Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2 Античный риторический канон




Вопрос 1

Вопрос2

Вопрос 1

БИЛЕТ № 25

Вопрос 2

Формы повышения двигательной активности.

Утренняя зарядка. С раннего возраста рекомендуется начинать день с утренней зарядки. Цель зарядки состоит в том, чтобы быстрее перейти от сна к бодрствованию, усилить кровообращение и дыха­ние, поднять работоспособность.

Динамические паузы - это время активного отдыха на свежем воздухе в свободное время. Наиболее рационально проводить дина­мические паузы в подвижных играх, катании на лыжах и т.п.

Занятия спортом. Основная физическая нагрузка приходится на занятия спортом. Они способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной, нервной систем.

Воинская дисциплина и tie содержание.

Дисциплина понимается как «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Наряду с этим она рассматривается и как сдержан­ность, привычка к строгому порядку. В широком плане дисциплина - необходимое условие нормального существования любого обще­ства, благодаря чему обеспечивается коллективная деятельность и нормальное функционирование социальных организаций.

Воинскую дисциплину устав определяет как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установлен­ных законами, воинскими уставами и приказами командиров (на­чальников). Она основывается на осознании каждым военнослужа­щим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Особенностями воинской дисциплины являются: особенная социальная значимость пунктуального соблюдения ее требований; детальная регламентация правил поведения и наличие правовой от­ветственности за нарушение многих из них; строгость мер дисцип­линарной, уголовной ответственности за нарушение воинских по­рядков и правил и т.д.

Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовест­но относится к выполнению своего воинского долга.

За состояние дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают ее командир и заместитель командира по воспитатель­ной работе, которые должны постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нера­дивых.

Сущность и значение воинской дисциплины.

Сущность дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и закрепив­шейся, устойчивой привычке их соблюдения.

Ныне роль и значение дисциплины постоянно возрастают. Ов­ладение современными приемами ведения боевых действий, новей­шим оружием и боевой техникой, умение в полной мере использо­вать «и боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уста­вов, согласованных действий большого количества воинов самых разных специальностей, организованности, технической грамотно­сти, слаженности, четкости, внимательности, безупречной исполни­тельности. Являясь важным слагаемым боевой готовности, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в еди­ный, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быст­ро и точно в любой обстановке. Где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы.


1. Закаливание организма, его значение для укрепления здоровья человека. Использование факторов окружающей природной среды для закаливания.

2. Основные положения по приему гражданской молодежи в во­енные образовательные учреждения профессионального образова­ния.

Закаливание и профилактика простудных заболеваний.

Чтобы повысить тонус, стать жизнерадостным, преградить про­студе все пути к своему организму, нужно обязательно использовать самое универсальное природное средство - закаливание. Закален­ный человек мало подвержен любым заболеваниям. Поэтому зака­ливание организма можно с уверенностью отнести к привычкам здорового образа жизни. Воздействие солнца, воздуха в воды на организм человека в разумных пределах очень полезно.

Вода обладает ценнейшими свойствами, а применение водных процедур творит чудеса.

Даже кратковременное воздействие холодных обтираний или обливаний снимает чувство усталости, утомления, возвращает бод­рость и хорошее настроение. И четырех-пятираэовое обливание рук и лиц» холодной водой и наступающее вслед за этим сужение сосудов - своеобразная и полезная гимнастика, которая тренирует кожу, улучшает питание и деятельность клеток, улучшает обмен веществ в организме.

Воздух - средство закаливания. Помещение необходимо перио­дически проветривать, особенно перед сном. Стать лучше при от­крытой форточке даже зимой, избегая сквозняков. Утреннюю заряд­ку лучше делать на воздухе при любой погоде.

Солнечные лучи необходимы для организма. Ни одна закали­вающая процедура не требует столько осторожности, как солнечная ванна.

Требования, предъявляемые к офицеру военной службой.

