Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы темы




Занятие 5

Беспокойный V век выдвинул свободного человека как сгусток предельной энергии и самостоятельности, возможных в рамках рабовладельческого общества, и тем самым встал на путь антропоцентризма, прогрессирующего с каждым десятилетием. Отсюда та невероятная страсть к слову и преклонение перед его силой, которым отличались греки».

Из истории риторики: ораторское искусство в период античности, в эпоху Средневековья и Ренессанса

Занятие 3-4

 

Основные вопросы темы:

1. Древняя Греция. Предпосылки зарождения риторики.

2. Две школы красноречия: теория и практика софистов, школа Сократа.

3. Диалоги Платона. Их роль в формировании предмета риторики.

4. «Риторика» Аристотеля как первая теория науки красноречия.

5. Древний Рим. Риторика как основополагающий компонент римской культуры.

6. Риторический идеал Цицерона. Трактаты Цицерона.

7. «Риторические наставления» Квинтилиана.

8. Раннее христианство. Гомилетика как новый этап в развитии риторики.

9. Догматизм и схоластика как риторические доминанты эпохи Средневековья.

10. Место риторики в культуре Ренессанса.

Литература

1. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002. С. 8-22.

2. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2001. С. 10-11, 18-24.

3. Михальская А.К. Русский Сократ. – М., 1996. С. 12-32.

4. Русская риторика. Хрестоматия / Авт.-сост. Л.К.Граудина. – М., 1996. С. 8-37.

5. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. – Ростов- на –Дону, 1999. С. 3-36.

 

Задания и вопросы для обсуждения:

1. Прокомментируйте следующий фрагмент

(А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. Платон и Аристотель)

2. Прочитайте рассказ А.П.Чехова «Сильные ощущения». Какой идеал красноречия воплощен в речевом поведении начинающего адвоката? Ответ аргументируйте.

3. Какой смысл, на ваш взгляд, вкладывается в понятие софистика на уровне обыденного сознания?

4. Прочитайте диалоги Платона «Софист», «Горгий», «Федр». Выпишите из них те фрагменты, которые подтверждают оценку данных текстов как основ европейской риторической культуры. При работе с текстом диалога «Софист» выполните следующие задания:

1). Попытайтесь найти в тексте все определения, данные Платоном софисту, их не менее пяти. Последовательно выпишите и соотнесите с ближайшим контекстом. Проследите систему доказательств Платона по каждому из определений.

2). Попытайтесь составить схему божественных и человеческих искусств по Платону.

3). Подумайте, нет ли возможности отождествить с софистикой кого-либо из современных ораторов

При работе с текстом диалога «Федр» выпишите в тетрадь рекомендацию относительно того, как нужно писать речи искусно.

5. Сформулируйте и запишите, в чем заключается заслуга Аристотеля в развитии риторики?

6. В чем заключалась движущая сила ораторского искусства в Древнем Риме?

7. «…именно этот человек по преимуществу доказал римлянам, как много прелести привносит красноречие к делам чести и что правдивое дело, раз оно правильно изложено, несокрушимо». О ком говорит Плутарх?

8. Почему Цицерон считал философию прикладной наукой по отношению к риторике?

9. Прочитайте отрывки из трактатов Цицерона в хрестоматии «Русская риторика», с 23-30.

10. Какое определение в большей степени подходит к античной риторике: а) искусство воздействия на аудиторию; б) умение убедить слушателей; в) украшательство речи

Г) искусство говорить правильно? И почему?

11. Назовите основных представителей гомилетики. Каковы её характерные черты?

 

 

Ораторское искусство в России

Основные вопросы темы:

1. Возникновение и развитие русского красноречия как части русской культуры.

2. Ораторское искусство Древней Руси. Ораторское начало в стиле «Слова о полку Игореве».

3. Ораторское искусство в Петровскую эпоху.

4. Первые риторики XYI-XYII вв.

5. «Краткое руководство к красноречию» М.В.Ломоносова. Его роль в развитии теории ораторского искусства в России.

6. Русская ораторская школа XIX века: риторики М.М.Сперанского, А.Мерзлякова, Н.Кошанского, А.Галича, академическое, судебное, духовное красноречие.

7. Риторические традиции в советский период.

Литература

 

1. Аннушкин В.И. Н.Ф. Кошанский – филологический учитель А.С.Пушкина РЯШ. 2000. № 1.

2. Граудина Л.К. Из истории русского красноречия // РР. 1986. № 4.

3. Граудина Л.К. Риторика И.С.Рижского // РР. 1984. № 5.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002. Глава 4. Глава 5 (18 – 20, 22).

5. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2001. С. 10-11, 18-24.

6. Михальская А.К. Русский Сократ. – М., 1996. С. 172-187.

7. Русская риторика: Хрестоматия. – М., 1986.

8. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. – Ростов- на –Дону, 1999. С. 3-36.

 

Задания и вопросы для обсуждения:

 

1. В чём особенность зарождения и становления русского красноречия?

2. Когда были созданы самые ранние риторики в России и кто их написал?

3. В 1805 году крупнейший русский минералог и химик, один из основных разработчиков русской научной терминологии Василий Михайлович Севергин (1765-1826) выступил в Академии со «Словом похвальным Ломоносову»: «Правда, что правила изобретения идей, украшения и расположения слова у всех просвещенных народов почти одинаковые, но Ломоносов был первый, который и в сем поприще лучшую проложил стезю на русском языке. И хотя после него многие изданы подобные руководства, но творение служило им всегда основанием; и не взирая на оные, любители словесности не перестают доныне читать его риторику и образовывать себя по оной. Ибо никто почти не был столь счастлив в выборе примеров, особливо в наполнении периодов и распространении слова, в возбуждении страстей, в вымыслах и вообще в украшении и расположении. Здесь должны мы наипаче удивляться изяществу его вкуса, ибо все его примеры сильны, ясны и привлекательны, а некоторые неподражаемы…».

