед бросает мяч одному из детей.


 

7. Анализ предложения Куст растет (по картинке), (см. конспект № 6).

8. Графический анализ слова кусты (см. конспект № 6).

9. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука с в предложениях.

Цели. Закрепление правильного произношения звука с в предложе­ниях с прямым дополнением; развитие фонематического ана­лиза; расширение словаря по теме "Пища"; закрепление пра­вильного употребления существительных винительного паде­жа; уточнение представлений о структуре простого распрост­раненного предложения с прямым дополнением (субъект — предикат — объект).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 63; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.159 сек.