Деятельность ВС РФ во многом зависит от офицерских кадров. Общие требования, предъявляемые к офицеру военной служ­бой:

- высокий уровень сознания, патриотизма, готовность выпол­нить свой долг, чего бы это ни стоило;

- высокие волевые качества и организаторские способности;

- высокий военный профессионализм;

- высокая техническая подготовка;

- дисциплинированность и исполнительность;

- ответственность, самостоятельность, решительность;

- физическая закаленность, выносливость;

- широкая эрудиция и высокая культура, знание основ военной
педагогики и психологии.

Правила приема в военные образовательные учреждения.

В соответствии с законом «О воинской обязанности и военной службе» в военные образовательные учреждения профессионально­го образования имеют право поступать граждане, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 до 27 лет, соответствующие требованиям, установленным для граждан, поступающих на воен­ную службу по контракту.

Лица, изъявившие желание поступить в военные образователь­ные учреждения, подают заявления в районный или городской военкомат по месту жительства до 1 мая года поступления. В заявле­нии указываются: ФИО, год и месяц рождения, адрес места житель­ства, наименование военного образовательного учреждения, в кото­рое молодой человек желает поступить.

Районные или городские призывные комиссии проводят предва­рительный отбор кандидатов. На тех, кто достоин направления на учебу и признан годным к обучению в избранных вузах, оформля­ются соответствующие документы.

О времени и месте прибытия кандидатов для прохождения профотбора начальники военных образовательных учреждений со­общают через военкоматы, а кандидатам, непосредственно обра­тившимся в военный вуз, - на их домашний адрес.

Профотбор кандидатов проводят приемные комиссии вузов, обычно с 5 по 25 июля. Все кандидаты, прибывшие сюда, бесплат­но обеспечиваются общежитием, учебными пособиями и литера­турой, питанием. Приемные комиссии производят отбор на учебу на основе всестороннего изучения и оценки личности каждого кандидата с учетом состояния его здоровья, военно-профессио­нальной направленности и индивидуальных психологических ка­честв, подготовленности по общеобразовательным предметам, уровню физической подготовки.

Приемная комиссия, прежде чем принять решение о целесооб­разности зачисления кандидата в вуз, оценивает его на основе ана­лиза всего комплекса показанных им результатов.

При поступлении в военные образовательные учреждения име­ются различные льготы, предусмотренные законом, для отдельных категорий граждан.

Лица, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должно­сти курсантов, слушателей или иные воинские должности. При этом граждане, не проходившие военную службу, приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и за­ключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обу­чения. Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт, недис­циплинированные или не желающие учиться (неуспевающие), под­лежат отчислению из военных образовательных учреждений.


Задача 1.

Вы смотрите телевизор, вдруг пропало изображение, слышно сильное гудение, ощущается запах гари. Ваши действия. ~ Не паниковать (не бегать, не кричать);

- обесточить телевизор, выдернув сетевую вилку из розетки;

- накрыть телевизор пледом или другой плотной тканью (лучше мокрой), обжать со всех сторон, ограничив тем самым допуск воз­духа;

- о случившемся обязательно сообщить взрослым.

Задача 2.

Загорелся телевизор. Ваши действия.

- Не паниковать (не бегать, не кричать);

- обесточить телевизор, выдернув сетевую вилку из розетки;

- накрыть телевизор пледом или другой плотной тканью (лучше мокрой), обжать со всех сторон, ограничив тем самым допуск воздуха;

- если горение все-таки усиливается, залить телевизор водой через верхние вентиляционные отверстия задней стенки (стоять сбоку);

- если взорвался кинескоп, то опасен ядовитый дым, поэтому покинуть помещение и предупредить других, особенно детей;

- о случившемся обязательно сообщить взрослым.

Задача 3.

В вашей квартире начался пожар. Ваши действия.