Согласны ли вы с мнением В.М. Севергина? Свой ответ подтвердите, опираясь на материалы хрестоматии «Русская риторика». С. 60-67. Как определял риторику М.В.Ломоносов?

 

4. Подготовьте краткие сообщения по материалам журнальных статей, указанных в Литературе (1, 2, 3).

5. В чём причина активного создания учебников по риторике в конце 18- первой половине 19 в.? Каково их значение в истории отечественного красноречия? Выпишите определения риторики из учебников М.М.Сперанского, И.С. Рижского, А.С.Никольского, А.Ф.Мерзлякова, Ф.Л.Малиновского, Н.Ф.Кошанского, А.И.Галич (Хрестоматия, с. 74-166).

6. Можно ли назвать по аналогии с литературой, музыкой, наукой 19 век «золотым веком» русского красноречия?

7. Какова дальнейшая судьба риторики в России? Подготовить проблемное сообщение на 5-7 минут.

Литература

1. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002. С. 8-22.

2. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2001. С. 10-11, 18-24.

3. Михальская А.К. Русский Сократ. – М., 1996. С. 12-32.

4. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. – Ростов- на –Дону, 1999. С. 3-36.

 

Занятие 6-7

Виды красноречия

 

Основные вопросы темы:

1. Проблема типологии риторических видов.

2. Решение вопроса типологии в трактате Аристотеля «Риторика». Отражение аристотелевских традиций в последующих классификациях.

3. Современное представление о видах красноречия.

4. Понятие риторического жанра: ситуация, тема, интенция.

 

Задания и вопросы для обсуждения:

1. С чем связаны разночтения в типологии красноречия?

2. прокомментируйте слова Аристотеля: «Слушатель необходимо бывает или простым зрителем, или судьей».

3. Правомерно ли, на ваш взгляд, включать в типологию такую разновидность, как «Диалоги с самим собой»? Ответ аргументируйте.

4. Для каждого вида красноречия подготовьте краткую характеристику (сфера, функции, жанры), используя материалы хрестоматии (см. источник 8 в Литературе). Запишите данные характеристики в тетради.

5. Подготовьте проблемное сообщение по вопросу о риторических жанрах (см. источник 1 в Литературе).

6. Разделяете ли вы исследовательский интерес к политическому языку, отличающий современную риторику?

7. Проанализируйте речевое поведение одного из современных политиков

8. Есть ли различие в понятиях «академическое красноречие» и «педагогическая риторика», «судебное красноречие» и «юридическая риторика»?

9. Почему судебное красноречие относится к агональной риторике?

10. Виды речей по целям: выполните упр. 9-10, 13 на с. 176-177, 5 на с. 181, 4 на с. 193, 6 на с. 195, 198, 204, 8 на с. 210 в «Практической риторике» И.А.Стернина.

 

Литература

1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. – М., 2002. С.230-242.

2. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1999. Часть II. С. 46-107.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 1998. С.98-148.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002. С. 43-62, 210-215.

5. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2001. С. 10-11, 18-24.

6. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. – М., 1996. Глава III-IV. С. 72-158.

7. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. – Ростов- на –Дону, 1999. С. 3-36.

8. Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л.К.Граудина – М., 1986. С. 256-267.

 

 

Занятие 8

Законы и категории риторики

 

1. Понятие закона в риторике.

2. Виды риторических законов.

3. Содержание риторических законов.

4. Риторический идеал как основная категория риторики (свойства, типология, связь с логосферой).

5. Категории риторики (эффективность, риторичность, убеждение).

 

Литература

 

1. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002. С. 22-33.

2. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации.- М.,1999. С. 10-21.

3. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2001. С. 90 – 106.

4. Михальская А.К. Русский Сократ. – М., 1996. С. 40-42.

5. Р. Барт. Война языков // Р.Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.

6. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2003. Тема 2-4.С.21 – 59.

7. Судебные речи знаменитых русских

Задания и вопросы для обсуждения:

 

1. Ответьте на вопросы 16-22 с. 129-130 в «Основах риторики» А.К.Михальской.

2. Справедлив ли на ваш взгляд, афоризм «Доказать – не значит убедить»?

3. Прочитайте тексты: Аристотель «О дружбе»*, А.Ф.Кони Обвинительная речь по делу «Об утоплении крестьянки Емельяновой её мужем», Ю.М.Лотман «Мы выживем, если будем мудрыми»* и ответьте на следующие вопросы:

- Какова логическая цепочка рассуждений в каждом из текстов?

- Можно ли выделить в этих текстах «ключевые слова культуры»?

- С каким идеалом красноречия соотносятся тексты?

 

4. Выберите из любого широко известного произведения русской литературы текст речи кого-либо из персонажей и проанализируйте его с точки зрения категорий риторики, проявления риторического идеала.

5. Выполните упражнения 6-7 с. 133-134 в «Основах риторики».

6. Выполните задания 2-4+Ваше мнение в «Практической риторике» И.А.Стернина с.31-32; задания 2-5 с. 36-38

*Текст см. в Приложении «Тексты для риторического анализа»

Приложение «Тексты для риторического анализа




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.