- Если у вас нет огнетушителя, подручными средствами туше­ния могут быть: плотная ткань (лучше мокрая) и вода;

- загоревшиеся шторы нужно сорвать и затоптать или бросить в ванну, заливая водой;

- так же нужно тушить одеяло, подушки;

 

- нельзя открывать окна, так как огонь с приходом кислорода вспыхнет сильнее, из-за этого же надо очень осторожно открывать комнаты, где происходит пожар, - пламя может полыхнуть навстречу;

- чтобы избежать удара током, необходимо отключить электри­чество, когда приходится тушить электропроводку или заливать во­дой;

- погасив пожар в квартире, необходимо убедиться, что ничто не тлеет;

- если потушить пожар подручными средствами не представля­ется возможным, то необходимо в срочном порядке покинуть помещение. Покидать помещение можно только зная, что в помеще­нии никого не осталось;

- по задымленным коридорам пробираться на четвереньках или
ползком - внизу меньше дыма;

- необходимо закрывать по пути двери;

- вызвать пожарных по телефону 01 от соседей.

Задача 4.

Вы зашли, в подъезд дома. В подъезде ощущается сильный запах дыма. Ваши действия.

- Попробовать определить источник запаха;

- позвонить в ближайшую квартиру и предупредить жильцов о
возможной опасности;

- при обнаружении очага возгорания попытаться потушить пла­мя подручными средствами;

 

- в случае возгорания электропроводки обесточить электриче­ский щиток;

- если потушить пожар подручными средствами не представляется возможным, то необходимо вызвать пожарную службу по телефо­ну 01.

Задача 5.

По возвращении домой вы обнаружили, что дверь вашей квартиры взломана или открыта. Ваши действия.

- Не входить в квартиру;

- позвонить в соседнюю квартиру и вызвать милицию по теле­фону 02;,

- позвонить домой и узнать, что там происходит;

- попросить кого-нибудь из соседей дежурить у подъезда, чтобы выяснить, на какой машине и куда уедут предполагаемые воры;

- наблюдая за квартирой, приготовиться к тому, чтобы запом­нить возможных «гостей» (лица, одежду, телосложение);

 

- дождаться приезда милицейского наряда, не входя в свою квартиру;

- действовать в соответствии с распоряжениями сотрудников милиции.

Задача 6.

Вы открываете дверь квартиры, а в вашей квартире посторон­ние. Ваши действия.

- Закрыть дверь на ключ, не вынимая его из замка;

- обратиться за помощью к соседям;

- доступным способом по телефону соседей и т.п. вызвать мили­цию;

- позвонить домой и узнать, что там происходит;

- попросить кого-нибудь из соседей дежурить у подъезда, чтобы выяснить, на какой машине и куда уедут воры;

- наблюдая за квартирой, приготовиться к тому, чтобы запом­нить «гостей» (лица, одежду, телосложение).


Задача 7.

Звонок в вашу квартиру. Ваши действия.

- Посмотреть в глазок;

- если на пороге незнакомец, попросить его представиться;

- не торопиться открывать дверь предлагающим погадать, ку­пить дешево мед и пр.;

- если за дверью должностное лицо, то необходимо проверить его по телефону либо договориться о встрече в удобное для вас вре­мя;

- если ответа не последовало и нет цепочки, связаться с соседя­ми (по телефону, если телефон отключен или отсутствует вовсе, -через окно, балкон, стуком в дверь, в стену, в батарею отопления, в стояк труб), чтобы они помогли вам, не подвергая себя опасности;

- если соседи отсутствуют, выйти на балкон или открыть окно и убедить находящихся на улице (во дворе) людей сообщить в мили­цию или подняться к вам на площадку, соблюдая осторожность и действуя не в одиночку, а группой;

- если эти действия невозможны, то вызвать милицию по теле­фону 02.

Задача 8.

Вы слышите шум, крики о помощи в подъезде вашего дома. Ва­ши действия.

- Постараться выяснить причину, не подвергая свою жизнь опасности;

- не вступая в единоборство и конфликт с преступниками, сооб­щить о происходящем соседям, людям, входящим в подъезд или прохожим на улице;

- если конфликт разрешить мирным путем не представляется возможным, то необходимо вызвать наряд милиции.

Задача 9.

На вас напали в лифте. Ваши действия.

- Забыть о страхе и нерешительности;

- пустить в ход все подручные средства и известные приемы са­мозащиты;

- успех зависит от неожиданности, решительности, напора;

- помнить, что большинство преступников боятся своей жертвы;

- во избежание подобных ситуаций не входить в лифт с незна­комыми лицами.

Задача 10.

Вас пригласили в госпш. Какие меры предосторожности необ­ходимо принять?

- Сообщить близким о том, куда вы идете и когда вернетесь;

- если пригласили незнакомые люди, попросите кого-нибудь из знакомых сопроводить вас;

- если вам придется возвращаться в темное время суток, позво­ните перед выходом домой и попросите встретить вас.

Задача 11.

В вашей квартире ощущается сильный запах газа. Ваши дейст­вия.

- Не включать свет и электроприборы, не зажигать спички;

- проверить конфорки (если открыты, закрыть и перекрыть ос­новной вентиль подачи газа);

- открыть окна и двери;

- пойти к соседям и позвонить родителям и в аварийную службу по телефону 04.

Задача 12.

Сильный запах газа в подъезде. Ваши действия.

- Не включать свет и электроприборы, не зажигать спички;

- попытаться установить место утечки (перекрыть основной вен­тиль подачи газа);

- проветрить помещение;

- сообщить соседям;

- позвонить родителям и в аварийную службу по телефону 04.

Задача 13.

Вы находитесь дома, услышали звуки сирены и прерывистые гудки. Ваши действия.

- Немедленно включить радио или телевизор для прослушива­ния экстренных сообщений;

- сообщить соседям и родственникам о случившемся, привести домой детей и действовать согласно полученной информации;

 

- при необходимости эвакуации собрать в небольшой чемодан (рюкзак) вещи первой необходимости, подготовить квартиру к кон­сервации;

- оказать помощь больным и престарелым, проживающим по со­седству.

Задача 14.

Вас в здании застало землетрясение. Ваши действия.

- Быть внимательным к сообщениям местных органов ГОЧС;

- строго выполнять их указания и рекомендации;

- с момента первых колебаний до разрушительных толчков обычно проходит 15-20 секунд, поэтому если вы находитесь на 1-2 этажах, быстро покинуть здание и отойти от него на открытое ме­сто;

- находясь выше 2 этажа, уйдите из угловых комнат;

- занять наиболее безопасное место (на удалении от окон, в про­емах внутренних капитальных стен, в углах между стенами, лучше под кроватью, столом, другим прочным и устойчивым предметом).


Задача 15.

Вы получили сигнал об угрозе затопления или наводнения. Ваши действия.

- Сообщить о наводнении вашим близким, соседям;

- быть внимательным к сообщениям местных органов ГОЧС;

- строго выполнять их указания и рекомендации;

- продолжая слушать радио (если речь идет не о внезапном ката­ строфическом затоплении), готовьтесь к эвакуации, перенесите на верхние этажи ценные вещи;

- окна и двери первых этажей забейте досками или фанерой;

- при внезапном наводнении необходимо как можно быстрее за­нять ближайшее возвьппенное место и быть готовым к организован­ной эвакуации по воде;

- необходимо принять меры, позволяющие спасателям своевре­менно обнаружить людей, отрезанных водой и нуждающихся в по­мощи; в светлое время суток вывесить на высоком месте полотни­ще, а в темное - подавать световые сигналы.

Задача 16.

Произошел взрыв на атомной электростанции (АЭС), возникла угроза радиоактивного заражения. Ваши действия.

- Защитить органы дыхания имеющимися средствами индивиду­альной защиты - надеть маски противогазов, респираторы, ватно-тканевые повязки, противопыльные тканевые маски или применить подручные средства (платки, шарфы и др.);

- по возможности быстро укрыться в ближайшем здании, защит­ном сооружении;

- войдя в помещение, снять и поместить верхнюю одежду и обувь в пластиковый пакет или пленку, закрыть окна и двери, от­ключить вентиляцию, включить телевизор, радиоприемник;

занять место вдали от окон;

- при наличии измерителя мощности дозы (дозиметра), рентгенометра - определить уровень радиации;

- провести герметизацию помещения и защиту продуктов пита­ния;

- сделать запас воды в закрытых сосудах;

- принимать лекарственные препараты, которые выдаются ле­чебно-профилактическими учреждениями в первые часы после аварий;

- строго соблюдать правила личной гигиены, значительно сни­жающие внутреннее облучение организма;

- оставлять помещение только при крайней необходимости и на короткое время. При выходе защищать органы дыхания и надевать плащи, накидки из подручных материалов и средства защиты кожи.
После возвращения переодеться.

Задача 17.

В вашем районе проживания произошел выброс ядовитых ве­ществ. Ваши действия.

- Защитить органы дыхания имеющимися средствами индивиду­альной защиты - надеть маски противогазов, респираторы, ватно-тканевые повязки, противопыльные тканевые маски или применить подручные средства (платки, шарфы и др.);

- по возможности быстро укрыться в ближайшем здании, защит­ном сооружении;

 

- войдя в помещение, снять и поместить верхнюю одежду и обувь в пластиковый пакет или пленку, закрыть окна и двери, от­ключить вентиляцию, включить телевизор, радиоприемник;

- занять место вдали от окон;

- провести герметизацию помещения и защиту продуктов пита­ния;

- сделать запас воды в закрытых сосудах;

- принимать лекарственные препараты, которые выдаются лечеб­но-профилактическими учреждениями в первые часы после аварии;

- строго соблюдать правила личной гигиены, значительно сни­жающие внутреннее отравление организма;

- оставлять помещение только при крайней необходимости и на короткое время. При выходе защищать органы дыхания ватно-марлевой повязкой (носовым платком, куском материи), предвари­тельно смочив ее водой или раствором питьевой соды (при хлоре), раствором лимонной кислоты (при аммиаке) и надевать плащи, на­кидки из подручных материалов и средства защиты кожи. После возвращения переодеться;

- зону заражения необходимо преодолевать в направлении, пер­пендикулярном направлению ветра;

- при подозрении на отравление исключить любые физические нагрузки, принять обильное теплое питье и обратиться к медицин­скому работнику.

Задача 18.

Вы попали в железнодорожную катастрофу. Ваши действия с целью уменьшения факторов риска для жизни и здоровья.

- Сохранять спокойствие, выдержку и самообладание, не подда­ваться панике;

- закрыть голову руками;

- упереться ногами* стену по ходу движения поезда;

- если с вами ребенок, его нужно крепко прижать, закрыть со­бой;

- наиболее опасное место для пассажира - верхняя полка, а так­ же падающий багаж;

- после того, как произошел удар и полная остановка вагона, первым делом нужно определить, в каком положении вы находи­тесь, не горит ли вагон;

- в зависимости от ситуации двигаться к выходу через дверь или окно;

- если двери сразу не открылись, скорее всего их заклинило, в этом случае надо выбивать стекла;

- выбравшись из вагона и отойдя на безопасное расстояние, сле­дует приступить к осмотру травм и повреждений и приступить к оказанию первой помощи пострадавшим.


Задача 19.

Вы собираетесь в лес на прогулку. Какие меры предосторожно­сти вы примете?

- Необходимо подготовить обувь и одежду по погоде;

- взять компас для ориентирования и предметы первой необхо­димости (топор, спички);

- необходимо знать местность;

- предупредить близких, друзей или соседей о месте прогулки и ее длительности;

- при длительной прогулке взять нескоропортящиеся продукты питания и воду в закрытой упаковке.

Задача 20.

Бы заблудились в лесу. Ваши действия.

- Надо остановиться и присесть, подумать, как выбраться к тому месту, откуда начинается знакомый путь. А для этого:

- вспомнить последнюю примету на знакомой части пути и по­стараться проследить к ней дорогу;

- если это не удастся, вспомнить знакомые ориентиры, лучше всего протяженные и шумные (железную дорогу, шоссе и пр.);

- если ориентиров нет, нужно постараться влезть на самое высо­кое дерево и осмотреть местность с высоты;

- выйти к людям помогают звуки -работающий трактор, лаю­щая собака; помогает запах дыма, необходимо двигаться против ветра.

Задача 21.

На вас напала собака. Ваши действия

- К нападающей собаке повернуться лицом;

- принять стойку или броситься навстречу, если уверены в себе (собака натаскана на убегающего человека и скорее всего отскочит в сторону);

 

- используя подручные средства (зонтик, палку, камни), отсту­пайте к укрытию спиной (забору, дому), призывая на помоцц, окру­жающих;

- если есть возможность, обмотайте пиджаком, плащом пред­плечье и руку, а затем, выставив ее (защищая шею и лицо от укуса), спровоцируйте собаку на укус и с силой ударьте по верхней челю­сти собаки - от сильного удара она может сломаться;

- если собака сбила с ног — упасть на живот, руками закрыть шею;

- болевые точки у собаки - нос, пах, язык.

Задача 22.

Вы решили искупаться в необорудованном водоеме. Меры пре­досторожности, которые необходимо принять.

- Купаться в незнакомых и необорудованных водоемах не жела­тельно;

- запрещается купание в нетрезвом виде;

- необходимо проверить глубину подручными предметами;

 

- выбрать безопасное место: удобный спуск, отсутствие кам­ней, ям, коряг, стекол и пр., отсутствие водоворотов и быстрого течения;

- не желательно купаться в темное время суток;

- также опасно купаться в одиночестве;

- во избежание судорог и переохлаждения нельзя купаться в хо­лодной воде;

- по возможности иметь спасательные средства.

Задача 23.

Вы случайно оказались в толпе. Ваши действия.

- Ни в коем случае не идти против толпы;

- стараться избегать ее центра и края — опасного соседства вит­рин, решеток, оград набережной и т.д.;

- уклоняться от всего неподвижного на пути - столбов, тумб, стен и деревьев;

- не цепляться ни за что руками;

- если есть возможность, застегнитесь;

- выбросить сумку, зонтик и т.д.;

- если у вас что-то упало, ни в коем случае не пытайтесь под­нять;

- защитить диафрагму сцепленными в замок руками, сложив их на груди;

- упруго согнуть руки в локтях и прижать их к корпусу;

- главная задача - не упасть, но если вы все-таки упали, следует защитить голову руками и немедленно вставать (быстро подтяните к себе ноги, сгруппируйтесь и рывком попытайтесь встать);

- при первой же возможности попытаться выбраться из толпы.

Задача 24.

Вам необходимо пересечь водоем по льду. Ваши действия.

- Оценить безопасность льда: для одиночного пешехода - зеле­новатого оттенка, толщиной не менее 7 см;

- чтобы измерить толщину льда, надо пробить лунки по сторо­нам переправы (рекомендуемое расстояние между ними 5 м) и промерить их;

- на лыжах осуществлять переправу безопасней, чем пешком;

- следует поискать уже проложенную лыжню;

- если есть лыжи, то их крепления надо отстегнуть (чтобы легко от них избавиться), а палки держать в руках, не накинув петли на кисти;

- рюкзак лучше повесить на одно плечо или волочить за собой на веревке.


Задача 25.

Вы находитесь у водоема, видите, что тонет человек. Ваши действия.

- Определить, нет ли рядом спасательного средства;

если поблизости есть, спасательные средства, бросить их уто­пающему;

- позвать кого-нибудь первую помощь;

- прийти на помощь утопающему, максимально учитывая тече­ние воды, ветер, расстояние до берега и свои силы;

- приближаясь, старайтесь ободрить тонущего и успокоить его;

- если тонущий может контролировать свои действия, то он должен держаться за плечи спасателя,

- если нет, то обращать с ним надо грубои бесцеремонно;

- если утопающий уже погрузился в воду, не бросайте попыток найти его в глубине, а затем вернуть к жизни (если человек пробыл под водой около 6 минут);

- вытащив на берег, осмотреть потерпевшего, оказать ему пер­вую медицинскую помощь.

Предмет и задачи риторики. Различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Сложились два основных направления.

Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедительности, к способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относят Исократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. ван Эемерену, направление в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а от Исократа – «литературным».

В эпоху эллинизма «литературное» направление укрепилось и вытеснило «логическое» на периферию дидактической и научной риторики. Это произошло, в частности, в связи со снижением роли политического красноречия и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после падения демократических форм правления в Греции и в Риме. В Средневековье такое соотношение продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере школьного и университетского образования, превращаться в литературную риторику. Она находилась в сложных взаимоотношениях с гомилетикой – учением о христианском церковном проповедничестве. Представители гомилетики то обращались к риторике, чтобы мобилизовать ее инструментарий для составления церковных проповедей, то вновь отгораживались от нее как от «языческой» науки. Преобладание «декоративно-эстетического» представления о собственном предмете углубляло отрыв риторики от речевой практики. На определенном этапе сторонники «литературной» риторики вообще перестали заботиться о том, годятся ли их речи для эффективного убеждения кого-либо. Развитие риторической парадигмы в данном направлении завершилось кризисом риторики в середине 18 в.

Соотношение сил изменилось в пользу «логического» направления во второй половине 20 в., когда на смену старой риторике пришла неориторика, или новая риторика. Ее создатели были преимущественно логиками. Они создавали новую дисциплину как теорию практического дискурса. Наиболее весомую часть последней составила теория аргументации. Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста. В связи с этим неориторику иногда именуют неоаристотелевским направлением, особенно если речь идет о неориторике Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки.

Определения в русле «логического» направления: искусство правильной речи с целью убеждения; наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта (А.К.Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С.И.Гиндин); убеждающая коммуникация (Й.Коппершмидт); наука речевых действий.

Определение в русле «литературного» направления: Филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего, прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой (В.Н.Топоров).

Общая и частная риторика. Подразделения риторики. Традиционно различаются общая и частная риторика. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также второе значение – одно из направлений новой риторики. Начало использованию этого термина положил выход в свет книги Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. Иногда «общая риторика» используется как синоним «неориторики».

В античных учебниках риторики различались три функциональных типа речи: совещательная (склоняющая или отклоняющая), судебная (обвинительная или защитительная) и торжественная, церемониальная или показательная (хвалебная или порицающая) речь. Совещательная речь использовалась в политическом красноречии. Она должна была исходить из ценностных категорий полезного и вредного. Судебная речь основывалась на категориях справедливого и несправедливого, а церемониальная – на категориях хорошего и дурного. В Средневековье преобладающим видом красноречия было церковное красноречие, исходившее из категорий угодного и неугодного Богу.

В новое время статус различных сфер социальной коммуникации относительно уравнялся. К традиционным видам красноречия – политическому, судебному, торжественному и богословскому добавились новые – академическое, деловое и публицистическое красноречие.

Ныне можно различать столько же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев – и более мелких функциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступления является подразделом публицистической риторики).

Наибольшее воздействие на общественное сознание в каждую эпоху оказывают доминирующие виды речевой коммуникации. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины привлекают наибольший интерес. В настоящее время это риторика средств массовой информации, политическая и деловая (коммерческая) риторика.

Среди других подразделений риторики – деление на теоретическую, прикладную и тематическую риторику. Теоретическая риторика занимается научным исследованием правил построения качественной речи, а прикладная использует найденные правила и закономерности, а также лучшие образцы наиболее успешных речей, в практике обучения словесности. Теоретическая и прикладная риторика тождественны научной и учебной риторике. Тематическая риторика рассматривает объединение различных видов словесности вокруг одной важной темы, например, выборов президента. Она получила распространение в США.

В какой же последовательности оратор должен работать над речью? С чего начать, если необходимо создать текст публичного выступления? Ответ на эти вопросы дает античный риторический канон, служивший своего рода схемой работы над речью, указывавший последовательность действий будущего оратора.

1. Изобретение (инвенция) предполагало работу над мыслью речи, отбор содержания будущего выступления. На этом этапе оратор задавался вопросом: что сказать?

2. Расположение (диспозиция) представляет работу над композицией речи, уточнение соположения частей. На этом этапе шла работа над ответом на вопрос: где сказать?

3. Выражение (элокуция) — это этап редактирования речи, когда оратор шлифовал текст, удаляя неудачные выражения и добавляя те, которые были бы более уместны. На этом этапе давался ответ на вопрос: как сказать?

4. Запоминание (мемория) — это технический этап подготовки, когда оратор размышлял над тем, как донести созданный текст до слушателя: выучивал наизусть, составлял заметки и т. п.

5. Произнесение (акция) — общение оратора с аудиторией, кульминация всей ораторской деятельности.

 

На этом античный канон заканчивался, но современная риторика считает, что должен быть выделен еще один этап:

6. Рефлексия. Здесь оратор размышляет над произнесенной речью, анализирует удачи и просчеты, делает выводы на будущее о том, как в следующий раз улучшить свою речь.

Первые три части канона представляют собой докоммуникативный этап, когда идет работа над текстом речи. Произнесение — коммуникативный этап, взаимодействие оратора и аудитории. Рефлексия может быть охарактеризована как посткоммуникативный этап — анализ проделанной работы и выводы на будущее.

Вопрос 3 Личностная парадигма оратора

 

потребовал описания личностной парадигмы оратора, в которой определялись бы основные составляющие ораторской деятельности. Она включает этос, логос и пафос оратора. " Этос, логос и пафос существуют в любой публичной речи и являются ее объективными свойствами. Оратор вольно или невольно проявит в своей речи нрав, который будет импонировать аудитории или вызовет недоверие. Он обязательно приведет факты и рассуждения, которые убедят или будут оценены скептически. Речь непременно вызовет у слушателей чувства, благоприятные или препятствующие целям выступающего."[20, 6] Таким образом, этос — это нравственная (этическая) основа речи; логос — это идея, содержательная (логическая) сторона речи; пафос — это средства воздействия на аудиторию (психологическая сторона речи). Вот что пишет об изучении этих категорий в общей и частной риторике А.А. Волков. Об этосе: "В общей риторике изучаются условия этической оценки образа ритора аудиторией по результатам речи. Смысловые позиции этой оценки, так называемые ораторские нравы, означают одновременно и нравственные задачи, которые ритор ставит перед собой"; о логосе: "В частной риторике изучаются приемы аргументации, свойственные конкретным видам словесности, например, аргументация богословская, юридическая, естественнонаучная, историческая. В общей риторике изучается метод построения аргументации в любых видах слова"; о пафосе: "Эмоции, которые ритор формирует в аудитории и эмоциональный образ речи взаимосвязаны. Они по-разному проявляются в конкретных формах словесности, но и роман, и философский трактат, и ораторская речь, и проповедь могут быть выдержаны в сентиментальном, романтическом, героическом духе и вызвать различные риторические эмоции — гнева, сострадания, патриотизма, солидарности и т. д. Но сентиментальная речь не может побудить аудиторию к решительным действиям, а героический пафос не способствует состраданию к ближнему. Это значит, что в общей риторике изучаются технические приемы создания литературного пафоса и риторических эмоций."[18, 17–18]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 96; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.184 сек.